Техника безопасности при работе на экскаваторе
Экскаватор относится к категории сложной спецтехники, для работы на которой надо знать и строго соблюдать правила безопасности и охраны труда. Такая спецмашина требует неукоснительного соблюдения условий подготовки её к работе, обеспечения самого рабочего процесса, и корректного его завершения.
Экскаватор, даже управляемый умелыми руками профессионала, всегда несёт потенциальную опасность для окружающих. В неопытных же руках он превращается в смертельно опасную и разрушительную машину. Поэтому правила безопасной работы на данном виде спецтехники – это не чья-то прихоть, а жизненная необходимость. И выведены данные правила были не в тиши кабинетов, а в реальной жизни — на строительных и производственных площадках.
Обзор общих требований по технике безопасности
Управлять экскаваторами могут только люди возрастом от 18-ти лет, обязательно прошедшие специальный курс обучения, и обладающие удостоверением на право управления экскаватором определённого класса. Кроме того — прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте.
Каждый экскаватор должен быть закреплён только за определёнными людьми. Если машинист не один, а несколько, и они работают посменно — один из этих машинистов должен быть назначен старшим и ответственным (аналог должности бригадира).
Машинист имеет право работать только на том типе и конструкции экскаватора, который указан в его удостоверении. В случае переводе машиниста с одной модели или конструкции экскаватора на другую — он перед назначением на должность обязательно должен пройти обучение и аттестацию. Вне зависимости от его опытности, квалификации и наработанного стажа!
Вне зависимости от прохождения курса обучения, весь обслуживающий персонал должен в обязательном порядке пройти инструктаж по технике безопасности, в соответствии с условиями его работы.
Персонал, обслуживающий экскаватор, должен работать только в специальной одежде и обуви. А также — должен быть обеспечен всеми надлежащими защитными средствами. Без спецодежды и индивидуальных средств защиты работать на экскаваторе запрещается.
Машинист при проведении ремонтных и любых других работ вне кабины экскаватора должен работать в каске. Работа без каски допускается только в кабине экскаватора.
Перед началом смены машинисту необходимо предоставить точные и подробные указания относительно условий его работы, наметить строгий порядок выполнения выданных ему заданий.
Машинист экскаватора не имеет права приступать к работе на данной спецтехнике, если он не убедился в полной его исправности.
Все детали, которые в процессе работы вращаются – имеются в виду зубчатые, цепные и ременные передачи, маховики и тому подобное оборудование — должны быть ограждены кожухами. Запуск экскаватора в работу со снятыми кожухами – не допускается.
Запуск двигателя и механизмов разрешается только после подачи машинистом соответствующего сигнала.
Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста, категорически запрещается находиться на его поворотной платформе. Не допускается размещать на поворотной платформе и любые посторонние предметы.
Необходимо строго следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей экскаватора была абсолютно исключена возможность их самопроизвольного разъединения.
Проводить заправку двигателя дизтопливом и смазочными материалами необходимо только при естественном освещении. В тёмное время суток — только в случаях крайней необходимости, используя электроосвещение (от сети или аккумулятора).
В процессе заправки экскаватора дизтопливом категорически запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и любыми другими источниками открытого огня. После заправки все детали, которые были облиты дизтопливом или смазкой, нужно вытереть насухо, а пролитые горюче-смазочные материалы — тщательно присыпать песком.
Не допускается использование открытого огня для подогрева двигателя экскаватора. При запуске холодного двигателя — необходимо залить в радиатор горячей воды, а в картер — подогретого масла.
Воспламенившееся вблизи экскаватора горючее нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать либо огнетушитель, который в обязательном порядке должен иметься в кабине экскаватора, либо песок, землю брезент и тому подобные подручные средства.
Машинист, который сдаёт смену, обязан предупреждать своего коллегу-сменщика обо всех возникших неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а также сделать записи об этом в рабочем аппаратном журнале.
Требования безопасности к рабочему месту экскаватора
Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланированной, достаточно освещённой, и обеспечивающей хороший обзор всего фронта работ. Экскаватор перед вступлением в работу всегда необходимо закреплять, чтобы обезопасить людей и имущество от его возможных самопроизвольных перемещений.
Расстояние от наружного края гусеницы или колёс до бровки траншеи или котлована определяется расчётом на устойчивость откосов. Но, в любом случае, оно должно составлять не менее одного метра.
Забой для прямой лопаты должен представлять собой стенку, возвышающуюся над поверхностью стоянки экскаватора с наклоном под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора. Вертикальные стенки забоя — допускаются только в плотных грунтах.
Для обратной лопаты и драгляйна забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.
Для прямой лопаты высота забоя не должна превышать максимальной высоты копания ковша. При этом нельзя допускать образования свесов (козырьков), которые могут в перспективе обрушиться и засыпать людей, работающих на данной площадке.
Для обратной лопаты и драгляйна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания при данной установки экскаватора.
Прямая обязанность машиниста экскаватора — непрерывно следить за состоянием забоя и, в любом случае возникновения потенциальной опасности, что он может обрушиться, немедленно отводить экскаватор в безопасное место, тут же сообщая об этом производителю работ. Кроме того, пути отхода экскаватора всегда должны быть строго определёнными и постоянно свободными.
Неблагоприятные, потенциально опасные и вредные факторы, возникающие в ходе работы на экскаваторе
Во время работы на машиниста экскаватора могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:
- потеря устойчивости и опрокидывание экскаватора (например, при обрушении грунта выемки);
- нахождение рабочего места на значительной высоте от земли (кабина машиниста экскаватора);
- электрический ток, случайное замыкание которого может пройти через тело человека, например, при работе в зоне линии электропередачи;
- высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении экскаватором;
- острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов экскаватора и инструмента;
- неблагоприятный микроклимат в кабине экскаватора;
- повышенный уровень шума и вибрации при работе экскаватора;
- недостаточная освещённость рабочего места и рабочей зоны;
- повышенная загазованность воздуха отработанными газами двигателя экскаватора.
Все они имеют самое прямое, или же косвенное воздействие на обеспечение безопасности производимых экскаваторщиком работ. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работник обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.
Правила техники безопасности непосредственно в процессе работы экскаватора
На каждом экскаваторе в обязательном порядке вывешиваются правила управления, ухода за оборудованием, схема пусковых устройств.
При заведении пускового двигатель дизеля, не допускается брать рукоятку в обхват. Все пальцы должны располагаться только с одной стороны рукоятки. Запрещается заводить пусковой двигатель в перегретом состоянии.
Основной двигатель экскаватора запускается машинистом в строгом соответствии со следующими правилами:
- при его запуске не должна обнаруживаться утечка топливно-мастильных материалов и воды;
- ёмкости со сжатым воздухом, устройства пуска должны находиться в исправном состоянии;
- при нажатии стартера кнопка тотчас же включается, искры не должны появляться;
- все рычаги легко, без затруднений переключаются;
- двигатель легко, без какой-либо натуги заводится при любой температуре от нуля градусов Цельсия.
Чтобы избежать ожоги рук, запрещается касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и основного дизельного мотора. Необходимо соблюдать осторожность также тогда, когда машинист открывает крышку радиатора и спускает из него горячую воду.
Не допускается устранения никаких неисправностей при работающем двигателе экскаватора.
Категорически запрещено вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых превышает полтора метра – вне зависимости от того, из какого материала они сделаны. Нельзя также хранить в кабине бензин, керосин и любые другие легко воспламеняющиеся жидкости и вещества.
Во время грозы работать на экскаваторе или производить какие-либо работы около него, а также в зоне кабельной сети, — строго запрещается.
Запрещается открывать бочку с бензином, ударяя по пробке металлическими предметами.
Во избежание несчастных случаев, при обрыве подъёмного каната, или же при аварии рабочего механизма, во время работы экскаватора воспрещается кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 метров, но не ближе 15-ти метров от него.
Во время работы категорически запрещается:
- изменять вылет стрелы, если ковш заполнен (исключение может быть сделано только для лопат, которые не имеют напорного механизма);
- производить регулировку тормозов при поднятии ковша;
- подтягивать при помощи стрелы груз, который располагается сбоку.
В случае перерыва в работе, вне зависимости от его продолжительности, стрелу экскаватора необходимо обязательно отвести в сторону от забоя, а ковш — опустить на грунт. Это правило, которое каждый машинист должен усвоить и исполнять буквально «автоматически».
Любые операции, связанные с чисткой, смазкой, ремонтом и техническим обслуживанием экскаватора, разрешено производить только лишь после его полной остановки. При этом и двигатель экскаватора должен быть заглушенным, а все движущиеся и ходовые части экскаватора — застопоренными.
Чистку ковша и осмотры головных блоков стрелы производить можно только с ведома машиниста, во время остановки экскаватора, при опущенном на землю ковше.
Во всех случаях, если в зоне работы экскаватора расположены всевозможные подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, — все работники и обслуживающий персонал должны быть специально проинструктированы о мерах предосторожности, и вести свою работу обязаны под наблюдением вышестоящих ответственных лиц.
Производить любые экскаваторные работы под проводами действующих линий электропередач (любой мощности напряжения) — строго запрещается.
В охранных зонах линий электропередач можно работать только по согласованию с эксплуатирующими организациями, и только в тех случаях, когда расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении:
- 1 кВт — 1,5 м;
- до 20 кВт — 2 м;
- 35 — 110 кВт-4м;
- 154 кВт — 5м;
- 220 кВт — 6 м;
- 330-500 кВт – 9 метров.
Грунт в кузов грузовых автомобилей следует грузить со стороны заднего или бокового их борта. Категорически воспрещается проносить ковш над людьми и кабиной водителя автомашины. Во время погрузки шофёру необходимо выходить из кабины, вот всех случаях, если она не имеет бронированного щита.
Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомобиль сбросом груза с большой высоты. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нём.
Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана и строго оговорена система взаимной сигнализации. В процессе погрузки на транспортные средства рабочим запрещается в них находиться.
В тех случаях, если в забое производятся взрывные работы, экскаватор необходимо отвести на безопасное расстояние и обязательно развернуть к месту взрыва задней частью его кабины.
При работе на гидравлическом экскаваторе машинисту запрещается:
- производить запуск двигателя при выключенной насосной станции;
- включать насосы без проверки уровня масла в баке;
- работать на перегретом масле или при наличии обильного пенообразования в баке;
- производить регулировку предохранительного клапана без манометра;
- перегибать или перекручивать шланги маслопроводов;
- откручивать накидные гайки или штуцера маслопроводов при давлении в системе и работающих насосах.
Ряд дополнительных требований при работе экскаватора с прямой или обратной лопатой
- При наполнении ковша никогда нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом необходимо производить плавным образом, старательно избегая резких толчков;
- При поднятии ковша прямой лопаты, нельзя допускать любых упоров его блока в блок стрелы;
- При опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш — ещё и о грунт;
- При копании в тяжёлых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;
- Любые препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша либо его повреждение — следует обходить, путем поворота стрелы;
- При разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы при повороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя;
- Во время выполнения процесса экскавации необходимо зорко следить за правильной намоткой канатов на барабан лебёдки — чтобы они не перекрещивались на барабане. При этом нельзя направлять наматывающиеся канаты просто руками.
При работе с драгляйном либо с грейфером:
- Когда во время заполнения ковша встречается препятствие — его необходимо обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки ковшом – строго запрещается;
- После заполнения ковша — его следует незамедлительно поднять.
При работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой или шар-бабой:
- Зона действия экскаватора от места работы клин-бабы должна быть ограждённой предупредительными знаками, в радиусе 40-ка метров;
- К работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой, может быть допущен только тот экскаваторщик, который прошёл специальный инструктаж по технике безопасности;
- Перед началом работы машинисту необходимо тщательно проверить крепление канатов! Канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы о подошву забоя на барабане лебёдки оставалось не меньше двух витков каната;
- В целом, любые работы с клин-бабой разрешаются при наклоне стрелы не менее 60 градусов к горизонту;
- В процессе любых осмотров и ремонтов, а также при заменах каната клин-баба должна располагаться только на земле.
При выполнении работ на экскаваторе по разрушению старых зданий экскаватором с шар-бабой, кроме правил безопасности, указанных выше, следует выполнять также следующие требования:
- Машинист обязан надевать во время работы пылезащитные очки;
- Экскаватор должен стоять за пределами возможного обрушения стен или перекрытий, т.е. приблизительно на расстоянии не менее высоты разрушаемого здания; соответственно этому должны быть вылет стрелы и длина каната подвески шар-бабы;
- Место работы необходимо периодически поливать водой;
- Рабочая площадка должна быть хорошо освещена прожекторами;
- Установка прожекторов должна исключать возможность ослепления машиниста экскаватора;
- Начинать работы по уборке разрушенных конструкций и строительного мусора разрешается только после остановки работ по разрушению здания.
Требования техники безопасности при передвижениях экскаватора
- Самостоятельный спуск и подъём экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим тот, что указан в таблице. Спуск и подъём под углами бо́льшими, чем тот, что указан в таблице, необходимо производить только при помощи трактора или лебёдки, в присутствии механика, прораба или мастера.
К примеру, углы подъёма (в градусах) для различных моделей экскаваторов (и для аналогичных им моделей) строго устанавливаются следующие: Э-153 — 16; Э-302 — 22; Э-652 — 22; Э-1252 – 20. Спуск и подъём экскаватора своим ходом на уклонах пути, превышающих установленные, необходимо производить при дополнительной помощи трактора или лебёдки, в присутствии механика, производителя работ или мастера.
- Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровненным и спланированным, а на слабых грунтах – ещё и усилен щитами или настилом, выполненным из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как: мосты, трубопроводы, насыпи и тому подобное — необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.
- В процессе передвижения экскаватора его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш — приподнимать над землёй на 0,5-0,7 метра, если считать от нижней кромки ковша. Передвигаться на экскаваторе с нагруженным ковшом – не разрешается. Поворотная платформа должна быть заторможенной.
Передвижение экскаватора вблизи и под линиями электропередач должно производиться только под наблюдением инженерно-технических работников.
Правила безопасности при перевозке экскаваторов с одной производственной площадки на другую
При перевозке экскаватора трайлером необходимо знать и неукоснительно выполнять следующие требования техники безопасности:
- Перед погрузкой экскаватора на трайлер нужно убедиться в том, что трайлер находится на ровной горизонтальной площадке, и что он надёжно заторможен.
- Вкатывать экскаватор на трайлер можно при помощи лебёдки или своим ходом по надежно устроенному пандусу из брусьев или шпал; настил пандуса следует устраивать с уклоном не более 150.
- Перед погрузкой следует поднять ковш экскаватора, чтобы он не мешал движению по пандусу.
- Работнику запрещается производить развороты при въезде на трайлер и на его площадке.
- Во время перевозки на трайлере в кабине экскаватора запрещается находиться другим работникам.
***
Ежегодно у всех машинистов экскаваторов проверяется знание ими основных правил техники безопасности. Машинисты аттестуются компетентными государственными органами. Все проведённые с ними инструктажи записываются в соответствующие журналы по технике безопасности.
Прямые обязанности каждого машиниста экскаватора:
- знать правила оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, и владеть этими навыками;
- уметь уверенно пользоваться средствами пожаротушения, находящимися на экскаваторе, а также содержимым аптечки первой помощи;
- соблюдать правила личной гигиены, принимать пищу следует только в специально отведенных для этого местах. Перед приёмом пищи тщательно мыть руки тёплой водой с мылом.
- своевременно проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
- проходить повторный инструктаж не реже одного раза в 3 месяца и проверку знаний по безопасности труда — один раз в год. Вне зависимости от его квалификации, опытности и стажа работы;
- работать только на закреплённом за ним экскаваторе;
- неукоснительно соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, технологическую дисциплину и требования охраны труда.
Машинист должен содержать в чистоте кабину, площадку, рычаги управления. Контрольные приборы должны быть исправными, а инвентарь и инструменты — всегда храниться только в специально отведенных для них местах.
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Трактор Агромаш 85ТК: отзывы владельцев
- Экскаватор JCB 220: технические характеристики
- Мини-экскаваторы российского производства
- ДТ-54: Технические характеристики
- Dressta 534C: технические характеристики
- Пресс-подборщик ПР-Ф-180: технические характеристики
- Бульдозер Б10М: технические характеристики
- ХТЗ-17221: технические характеристики
- Джон Дир 315 SL: характеристики
- Экскаватор ЕК-12: технические характеристики
- Трактор Т-4А: технические характеристики
- Мотоблок "Целина": отзывы владельцев