ДЭТ-320: технические характеристики
Наследник традиций первого в истории дизель-электрического бульдозера
ДЭТ-320 (сокращение: дизель-электрический трактор) – это бульдозерно-рыхлительный агрегат, который выпускался Челябинским тракторным заводом с 2002-го по 2007-й год. Будучи продолжением серии бульдозеров ДЭТ Челябинского тракторного завода, эта модель представляет собой модернизированный вариант ДЭТ-250 и конструктивно повторяет многие его элементы. Преемником данной техники стал более современный челябинский бульдозер – ДЭТ-400.
1. Особенности конструкции и сфера применения бульдозеров ДЭТ-320
2. О концепции ДЭТ – дизель-электрического трактора
3. Двигатель бульдозера ДЭТ-320
4. Трансмиссия, механизмы управления и торможения ДЭТ-320
5. Гидравлическая система
6. Технические характеристики бульдозера в цифрах
7. Базовое рабочее оборудование
8. Кабина и рабочее место оператора
9. Цена подержанных бульдозеров ДЭТ-320
При разработке и серийном производстве ДЭТ-320 были учтены рекомендации основных потребителей промышленных тракторов – горнодобывающих предприятий, а также многолетний опыт эксплуатации тракторов ДЭТ-250 / 250М2.
Особенности конструкции и сфера применения бульдозеров ДЭТ-320
Разработка трактора ДЭТ-320 выполнялась в рамках программы повышения технического уровня и потребительских качеств выпускаемой челябинским тракторным заводом продукции.
Была повышена надёжность (в том числе, установлен двигатель ЯМЗ нового образца и в значительной степени усилена ходовая часть), улучшен внешний и внутренний дизайн трактора. ДЭТ-320 сохранил преимущества, которые отличают данную серию ЧТЗ от остальных. В частности, низкое удельное давление на грунт, значительная транспортная скорость и бесступенчатое регулирование тяговых и скоростных диапазонов.
Изменился привод управления трактором и навесными орудиями — тормоз был выведен на педаль, воздействие на которую передаётся в одновременном режиме на тормозные ленты обоих бортов трактора.
В целом же, схема электромеханической трансмиссии (электромашины постоянного тока, ПМП и тормоза, главная передача, бортовые редукторы) торсионная подвеска и гусеницы в общих чертах остались теми же, что и на тракторе-предшественнике ДЭТ-250М2. Данные узлы доскональным образом изучены и отработаны, отличаются высокой надёжностью и очень хорошо знакомы потребителям продукции ЧТЗ – эксплуатантам тяжёлой техники. И в ДЭТ-250, и в ДЭТ-320 используются электрические машины постоянного тока. При их существенных преимуществах, которые связаны, прежде всего, с относительной простотой процесса управления, агрегаты постоянного тока не любят пыли и воды, поэтому нуждаются в герметизации.
Во внимание были приняты многие проблемы и решения, наработанные за долгие годы эксплуатации бульдозеров ДЭТ-250. Сохранив все основные преимущества предшествующей модели (достаточно высокую, для бульдозера, скорость; серьёзные возможности по проходимости; бесступенчатую регулировку диапазонов скоростных и тяговых), ДЭТ-320 значительно прибавил в уровне комфортности, получил современную облицовку и быстросъёмную кабину. Всё это сделало тяжёлую спецмашину намного более современной, прогрессивной, и упростило множество операций.
Серия ДЭТ-320 была представлена минимумом модификаций. На базе данного бульдозера были созданы и запущены в серийное производство следующие машины специального назначения: рыхлительные установки, ямобуры, трубоукладчики и т.п.
ДЭТ-320 отличается наружным расположением аккумуляторного отсека (в левой области бульдозера), который сделан в виде термоса с двойными стенками и уплотнителем. При прежнем варианте установки аккумуляторов на трактор ядовитые пары электролита могли проникать и в кабину оператора. Новый формат размещения АКБ исключил данную небезопасную возможность. В холодное время в батарейный отсек подаётся прогретый воздух, для недопущения замерзания аккумуляторов.
В состав электрической системы данного бульдозера входят индуктивный генератор ГПА-222, мощностью 22О кВт, тяговый электродвигатель ЭДП-196, мощностью 196 кВт и четыре аккумуляторных батареи.
Наличие торсионов равной жёсткости и усиление лонжеронов рамы тележки значительно увеличило показатели прочности и надёжности, позволило бульдозеру свободно работать с ещё более значительными нагрузками. Для улучшения надёжности ходовой системы, натяжные колеса ДЭТ-320 были сделаны цельнолитыми, закрытого типа.
В конструкцию трактора и рыхлительного оборудования был введён гидравлический привод изменения угла рыхления, в диапазоне от 40 до 65-ти градусов.
Для увеличения ресурса ходовой части усилены лонжероны рамы тележки, введены торсионы равной жёсткости, замкнутые вместо рамы трактора на раму тележки, натяжное колесо выполнено цельнолитым закрытого типа.
В 2ОО4 году бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-320 стал дипломантом всероссийского конкурса «1ОО лучших товаров страны».
Сфера применения бульдозера ДЭТ-320, в сравнении с его предшественником, не претерпела никаких изменений. Эти спецмашины по-прежнему использовались и продолжают использоваться в нефтегазовой отрасли; угольной и горнорудной промышленности, в строительстве крупных объектов и в лесном хозяйстве.
Основным направлением их применения являются землеройные и планировочные работы с грунтами всех имеющихся категорий. Данные спецмашины легко справлялись и продолжают справляться со скальными породами и мёрзлыми грунтами. Модель замечательно подходит для использования в районах с суровым северным климатом и эффективно функционировала при температуре до -45 градусов.
О концепции ДЭТ – дизель-электрического трактора
Челябинский тракторный завод (ныне ООО «ЧТЗ-Уралтрак») ещё с 1960-х годов остаётся единственным в своём роде производителем тяжёлых гусеничных тракторов с электромеханической трансмиссией. Другого подобного примера для отечественного машиностроения, если исключить отрасли военно-промышленного комплекса, нет в наличии.
Трансмиссия электромеханического типа состоит из тягового электродвигателя, электрического генератора, электрической системы контроля, соединительных кабелей. Основное достоинство электромеханической трансмиссии состоит в обеспечении более широкого диапазона автоматического изменения силы тяги и крутящего момента, а также в отсутствии кинематической жёсткой связи между механизмами трансмиссии.
Разработка и запуск серийного производства единственного в мире дизель-электрического трактора ДЭТ-250 была для своего времени настоящим техническим прорывом. Впервые в практике мирового тракторостроения электромеханическая трансмиссия была установлена на землеройную спецмашину. В ДЭТ-250 было реализовано столько передовых технических решений, что создать подобный трактор, не заимствуя решений, использованных в ДЭТ-250, фактически невозможно.
Был целый комплекс и иных объективных причин. К примеру, наиболее эффективным образом ДЭТы можно использовать на работах в карьерах, где приходиться немало времени тратить на переезды с одной рабочей площадки на другую, с преодолением расстояний в 2-3 километра. В подобных условиях немалую роль в обеспечении высокой производительности бульдозерного агрегата играет значительная транспортная скорость переднего хода. Учитывая данное обстоятельство, мировые производители для работы на открытых горных разработках используют строительно-дорожную технику на пневмоколёсном ходу. Однако в наших условиях – поскольку российские горнорудные предприятия расположены в основном в северных регионах, применение колёсных бульдозеров было бы малоэффективным.
Двигатель бульдозера ДЭТ-320
Главное отличие ДЭТ-320 от модели предыдущего поколения – это использование более современного дизельного мотора ЯМЗ-7511.10-18, пришедшего на замену морально устаревшему V-образному 12-цилиндровому дизельному двигателю В-31М4, производства ЧТЗ.
Силовой агрегат нового поколения производства Ярославского моторного завода отличается сниженным расходом дизтоплива и увеличенным ресурсом работы. По экологическим нормам это двигатель стандарта Евро-2. Применение мотора ЯМЗ-7511.10-18 ознаменовало переход от инжекторной охлаждающей системы, значительно устаревшей к тому времени, на стандартный вариант с фронтальным радиатором.
Двигатель ЯМЗ-7511.10-18, с эксплуатационной мощностью 350 лошадиных сил, оснащён турбонаддувом, с промежуточным охлаждением воздуха.
Система смазки у этого мотора – смешанная: под давлением и разбрызгиванием, с двумя масляными фильтрами (полноточным со сменным фильтрующим элементом и центробежным с реактивным приводом).
Система охлаждения – закрытого типа, жидкостная, с радиатором, располагающимся фронтально, и вентилятором, управляемым из салона.
Система питания дизтопливом – «Компакт-4О», с жидкостно-масляным охладителем.
Турбонаддув оснащён промежуточным воздушным охлаждением.
Технические параметры двигателя ЯМЗ-7511.1О-18 в цифрах:
- рабочий объем – 14,86 л;
- количество цилиндров – 8;
- мощность номинальная – 258 кВт (З5О л.с.);
- частота вращения коленчатого вала расчётная – 17ОО об/мин;
- диаметр цилиндра – 1ЗО мм, ход поршня – 140 мм;
- удельный расход дизтоплива – 2О6 г/кВт в час (16О г/л.с. в час).
- ёмкость топливного бака бульдозера ДЭТ-320 – 68О литров;
- масса двигателя – 125О кг.
Трансмиссия, механизмы управления и торможения ДЭТ-320
Трансмиссия у трактора электромеханическая, 2-х скоростная (вперёд и назад), с автоматическими изменениями тяговых усилий и скорости передвижения. Такой вариант автоматической трансмиссии освобождает оператора от необходимости производить переключения передач. Количество элементов управления в целом сведено здесь до минимума.
Механизм поворота и тормоза: 2-х ступенчатые, планетарные механизмы поворота (ПМП) обеспечивают получение 2-х передач (рабочая и транспортная) при передвижениях вперёд и назад, поворотов трактора и его торможения. Планетарные механизмы поворота оборудованы планетарным рядом шестерён постоянного зацепления, блокировочным фрикционом и двумя тормозами. Управляются ПМП посредством одного рычага, через гидравлический сервопривод.
Бортовые редукторы трактора ДЭТ-320 – 2-х ступенчатые, с парой цилиндрических шестерёнок и планетарным рядом, с передаточным отношением 11,О8.
Ходовая часть состоит из сварных тележек прямоугольного сечения; торсионной подвески, которая является индивидуальной для каждого из опорных катков и замкнутой на рамы тележек; колёс натяжных, которые сделаны цельнолитыми, закрытого типа.
Для проведения поворота используют 2-х ступенчатые планетарные поворотные механизмы с планетарным рядом шестерён с постоянным зацеплением, двумя тормозами и блокировочным фрикционом. Управление поворотными механизмами производится при помощи гидравлического сервопривода одним рычагом. Сам поворот выполняется посредством замедления одной из гусениц относительно другой гусеницы.
Гидравлическая система
В гидравлической системе бульдозера ДЭТ-320 работают два насоса шестерёнчатого типа, вместо более дорогих насосов аксиально-поршневого типа. Привод управления навесным оборудованием сделан, по сравнению с предыдущим поколением челябинских ДЭТов, более надёжным. В системе используется 4-позиционный 2-золотниковый распределитель. Максимальное давление составляет 10 МПа.
Базовыми для бульдозера являются полусферический отвал и однозубый рыхлитель. Подъём и заглубление отвала и рыхлителя производятся путём совместной работы двух гидронасосов типа НШ-100. Максимальное давление нагнетания составляет 10,0+0,5 МПа (100+5 кгс/см2). Распределитель – двухзолотниковый, четырёхпозиционный.
Перекос отвала бульдозера, регулирование угла рыхления и стойки рыхлителя осуществляется работой одного насоса НШ-100. Максимальное давление нагнетания составляет 10+1 МПа (100+10 кгс/см2).
Технические характеристики бульдозера в цифрах
Параметры массово-габаритные (стандартные / + ещё с рыхлителем):
- длина – 675О мм / 872О мм;
- ширина – 318О мм / 425О мм;
- высота одинаковая – З99О мм / З99О мм (без каркаса FOPS-ROPS, с FOPS-ROPS – 4ОЗО мм);
- эксплуатационная масса – З55О кг / 45ООО кг;
- база гусеничная – З2ОО мм;
- ширина колеи – 245О мм;
- ширина гусеницы – 69О мм;
- скорость движения бульдозера рабочая, вперёд и назад – О,ЗО6 м/с (1,1 км/ч) минимальная и 4,37 м/с (15,7 км/ч) максимальная;
- тяговое усилие максимальное – 412,7 кН (42,1 тс);
- мощность силового генератора ГПА-222 – 220 кВт;
- номинальное напряжение – З1О Вольт;
- электроток – 71О Ампер;
- частота вращения вала генератора – 2550 об/мин;
- мощность тягового электродвигателя ЭДП-1960 – 196 кВт;
- номинальное напряжение – ЗО5 Вольт;
- электроток – 71О Ампер;
- ширина башмака гусеницы – 69О мм;
- количество башмаков – 56 штук;
- количество опорных катков – 12 шт., поддерживающих катков – 4 штуки;
- высота грунтозацепа – 7О мм;
- заправочные ёмкости: бак дизельного топлива – 68О л, гидравлической системы – 165 л, система охлаждения мотора – 76 л;
- удельное давление движителя на грунт – О,О8З МПа (О,8З кг/см2) – трактора, О,1О4 МПа (1,О4 кг/см2) – бульдозера с рыхлителем.
Базовое рабочее оборудование
Стандартный полусферический отвал бульдозера имеет предельную высоту подъёма – 1225 мм. Величина его предельного заглубления составляет 5ОО мм. При этом ширина отвала равняется 4250 (5ООО) мм, а его высота равна 185О(19ОО) мм. Ёмкость отвала – 1О,5 (19,5) кубометров.
Стандартный однозубый рыхлитель бульдозера ДЭТ-320 имеет предельную глубину рыхления – 1545 мм.
Трактора ДЭТ-320, кроме стандартного отвала объёмом 1О,5 кубометров, могут также комплектоваться угольными отвалами с объёмом призмы волочения не менее 19,5 кубометров, или «узким» отвалом – с железнодорожными габаритами.
Кабина и рабочее место оператора
Бульдозеры ДЭТ-320 оснащены быстросъёмными (с разъёмами по полу) цельнометаллическими кабинами, с обновлённой облицовкой. Она характеризуется улучшенной тепло- и шумоизоляцией , а также круговым остеклением, которое заметно увеличивает площадь обзора. В этой кабине предусмотрено два посадочных места: для оператора и для стажёра.
Все органы управления передвижением бульдозера и его рабочим оборудованием расположены в кабине по классической схеме, в непосредственной близости от оператора. Для удобства его работы в салоне установлено эргономичное сиденье, снабжённое настройками по росту и весу.
В кабине данного трактора предусматривается наличие отопительной системы «Зенит-8000» калориферного типа и кондиционера «RIO-3000».
Установлена современная система защиты кабины и оператора, по европейским стандартам FOPS-ROPS, сберегающая от опрокидывания трактора и от падающих камней / тяжёлых предметов. В значительной степени был улучшен уровень освещённости рабочей зоны.
Цена подержанных бульдозеров ДЭТ-320
Бульдозер модели ДЭТ-320 в новом виде приобрести не получится – выпуск данной техники уже давно завершился. Подержанных вариантов такой спецтехники на отечественном рынке можно отыскать сравнительно немного. Бульдозеры на ходу, в рабочем состоянии, предлагаются по следующим цене:
2004-2005 годов выпуска – 1,8-2,1 миллиона рублей;
2006-2007 годов выпуска – 2,5-2,9 миллиона рублей.
оценивших 80, оценка: 2,94 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Размер имеет значение! Новая широкозахватная жатка «Пензмаш» с технологией очеса
- Завод «КЛААС» подводит итоги производственного сезона
- Ростсельмаш на АГРОСАЛОН 2022
- Бесступенчатая трансмиссия John Deere AutoPowr/IVT теперь доступна в России
- Трактор Case Maxxum 140
- Мотоблок Пуберт: отзывы
- Двигатель Д 243: технические характеристики
- Минитрактор Уралец-160: отзывы
- Джон Дир 315 SL: характеристики
- МТЗ покажет тракторы на АГРОСАЛОН-2022
- Тракторы «Джон Дир»: модельный ряд
- «Кузница»: премьера новых гусеничных тракторов на АГРОСАЛОН!