Экскаватор ЕК-14: технические характеристики
Колёсный землеройный универсал, номер второй в серии «Твэкс ЕК»
Компактный одноковшовый экскаватор Твэкс EK-14 – это многоцелевая землеройная машина, обладающая высокой степенью универсальности в использовании. По сравнению с самой малой моделью Тверского экскаваторного завода – EK-14, этот экскаватор оснащается более мощными дизелями ММЗ Д-245 (105 л.с.), или «Перкинс 1104C-44TA» (123 л.с.), обладает бо́льшей производительностью и работает с ковшами бо́льшей ёмкости – 0,8 м3. Это построенная на классической советской основе универсальная машина, доведённая до современного уровня функциональности и комфорта.
1. EK-14: использование и особенности устройства экскаватора
2. Модификации экскаватора Твэкс EK-14
3. Двигатели экскаватора ЕК-14
4. Коробка перемены передач и тормоза
5. Ходовая часть и гидравлика
6. Опорно-поворотное устройство
7. Рабочее оборудование EK-14
8. Технические характеристики в цифрах
9. Кабина экскаватора Твэкс EK-14
10. Система управления
11. Отзывы механизаторов и владельцев об экскаваторах EK-14
12. Стоимость экскаватора Твэкс ЕК-14 в 2018 году
EK-14: использование и особенности устройства экскаватора
Конкретное предназначение экскаваторов Твэкс EK-14 – это разработка траншей, колодцев и котлованов; разрыхление скальных пород и мёрзлых грунтов, с величиной кусков не более 200 мм; погрузка/разгрузка песка, щебня, гравия и т.п. сыпучих материалов; обеспечение ремонтных работ, планировки стройплощадок и прочей деятельности коммунального, промышленного и дорожно-строительного хозяйства. Экскаватор предназначен для эксплуатации в температурном диапазоне от –40 до +40 градусов. Для уверенного запуска в морозы имеется надёжный предпусковой подогреватель.
Для экскаватора EK-14 предусмотрена возможность работы с полным спектром сменного рабочего оборудования (ковшами и грейферами, гидромолотом и рыхлителем. По сравнению с предшественниками и экскаватором EK-12, металлоконструкция ходовой рамы и рабочего оборудования является усиленной; эксплуатационные качества, грузоподъёмность и долговечность использования улучшены двумя стрелоподъёмными гидроцилиндрами. Коронки на ковше являются быстросъёмными; скорость передвижения экскаватора – увеличенной.
Как и прочие тверские землеройные машины серии «EK», данный экскаватор может комплектоваться надёжной и износостойкой гидравлической аппаратурой марки «Bosch-Rexroth» (гидрораспределителем, гидромоторами, насосным агрегатом и блоками управления).
У модели Твэкс EK-14 поворотная платформа небольшого радиуса, и это позволяет производить все рабочие процессы в стеснённых условиях. А также упрощает управление экскаватором и контроль за ним для механизатора. Опора–отвал с параллельным движением ножа обладает усиленными показателями прочности.
Гидроцилиндры и гидроразводка привода отвала надёжным образом прикрыты от агрессивных воздействий внешней среды. Гидравлическая система гарантирует плавность работы и стабильно высокую производительность экскаватора. Стальные фарные блоки обеспечивают надёжную работу приборов освещения. Конструкцию отсека аккумуляторных батарей изменили таким образом, чтобы он был гарантированно защищён от любых атмосферных осадков и воздействий.
Капот экскаватора EK-14 составлен из съёмных блоков, которые имеют откидные дверцы и панели для облегчения доступа к агрегатам и механизмам на поворотной платформе во время техобслуживания и текущего ремонта. На левой подножке расположен вместительный и герметичный инструментальный ящик (доп. опция).
Модификации экскаватора Твэкс EK-14
Экскаваторы Твэкс EK-14 выпускают в нескольких модификациях, различающихся двигателями и гидравликой:
- ЕК-14-20 – с двигателем ММЗ Д-245С-997 мощностью 77 кВт, или 105 лошадиных сил.
- ЕК-14-30 – с дизелем ММЗ Д-245С-997 и системой гидравлики «Bosch-Rexroth».
- ЕК-14-60 – с мотором Perkins 1104С-44ТА мощностью 90 кВт, или 123 лошадиные силы.
- ЕК-14-90 – с силовым агрегатом ММЗ Д-245 2S2, мощностью 90 кВт, или 123 лошадиные силы, и гидросистемой «Bosch-Rexroth».
С двигателями «Перкинс» и гидравликой «Бош-Рексрот», собранной по гидросхеме LUDV, модификации экскаваторов EK-14 выпускаются с 2009-го года.
Двигатели экскаватора ЕК-14
Экскаватор Твэкс EK-14 оснащается четырёхцилиндровыми четырёхтактными дизельными двигателями жидкостного охлаждения Д-245 Минского моторного завода или «Perkins 1104C-44TA», оборудованными системами турбонаддува. Они имеют значительный рабочий ресурс, внушительный запас крутящего момента, экономичностью в расходе дизтоплива, снижением шумо- и вибронагруженности на рабочее место механизатора.
Мощность дизельного двигателя Д-245С-997 составляет 77 кВт, или 105 лошадиных сил; моторов Perkins 1104С-44ТА и Д-245 2S2 – 90 кВт, или 123 лошадиные силы. Рабочий объём минского мотора составляет 4,75 л, импортного – 4,4 л; крутящий момент двигателя Д-245 равен 420 Н.м, двигателя «Перкинс» – 392 Н.м. Ёмкость бака для горючего составляет 260 литров дизельного топлива.
Коробка перемены передач и тормоза
Коробка перемены передач (КПП) на тверских экскаваторах серии «ЕК предназначается для передачи крутящего момента от гидромотора к ведущим мостам; переключения передач; включения и выключения переднего моста; предотвращения самопроизвольного начала движения экскаватора (включения стояночного тормоза).
В составе коробки перемены передач находятся: гидромотор, 2-х ступенчатая зубчатая передача, механизм переключения передач, стояночный тормоз. В мостах экскаватора применены пневматические колодочные тормоза. Во избежание выхода КПП из строя переключение передач необходимо производить лишь при полной остановке экскаватора.
В процессе работы гидромотора крутящий момент постоянно передаётся на задний мост экскаватора. Передний мост либо включается, либо отсоединяется от выходного вала. Когда передний мост подключается, полумуфта входит в зацепление с шестернёй, жёстко закреплённой на конце вала.
Управление перемещением полумуфты производится механизмом переключения передач и включения моста, нажатием на кнопку включателя, установленного в кабине механизатора. Включение переднего моста происходит одновременно с
включением первой передачи, выключение моста – одновременно с включением второй передачи.
Стояночный тормоз экскаватора – постоянно-замкнутого типа, с пневмоэлектрическим управлением из кабины. Крепится стояночный тормоз к корпусу на кронштейне. При отсутствии давления в пневмокамере пружина прижимает колодки рычагом к тормозному шкиву – тормоз включён. Давление воздуха, который подаётся в пневмокамеру, выдвигает шток. Он поворачивает рычаг, и колодки отходят от тормозной поверхности шкива –тормоз выключается.
Ходовая часть и гидравлика
Пневмоколёсный ход экскаватора EK-14 включает в себя ходовую раму с опорно-поворотным устройством, откидные опоры и опору-отвал; коробку перемены передач, передний и задний мосты, связанные карданными валами; механизм управления поворотом колёс; центральный коллектор, соединённый трубопроводами с гидромотором коробки перемены передач, гидроцилиндрами откидных опор и гидроцилиндрами опоры-отвала, а также с агрегатами системы пневмоуправления (воздушным встроенным pесивеpом, тормозами колёс, стояночным тормозом, механизмом переключения передач).
Колёсная формула данного экскаватора полноприводная – 4х4, подключаемая. Оснащение пневмоколёсным ходом даёт возможность в сжатые сроки передвигаться от места стоянки к рабочей площадке и буксировать землеройную машину тягачом. Передний мост с помощью балансира прикрепляется к ходовой части. Он может задействоваться по мере необходимости, и оснащён одинарными шинами. Задний мост постоянно подключён; на него устанавливаются двойные шины; его крепление к ходовой части – жёсткое. Приводятся в действие они посредством гидравлического мотора, через КПП и карданные валы.
Гидравлические линии не подключены к системе торможения. Управление ими производится при помощи пневматики. Гидравлика EK-14, как отечественного, так и импортного производства, обеспечивает стабильную плавность хода и эффективность работ.
Опорно-поворотное устройство
В качестве опорно-поворотного устройства на экскаваторах серии EK применена поворотная роликовая однорядная опора подшипникового типа с зубьями внутреннего зацепления. Опора состоит из верхней и нижней полуобойм, а также зубчатого венца, поверхности которых служат дорожками качения для цилиндрических роликов. Торцы любых двух соседних роликов обращены в сторону разных пар дорожек качения.
При установке на экскаватор венец соединяется болтами с ходовой рамой, а полу-обоймы скрепляются друг с другом и с поворотной платформой, благодаря чему она имеет возможность поворачиваться относительно ходовой рамы на любой угол. Между полу-обоймами устанавливается комплект прокладок. Смазка роликов и дорожек качения полуобойм и венца осуществляется через пресс-маслёнки, которые установлены равномерно по наружной цилиндрической поверхности опоры.
Рабочее оборудование EK-14
Конструкция экскаваторов Твэкс EK-14 такова, что они могут оснащаться разнообразными видами сменного рабочего оборудования и рабочих органов, а именно:
- Сменные рукояти длиной в 2200 мм, 2800 мм и 3400 мм;
- Ковши объёмом в 0,8 м3, 0.65 м3, 0.5 м3 и 0.4 м3 ;
- Гидромолот «МГ-300»;
- Грейфер «ГК-221» (в комплект с ним может входить гидроротатор с полным приводом);
- Рыхлитель «314-03-40.17.300».
Основным видом рабочего оборудования является обратная лопата с ковшом экскаватора. Предназначается для выполнения широчайшего спектра землеройных, погрузочно/разгрузочных и т.п. работ.
Состоит обратная лопата из стрелы, рукояти, сменного рабочего органа, механизма привода ковша, гидроцилиндров, системы трубопроводов и рукавов высокого давления, связывающих гидроцилиндры с гидросистемой экскаватора. Поворот стрелы рукояти и рабочего органа производится соответствующими гидроцилиндрами. Ковши различного объёма и вместимости относятся к сменным рабочим органам обратной лопаты.
Гидромолот МГ-300 используется для разрушения старого дорожного покрытия, асфальтового и бетонного; конструкций из железобетона и бетона; демонтажа бетонных и кирпичных построек. Посредством гидромолота также можно при необходимости производить трамбовку рыхлого грунта и разрыхление плотного.
Грейфер ГК-221 применяют для создания углублений и выемки масс грунта, а также при погрузке и разгрузке разнообразных сыпучих материалов. Помимо этих целей, грейферные ковши могут использоваться также и для очистки рабочих территорий от всевозможного строительного и прочего мусора.
Рыхлитель 314-03-40.17.300 подсоединяется для разрыхления твёрдых и (или) мёрзлых масс грунта, пластов каменистых и скальных пород; для вскрытия асфальтового покрытия и уборки бордюрных камней.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры – длина: 8,18 м; ширина: 2,5 м; высота: 3,31 м.
- Эксплуатационная масса экскаватора — 14200 кг.
- Максимальный радиус копания – 9,03 м.
- Максимальная глубина копания – от 4,78 м (ЕК-14-20) до 5,09 м (ЕК-14-90).
- Максимальная высота выгрузки – 6,72 м.
- Скорость передвижения – 23 км/ч.
Кабина экскаватора Твэкс EK-14
На тверские экскаваторы серии «ЕК» устанавливают цельнометаллическую шумо-, термо- и виброизолированную кабину. Она достаточно просторна (особенно по сравнению с классическими экскаваторами ХХ века), обеспечивает механизатору отличный обзор во все стороны.
Верхнее лобовое стекло, со стеклоочистителем и рамкой можно убирать под крышу кабины и фиксировать его в данном положении. Дверь оборудована замком. На левой наружней стенке кабины предусмотрен фиксатор для удержания двери в открытом положении.
Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком.
Стальной трубчатый каркас обладает высокой прочностью и жёсткостью, которые обеспечивают необходимый уровень безопасности механизатора. Защиту кабины обеспечивают верхняя решётка FOPS-стандарта, передняя
рамка с проволочной сеткой, решётка над верхним окном.
Кабина оборудована подрессоренным сиденьем, угол наклона спинки которого можно изменять. Сиденье также регулируется по высоте. Оно оснащено подголовником и подлокотниками, а также ремнём безопасности. Рулевая колонка – узкая, регулируемая по углу наклона, оснащённая многофункциональным переключателем. Приборная панель – информативная, оснащённая счётчиком моточасов, указателями температуры гидравлического масла, воды и уровня топлива в баке; указателями аварийных режимов.
Отопителем кабина экскаватора оснащена, а вот кондиционером – нет. Он предлагается в качестве дополнительной опции, за отдельную плату. В крыше кабины имеется вентиляционный люк. Также в кабине экскаватора ЕК-14 предусмотрены огнетушитель и аптечка первой помощи, прикуриватель и плафон освещения, отсек для личных вещей и крючок для одежды, пепельница и место для термоса или бутыли с водой, противосолнечный козырёк и место для магнитолы.
Система управления
Пульт, расположенный справа-сзади, предназначен для выбора направления движения землеройной машины. На этом пульте имеются 2 рычага управления, которые могут быть зафиксированы в трёх положения (вверх / посередине / вниз). В зависимости от расположения данного рычага изменяется и скорость экскаватора. Для её повышения во время движения вперёд имеется дополнительный рычаг прибавки хода и возможность управления частотой вращения вала мотора.
Рулевое колесо можно использовать и в качестве аварийной системы управления, сохраняя контроль над техникой даже после остановки двигателя. Усилие в данном случае становится пропорциональным углу поворота передних колёс.
Отзывы механизаторов и владельцев об экскаваторах EK-14
В интернете имеется немало достоверных отзывов от людей, получивших опыт эксплуатации данной техники. Сначала о достоинствах экскаватора Твэкс EK-14. Это цена, которая, пусть не в разы, но всё-таки дешевле импортных аналогов. Это удобство и простота в управлении, с которой под силу справиться даже человеку не очень опытному в землеройных работах. Это пласность работы рабочего оборудования, которая не зависит от того, плавно или резко делает переключения оператор – всё равно работает плавно. Гидравлика мощная, и этой мощности хватает с запасом. Производительность – высокая, хотя по скорости работы он всё же заметно уступает аналогам европейского, японского и корейского производства.
В итоге – «мосты текут по швам, их нужно периодически подваривать. Ковш и стрела также периодически нуждаются в сварщике (появляются трещины на них). Трубки и шланги пущены абы как, постоянно перетираются друг об друга. За этим нужно строго следить. Резиновые уплотнения периодически текут. Предпусковой подогреватель долго не работает, т.к. его насос и вентилятор постоянно забиваются шлаком в системе охлаждения. Летом гидравлика сильно греется, а двигатель при продолжительном движении вообще кипит. Родной радиатор слабенький».
Менеджер одной из крупных фирм по аренде спецтехники посетовал, что расход масла и дизтоплива экскаватор ЕК-14 демонстрирует слишком большой. К тому же реальный его расход отследить просто невозможно, и наёмные работники могут сливать солярку сколько угодно в своё удовольствие. Проходимость неважная: уверенно ездит экскаватор только по сухим площадкам, в грязи или глине навинает вязнуть.
В целом, опытные люди делают вывод о том, что по надёжности и рентабельности Твэкс ЕК-14 также уступает экскаваторам европейского, японского и корейского производства (хотя, конечно, ломаются и они, особенно у нерадивых механизаторов). ЕК-14 крепче и надёжнее любого «китайца», и отношение к продукции Тверского завода в общем положительное, но до уровня лидеров отрасли эта модель явно не дотягивает.
Стоимость экскаватора Твэкс ЕК-14 в 2018 году
Новый экскаватор ЕК-14 стоит от 5 000 000 рублей. Эта модель широко представлена и на вторичном рынке подержанной спецтехники. За б/у землеройную машину Твэкс ЕК-14 просят, в зависимости от технического состояния и степени износа, от 600 000 до 4 200 000 рублей.
оценивших 9, оценка: 4,22 из 5
Смотрите также статьи по теме
- CLAAS повышает производительность жаток VARIO
- ВТЗ-2048А: технические характеристики
- John Deere запускает в производство самый большой прицепной опрыскиватель
- Завод «КЛААС» подводит итоги производственного сезона
- Фронтальный погрузчик Hyundai HL780-9S
- Джон Дир 315 SL: характеристики
- Концерн CLAAS переносит выпуск TUCANO 320 для европейского рынка из Германии в Россию
- Пресс-подборщик рулонный пр-145с: технические характеристики
- ХТЗ-121: технические характеристики
- CLAAS: В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ РАБОЧИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАКТОРА NEXOS
- АГРОСАЛОН в деталях! «Яровит-Агро» станет участником
- Кормораздатчик КТУ-10: Технические характеристики