ЛТЗ 55: технические характеристики
Один из последних липецких тракторов
Тридцать четыре года, с 1961-го по 1995-й, основной моделью Липецкого тракторного завода был известный всем и каждому в СССР (в основном на селе) Т-40 и его модификации. Этот «трудяга», растиражированный в количестве без малого 1,2 миллиона экземпляров, к концу 80-х годов уже морально устарел и требовал глубокой модернизации. И он её получил: в 1991 году с конвейера завода сошёл первый новый трактор ЛТЗ-55, он же – глубоко переработанный и усовершенствованный Т-40М. Это компактный, универсальный трактор для крестьянских хозяйств и коммунальных служб, относящийся к 0,9 тяговому классу.
1. История предприятия и модели ЛТЗ-55
2. Технические характеристики трактора ЛТЗ-55
2.1 Сфера применения и основные показатели в цифрах
2.2 Двигатель трактора ЛТЗ-55
2.3 Трансмиссия и сцепление ЛТЗ-55; рулевое управление
2.4 Ходовая часть
2.5 Кабина ЛТЗ-55
3. Модификации трактора ЛТЗ-55
4. Особенности эксплуатации трактора ЛТЗ-55 и отзывы владельцев
5. Трактора ЛТЗ-55 на вторичном рынке
История предприятия и модели ЛТЗ-55
Трактор ЛТЗ-55, у которого были все шансы занять свою нишу на рынке России и постсоветского пространства, с начала двухтысячных больше не производится. Как и прочие липецкие трактора. Потому что тотальную разруху и «прихватизацию» девяностых – начала двухтысячных Липецкий тракторный завод не пережил.
Повторив печальную судьбу многих славных предприятий советской эпохи, по схеме: «прихватизация» – распродажа и разорение всего и вся – сдача оставшихся в пригодном состоянии помещений в аренду – продажа участков в городской черте под жилую и коммерческую застройку.
Создан Липецкий тракторный завод был в 1937 году, производил военные тягачи для артиллерии, а свою первую гражданскую продукцию – гусеничные трактора «Кировец-35», начал выпускать в 1944-м. Колёсные трактора предприятие начало производить в 1957 году; это были трактора 0,6 тягового класса Т-25, затем Т-30 и Т-35. Самым массовым липецким трактором в истории стал Т-40, в нескольких его заднеприводных и полноприводных модификациях. Эта модель является прямым и непосредственным «потомком» трактора ЛТЗ-55.
При модернизации Т-40 конструкторским бюро завода были учтены все современные требования к специализированному универсально-пропашному транспортному средству; обеспечена максимальная совместимость с доп. оборудованием и универсальность применения сельхозмашины; добавлено мощности дизельному двигателю Д-144, в значительной степени усовершенствованы кабина и рабочее место механизатора.
Специалистами завода была проведена особая работа по оптимизации распределения массы отдельных узлов трактора на задний и передний мост, чтобы снизить расход топлива и себестоимость производимой продукции. Был расширен (до 120 наименований!) и список всевозможного дополнительного оборудования и агрегатов, с которыми возможно использовать трактор.
Технические характеристики трактора ЛТЗ-55
Сфера применения и основные показатели в цифрах
ЛТЗ-55 – это универсально-пропашной трактор 0,9 тягового класса, предназначенный, в первую очередь, для выполнения полного спектра сельскохозяйственных работ по обработке почвы: пахоты, культивации, посева, межрядовой обработки различных культур и т.д., и т.п.
Возможность агрегатирования с широким перечнем навесного оборудования, компактность, маневренность и тяговитость позволяют применять данные трактора также и в лесопромышленной отрасли; и в коммунальных хозяйствах: для уборки снега и мусора, для транспортировки любых грузов, и так далее.
- Габаритные размеры трактора: (Длина х Ширина х Высота, в мм) 3750 х 1710(2170) х 2560.
- Дорожный (агротехнический) просвет – от 500 до 600мм, в зависимости от модификации.
- Масса (базовая, без доп. оборудования) – 2,65 т.
- Длина базы – 2145 мм.
- Ширина колеи: от 1375 до 1840 мм.
Двигатель трактора ЛТЗ-55
Мотор трактору ЛТЗ-55 достался в наследство от Т-40. Это четырёхтактный дизельный мотор Д-144 производства Владимирского моторо-тракторного завода. При сохранении рабочего объёма в 4,15 л мощность данного двигателя была увеличена до 50 лошадиных сил (36,8 кВт). А показатели расхода топлива наоборот, уменьшены.
Четыре цилиндра двигателя Д-144 расположены рядно. Диаметр каждого цилиндра составляет 105 мм. Номинальное значение оборотов двигателя – 1800 в минуту. Удельный расход топлива, по данным производителя, составляет 242 г/(кВт х ч), а при эксплуатационной мощности – 178 г/(кВт х ч). Необходимо отметить, что, помимо экономичности, данный двигатель обладает также пониженным содержанием окиси углерода в выхлопных газах.
Трансмиссия и сцепление ЛТЗ-55; рулевое управление
Трактор оборудован восьмиступенчатой коробкой передач: семь передних и одна задняя. Трансмиссия обладает реверсом для каждой скорости; фрикционной однодисковой муфтой сцепления сухого типа (с дополнительной муфтой независимого ВОМ); сухими ленточными тормозами; стояночным тормозом с приводом на основные колёса.
Управление передним мостом осуществляется рулевой колонкой, снабжённой гидроусилителем с насосом-дозатором. Рулевую колонку имеется возможность регулировать как по углу наклона, так и по высоте рулевого колеса – при помощи цангового зажима, находящегося в трубе стойки.
Ходовая часть
Трактор ЛТЗ-55 — это заднеприводная сельхозмашина. Подвеска задних колёс – жёсткая, для передней оси предусмотрен пружинный блок. Это позволяет конструкции трактора выдерживать нагрузку в полторы тонны.
Главная передача приходится на передний мост. Мощность передаётся посредством двух конических шестерёнок. В основе дифференциала переднего моста – двойная обгонная муфта храпового типа.
Кабина ЛТЗ-55
Нельзя не отметить устройство кабины трактора. Поскольку для своего времени это было довольно комфортное и умно, эргономично обустроенное рабочее место механизатора. Хотя, конечно, в начале девяностых ещё и не помышляли о таких вещах, как климатические системы для кабины, и вентиляция была естественной – через форточку и лючок. Кабина трактора «ЛТЗ-55» была сделана достаточно герметичной, и печка работает хорошо, обеспечивая тепло ногам в морозную погоду.
Конечно, качество уплотнителей кабины ещё не позволяет говорить о качественной шумо- и виброизоляции рабочего места. Однако по сравнению с предшественником – трактором Т-40 это был существенный шаг вперёд.
В разы увеличилась площадь остекления и, соответственно, обзор из кабины. Все приборы расположены эргономично и удобно, «под рукой». Рулевая колонка и кресло механизатора можно регулировать по высоте. А также по степени наклона руля и расположению рулевого колеса.
Модификации трактора ЛТЗ-55
Наряду с базовой, заднеприводной моделью, липецкий завод успел выпустить ещё несколько модификаций своего нового трактора:
- ЛТЗ-55А – полноприводной вариант трактора, со всеми четырьмя ведущими колёсами;
- ЛТЗ-55Н – модель с пониженным клиренсом, для работы на склонах;
- ЛТЗ-55АН – трактор с пониженным клиренсом и полным приводом «в одном флаконе»;
- ЛТЗ-55АЛ – модель с пониженным уровнем давления на грунт.
Кроме того, предполагалось наладить серийный выпуск данных тракторов открытого типа, без кабины, специально для работы на хлопководческих, чайных и т.п. плантациях. Такие, «кабриолетные» трактора ЛТЗ-55 собирались поставлять в республики Средней Азии и южные страны – союзницы СССР.
Особенности эксплуатации трактора ЛТЗ-55 и отзывы владельцев
Положительных оценок от фермеров и механизаторов трактора ЛТЗ-55 удостоились за такие свои особенности, как компактность и небольшой вес при солидной мощности; а также хорошие показатели маневренности и проходимости.
В соединении с высокой универсальностью (возможностью агрегатирования с самым разным оборудованием), это помогает выполнять самый широкий спектр сельхозработ. В том числе и тех, которые требуют большой точности, аккуратности, скорости и минимального давления на грунт.
Немало похвал заслужил безотказный и неприхотливый дизельный двигатель Д-144, демонстрирующий стабильную работу даже при экстремально низких или высоких температурах. Расход солярки на порядок ниже, чем у МТЗ-80; экономичность ЛТЗ-55 у многих крестьян на первом месте в списке его достоинств.
Некоторые проблемы может временами доставлять сравнительно небольшое тяговое усилие. С тяжело нагруженным прицепом весящему довольно немного трактору ЛТЗ-55 бывает трудно тронуться с места. Есть нарекания и по поводу систематически случающихся протечек масла и топлива. Что говорит о низкого качества сальниках, прокладках и стыках.
В процессе эксплуатации обнаружилась и такая проблема: шпильки в сцеплении – настоящее «больное место» новых липецких тракторов. Нужно работать очень аккуратно, иначе ЛТЗ-55 часто рвёт шпильки на сцеплении. Возможно, дело в том, что корзина сцепления досталась ему «в наследство» от Т-40, а двигатель к ней прилагается уже гораздо «бодрее». И весь крутящий момент передается через эти три шпильки.
Хотя есть и другая версия: низкое качество металла, из которого сегодня изготавливают шпильки и болты. Так как при замене соответствующих запчастей на советские, снятые с Т-40, проблема обычно больше себя не проявляет. Вообще, к качеству современных сплавов и изделий из них часто возникают нарекания, и это проблема не только ЛТЗ-55.
Трактора ЛТЗ-55 на вторичном рынке
Ещё одно несомненное достоинство, которое могло бы способствовать успеху трактора ЛТЗ-55 на внутреннем рынке России и республик бывшего Союза (если бы не крах завода), – это его относительно небольшая стоимость.
Тракторов этой модели за девяностые годы успели выпустить не так много. Соответственно, и на современном вторичном рынке ЛТЗ-55 представлен слабо. Однако на сайтах объявлений можно найти б/у-шные трактора ЛТЗ-55.
При этом разброс цен составляет от 60 000 до 300 000 рублей, в зависимости от технического состояния и степени выработки ресурса. По нынешним временам это, как говорится, «ну очень смешные цены». Лучше всего приобретать трактор, двигатель которого прошёл капитальный ремонт.
В целом, ЛТЗ-55 представляет собой универсальный, чрезвычайно многофункциональный трактор 0,9 тягового класса для выполнения полного спектра сельскохозяйственных и коммунальных работ. Он стал достойным наследником и логическим продолжением легендарного липецкого «бестселлера» советских времён – Т-40. Надёжным, недорогим и долговечным трактором широкого применения, который бы мог занять в хозяйстве специфическую нишу между «Владимирцами» и «Белорусами».
оценивших 22, оценка: 4,64 из 5
Смотрите также статьи по теме
- «Лимагрен» объявила о внедрении практик корпоративной социальной ответственности
- John Deere приобретает мощности совместного предприятия Deere-Hitachi
- CLAAS: система CEMOS на 21% повышает эффективность трактора. результат испытаний DLG
- Komatsu D155A-5: технические характеристики
- ХТЗ-17221: технические характеристики
- Сеялка СТВ-12: технические характеристики
- К-708 УДМ: технические характеристики
- Комбайн Нова-340: технические характеристики
- Пресс-подборщик тюковый Sipma Z 224 (Cипма)
- Сеялка УПС-8: технические характеристики
- Техника безопасности при работе на экскаваторе
- CLAAS: Гибридная система обмолота и сепарации отмечает свое 25-летие