ЧЕТРА Т40: технические характеристики
САМЫЙ ТЯЖЁЛЫЙ И МОЩНЫЙ ИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СЕРИЙНЫХ БУЛЬДОЗЕРОВ
ЧЕТРА Т40 является наиболее мощным российским бульдозером из тех, что выпускаются серийно. 40-й тяговый класс! Эта техника была создана специально для золото- и угледобывающей промышленности. Габариты и масса у ЧЕТРА Т40 максимальные для соответствие железнодорожным и автотранспортным требованиям перевозок техники целиком. Более тяжёлые машины для транспортировки приходится разбирать на части. Это настолько усложняет логистическую схему, что такие «супергиганты» являются штучным товаром. А ЧЕТРА Т40 – серийный.
К любому современному бульдозеру, какого угодно тягового класса, предъявляются три основных требования: способность выдерживать экстремальные нагрузки, высокая надёжность и ремонтопригодность, а также комфорт и удобство рабочего места машиниста. Специалисты чебоксарского ОАО «Промтрактор» все эти качества постарались объединить в одной машине.
Об истории модели
В 2008 году на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ – ОАО «Промтрактор») был разработан и запущен в производство новый гусеничный трактор тягового класса 40.0, получивший заводской индекс «Т-40».
При проектировании трактора Т-40 конструкторами Промтрактора были выполнены следующие основные принципы: максимальная унификация с другими моделями, модульность конструкции, лёгкость в управлении и комфортные условия труда оператора, а также лёгкость в обслуживании и ремонте.
Особенностью трактора ЧЕТРА Т-40 является безраскосная ходовая система. Подвеска бульдозера — трехточечная полужесткая с вынесенной осью качания тележек. Опорные катки смонтированы на качающихся каретках попарно с микроподрессориванием кареток. Установлены поперечная балансирная балка с амортизаторами и телескопические тележки.
Следует отметить, что Т-40 — первая тяжелая модель ЧЕТРА, на которой была применена ходовая данного типа. Характеристики: уменьшенные динамические нагрузки на элементы бульдозера, более значительная площадь сцепления гусеницы с грунтом, плавный ход.
В 2011 году трактор Т-40 модернизировали: создан новый мощный бульдозерный отвал, улучшили гидравлическую систему и усилили ходовую часть.
В 2019 году самый мощный гусеничный трактор Чебоксарского завода снова модернизировали, и он получил индекс Четра Т-40.03.
Особенности конструкции бульдозера ЧЕТРА Т40
Данный бульдозер создан по принципу модульной конструкции. На стапелях сборочного цеха Чебоксарского тракторного завода ОАО «Промтрактор» сварная рама будущего бульдозера сначала оборудуется коробкой переключения передач с гидротрансформатором и закрепляется винтами. Затем по бокам привинчиваются ведущие барабаны гусениц, в корпусах которых скрываются бортовые фрикционы и дополнительные понижающие редукторы. Потом — крепятся двигатель, опоры гусениц, кабина.
Многие компоненты унифицированы и подходят для других спецмашин «ЧЕТРА» (бульдозеров, тракторов, экскаваторов, трубоукладчиков). Данный принцип сборки можно назвать промышленным Лего-конструктором.
Специально для обеспечения наилучших тяговых характеристик для Т40 разработана кареточная ходовая система. Сочетание мощного двигателя с огромной ёмкостью отвала позволили добиться высочайшей производительности при сохранении лёгкости управления и комфорта работы оператора.
На тракторе много гидравлики: управление бортовыми фрикционами, положением отвала и рыхлителя, переключение передач, гидротрансформатор. От всех важных гидравлических узлов отводятся шланги, которые идут на единый пульт диагностики. Точки диагностики напоминают масляные щупы в автомобиле. К каждой из них можно подсоединить манометр и узнать давление масла в соответствующем узле без необходимости разбирать машину. Таким образом диагностика в полевых условиях превращается в простейшую процедуру.
На все бульдозеры ЧЕТРА Т40 устанавливаются терминалы удаленного контроля ГЛОНАСС. Эти терминалы двухстандартные и способны определять местоположение машины по GPS.
Терминал собирает информацию о местоположении и эксплуатационных параметрах трактора (расход топлива, режимы перегрузки) и отправляет её в единый сервисный центр через сотовую связь. Эта информация помогает не только собрать статистику для будущих разработок, но и в некоторых случаях помочь, или даже спасти машину и её оператора.
Модульный принцип также помогает ремонтировать технику в полевых условиях. Мобильные ремонтно-сервисные бригады на базе автомобиля высокой проходимости «Урал», которые есть во всех регионах эксплуатации техники «ЧЕТРА», могут увезти проблемный компонент в сборе к месту ремонта — вместо того чтобы эвакуировать тяжёлый бульдозер целиком.
Если бульдозер ЧЕТРА Т-40 планируется эксплуатироваться в суровых климатических условиях, для него предусмотрена дополнительная комплектация. В нее входит отопитель кабины, который работает от охлаждающей жидкости силовой установки, жалюзи радиатора двигателя и утеплительный чехол.
Кроме этого, предусмотрено три варианта предпускового жидкостного подогревателя: Hydronic 35, Hydronic M-II или ПЖД 30Л, а также установка независимого воздушного отопителя кабины Airtronik-2Д. Его теплопроизводительность составляет 2 200 Вт, а расход топлива — 0,28 кг/час.
Максимальная транспортная скорость трактора Т-40 составляет 15 км/час. Бортовые фрикционы и остановочный тормоз унифицированы с тракторами ЧЕТРА типа Т25 и Т35. Ресурс трактора Т40 до первого капитального ремонта составляет 15 тысяч моточасов.
Двигатель ЧЕТРА Т40
Основным силовым агрегатом для данной модели бульдозера является шестицилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения, с турбонаддувом, от компании «Камминз», модели Cummins QSK19-C650. Кроме того, предусмотрена возможность установки на бульдозеры ЧЕТРА Т40 аналогичных по конструкции и мощности двигателей Ярославского моторного завода.
Cummins QSK19-C650 – это двигатель с системой «Quantum», содержащей электронные системы впрыска дизтоплива, диагностики, защиты силового агрегата и управления двигателем. Система очистки топлива с фильтром-водоотделителем «Fleetguard Industrial Pro FH234» и топливным фильтром с двумя сменными фильтроэлементами.
Рабочий объём мотора Cummins QSK19 составляет 19 литров. Номинальная мощность данного двигателя равна 485 кВт (660 л.с.) Эксплуатационная мощность — составляет 435 кВт (590 л.с.) Диаметр цилиндра – 159 мм. Ход поршня — 159 мм. Частота вращения коленчатого вала – 1500 об/мин. Регулятор оборотов – электронный. Объём системы смазки равен 84 литра моторного масла. Объём системы охлаждения двигателя составляет 200 литров охлаждающей жидкость.
Удельный расход дизтоплива при эксплуатационной мощности составляет не более 246 г/кВт.ч. (181 г/л.с.ч). Расход дизтоплива при 50-процентной нагрузке составляет 78 литров в час. Расход дизтоплива при 75-процентной нагрузке достигает 111 литров в час. А при 100-процентной нагрузке – 147 литров в час. Вместимость топливного бака составляет 1200 литров горючего. Напряжение в системе электрооборудования бульдозера ЧЕТРА Т40 равняется 24 Вольтам.
Габаритные размеры дизельного двигателя Cummins QSK19 таковы: 1695 х 985 х 1723 мм.
Масса данного мотора составляет 1900 кг. Охлаждение наддувочного воздуха выполняется по типу «воздух-воздух». Впрыск дизтоплива, также как и диагностика / управление двигателем, осуществляется электронной системой Quantum. Стоит отметить, что на стандартный бульдозер ЧЕТРА Т40 устанавливают немецкий монолитный радиатор AKG, сделанный из алюминия.
В целом, система охлаждения состоит из двух блоков радиаторов: радиаторов охлаждения масла трансмиссии и охлаждающей жидкости дизели блока радиаторов охладителя наддувочного воздуха и топлива. Регулирование теплового режима обеспечивается термостатом и вентилятором. Вентилятор толкающего типа. Привод вентилятора — ременный через электромагнитную муфту ЭМ-480.3. Прикладывается вентилятор тянущего типа.
Бульдозер оснащен жидкостным отопителем «Эберспехер» с автоматическим управлением для предпускового разогрева кабины и двигателя. Помимо того, что данный предпусковой обогреватель обеспечивает легкий запуск дизеля в морозную погоду, он увеличивает срок службы силовой установки. Двигатель Cummins QSK19-C650 соответствует экологическому стандарту Tier 2.
Трансмиссия и гидравлика
Тип трансмиссии – гидромеханическая. Скорость холостого хода трактора, по передачам вперёд/назад: I передача — 4,2 / 5,2 км/час; II передача — 7,7 / 9,5 км/час; III передача — 12,7 / 15,6 км/час.
Планетарная коробка передач (муфты, размер которых в диаметре достигает 455 мм, работают в масле), согласующий редуктор и главная передача являются единым силовым блоком, который размещен в корпусе заднего моста.
Одноступенчатый 3-элементный гидротрансформатор (его активный диаметр составляет 480 мм, а максимальный коэффициент Ко=2,64) является частью единого блока с редуктором привода насосов и установлен на двигателе.
С маховиком мотора он соединен при помощи упругой муфты, а с КПП — через карданную передачу. Способ управления узлами трансмиссии — электрогидравлический, с использованием микропроцессора. Органы управления — джойстики, размещенные в кабине бульдозера.
Управление расходованием мощности двигателя в зависимости от прилагаемой нагрузки ставит эту модель наравне с лучшими аналогами других брендов.
Гидронасос на данной модели бульдозера используется S1A6155 «David Brown», НШ10 Максимальная производительность этого гидронасоса достигает 550 литров в минуту.
Подвеска и ходовая часть
Подвеска бульдозера ЧЕТРА Т40 – трёхточечная, полужёсткая, с вынесенной осью качения тележек. Ходовая часть нового типа, установленная на трактор Т40 – это безраскосная система с установленными попарно опорными катками на качающихся каретках, с подрессориванием и поперечной балансирной балкой с амортизаторами. Также на трактор Т40 установили модифицированные гусеницы (с усовершенствованными башмаками.
Количество опорных катков (с каждой стороны) — по три каретки.
Количество поддерживающих катков (с каждой стороны) – по два.
Гусеницы – сборные, с одним грунтозацепом.
Высота грунтозацепов составляет 93 миллиметра. Ширина башмака равняется 710 мм.
Дорожный просвет трактора равен не менее 723мм, а ширина его колеи — не менее 2500 мм.
База трактора равняется 3918 миллиметрам. Площадь его опорной поверхности составляет 5,6 квадратных метра. Давление на грунт равняется не более 1,26 кгс/кв.см.
Ведущие колеса (включают в себя пять сегментов с пятью зубьями) изготовлены из конструкционной легированной стали глубокой прокаливаемости, благодаря чему достигается высокий срок их службы. Чтобы заменить один из сегментов, снимать гусеницу и гусеничную тележку не обязательно.
Катки трактора ЧЕТРА Т40 (как опорные, так и поддерживающие), а также направляющие колеса не требуют смазки в процессе эксплуатации, применяются самоподжимные уплотнения типа «двойной конус». Для регулировки натяжения гусениц используется шприц с консистентной смазкой.
Рабочее оборудование: основное (отвал) и дополнительное (рыхлитель)
Основное рабочее бульдозерное оборудование данной спецтехники составляет полусферический отвал, габариты у которого таковы: длина — 4730 мм, высота — 2650 мм.
Ёмкость будьдозерного отвала ЧЕТРА Т40 составляет 21 кубометр.
Также для комплектования бульдозера ЧЕТРА Т40 предусматривается сферический отвал длиной в 5064 мм, высотой в 2270 мм, и ёмкостью в 22 кубометра.
Высота подъёма отвала над опорной поверхностью равна 1500 мм. Заглубление отвала равняется 670 мм. Максимальная регулировка наклона (перекос) — составляет ±7 градусов. Масса данного бульдозерного отвала равна 11450 кг.
Рыхлительное оборудование для бульдозера ЧЕТРА Т40 представлено регулируемыми рыхлителями: одно- или многозубым (то же самое одно- или многостоечным).
Масса данного оборудования составляет, соответственно — 7165 / 8490 кг.
Максимальное заглубление, на которое эти рыхлители способны, — 1558 / 1022 мм.
Габаритные размеры трактора ЧЕТРА Т40 без навесного оборудования таковы: длина — 6 050 мм, ширина — 3296 мм, высота — 4317 мм.
Эксплуатационная масса бульдозера – в его стандартной комплектации, с полной заправкой, с установленными отвалом, задним навесным оборудованием, с машинистом в кабине, составляет не более 70300 кг.
Кабина и рабочее место машиниста
Разработчики данной модели приложили все усилия, чтобы сделать кабину ЧЕТРА Т40 независимой от сильно виброзагруженного корпуса этого тяжёлого трактора. Кабина его стоит на пружинах и гидравлических амортизаторах. Кресло машиниста также подрессорено пневмоопорой. Большие окна, обеспечивающие панорамный обзор на 360 градусов, сделаны двойными: внешние стёкла имеют температуру окружающей среды, а внутренние – салона.
Поэтому окна у машиниста ЧЕТРА Т40 никогда не запотевают. В кабине имеется целых два отопителя: зависимый с охлаждающей жидкостью от двигателя и независимый, работающий от той же солярки, что и дизель. В случае поломки мотора машинист сможет дождаться помощи в тепле. Также имеются в наличии кондиционер и аудиосистема (правда, кондиционер — это уже дополнительная опция, за отдельную плату).
В кабине нет никаких рычагов и вообще частей, механически связанных с рамой или трансмиссией. Управление бортовыми фрикционами в этом бульдозере — электрогидравлическое. Нажимая клавишу, машинист дает команду компьютеру, который плавно включает соленоиды, направляя гидравлическую жидкость к фрикционам. Плавность управления машины не зависит от мастерства и опыта машиниста — за неё отвечает процессор. Кроме того, электронное управление помогает машинисту свободно выполнять повороты различного радиуса.
На приборном щитке оператор может отслеживать такие показатели, как обороты двигателя, давление масла, напряжение бортовой сети, уровень топлива, а также температуру охлаждающей жидкости, масла двигателя и трансмиссии.
Управление этим современным бульдозером похоже на компьютерную игру. С помощью переднего джойстика машинист управляет высотой и наклоном отвала, задний джойстик отвечает за положение рыхлителя. В отвал может поместиться до 21 кубометра грунта, а масса однозубого рыхлителя превышает 6 т. Электрогидравлическое управление машиной позволяет полностью изолировать водителя от вибраций двигателя и трансмиссии.
Огромная масса машины позволяет ей не замечать неровностей мягкого грунта, но сам трактор с огромным шестицилиндровым дизелем — это большой вибростенд. Совсем ещё недавно управление бортовыми фрикционами, отвечающими за поворот машины, и коробкой передач, было ручным. В руках машиниста находились рычаги, на которые неизбежно передавались и вибрации, и рывки трансмиссии. Теперь такого уже нет.
Мощная коробчатая металлическая дуга над кабиной бульдозера несёт защитную функцию: если неумелый машинист умудрится перевернуть 68-тонную машину, то он сам в кабине всё равно останется цел.
Что имеется в стандартной комплектации, а какие опции – дополнительные?
Стандартная комплектация бульдозера ЧЕТРА Т40 предусматривает: двойной стеклопакет кабины, систему спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS, зависимый и независимый отопитель кабины, систему предпускового подогрева двигателя, аудиосистему, автоматический звуковой сигнал заднего хода, звуковой сигнал переднего хода, боковые зеркала заднего вида, сиденье машиниста, оборудованное микроподрессовыванием и пневматической подвеской. Температурное исполнение: -50°С +35°С.
В списке опционально устанавливаемого оборудования потенциальным покупателям предлагаются: система автоматического пожаротушения, система автоматической смазки, система видеообзора, автоматическая система управления горно-транспортным комплексом АСУ ГТК «Карьер», искрогаситель, защитные решётки кабины, устанавливаемая сзади трактора лебёдка, светодиодные фары, радиостанция, система быстрой заправки дизтопливом. Все остальные опции — по отдельному дополнительному заказу.
Цена и аналоги бульдозера ЧЕТРА Т40
Аналогичную по классу и предназначению технику производят только две компании — Caterpillar и Komatsu. Цена импортной техники в несколько раз выше.
Новый бульдозер ЧЕТРА Т40 стоит от 35-ти миллионов рублей. Цена подержанной техники зависит от технического состояния. Машины, прошедшие восстановительный ремонт с заменой агрегатов и окраской узлов, оцениваются в половину стоимости новых бульдозеров.
оценивших 11, оценка: 3,82 из 5
Смотрите также статьи по теме
МТЗ 3522: технические характеристики
Комбайн "НИВА" СК-5: технические характеристики
Бульдозер Т-330: технические характеристики
Комбайн "Ягуар-850": технические характеристики
Двигатель ЯМЗ 534: технические характеристики
Bobcat E45: технические характеристики
Погрузчик Т-156: технические характеристики
Амкодор-352: технические характеристики
Сеялка для газонной травы
Джон Дир 315 SL: характеристики
Агромаш-90ТГ: технические характеристики
Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики