Колесный бульдозер Четра ТК-25
Функциональный и эргономичный колёсный бульдозер 4х4
Основное предназначение полноприводного (4х4) колёсного трактора «Четра» ТК-25 — это бульдозер для дорожно-строительных работ. Кроме того, он предназначен для проведения работ на угольных складах, планировки поверхностей отвалов, площадок под экскаваторы и буровые установки. А также, его используют в качестве тягача при транспортировке тяжёлых грузов, в качестве толкача железнодорожных вагонов. Четра ТК-25 имеет высокую маневренность и производительность. Он оптимален для небольших объёмов вспомогательных работ на рассредоточенных участках.
В серийное производство обновлённый колёсный бульдозер Четра ТК-25 был запущен во второй половине 2021 года.
Свою историю чебоксарские колёсные бульдозеры ведут с 1980 года, когда на Чебоксарском заводе промышленных тракторов (ЧЗПТ) был выстроен «Экспериментальный корпус» (который в дальнейшем стал Опытно-механическим заводом).
Конструкторы этого завода в 1993 году разработали новые модели тракторов, на основе которых были собраны первые образцы колёсных машин: ими стали трактор-бульдозер КБ-25 и трактор-погрузчик ПК-12.
В настоящее время эти мощные тяжёлые колёсные машины выпускаются под торговой маркой «Четра».
Особенности конструкции и комплектации
Колёсные бульдозеры Четра ТК-25 отличаются модульной конструкцией всех своих узлов и систем.
Ходовая часть трактора Четра ТК-25 включает в себя четыре односкатные бескамерные шины типоразмером 35/65-33″ с давлением воздуха в пределах 4+0,2 кгс/см2. Для скального грунта — надеваются предохранительные цепи.
Накачивание шин воздухом производится при помощи пневматической системы — компрессором, установленном на дизеле.
База трактора составляет 4150 мм, колея трактора — 2 800 мм. Дорожный просвет — не менее 500 мм.
Угол поворота полурам относительно друг друга (в каждую сторону) составляет 35 градусов.
Минимальный радиус поворота трактора Четра ТК-25 равен 9 700 мм.
Топливные баки имеют большую вместимость, что уменьшает технологический простой техники при работе.
В стандартную комплектацию трактора входят:
- Двойной стеклопакет кабины.
- Зависимый отопитель кабины.
- Система предпускового подогрева двигателя.
- Температурное исполнение -50С +35С.
- Аудиосистема.
- Автоматический звуковой сигнал заднего хода.
- Звуковой сигнал переднего хода.
- Боковые зеркала заднего вида.
- Сиденье с микроподрессовыванием и пневмоподвеской.
Обновлённая модель чебоксарского колёсного бульдозера оснащена ведущими мостами с блокируемыми дифференциалами. При этом блокировка может производиться как в автоматическом, так и в ручном режиме. Внедрение этой функции позволит предотвратить пробуксовку колёс.
Для удобства работы в обновлённой модели установлены кресло с пневмоподвеской и климат-контроль. Также в базовую комплектацию входит спутниковая система ГЛОНАСС.
Модель бульдозера Четра ТК-25 также может быть оснащена такими дополнительными опциями, как камера заднего вида, зеркала с подогревом, система быстрой заправки дизельным топливом.
Среди немаловажных особенностей данной модели — снижение тепловой нагрузки, за счёт более эффективной системы охлаждения; повышение комфорта оператора (снижены уровни шумности и вибраций); снижение трудоёмкости обслуживания и стоимости эксплуатации. Отвал позволяет выполнять широкий спектр работ по планированию, начиная от разравнивания грунта и заканчивая обратной отсыпкой. По сути, бульдозер становится практически полноценной заменой автогрейдеру. Немаловажным фактором является и более высокий ресурс работы.
Также была модернизирована и тормозная система для повышения эффективности торможения с учётом внедрения блокируемых дифференциалов. На обновлённом колёсном бульдозере предусмотрено гидравлическое управление навесным оборудованием, обеспечивающее высокую точность работ и низкую утомляемость оператора.
Два варианта двигателя Четра ТК-25
На полноприводный (4х4) колёсный бульдозер Четра ТК-25 устанавливаются два варианта дизельных двигателей:
- ЯМЗ-850.10-01 Ярославского моторного завода (такая модификация трактора называется ТК25.02Я), либо
- Камминз КТА-19 / QSK 19 китайского производства.
Их номинальная мощность составляет — 560 л.с. (412 кВт) и 520 л.с. (382 кВт), соответственно.
Двигатели ЯМЗ-850.10-01 и ЯМЗ-85006.10-01 выпускаются специально для их установки на колёсные бульдозеры и колёсные погрузчики ОАО «Промтрактор».
Это четырёхтактный дизельный мотор с воспламенением от сжатия, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Количество цилиндров – 12, их расположение – V-образное, угол развала 90 градусов. Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9.
Диаметр цилиндра: 140 мм. Ход поршня: 140 мм. Рабочий объём: 25,9 л. Степень сжатия: 15,2.
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности: 1900 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 2685 Н·м (274 кгс·м).
Число клапанов на цилиндр: два впускных и два выпускных.
Система смазки: смешанная. Под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, осей коромысел, топливный насос высокого давления, турбокомпрессоры. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. В систему включен водомасляный теплообменник.
Топливный насос высокого давления: двенадцатисекционный, золотникового типа, диаметр плунжера 12 мм, ход 14 мм. Модель ТНВД: 185.1111-30.
Буква «T» в названии двигателя КТА-19 / QSK 19 обозначает наличие турбины, буква «A» — наличие интеркулера (промежуточного охлаждения наддувочного воздуха).
Буква «Q» означает – «квантовое семейство (с высокоскоростным модулем управления ESN); буква «S» – «система»; «K» – это серия двигателя, а цифры «19» – это его рабочий объём в литрах.
Двигатели семейства Cummins KTA / QSK, кроме бульдозеров колёсных и гусеничных (например, китайские «Шантуй»), устанавливаются также и на многие другие образцы тяжёлой спецтехники.
К примеру, на карьерные самосвалы БелАЗ или «Либхерр», на дизель генераторные установки, на речные и морские суда, и так далее.
Количество и расположение цилиндров Cummins KTA-19 / QSK 19: 6 цилиндров, рядно. Рабочий объём двигателя:19 000 см3. Диаметр цилиндра: 159 мм. Ход поршня: 159 мм. Коэффициент сжатия: 13,9:1. Скорость поршня: 7,9 м/с. Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4. Обороты холостого хода двигателя от 600 до 1400 об/мин. Пиковый крутящий момент 1830 об/мин — 3118 Н.м.
Топливная система HPI (High Pressure Injection) обеспечивает более тихую работу с стабильной производительностью на каждой частоте вращения, а также обеспечивает отличный холодный запуск.
Современная система управления горением и улучшенная электроника, интегрированная с модернизированными датчиками и новым мощным электронным блоком управления (ESN) дает максимальную производительность двигателя на всех высотах и под каждым состояние нагрузки.
Высокоэффективные турбокомпрессоры оснащены датчиком турбонадува с водяным охлаждением делают улучшенный воздушный поток для максимальной мощности и долгого срока службы.
Поршни изготавливаются из высокопрочного чугуна, с высокопрочным чугунным литьем, обеспечивают прочность и долговечность работы, тем самым увеличивая срок службы до капитального ремонта. Форсунки охлаждения поршней подают охлаждающую струю масла, под каждой головкой поршня и ободком стакана для долгого срока службы с повышенной надёжностью.
Система предварительной смазки распределяет масло по каналам и поверхностям перед запуском двигателя, что значительно продлевает срок службы до сервисного обслуживания.
Применение в радиаторной установке колёсных бульдозеров Четра ТК-25 охладителей воздуха типа «воздух-воздух» и охладителей топлива повысило КПД двигателя, снизило уровень выброса вредных веществ в атмосферу.
Установлены дополнительные топливные фильтры с функцией сепарации воды. Прозрачная крышка фильтров обеспечивает просмотр срока службы фильтрующего элемента.
Трансмиссия Четра ТК-25
Трактор Четра ТК-25 имеет гидромеханическую трансмиссию с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей. При этом максимальная транспортная скорость тяжёлой машины (массой 46,5 тонн) на третьей передаче составляет 38 км/час.
Применённая на тракторе гидромеханическая трансмиссия состоит из редуктора привода насосов, который крепится к кожуху маховика дизеля, силового блока, двух главных конических передач, размещённых вместе с дифференциалами в переднем и заднем мостах и колёсных редукторов с остановочными постоянно замкнутыми тормозами.
В силовой блок входят: трёхэлементный одноступенчатый гидротрансформатор с активным диаметром 480 мм, максимальным коэффициентом трансформации Ко=2,64, планетарная коробка перемены передач, которая обеспечивает по три скорости переднего и заднего хода с переключением скоростей под нагрузкой и согласующий редуктор, которые размещены в едином корпусе.
Передача крутящего момента от редуктора привода насосов на гидротрансформатор и от согласующего редуктора на главные передачи производится при помощи карданных передач.
Передача Передний ход, км/час Задний ход, км/час
1 7,8 11,2
2 14,8 21,3
3 27,3 38,0
Гидравлическая система бульдозера Четра ТК-25
Раздельно-агрегатная гидравлическая система обеспечивает подъём, опускание, поперечный перекос отвала в обе стороны и изменение угла резания. Гидросистема бульдозера Четра ТК-25 состоит из двух функционально связанных между собой систем — основной, которая осуществляет передвижение отвала и системы сервоуправления, и обеспечивающей дистанционное управление гидроузлами и снижение усилий на рукоятке управления.
Гидросистема включает в себя: два шестерёнчатых насоса: НШ250 и НШ10; два золотниковых распределителя: управления отвалом, и секционной системы сервоуправления; делитель потока; гидроцилиндр подъёма и опускания отвала и два гидроцилиндра перекоса отвала и изменение угла резания.
Максимальное давление срабатывания предохранительных клапанов распределителей:
- управления отвалом — 18,5 МПа (185 кгс/см2),
- перекоса — 20 МПа (200 кгс/см2),
- секционной системы сервоуправления — 3 МПа (30 кгс/см2);
Секции Положения золотников Число цилиндров Диаметр цилиндра х Ход штока
золотников распределителя
Подъём Подъём, нейтраль (удержание),
отвала опускание, плавающее Один 160 х 1250 мм
Перекос Вправо, нейтраль, влево
отвала Два 180 х 220 мм
Изменение Бесступенчатое регулирование
угла резания угла резания Два 180 х 220 мм
Гидросистема управления трансмиссией
Масло гидравлической системы собирается в общей ёмкости — картере силового блока, куда насосом НШ-32 откачивается из корпуса согласующего редуктора.
Насос НШ-100 подаёт масло в блок управления коробкой передач — распределитель золотникового типа, который направляет масло в бустеры фрикционных элементов коробки передач и поддерживает заданное давление 2 МПа (20 кГс/смг).
Насос НШ-50 подаёт масло на тормозной распределитель золотникового типа, который обеспечивает торможение колёс трактора с разрывом и без разрыва потока мощности от дизеля к колёсам, поддерживает давление в пределах 2,6 МПа (26 кГс/смг).
Кабина трактора Четра ТК-25 и рабочее место механизатора
Колёсный бульдозер Четра ТК-25 оборудуется достаточно комфортабельной кабиной с двойным остеклением (стеклопакет); оборудованной системами комфортного микроклимата (отопителем и кондиционером), сиденьем с пневмоподвеской. Всё это обеспечивает хорошие условия для работы механизатору.
Кабина устанавливается на гидравлические опоры, оснащена защитным каркасом ROPS-FOPS, стеклоочистителями и омывателями, солнцезащитной шторой, аудиосистемой.
В этой модернизированной кабине внедрено более двадцати различных изменений, призванных сделать работу операторов комфортной. Вот основные из них:
- новая пластиковая облицовка;
- панель приборов для удобства оператора перемещена с правой консоли на центральный пост;
- вместо кондиционера теперь применяется климатическая установка с системой воздуховодов для равномерного распределения воздуха по объёму кабины;
- новые шумо- и виброизолирующие материалы с увеличенной площадью поверхности оклейки;
- в качестве опции доступен эвакуационный люк в крыше кабины.
Изменения коснулись также пультов управления движением и навесным оборудованием, регулировок подлокотников, солнцезащитного козырька, упоров для ног, омывателей стекол, замков для запирания дверей, отсека для хранения личных вещей и документации.
Кабина Четра ТК-25 отличается лучшей обзорностью, за счёт более значительной площади остекления и изменённого каркаса кабины; лёгким в управлении многофункциональным цветным монитором, на которым отображаются все основные параметры работы тяжёлой машины; дополнительным цветным монитором, который выдаёт изображение с камеры заднего вида (если она есть) и позволяет осуществлять мониторинг работы трансмиссии.
Одно из важных преимуществ рабочего места механизатора Четра ТК-25 – это то, что управление ходом бульдозера происходит при помощи всего одного джойстика. Он позволяет включать передачу, выбирать направление движения и управлять поворотами.
Бульдозерное оборудование
Отвал с закреплёнными средними и угловыми ножами крепится к трактору при помощи гидроцилиндра подъёма и двух толкающих брусьев, установленных на сферических опорах передней полурамы. Жёсткость и устойчивость бульдозерного оборудования в поперечном направлении обеспечивается стабилизатором.
Отвалы бульдозера Четра ТК-25 это – либо полусферический отвал, либо сферический отвал.
Технические параметры Четра ТК-25 в цифрах
Габаритные размеры:
- Длина — 9 070 мм.
- Ширина — 5 100 мм.
- Высота — 4 879 мм.
- Эксплуатационная масса — 46 518 кг.
Отвал полусферический
- Ёмкость — 11,75 м3.
- Длина — 5 100 мм.
- Ширина — 1 600 мм.
Опционально устанавливаемое оборудование
- Система автоматического пожаротушения.
- Система автоматической смазки.
- Система видеообзора.
- Автоматическая система управления горно-транспортным комплексом АСУ ГТК «Карьер».
- Искрогаситель.
- Защитные решётки кабины.
- Светодиодные фары.
- Радиостанция.
- Система быстрой заправки топливом.
Отзывы владельцев о колёсных бульдозерах Четра ТК-25
Судя по отзывам владельцев и механизаторов, работающих на колёсных бульдозерах Четра ТК-25, это отличная техника для работы в карьерах, на строительстве дорог и дорожных развязок.
Трактор характеризуется как надёжный и неприхотливый. Всегда можно найти на него запчасти. Если проводить плановые обслуживания, то работает по 15-25 тысяч моточасов (в зависимости от условий эксплуатации) без проблем, поломок и вынужденных простоев.
Моторы ЯМЗ 850.10 или «Камминз КТА-19 / QSK 19», если лить в них хорошего качества масло и менять его своевременно — как и фильтра, то работает он не хуже импортных аналогов.
Топливный насос с регулированием момента впрыска и соотношения количества топлива и воздуха, со всережимным регулятором частоты вращения.
Системы двойной очистки масла с полнопоточным и обводным фильтрами. Жидкостно-масляные теплообменники для охлаждения масла двигателя и масла трансмиссии.
На дизеле применена система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости.
Антикоррозионный фильтр системы охлаждения очищает охлаждающую жидкость и увеличивает срок службы двигателя. 24-вольтовая электрическая пусковая система.
В целом, это действительно надёжная и неприхотливая машина, которая не подведёт (важно ещё не экономить на бульдозеристе – это, как известно, до 80-ти процентов бесперебойной работы).
оценивших 3, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
Зернышко к зернышку. «Полымя» на АГРОСАЛОН
Бульдозер Б-170: технические характеристики
CLAAS CROP SENSOR: СОЧЕТАНИЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ДАЮТ ОДНОВРЕМЕННУЮ ЭКОНОМИЮ УДОБРЕН...
Трактор Т-54: технические характеристики
Бульдозер Т-130: технические характеристики
Лидеры кормозаготовки Ростсельмаш на АГРОСАЛОН
Результаты испытаний CROP SENSOR в России – до 5% экономии удобрений и СЗР
Погрузчик Т-156: технические характеристики
CLAAS представит свои цифровые новинки российскому рынку на форуме SMART AGRO
Мотоблок «Нева»: технические характеристики
Как обслуживать аккумулятор автомобиля
CLAAS представляет косилку DISCO 4400 CONTOUR с шириной захвата 4,20 м и функцией векторного складыв...