Бульдозер Четра Т-11: технические характеристики

Бульдозер Четра Т 11: технические характеристики

Первый среди равных!

Своей известностью и популярностью у промышленников трактора под маркой «Четра» обязаны тяжелому гусеничному бульдозеру Т-11. Именно этот трактор стал флагманом в производственной линейке мощной бульдозерной техники, которая успешно применяется на производстве, в самых разных сферах промышленности.

Область применения модели Т-11 весьма обширна. Его широко применяют в разведке и при разработке месторождений нефти и газа, добывающей горной промышленности, на строительных площадках, а так же при прокладке новых и в ремонте старых дорог.

Этот бульдозер одинаково хорош при разработке любых категорий грунтов, будь то мерзлые или твердые. Такие эксплуатационные качества, плюс безопасные и комфортные условия работы, сделали машину популярной, способной успешно конкурировать с отечественными и зарубежными аналогами.

История создания бульдозера Четра Т-11

Решение о строительстве нового, крупного тракторного завода было принято в 1971 году, а в январе 72-го его строительство началось. Одновременно со стройкой, шел набор кадров в команду тракторостроителей нового предприятия, Чебоксарского Завода Промышленных Тракторов или ЧЗТП.

На ведущие должности были приглашены опытные специалисты с таких предприятий как: ЧТЗ, ПТЗ, ВгТЗ и др. В том же 1972 году начался набор и на рядовые должности, к новому предприятию потянулась молодежь с разных уголков страны.

В декабре 1974 года начал работу первый цех завода, на его площадях изготавливали комплектующие для первого трактора. В 1975 году 25 октября, отдел технического контроля принял первый бульдозер марки «ЧЗПТ», тяжелый Т-330 мощность которого составляла 330 л.с. Именно этот день принято считаеть днем рождения предприятия. В сентябре 1982 г был изготовлен юбилейный, 1000-ый по счету трактор Т-330.
t-330                                             Бульдозер Т-330.
В 1985 году была готова разработка линейки новых промышленных машин 50, 35 и 25 тонн. Были построены три первых бульдозера Т-25.01 с КПП планетарного типа. На его базе были созданы мелиоративная машина и модификация для трубоукладки.

В конце 1993-го «ЧЗПТ» был приватизирован и преобразован в ОАО «Промтрактор».

В 1995 году в серию пошли трактора Т-35 и Т-25, оснащались эти машины дизелями ЯМЗ. Начало работы над бульдозерами мощностью 240 и 280 л.с., получивших название Т-15 и Т-20 пришлось на 1996 год.

Первым  был собран т-20 зимой 97-го, а в октябре 99-го первый серийный Т-15. В том же 1999 г началось проектирование Т-11, весил он 19 тонн а мощность достигала 180 л.с. Первый бульдозер Т-11, был изготовлен в 2001 г, в качестве инвестора в этом проекте принимал участие Сбербанк, в этом же году запущено его массовое производство.

В 2002 году, на «Трактор шоу», где демонстрировались новые модели тракторов, ОАО «Промтрактор» впервые представил общественности свою продукцию под маркой «ЧЕТРА». В июне 2005 года предприятие стало частью концерна ООО «Тракторные заводы».

Технические характеристики бульдозера Четра Т-11

chetra-1

Бульдозер Т-11 создавался для работы во всех климатических зонах, машина прекрасно себя чувствует как при -50 на северах, так и в южных широтах при температуре до +50. Ремонтопригодность и простота в обслуживании обеспечивается модульным устройством узлов и деталей трактора. Каждый модуль можно отдельно демонтировать и транспортировать в ремонтный цех, оставив на месте многотонную машину.

Трактор разрабатывался вместе с германским концерном «Зауэр Данфосс» с учетом современных требований, поэтому Т-11 включает в себя узлы и агрегаты отечественного и зарубежного производства.

 Рассмотрим бульдозер более подробно.

Габариты и масса трактора:

  • Длинна – 6588 мм;
  • Ширина – 3854 мм;
  • Высота – 3412 мм;
  • База – 2616 мм;
  • Масса с рыхлителем, отвалом и ДВС, ЯМЗ/Cummins – 20785/19975 кг.

Двигатель бульдозера Четра Т-11

ЧЕТРА Т-11 комплектуется дизелями двух различных марок:

  • Отечественным ЯМЗ-236НД2;
  • Американцем Cummins QSB6,7-C204.

Ярославский моторный завод предоставил V-образный, четырехтактный, шестицилиндровый, дизель с жидкостным охлаждением. При объеме двигателя немногим больше 11-и литров, мощность его составила 136 (185) кВт (л.с.), при оборотах двигателя 1900 об/мин. Цилиндры диаметром 130 мм, а ход поршня 140 мм. Крутящий момент выдаваемый при оборотах двигателя 1200-1400 об/мин, приблизительно 883 Нм.

Американские машиностроители поставляют шестицилиндровый, четырехтактный, рядный агрегат с наддувом и жидкостным охлаждением. Благодаря наддуву и другим конструктивным особенностям, с объема в 6,7 литра удалось снять 137,5 (187) кВт(л.с.) при максимальных 2000 об/мин. Соотношение диаметра цилиндра и хода поршня составляют 102/136,4 мм. Крутящий момент при номинальных оборотах двигателя 1500 об/мин, около 938 Нм.

Американский дизель немного превосходит по характеристикам своего Ярославского собрата, так же считается более надежным и экономичным. Однако ЯМЗ гораздо проще в обслуживании и ремонт его на порядок дешевле, кроме этого Ярославские дизеля прошли не однократную проверку севером и при этом получали по большей части положительные отзывы. Поэтому однозначный ответ какой двигатель лучше, дать непросто, главное, что есть выбор.

Коробка передач бульдозера Четра Т-11

chetra-6

Коробка переключения передач на бульдозере Т-11 планетарного типа и возможностью переключения передач под нагрузкой. Муфты работают в масле и отличаются способностью передавать высокие значения крутящего момента.

Обеспечивает трактору три скорости вперед и столько же назад, скорость передвижения при этом составляет от 3,7 до 11 км/ч вперед и назад от 5 до 14,4. Коробка вместе с главной передачей и согласующим редуктором образует единый модуль, устанавленный в специальную расточку заднего моста.

Трансмиссия и ходовая бульдозера Четра Т-11

Гидростатическая трансмиссия разрабатывалась выше упомянутой компанией «Зауэр Данфосс», специально для бульдозеров марки «ЧЕТРА».

Для надежной передачи крутящего момента от дизеля к КПП, применяется гидротрансформатор, который соединен с мотором с помощью упругой муфты и карданной передачи.

Тормоза представляют собой многодисковые муфты, замкнутых постоянно пружинным усилием. На протяжении всего срока эксплуатации не нуждаются в регулировке, а охлаждение спомощью масла подоющегося под давлением.

Подвеска на тракторе полужесткая, трехточечная. Вынесенная ось качания тележек наделяет бульдозер повышенными тяговыми свойствами и надежным сцеплением с поверхностью, а так же оберегает ходовую Т-11 от нагрузок на удар.

chetra-5

Направляющие колеса, а с ними и поддерживающие и опорные катки, оснащены самоподжимными уплотнениями так называемый «двойной конус» и пожизненной одноразовой смазкой. Каждая гисеница бульдозера имеет по два поддерживающих катка и шесть опорных.

Гусеницы трактора Т-11 сборные, каждый башмак имеет один грунтозацеп, а для задержки смазки имеется уплотнение в шарнире.

Площадь поверхности на которую опирается гусеница составляет 2.668 м2, при этом давление на грунт не превышает 0,76 кг/см2.

  • Количество башмаков в гусенице – 39 шт;
  • Звенья с шагом – 203 мм;
  • Грунтозацепы высотой – 65 мм;
  • Ширина башмаков – 510 мм.

Рулевое управление и кабина бульдозера Четра Т-11

Управляется Т-11 с помощью бортовых фрикционов, многодисковых муфт с помощью гидравлики приводящихся в действие. Разъединяя (полностью или частично) муфты левого или правого бортового фрикциона, бульдозер поворачивает в соответствующую сторону. Управляются фрикционы с поста управления, с помощью двух рычагов.

CHETRA-T11-kabina

Кабина трактора имеет двойное остекление, отличную обзорность всех рабочих зон и оборудования. Оборудована системами отопления и принудительной вентиляции, а по заказу и системой кондиционирования.

Внутренняя отделка салона, форма панелей и органов управления имеют современный дизайн и выполнены из качественных материалов, а главное расположены максимально удобно для оператора.

Педаль газа может фиксироваться в выбранном положении, обеспечивая необходимые обороты двигателя. За направление (вперед, назад) и переключение передач, отвечает один рычаг. Два небольших рычага слева от водителя управляют бортовыми фрикционами. Имеются два отдельных рычага для управления рыхлителем и отвалом. Все элементы управления доступны с кресла оператора, что помогает снизить утомляемость оператора в течении смены.

Гидравлика и навесное оборудование бульдозера Четра Т-11

chetra-3

В состав раздельно-агрегатной системы бульдозера Т-11 входят:

  • Насос шестеренчатый S1A6097, при оборотах двигателя 1800 об/мин выдает производительность 163 л/мин. Производитель, компания «David Brown»;
  • Распределитель четырех-секционный от компании «Bosch Rexton», три секции рабочие, одна клапанная;
  • Клапан предохранительный, срабатывает при давлении свыше 200 МПа;
  • Гидробак сварной, емкостью 85 л;
  • Гидроцилиндры 5 шт. 2 на подъем-опускание отвала, 1 на поворот отвала вправо-влево, 2 на подъем-опускание рыхлителя.

Бульдозерное оборудование.

Полусферический отвал большой емкости обеспечивает бульдозеру Т-11 высокую производительность. Применение диагональной тяги при переносе боковых нагрузок с отвала, на левый лонжерон бульдозера, дает наибольшее сближение отвала с капотом и наибольшее опорное усилие на нож отвала.

Рыхлитель.

chetra-4

В зависимости от необходимой производительности, на бульдозеры «ЧЕТРА» устанавливаются рыхлители с одним клыком, а так же с тремя или двумя зубьями.

  • Вид рыхлителя – многозубый/нерегулируемый;
  • Количество зубьев – 3/1;
  • Заглубление – 640/530 мм;
  • Усилие заглубления – 6,14/5,7 т;
  • Усилие вырывания – 17,15/16 т.

Модификации бульдозера Четра Т-11

Бульдозеры Т-11 могут оснащаться двигателями двух производителей и различным навесным оборудованием и массой. Например: Т-11.02ЯБ оснащается дизелем ЯМЗ-236, а масса его составляет от 20.87 до 23.4 т; Т-11.02К с дизелем Commins и массой от 20.4до 23.4 т.

Так же после названия можно встретить дополнительные литеры, которые пишутся для более простой идентификации, их обозначения:

  • М – малое давление на грунт;
  • С – наличие гидростатической трансмиссии;
  • Л – лебедка в комплекте;
  • П – с поворотным отвалом.

Эксплуатация бульдозеров Четра Т-11

Подавляющее количество машин этого класса в нашей стране, работают в тяжелых условиях севера, сибирской и дальневосточной тайге. Осваивают нефтяные и газовые месторождения, а так же участвуют в разведке новых. Прокладывают нефте и газопроводы, через дикие необжитые места, где нет ни дорог ни инфраструктуры. Работают на золотодобыче, на приисках восточной Сибири и на р. Колыме.

В таких тяжелых условиях техника часто работает на пределах возможного, и преимущества, как и недостатки, быстро себя проявляют:

 Преимущества.

  • Адаптация машин к условиям севера: предпусковой подогрев двигателя; дополнительный, независимый отопитель в салоне, импортные топливные фильтры с функцией подогрева топлива и сепарации воды;
  • Модульное исполнение узлов и систем, что повышает ремонтопригодность и простоту обслуживания;
  • Надежные дизеля ЯМЗ и Commins;
  • Комфортные условия труда для оператора.

CHetra-T11-vypolnyaet-tryuk

Четра Т-11 выполняет трюк.

Недостатки.

  • Наиболее часто возникают проблемы с гидравликой, после наработки 2-3 тыс. часов;
  • Проблемы в работе трансмиссии (опять же по части гидравлики);
  • В целом уступают по надежности и наработке известным зарубежным аналогам.
  • Не больший срок службы гусениц.

Заключение

chetra-2

В целом машина неплохая, хоть и уступает по надежности некоторым зарубежным аналогам. В марке «ЧЕТРА», что не маловажно для отечественного машиностроения производитель уделил значительное внимание комфорту оператора. Так же в конструкции в целом применены современные конструктивные решения и технологии. Конечно есть масса недоработок которые заводу еще предстоит исправить, но в целом «ЧЕТРА» движется в верном направлении.

По цене бульдозеры этой марки дешевле именитых аналогов из-за рубежа примерно в 1,5 раза. Это является значительным преимуществом перед конкурентами в пользу ЧЕТРЫ на отечественном рынке.

На вторичном рынке цена бульдозера Т-11 может колебаться от 800-900 тыс. за машину в рабочем состоянии выпущенную в начале 2000-х, до 4,5 миллионов за откапиталеный экземпляр 4-5 летнего возраста. Новеньки Т-11 приобрести можно за 5,5-6,7 млн. рублей.

Нам очень важно ваше мнение. Оцените пожалуйста статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.