ИМР-2: инженерная машина разграждения
ИМР-2 – вариант советского инженерного танка, который выпускался в 1980-х / начале 1990-х годов на Новокраматорском машиностроительном заводе (Краматорск, Украина) и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил, Россия). Эта специализированная многофункциональная инженерная машина на гусеничном танковом шасси, предназначенная для быстрой прокладки колонных путей, ликвидации завалов и заторов. Основное рабочее оборудовании данной техники – это многофункциональный бульдозерный механизм и телескопическая крановая стрела-манипулятор.
1. Об истории данной модели
2. Отзывы о ИМР-2
3. Описание конструкции и основные ТТХ
4. Двигатель ИМР-2
5. Рабочее оборудование
6. Технические характеристики в цифрах
7. Примеры боевой работы ИМР-2
Спецмашина ИМР-2 предназначается для проделывания проходов (в том числе в минных полях), расчистки завалов и разрушений в ходе инженерного обеспечения боевых действий, в том числе и на местности, заражённой химией и (или) радиацией. Её можно с успехом применять и для вытаскивания, буксировки и эвакуации повреждённой техники с пути продвижения войск, для ведения различных аварийно-спасательных работ в зонах массовых разрушений.
В войсках ИМР-2 входили в состав инженерно-дорожных подразделений и подразделений разграждения и были предназначены для использования в отрядах обеспечения движения и групп разграждения – вместе с установками разминирования, танковыми мостовыми укладчиками, для обеспечения продвижения моторизованных войск и бронетехники.
В войсках по 1 ИМР-2 имелось в составе отделения дорожной техники инженерно-дорожного взвода инженерно-сапёрной роты группы разграждения танковой или механизированной бригады. А также – в каждом взводе разграждения инженерной роты разграждения инженерно-дорожного батальона полка инженерных войск РФ.
Об истории данной модели
Первая советская ИМР-1 была создана в Омске, на гусеничной базе танка Т-55. Её приняли на вооружение в 1969 году. Основным оборудованием машины разграждения также были универсальный бульдозерный отвал и крановое оборудование с захватом-манипулятором.
В Соединённых Штатах подобная машина была принята на вооружение на 4 года раньше: это инженерно-сапёрный танк М-728. Он значительно превосходил советскую ИМР-1 по грузоподъёмности кранового оборудования (8000 кг против 2000 кг у ИМР), однако советская машина получилась легче, маневреннее и универсальнее – благодаря манипулятору с захватом.
С принятием на вооружение танков нового поколения (Т-64, Т-72, Т-80) и изменением штатной структуры танковых и мотострелковых подразделений (по программе «Дивизия-86») появилась надобность в новой машине разграждения, на базе более современного танка. Этой военной техникой и стала ИМР-2, сделанная на базе танка Т-72А.
Работы над созданием ИМР-2 стартовали ещё в 1975 году. Общая идея и конструкция данной машины были разработаны в Омске, а рабочее оборудование для неё, доведение проектной, конструкторской и технологической документации произвели в Челябинском СКБ-200. На Новокраматорском машиностроительном заводе, который стал головным разработчиком опытных машин, была осуществлена доработка шасси и гидравлики.
Основное рабочее оборудование – телескопическую стрелу и бульдозерный отвал – взяли от ИМР-1, хорошо отработанными, и их модернизация с адаптацией к ИМР-2 проблем не вызывали. Новым оборудованием на инженерной машине разграждения сделали противоминный трал и пусковую установку разминирования.
После серии полигонных испытаний, в июне 1980 года ИМР-2 была принята на вооружение Советской Армии.
Сначала производство этих спецмашин планировалось наладить на Омском заводе транспортного машиностроения. Но его, за время разработки ИМР-2, переориентировали на выпуск танков Т-80. Поэтому эту обязанность возложили на Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле, где было запланировано строительство специальных цехов для этого производства. Однако строительство это серийное производство шасси ИМР-2, достраивавшихся затем на Новокраматорском механическом заводе, было запущено в Нижнем Тагиле лишь к 1985 году.
Отзывы о ИМР-2
Вспоминает подполковник Евгений Старостин, который в 1985-1991 гг. служил на Украине, в 306-м отдельном инженерно-саперном батальоне 24-й мотострелковой дивизии, в должности командира взвода, а затем и роты:
«В целом, ИМР-2 была похожей на предыдущую ИМР-1, но внутреннее оборудование было меньшим по габаритам. Новинки были – ножевой трал и пусковая установка разминирования. По поводу управления: в ИМР-2 оно было более простым и лёгким – благодаря наличию гидравлической, а не механической трансмиссии.
Ещё одна новинка – система ПАЗ. Когда ГО-27, прибор радиационной и химической разведки определяет угрозу – система заглушает двигатель, закрывает все жалюзи и машина герметизируется. Электроснабжение выключается, работают только рация и аварийный свет. Через 4,5 секунды включается фильтровентиляционная установка. Далее, примерно через 15-20 секунд, можно заводить мотор.
Очень удачно был сделан рабочий орган – манипулятор – он мог очень тонко работать. У опытных солдат получалось этим манипулятором закрывать открытый коробок от спичек. Очень универсальной и лёгкой в управлении была эта установка.
Что касается самой базы – танка Т-72, то это машина достойно защищённая, удобная, надёжная и простая в эксплуатации.
От установки разминирования УР-83, по моему мнению, одни проблемы (если использовать ИМР-2 на войне, в первом эшелоне вместе с танками). Ведь заряды к установке размещались в деревянных ящиках, по обоим бортам. А это 1380 кг взрывчатки! Попадание из гранатомёта, или густой очереди пуль – и сдетонируют, машине конец.
А расстояние пуска зарядов – всего лишь 500 м. Подготовку к пуску зарядов разминирования выполнять надо было вручную, с выходом из машины. Заряды размещались около моторного отделения. И если механик-водитель забыл закрыть жалюзи, то стартовые двигатели зарядов разминирования могли вывести из строя мотор и устроить пожар в машине. В ходе ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС она вообще была бесполезной, только подкинула проблем особистам (потому что была секретной)».
Описание конструкции и основные ТТХ
Конструктивно машина разграждения ИМР-2 состоит из базового танкового шасси и рабочего оборудования.
Это бронированная гусеничная машина, изготовленная на базе узлов и агрегатов танка Т-72А. Однако в корпус «изделия 637» были внесены изменения: усилили дно, изменили конструкцию подбашенного листа, приборы наблюдения заменили смотровыми стёклами, на носовую часть корпуса приварили элементы крепления для стандартного рабочего оборудования.
Для выполнения вождения по заданному курсу при плохой видимости и в условиях отсутствия ориентиров базовая машина снабжена гирополукомпасом. Приборы наблюдения механика-водителя состоят из дневного и ночного приборов наблюдения, обеспечивающих возможность вождения ИМР-2 и работу на ней в любое время суток. Кроме того, машина оснащается системой защиты от ОМП, системой дымопуска и пожарным оборудованием. Единственное стрелковое вооружение ИМР-2 – 7,62-мм пулемётом, установленный над башней оператора.
Двигатель ИМР-2
На танке спецмашине устанавливали 12-цилиндровый V-образный танковый двигатель – четырехтактный многотопливный дизель мощностью 780 лошадиных сил при 2000 об/мин, с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем.
В систему питания данного двигателя входят 4 внутренних и 5 наружных топливных баков, общей вместимостью в 705 л и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами.
Рабочее оборудование данной инженерной машины разграждения состоит из универсального бульдозера, телескопической стрелы с захватом, колейного минного трала и установки разминирования.
Рабочее оборудование
Бульдозерное оборудование инженерного танка ИМР-2 является универсальным. Оно предназначено для разработки и перемещения грунта, расчистки снега и кустарника, валки деревьев, корчёвки пней, обустройства проходов в лесных завалах и разрушениях. Оно может работать в любом из трёх положений:
- Двухотвальном, которое считается основным и предназначено для прокладывания проходов в завалах и разрушениях, обустройства колонных путей для движения войск, снятия слоя грунта и планировки местности.
- Бульдозерном, которое используется для устройства съездов, засыпки выемок, перемещения грунта, окапывания и самоокапывания.
- Грейдерном, применяемом при прокладке колонных путей на косогорах и на любых работ, предполагающих перемещение грунта или снега на одну сторону.
Бульдозерное оборудование состоит из рамы, механизмов подъёма, опускания и перекоса, небольшого центрального отвала и двух больших боковых подвижных крыльев. Центральный отвал – это сварная конструкция, которая прикрепляется к раме и может поворачиваться вправо и влево на 100 градусов.
Крылья отвала (правое и левое) по конструкции являются аналогичными, а их лобовые листы отличаются криволинейной поверхностью. К нижней части лобового листа болтами прикрепляются ножи. Благодаря подвижности боковых крыльев, бульдозер может занимать одно из трёх положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. Управление универсальным бульдозером производится механиком-водителем, без покидания своего места в машине.
Телескопическое стреловое оборудование оборудовано захватом-манипулятором, выполняющим значительный комплекс работ по обустройству проходов в лесных и каменных завалах.
Телескопическая стрела шарнирно прикреплена к кронштейну башни, размещённой на поворотной платформе. Стрела снабжена многофункциональным манипулятором, который копирует движения человеческой руки и может занимать 6 различных независимых положений. Управление стрелой и манипулятором осуществляется оператором машины, с пульта из башни, при помощи электрогидравлической системы.
В процессе выполнения работ можно производить разнообразные операции: поворот стрелы, её подъём и опускание, выдвижение и втягивание стрелы, подъём и опускание захвата, его поворот, раскрытие и закрытие захвата. Конструкцией стрелового оборудования предусмотрено совмещение отдельных операции (но не больше двух). К примеру, поворот стрелы и раскрытие (закрытие) захвата.
К 1990 году, в результате модернизации, клещевой захват манипулятора был заменён универсальным рабочим органом ковшового типа, который мог не только удерживать предметы любого размера, но и работать как грейфер, обратная и прямая лопата, скребок и рыхлитель.
В качестве дополнительного оборудования, на инженерную машину устанавливались пусковое устройство разминирования и противоминный трал.
КМТ-Р (колейный минный трал) – это составная часть ИМР-2, предназначенная для преодоления спецмашиной противотанковых минных полей, в том числе и с противоднищевыми минами со штыревыми взрывателями. Трал составлен из 3-х основных частей: ножевых секций правой и левой (аналогичных) и механизма перевода.
В составе ножевой секции – рабочий орган (3 черенковых ножа, отвал коробчатой формы, откидывающее крыло), балансир, уравновешивающее устройство, штыревое устройство траления противоднищевых мин, лыжа, копирующая рельеф и тралящее зимнее устройство. При работе ножи трала зарываются в землю. Если они на пути встречают мину, она ножами удаляется из грунта, попадает на отвал и отводится в сторону, за колею танковых гусениц.
Установка разминирования (УР-83) – это устройство для проделывания проходов в минных полях и минно-взрывных заграждениях, с целью обеспечения продвижения войск. Она смонтирована на корпусе машины сзади и состоит из двух направляющих (правой и левой) для пуска зарядов разминирования.
На направляющей располагается реактивный двигатель, который при пуске вытягивает за собою заряд разминирования и отправляет его на минное поле. Сами заряды разминирования упакованы в деревянные кассеты (по 2 на каждый борт), в задней части корпуса, на надгусеничных полках. Подготовку зарядов к пуску требуется производить вручную, с выходом экипажа из машины.
Технические характеристики в цифрах
- Масса, вместе со съёмными элементами (ножевым тралом, установкой разминирования) – 45700 кг.
- Численность экипажа – 2 человека
- Производительность работ: прокладка колонных путей по пересечённой местности – 6-10 км/ч; устройство проходов в лесных завалах – 340-450 м/ч; проходов в каменных завалах – 300-350 м/ч; разработка грунта бульдозерным рабочим оборудованием (при засыпании рвов, воронок и тому подобной работе) – 230-300 м3/ч.
- Запас хода – 500 километров.
- Преодолеваемые машиной препятствия – максимальный угол подъёма: 30 градусов, максимальный угол крена: 25 градусов.
- Ширина бульдозерного отвал: в двухотвальном положении – 3,56 м; в бульдозерном положении – 4,15 м; в положении грейдера – 3,4 м.
- Грузоподъёмность стрелы – 2 тонны.
- Скорость инженерной машины: по шоссе – 50 км/час; по грунтовым дорогам – 35-45 км/час.
- Пусковая установка: число направляющих – 2 штуки, максимальный угол подъёма направляющих – 60 градусов, дальность подачи заряда разминирования – до 500 метров.
Примеры боевой работы ИМР-2
При выполнении основных инженерных задач спецмашина проделывает проходы в лесных завалах. При этом основная масса завала раздвигается бульдозерным отвалом, а отдельные деревья, затрудняющие работу бульдозера, убираются стрелой с манипулятором. Отвал бульдозера при этой работе ставится в двухотвальное положение, а стрелу с манипулятором разворачивают и устанавливают захватом впереди отвала.
Проходы в каменных завах устраиваются либо расчисткой до твёрдого основания (если высота завала до 50 см), либо, при бо́льшей высоте, устраивается въезд и съезд с завала. При серьёзной высоте завала его гребень обрушивают манипулятором, а крупные обломки убирают в сторону.
Валку небольших деревьев спецмашина производит, срезая их отвалом. Деревья покрупнее валятся манипулятором, с одновременным либо предварительным подрезанием корневой системы.
Рытьё котлованов, окапывание и самоокапывание ИМР-2 производит отвалом, поставленным в бульдозерное положение, при последовательном возвратно-поступательном движении. Землю из котлована при этом перемещают на брустверы.
На местности, заражённой радиацией или химическими веществами, инженерная машина герметизируется и продолжает выполнять любые виды работ.
Поэтому, когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, почти все ИМР-2, что были тогда в рабочем состоянии, оказались в Чернобыле и остались там навсегда. За время работы эти спецмашины набрали очень много радиации.
Во второй половине 1990-х годов на базе ИМР-2 и ИМР-2М были созданы инженерные машины разграждения ИМР-3 и ИМР-3М – на базе танков Т-90.
оценивших 10, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
Компания John Deere откажется от участия в международных выставках в 2021 году ради безопасности сот...
Алехандро Саяго станет вице-президентом John Deere по продажам и маркетингу в Европе и странах СНГ
CLAAS отмечает рост подключений к системе TELEMATICS
Bobcat E45: технические характеристики
Claas: рост продаж в 2020 году и положительный прогноз на 2021
Картофелесажалка навесная двухрядная Л-201
Техника John Deere признана эффективным инструментом для долгосрочного вложения средств
Компания КВС РУС в конце мая 2021 года запускает свой собственный B2B онлайн-магазин семян для сель...
Самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец»
Д-130: технические характеристики
Кормораздатчик РКТ-10
Новая линейка экскаваторов John Deere поможет повысить эффективность работ при меньшем расходе топли...