К-700 Горбатый: технические характеристики
Сейчас уже редко такой встретишь, поскольку их заменили более современными моделями Кировцев и Беларусов. А вот раньше, в 60-90-х гг., без него никуда. Кировец К-700 или, как народ прозвал эти трактора первого поколения, – «Горбатый». Эту технику ценили, ею гордились. И было за что!
К сожалению, очень часто можно прочитать, что К-700 стал результатом копирования германского энергонасыщенного трактора Wagner WA-14. Это чушь, когда-то выдуманная каким-то дилетантом и растиражированная в интернете.
Wagner WA-14 был перелицованным строителем. Он был хорошо приспособлен для использования его большой мощности, однако механическая трансмиссия сводила на нет все его преимущества. Wagner вообще прекратил выпуск тракторов в 1969 году, и с тех пор об этом бренде ничего не слышно.
Была и у американцев похожая разработка – John Deere 8010, своеобразный «трактор-переросток», в котором из обычного трактора был выжат максимум возможностей. Но он так и не смог избавиться от хронических «болезней», ломался он гораздо чаще обычных более мелких моделей Джон Дир, и своего места на рынке так и не завоевал.
А Кировец К-700 изначально был стопроцентным сельскохозяйственным трактором, с нуля разработанным советскими конструкторами старой школы, под руководством Котина (который создавал тяжёлые танки ИС и КВ). Создали они этот трактор в 1962 году, а в 1964-м было запущено массовое производство, и машины пошли в народ, немного обескураженный их размерами и необычной конструкцией.
Двигатель тянул не только на оборотах свыше 2000, но и имел подходящий диапазон рабочих скоростей для работы с различными сельхозорудиями. К-700, разработанный специально для сельского хозяйства, значительно увеличил производительность сельскохозяйственных работ. А потом Кировцы стали также использовать и на дорожно-строительных, землеройных и прочих работах. К-700 стал массовой моделью на многие десятилетия вперёд, а его мнимые аналоги так и не пробились на рынок.
1. Об истории К-700
2. «Горбатый» – так называли Кировцев К-700 первого поколения
3. Особенности конструкции
4. Двигатель трактора К-700
5. Трансмиссия первого Кировца
6. Кабина и рабочее место механизатора на тракторе К-700
7. Модели, которые были созданы на базе трактора Кировец К-700
8. Некоторые технические характеристики К-700 в цифрах
9. «Горбатый» в XXI веке: Ремонт и восстановление тракторов К-700
Об истории К-700
В начале 1960-х годов советское правительство выдвинуло перед работниками сельского хозяйства амбициозные планы: довести производство зерна до 240 миллионов тонн в год. Это вряд ли было возможно обеспечить без мощных энергонасыщенных тракторов, поэтому их и стали срочно разрабатывать и выпускать. Кировец К-700 дал мощный толчок развитию отечественной сельскохозяйственной отрасли.
В январе 1962 года был разработан и утвержден технический проект, а в мае подготовлены – рабочие чертежи опытных тракторов К-700. Работы шли быстро, и вскоре прямо с завода первый опытный Кировец К-700 отправился на поля пригородного совхоза – для отладочных испытаний в полевых условиях. Гигантская, мощная машина легко таскала за собою восьмикорпусный плуг, переворачивая огромные пласты земли со скоростью, недоступной для гусеничных тракторов.
Вскоре к первому опытному образцу присоединились еще два Кировца. Проверка убедительно подтвердила на практике основные технические показатели, заложенные в данном проекте. В марте 1963 года на государственные испытания было отправлено ещё семь новых тракторов.
Для них были подобраны условия труда потяжелее и поразнообразнее: в Казахстане – на выращивании хлопчатника, в Азербайджане – на трудно возделываемых почвах, в Ростовской области – в зоне рискованного земледелия.
В 1963 году уже была изготовлена опытная партия: пятьдесят тракторов К-700. А вслед за этим завод уже приступил к массовому выпуску Кировцев. К концу 1964-го года в строю было уже 1200 этих энергонасыщенных машин, и все они работали, с лихвой оправдывая возлагавшиеся на них надежды.
В 1966-м году выпуск увеличился до 3820 тракторов в год, и с каждым годом он только возрастал. В 1975-м году с конвейера Кировского завода сошёл 100-тысячный «Кировец». А потом сложилась славная традиция: каждую последующую пятилетку отмечать и ознаменовывать очередным юбилейным стотысячником: 1980-й год – 200-тысячный К-700, 1985-й год – 300-тысячный Кировец. В 1987 году был достигнут рекорд – 23 003 трактора сошло с конвейера предприятия! Подобных аналогов в мировой практике никогда не было и не будет. Но в стране уже шла «перестройка», закончившаяся полным развалом советской экономики.
К началу 1990-х годов Кировцами К-700 обеспечивалось выполнение до 40 процентов всех основных сельскохозяйственных работ в хозяйствах СССР. Работающие в круглогодичном режиме – и зимой и летом, нечувствительные к российскому бездорожью, Кировцы служили по 20-30 лет.
«Горбатый» – так называли Кировцев К-700 первого поколения
В 1968 году трактор К-700 получил золотую медаль выставки сельскохозяйственных машин в Германии, а в 1969-м – был признан лучшим в мире сельскохозяйственным колёсным трактором на 40-м Парижском салоне сельскохозяйственных машин. Действительно, мощность, надежность, простота в эксплуатации и ремонте соответствовали у Кировца К-700 самым передовым мировым требованиям того времени. Эта машина обогнала европейские и американские аналоги по всем статьям.
Когда К-700 только появились в хозяйствах, колхозникам пришлось привыкать и приспосабливаться к ним. Новый трактор весил целых 12 тонн, у него были 2 мощные полурамы и большая кабина – размером с целую комнату, по сравнению с привычными колёсными и гусеничными тракторами.
Особенности конструкции
Рама трактора К-700 состоит из передней и задней шарнирно-сочленённых полурам. Две мощные полурамы – это прямоугольники из швеллеров с усилителями и приваренными трубами. Шарнир – не только механизм поворота; он также помогает трактору К-700 передвигаться не только влево-вправо, но и относительно своей оси.
На передней полураме смонтирован дизельный двигатель водяного охлаждения, его масляный радиатор, коробка переключения передач, воздушные фильтры, система предпускового обогрева мотора, топливный бак на 450 литров, и ещё бак с маслом, а также – кабина механизатора.
Краник в баке с соляркой был расположен таким образом, что 20 литров дизтоплива как минимум всегда остаётся. Конструкторами это было сделано с расчётом на грязевый отстойник, но наши колхозники в крайнем случае доливали в бак воды, и поднимали уровень солярки, чтобы доехать.
Снизу прикрепляется передний мост. На задней полураме трактора К-700 устанавливается механизм навески с гидроцилиндрами подъёма, соединительная муфта и односкоростной редуктор вала отбора мощности. Кроме того, снизу к задней полураме при помощи стремянок прикрепляется задний мост.
Через шарнир проложен привод на задний мост, поэтому крестовин там немало. Задняя часть Кировца К-700 – это его рабочая часть, как и у любого другого трактора, но Кировец может передвигаться и наоборот. Мост прикручен намертво, и рессор там нет совсем. Там же предусматривается задняя трёхточечная навеска и выходы гидравлической магистрали.
Маятниковое прицепное устройство восемь тонн тащит с лёгкостью. Трактор Кировец К-700 выдерживает девятитонное давление на ось, правда и сам он весит двенадцать тонн. Одно из ярких отличий конструкции трактора К-700 – это рессоры, расположенные спереди.
На тракторе К-700 есть много гидравлических систем: агрегатная система для управления навесным и прицепным оборудованием, система для управления поворотом, для управления коробкой передач, поэтому масла тут много, десятки литров.
Ездить на старом Горбатом Кировце по дорогам общего пользования можно было без каких-либо ограничений. Потому что он уже, чем К-701, и все его размеры находятся в пределах допустимой нормы.
Основной привод у Горбатого Кировца – передний, но, как правило, ездят и с задним. К-700 тяжёлый, его можно «засадить» на раскисшем поле, и он закопается.
Двигатель трактора К-700
На тракторе Кировец К-700 установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель Ярославского моторного завода – ЯМЗ-238НБ – мощностью 220 лошадиных сил, с турбокомпрессором и 2-х ступенчатой системой очистки воздуха.
Цилиндры данного дизеля отлиты вместе с верхней частью картера и расположены в два ряда, в форме латинской буквы V, с углом развала в 90 градусов. Такая компоновка обуславливается стремлением уменьшить длину мотора, и это способствует более рациональной компоновке, плюс снижению его массы в целом.
Возвратно-поступательные движения поршней передаются на коленчатый вал, который смонтирован в блоке на 5-ти опорах. В каждом из цилиндров имеется система газораспределения с 2-мя клапанами: впускным и выпускным. Воздух в цилиндры нагнетается турбокомпрессором, под избыточным давлением.
В результате эффекта турбонаддува сгорает повышенная доза дизтоплива, благодаря чему увеличивается и мощность двигателя. В толстостенном днище поршня размещается открытая тороидальная камера сгорания, которая обеспечивает максимальное завихрение воздуха.
Двигатель ЯМЗ-238НБ – очень тяжёлый и мощный, поэтому конструкторы Горбатого Кировца для снижения вибрации закрепили его на резиновых подушках, что уменьшило передачу вибрации.
Не только ЯМЗ, но и ТМЗ поставлял свои дизельные двигатели для Кировцев К-700. Тутаевские моторы мощностью до 350 лошадиных сил устанавливали на разнообразные специальные машины на базе основного Кировца.
Трансмиссия первого Кировца
На тракторе Кировец К-700 не предусмотрено муфты сцепления. Вместо неё имеется педаль слива (снижения давления в гидравлической системе коробки передач). Коробка передач стоит механическая, с шестернями постоянного зацепления, с гидравлическим управлением четырьмя фрикционами и механическим управлением зубчатыми муфтами. Все шестерни – прямозубые.
Количество передач (гидравлических) – 4 (плюс 2 нейтральные), 4 режима (механические), переключение типа «повышенная-пониженная». В итоге, общее количество скоростей – 16 и, соответственно, 8 задних передач.
Коробка передач предназначена для переключения скоростей без потери мощности (за счёт фрикционов). Режимы переключаются при помощи перемещения шестерён, как и в любой механической коробке передач. Скорости меняются при переключении золотника (перенаправлением гидропотока масла). 2-я нейтраль отключает гидравлический поток; 1-я нейтраль помимо отключения гидропотока механически притормаживает ведущий вал (вал с фрикционами) в коробке передач, как ручной тормоз.
Таким образом, в составе трансмиссии – коробка передач с 16-ю скоростями при 4-х диапазонах, два ведущих моста, механическая трансмиссия, гидравлическое управление переключениями внутри режимов гарантировали эффективность технологических, рабочих и транспортных режимов. Гидравлическая система поворота и шарнирно-сочленённая рама оптимизировали компоновку трактора, повышали его маневренность и проходимость трактора.
Отличные тяговые качества (5 тонн на крюке) и скорость до 10 км/час при работе на пахоте в 2-3 раза повышали производительность труда на сельскохозяйственных и транспортных операциях, и в два раза сокращали агротехнические сроки выполнения сельскохозяйственных работ.
Кабина и рабочее место механизатора на тракторе К-700
Особенное внимание конструкторами этого трактора было уделено условиям труда механизатора. Кабина трактора Кировец К-700 сделана цельнометаллической, герметичной, оборудованной системой вентиляции и отопления, а также подрессоренными сиденьями.
По тем временам, это была не кабина, а хоромы – по сравнению с тесными «скворечниками» «младших братьев», она выглядела, как целая комната. В ней совершенно спокойно размещались двое человек.
Кроме того, в штатное оснащение кабины входили аптечка, зеркала заднего вида, стеклоочистители, противосолнечные козырьки, внутреннее освещение, фонари сигнала поворота, габаритных огней, стоп-сигнала.
К задней стенке кабины был приварен ящик для бачка с питьевой водой, а на передней –установлен щиток с контрольными приборами, тумблерами и сигнальными лампами. Все основные операции по агрегатированию трактора К-700 с разнообразными орудиями мог выполнять сам механизатор.
На панели приборов Кировца были: зарядка аккумулятора, давление гидросистемы, тахоспидометр, давление пневмосистемы, давление масла в компрессоре, масла двигателя, температура двигателя, масла и охлаждающей жидкости. Рычаги в кабине: переключения передач, с двумя нейтралками, режимы, повышенная-пониженная, а также три рычага гидравлической системы.
С самых первых машин, крыша кабины трактора К-700 немного выходила за его габариты. Такой она осталось у Кировцев и по сей день – конечно же, с учётом современных воззрений на дизайн и аэродинамику.
Модели, которые были созданы на базе трактора Кировец К-700
В 1975 году на Кировском заводе стартовал серийный выпуск тракторов К-700А – с 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238НДЗ (235 лошадиных сил) и К-701 – с 12-цилиндровым двигателем ЯМЗ-240БМ2 (300 лошадиных сил). Основное различие данных моделей состояло лишь в двигателе, но обе они серьёзно отличались от базового Горбатого Кировца К-700.
В частности, на них были другие колёса (не унифицированные с колёсами тракторов модели К-700); не один, а два топливных бака (боковых), которые сливались в единое целое с передними крыльями трактора, не было рессор. Такой вариант постарались сделать более универсальным, и стали применять в других отраслях народного хозяйства Советского Союза. Для установки на заднюю полураму тракторов К-700А и К-701 было разработано различное оборудование: погрузочное П-4, П-4/85, стогометательное и т.д.
На базе следующей модели – К-703, которую оснастили реверсивным постом управления, были построены лесоштабелёр ЛТ-163 (после модернизации – ЛТ-195), лесотрелёвочная машина МЛ-56, грейдозер ЛБ-30, фронтальный погрузчик ПФ-1, универсальная дорожная машина ДМ-15 и другая мощная спецтехника. Для выполнения мелиоративных и других земляных работ на базе трактора «Кировец» К-700 был также разработан траншеекопатель.
Кроме того, учитывая широкую востребованность Кировцев в самых разнообразных отраслях народного хозяйства, Кировский завод освоил выпуск всевозможной спецтехники на основе базового трактора: тягачи, бульдозеры, погрузчики, виброкатки, снегоочистители, мобильные сварочные агрегаты и прочее. Спрос на спецмашины серии К-700 и их модернизации не убывал ещё несколько десятилетий после развала Советского Союза.
На заднюю часть Кировцев устанавливались:
- роторный отвал для уборки снега;
- бульдозерный отвал и грунторез;
- грейфер для перемещения леса;
- плуг или бороны;
- уплотнители силоса;
- виброплиты;
- держатель для перевозки столбов и пор;
- ковш фронтального погрузчика;
- седельно-сцепное устройство.
Некоторые технические характеристики в цифрах
- Габариты трактора: длина – 7400 мм, ширина – 2880 мм, высота – 3950 мм.
- Масса конструктивная – 12000 кг.
- Максимальная скорость до 35 км/час вперёд; назад – до 24 км/час.
- Агротехнический дорожный просвет: под вертикальным шарниром рамы – 440 мм, под кронштейнами навесного оборудования – 340 мм.
- Ширина колеи – 1910 мм.
- Расход дизельного топлива – 100 литров за смену 12 часов.
- Скорость во время пахоты – 10 км/ч; 2 гектара в час.
- Радиус разворота – 7 метров: практически на пятачке.
- Ёмкость топливного бака – 450 литров дизтоплива.
Горбатый Кировец К-700, со всеми его плюсами и минусами, в хозяйствах большой Советской страны любили с самого начала. Он всегда был могучим, безотказным, неприхотливым и долговечным работником. Выполняя множество задач зимой и летом, малочувствительные к бездорожью и довольно комфортные Кировцы К-700 служили по 20-30 лет бессменно на советских просторах.
«Горбатый» в XXI веке: Ремонт и восстановление тракторов К-700
Эта модель трактора уже давным-давно не выпускается серийно. Несмотря на это, Горбатый и в двадцать первом веке живее всех живых. Ряд предприятий в разных регионах России и СНГ занимаются ремонтом и восстановлением старых Кировцев К-700, с возвратом ресурса данной техники на 90 процентов от ресурса новых машин.
Этот процесс требует последовательного выполнения серьёзного комплекса нелёгких работ. А именно: очистных, разборочных, дефектовочных, ремонтно-восстановительных, комплектовочных, сборочных, обкаточно-испытательных, окрасочных и диагностических.
Во время очистных работ тракторов и их агрегатов, с них удаляются любые загрязнения, производится разборка, и очищенные детали отправляются на дефектацию. Там их сортируют на три группы:
- без ремонта пригодные для дальнейшей эксплуатации;
- подлежащие ремонту и восстановлению;
- негодные.
Выявленные в деталях дефекты устраняются посредством ремонта сваркой, наплавкой, а также механической обработкой, при помощи гальванических и полимерных покрытий. Во время капитального ремонта сборочные единицы и агрегаты собираются из деталей, пригодных к эксплуатации. Для этого, их при комплектовке подбирают, чтоб обеспечить при сборке монтажные сопряжения, предусмотренные технической документацией. Собранные агрегаты обкатывают, после чего они испытываются. Тогда же трущиеся поверхности детали подвергаются приработке и устраняются все неисправности.
Обкатанные агрегаты окрашивают, а потом направляют на сборку. Там трактора, собранные из отремонтированных агрегатов, обкатывают и проходят послеремонтное техническое диагностирование, позволяющее проверить выходные параметры, качество сборки, ремонта и регулировки тракторов. После того, как послеремонтные неисправности будут выявлены и устранены, трактора доокрашивают и размещают на площадке готовой продукции.
оценивших 9, оценка: 3,33 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Минитрактор Уралец-160: отзывы
- Концерн CLAAS демонстрирует устойчивость на нестабильном рынке
- Классификация зерноуборочных комбайнов
- Что готовит деловая программа выставки АГРОСАЛОН
- Два беспилотных трактора МТЗ представят на выставке АГРОСАЛОН-2022
- Секреты успешного овощеводства «Колнаг» на АГРОСАЛОН
- CLAAS повышает производительность жаток VARIO
- Агромаш-90ТГ: технические характеристики
- CLAAS: протокол API позволил интегрировать системы TELEMATICS и CROPIO
- Двигатель Д-242: технические характеристики
- CLAAS: перспективы российского рынка сельхозтехники
- Кировец К-424: технические характеристики