Мотоблок «Луч» МБ-1: технические характеристики
Мотоблок «родом из СССР»
Мотоблоки старых марок, разработанные и выпускавшиеся в 80-х годах, к которым относится и «Луч МБ-1», отличаются максимально простотой конструкции и элементарностью всех инженерных решений. Эта, разумеется, весьма далёкая от идеала, лёгкая сельскохозяйственная техника ещё была изготовлена из очень крепкой и качественной стали. И отличается удивительной надёжностью и долговечностью (чего нельзя сказать о большинстве современных мотоблоков). «Луч МБ-1» – это устройство, на котором можно обрабатывать свой огород практически всю жизнь. При условии должного ухода, количество поломок и ремонтов сводится к минимуму.
1. О производителе и истории модели «Луч МБ-1»
2. Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения
3. Устройство мотоблока «Луч МБ-1»
4. Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть
5. Технические характеристики в цифрах
6. Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»
7. Стоимость мотоблока «Луч МБ-1»
О производителе и истории модели «Луч МБ-1»
Мотоблок «Луч МБ-1» находится в одной линейке с ещё несколькими модификациями такой техники, которые отличаются только названиями, но очень похожи как внешне, так и конструкцией всех деталей и узлов. И заводской индекс у всех одинаковый – «МБ-1» (есть ещё абсолютно идентичный вариант, отличающийся только формой топливного бака – «МБ-5040»).
Названия же для своей продукции выбирали предприятия-изготовители, многие из которых относились к военно-промышленному комплексу и авиационной промышленности. Предприятием-изготовителем мотоблока «Луч МБ-1» было Пермское производственное объединение «Моторостроитель» имени Свердлова (ныне – АО «ОДК «Пермские моторы»), производитель авиационных двигателей.
Восьмидесятые и девяностые годы двадцатого века стали для этого завода временем, когда его продукция «спустилась с небес на землю». Линейка выпускаемой техники пополнилась новыми образцами газотурбинной техники, предназначенными для работы в составе газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов, газотурбинных электростанций.
А также, в свете всеобщей «моды на конверсию» – товарами народного потребления, среди которых с 1985-го года оказался и «Луч МБ-1». В прежние годы производить мотоблоки в Советском Союзе не было никакого смысла: на них отсутствовал спрос на рынке. Личные огороды вспахивались и культивировались колхозными тракторами, либо бесплатно, либо за умеренную плату. Бензина и дизтоплива в хозяйствах всегда было много, и стоили они сущие копейки. Годы разрушения прежней системы сельского хозяйства в масштабах всей страны – вторая половина 80-х и все 90-е годы – стали временем распространения производства и применения отечественных мотоблоков.
В настоящее время (точнее, уже с начала 2000-х годов) мотоблоки «Луч» и прочая непрофильная «мелкая» техника выведена из списков выпускаемой пермским заводом продукции: оно снова делает только турбореактивные авиационные двигатели и промышленные газотурбинные механизмы. Это также общероссийская тенденция: от производства мотоблоков отказались повсюду на подобных предприятиях.
Однако многие из реализованных ещё в прошлом веке мотоблоков «Луч МБ-1» не только находятся в работоспособном состоянии, но и отрабатывают сезон за сезоном без серьёзных поломок; переходят из рук в руки, считаются привычным помощником в хозяйстве семей из разных регионов России и СНГ. Далеко не каждый механизм способен продемонстрировать подобную долговечность в использовании.
Конструкция данной техники настолько универсальна, что аналоги мотоблока «Луч МБ-1» до сих пор производят китайцы, а также несколько предприятий в России, которые, под видом собственного производства, делают данные мотоблоки из тех же китайских деталей и комплектующих.
Краткое описание мотоблока, его предназначение и сфера применения
Мотоблок «Луч МБ-1» представляет собой компактный, сравнительно лёгкий агрегат для обработки почвы на приусадебных участках и огородах, а также для некоторых других сельскохозяйственных работ. Он максимально прост по конструкции и достаточно удобен в эксплуатации. Обслуживание и ремонт также не являются чем-то сложным, требующим специальных знаний или подготовки. Достаточно будет только прочитать руководство по эксплуатации. А запасные части доступны и стоят недорого.
Совместимость мотоблока с дополнительными навесными орудиями хорошая, но при их использовании с «МБ-1», разумеется, необходимо внимательно отнестись к указаниям, изложенным в руководстве по эксплуатации на каждое навесное орудие. Мощный и экономичный четырёхтактный двигатель позволяет использовать мотоблок в различных хозяйственных работах.
Устройство мотоблока «Луч МБ-1»
Конструктивно данный мотоблок состоит из следующих основных частей: двигателя; механизма сцепления; редуктора; рукояток с органами управления; двух ошинованных колёс (либо четырёх культиваторов). О двигателе подробности – далее по тексту. механизм сцепления предназначен для передачи энергии крутящего момента коленчатого вала от двигателя к редуктору и состоит из двух ремней; шкива переднего хода; шкива заднего хода; ведущего шкива; шкива редуктора, тяг; рычагов переднего хода и заднего хода, и пружин.
Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи энергии вращения от шкива редуктора к колёсам и рабочему оборудованию. Редуктор цепной состоит из двух половин корпуса; цепей; вала переключения; ручки переключения; трёх блоков звездочек и выходного вала.
Органы управления, расположенные на рукоятках, используются для изменения режимов работы двигателя и направления движения мотоблока. Они состоят: собственно, из руля; рычага управления мотором; ручки переключения передач. Руль крепится четырьмя болтами к угольникам редуктора, и он снабжён регулировкой по высоте.
На правой ручке руля винтом крепится рычаг управления двигателем, который тросом через рычаг и пружину соединяется с дроссельной заслонкой регулятора. На левой ручке руля, сверху, установлен рычаг переднего хода, который через тягу, цепочку и пружину соединяется со шкивом переднего хода. А снизу, на этой же левой рукоятке, установлен рычаг заднего хода, который через цепочку, тягу и пружину соединён с рычагом, на котором установлен шкив заднего хода. Трансмиссия обеспечивает работу на 2-х передних и 2-х задних передачах.
Колёса на мотоблоках «Луч МБ-1» бывают как пневматические, так и из литой резины, размер – 4,00×10″. Наружная часть протектора, чаще всего, выполнена в виде традиционной «ёлочки», и при установке на мотоблок таких колёс их нужно ставить углами вперёд. А для получения наилучших результатов при пахоте, окучивании и выкапывании корнеплодов есть смысл заменить резиновые колёса на металлические, с грунтозацепами. Вместо колёс на выходной вал редуктора можно устанавливать культиватор.
Двигатель мотоблока; трансмиссия и ходовая часть
Мотоблок укомплектован двигателем марки «ДМ-1». Это четырёхтактный одноцилиндровый карбюраторный бензиновый мотор воздушного охлаждения, рабочим объёмом 316 кубических сантиметров, мощностью 3,7 кВт (5 лошадиных сил). Диаметр поршня – 76 мм; ход поршня – 70 мм. Система смазки двигателя – разбрызгиванием и в масляном картере; система зажигания – бесконтактная, электронная, со свечой «А17В» (AII-I ГОСТ 2043-75).
Запуск осуществляется встроенным ручным стартером. Направление вращения коленчатого вала – против часовой стрелки (вид со стороны шкива коленчатого вала). Допускаемый угол наклона двигателя – не более восьми градусов.
Современные китайские аналоги «МБ-1» комплектуются двигателями «Лифан», «Лианлонг», «Вангуард», «Бриггс энд Страттон». А также мотором «КАДВИ 168F-2A» («Калужский двигатель»), который производится в Калуге из иностранных комплектующих и по своим техническим характеристикам аналогичен «ДМ-1». Вообще, для своего времени «ДМ-1» был очень прогрессивным вариантом двигателя для компактной сельхозтехники. Многие мотоблоки тех лет комплектовались не четырёх-, а двухтактными моторами.
Замену масла в двигателе нужно производить через первые пять часов работы. Далее – через каждые 25-30 часов работы. Для мотора мотоблока «Луч МБ-1» подходит масло моторное автомобильное минеральное для карбюраторных двигателей. Замена масла в трансмиссии мотоблока производится через каждые 100 часов работы.
Трансмиссия у «Луча», как и у всех старых мотоблоков – червячно-зубчатая. Это самый простой вариант, но именно он наиболее надёжный и долговечный.
Сцепление на мотоблоке ручное, с приводными клиновыми ремнями. Передача и oт двигателя к редуктору (передний и задний ход), и от двигателя к навесным орудиям – клиноременная. Цепной понижающий редуктор: I передача – 1:17, II передача – 1:7.
Технические характеристики в цифрах
- Масса мотоблока – 100 кг.
- Скорость передвижения – от 3,6 до 9 км/час.
- Габаритные размеры: длина – 1,5 м; ширина – 60 см; высота – 1,15 м.
- Дорожный просвет – 140 мм.
- Ширина рабочей колеи – 570 мм; транспортной колеи – 310 мм;
- Минимальный радиус поворота – 1,1 м.
- Тяговое усилие – не менее 100 кГс.
- Ширина захвата культиватора техники – регулируемая, от 725 до 1200 мм; диаметр – 360 мм.
- Среднее потребление топлива – от 1,5 до 2 литров бензина в час.
- Объём топливного бака – 3,6 литра горючего.
Отзывы владельцев мотоблоков «Луч МБ-1»
Отзывы непосредственных пользователей советского мотоблока, в большинстве своём, сугубо положительные. Особенно импонирует людям его надёжность, неприхотливость, долговечность в использовании. Однако должного ухода данная техника требует.
Ничего сверхъестественного: следить за уровнем масла и не эксплуатировать мотоблок, если уровень масла в двигателе и редукторе меньше требуемого; не практиковать затяжную работу на максимальных оборотах и с максимальной нагрузкой; не нажимать одновременно рычаги переднего и заднего хода; не переключать передачи во время движения мотоблока, и тому подобное.
В смысле комфортности работы, мотоблок «Луч МБ-1», как и все аналогичные сельхозмашины его поколения, конечно, весьма далёк от идеала. Например, некоторые владельцы со временем поменяли глушитель на более тихий – изрядный шум во время работы действительно порядком мешает и «напрягает».
Есть положительный опыт использования мотоблока «Луч МБ-1» в качестве снегоуборщика, сенокосилки, транспортировщика грузов на тележке и даже приводного механизма для бура по рытью ям; кормодробилки.
Стоимость мотоблока «Луч МБ-1»
Новых мотоблоков данной марки на рынке нет: их перестали выпускать уже около двадцати лет назад. Существующие на данный момент аналоги, например, под названием «Ока МБ-1», и другие, китайского производства, стоят новые от 27 до 32-х тысяч рублей.
Подержанные мотоблоки «Луч МБ-1» пермского производства можно приобрести на вторичном рынке буквально по бросовой цене. Ведь все они имеют 20-35 летний возраст. за мотоблок данной марки в рабочем состоянии просят всего 5-10 тысяч рублей.
Встречаются даже предложения «отдать в хорошие руки в обмен на самовывоз» (но здесь уже, как правило, речь идёт о нерабочей технике, над которой надо ещё немало потрудиться, чтобы её «реанимировать».
Продажа по символической цене или даже дарение происходят чаще всего после того, как владельцы старого мотоблока (или уже их дети-внуки) приходят к выводу, что он напрасно уже ряд лет занимает место в гараже или сарае: работать им никто не собирается и вряд ли уже будет.
«Луч МБ-1» стал одним из первых мотоблоков в истории нашей страны: его производство было налажено ещё тогда, когда даже слова такого ещё не было в русском языке. Он успешно прошёл серьёзную проверку временем: до сих пор его конструкция является основой для целого ряда современных мотоблоков китайского производства.
оценивших 40, оценка: 4,20 из 5
Смотрите также статьи по теме
- CLAAS ввел в эксплуатацию склад нового типа: больше запчастей и быстрее сортировка
- John Deere E380LC стал экскаватором года на конкурсе «Инновации в строительной технике»
- Джон-Дир 7830: технические характеристики
- Механическая коробка передач: принцип работы
- Бульдозер Б-170: технические характеристики
- JCB 426 ZX: технические характеристики
- Техника безопасности при работе на бульдозере
- ДТ-54: Технические характеристики
- Амкодор-211: технические характеристики
- Новая линейка экскаваторов John Deere поможет повысить эффективность работ при меньшем расходе топли...
- Сделано для «КЛААС»: Борский завод начнет серийный выпуск стекол для комбайнов TUCANO
- Дизельное топливо Евро 5: технические характеристики
Мотоблок Пермского производства купил еще в 1987-м году. Заводился он с большим трудом, приходилось дергать за шнур раз по 5-10. Так, что в мышцах правой руки как будто муравьи начинали бегать. Это из-за того, что рукой не получалось создать нужные обороты двигателю и искра были мизерной. Но когда он начинал работать, то искра была до двух см длиной. Карбюратор тоже убогий был. Помучившись, заменил карбюратор и поставил от тракторного пускача. Ну и магнето в торце коленвала приделал. Стал он заводиться с одного раза. Третьим недостатком были потрясающие вибрации от двигателя. Уставал не от самой работы, а от тряски. Удивлялся, неужели так было трудно отбалансировать маховик. Проработал на нем много лет, а пять лет назад купил китайский двигатель «Карвер», 6,5 лс. Заводится с одного раза, тряски вообще никакой. Масло нигде не течет. Но должен сказать, что Пермский двигатель гораздо тяговитее китайского.
МБ «ЛУЧ» 1991 г.в., «советский», работает «как часы» по наст время (2018г.). Каждый сезон в поле. Ремонта ваще никакого, кроме замены ГСМ. Тянет «как бык» и заводится с пол-оборота. Единственно, что заменил дырявую прокладку карбюратора (но это претензия к сборщикам) и рассохлась пластмасса на «газу». Жаль, что новых «лучей» не купить — их 10 л.с. против 6,5 л.с. у лучших китаёзов — это очень много.
Перевозил его на автомобиле из Челябинска в Ижевск, сняв «рога» и колёса… Лежа на боку, полностью поместился в багажнике… Когда, по приезду, собирал, перепускал конструкторов не раз: в некоторых местах желательны были пальцы по 15 см… Собрал, заменил свечу, фильтр, масло…Завёлся легко и легко заводился примерно с периодичностью 2 недели, пока стоял зимой в гараже… Весной его хватило на полчаса работы, после чего я мотор ДМ-1 завести больше не смог. В сервисе сказали, что такие моторы они не чинят и предложили заменить на «китайца», что я и сделал самостоятельно, установив CARVER 170FL (7 л.с.). Отпахал 3 сезона 4-мя фрезами…Жду 4-й сезон…
Я напишу много, вдруг кому пригодится) У меня луч, остался от деда, куплен в 93-95ом (когда точно сказать не могу потому что мне было ой как мало лет). Он пахал как конь, таскал по две телеги сена за раз (а вы наверно знаете как грузит сего старое поколение, что бы метра 3-4 было не меньше!) из леса по канавам на жёстких колёсах. После 12-13 лет адского труда у редуктора треснуло место посадки игольчатого подшипника, тупо треснуло от корпуса, и ещё года два он так эксплуатировался, без масла. Потом мне отдали его со словами мол чё каво оно отпахало да и нам уже ничего не надо. Я выровнял посадочное место, позвал сварщика хорошего, он всё заварил отличнейшим образом, заменил подшипники ведущего вала (и сальники), купил новый лифановский двигатель (потому как лучёвский умотан был в край да и система маслоподачи там… ну это надо видеть))) это вам не каскад) ) и вуаля, работает по сей день. Да поменял комплект цепей, все капролоновые втулки в редукторе заменил на игольчатые подшипники, переделал ременную передачу что бы было удобнее и ремни не перетирались и вот в таком виде это всё эксплуатируется до сих пор.
Дорогой Алексей! может Вы не знаете,но у всех двигателей подобного типа,будь то Луч, Каскад,Нева,китайцы,и т. д., система смазки двигателя-распрыскиванием, черпачок на колен валу цепляет масло из поддона и распрыскивает, масло насоса там отродясь не было)
Литровая мощность у таких двигателей в не конкуренции, у моей Невы 315 кубиков, давайте сравним с китайцами 175-195,в лучшем случае, это как сравнивать автомобиль Ситроен и БМВ например: (как в фильме такси),литровая мощность есть, а значит и целину, вспашет,такой мотор починить на коленке в поле можно, и он будет работать,я сам чинил Луч, после того ,как его не смогли завести после зимы, просто подвисли клапана в открытом состоянии,мы их расшевелили, подточили по кругу верхнюю часть, чтобы наверняка не задевал клапан, собрали,завели, мотоблок 91 года!Никогда не пересяду на китайца,техника надёжная и простая в понимании, масло хорошее лей,да меняй чаще, и будет счастье!
Отличный аппарат, пользуемся лет 25 (не шучу). Лет 10 назад поменял движок, на такой же, так как старый украли. Заводиться после зимы раза с 4-5. Редуктор не вскрывался, давит масло через заливную.