Комбайн СК-4: технические характеристики
СК-4 – ТРУЖЕНИК, ЛЕГЕНДА И ПАМЯТНИК, ПОСТАВЛЕННЫЙ «ПРИ ЖИЗНИ»
СК-4 (самоходный комбайн, 4-й модели) – это классический советский зерноуборочный комбайн, который выпускался заводами «Ростсельмаш» и Таганрогским комбайновым заводом с 1960-го по 1973-й год. А с 1964 года сборка осуществлялась ещё и на Красноярском комбайновом заводе. Именно СК-4 целых восемь лет простоял на постаменте напротив Дворца культуры «Ростсельмаш» в городе Ростове-на-Дону. Конкретно этот СК-4 – «монумент» стал миллионным комбайном, произведённым на заводе «Ростсельмаш», что и было отражено в стилизованной надписи на торце данного постамента.
А знаете, что было потом? Этот миллионный по счёту комбайн «Ростсельмаша» попросту сняли с постамента и… отправили работать в один из колхозов, где его эксплуатировали еще множество лет! И это после восьми лет простоя в качестве памятника.
По моему — прекрасная демонстрация надёжности советской техники, и ростовских самоходных комбайнов — в частности.
На постаменте его сменил не менее легендарный ростовский комбайн СК-5 «Нива». Потом туда была установлена более новая модель, и так далее.
Немного об истории СК-4
Сначала – «Сталинцы», комбайны прицепные и самоходные, убирали зерно на полях нашей необъятной страны до шестидесятых годов двадцатого столетия. Сегодняшние комбайнеры, которые уже привыкли (и, кстати, правильно) к кондиционерам, комфорту, к всевозможным умным механизмам, что делают огромную машину послушной легчайшему движению руки – они, конечно же, вред ли могут себе представить, каково это было: работать на той машине.
Руль ходил туго. Мотор – бензиновый. Качество уборки зерна — слезы. Но кто в те времена обращал внимание на такие мелочи? Главное ведь было достигнуто: механизирована самая трудоёмкая на селе операция — уборка хлеба.
А в 1958 году в Таганроге на комбайновом заводе инженеры совершили прорыв. С конвейера сходит комбайн СК-3 с дизельным двигателем и гидроусилителем руля, а четыре года спустя усовершенствованная модель, с ещё более мощным двигателем — СК-4.
Изобретатели работали прямо на комбайновом заводе. С задачей заменить самоходный комбайн С-4 («Сталинец-4») справились успешно. В 1956 году испытали пробный образец СК-3 и начали отправлять в хозяйства.
В 1962 году Таганрогский комбайновый завод и «Ростсельмаш» начали выпускать новую модель самоходного комбайна — СК-4. Из существенных отличий — конструкторы устранили недостатки в соломотрясе. Он стал более качественно отделять зерна. Модель СК-4 превосходила предыдущую по производительности на 25 процентов.
За создание данной модели комбайна коллектив конструкторов, работавший в Таганроге под руководством Ханаана Ильича Изаксона, был в своё время награждён Ленинской премией СССР.
В 1963 году комбайн СК-4 был удостоен премий на Лейпцигской международной торговой ярмарке; на выставках-ярмарках в городах Брно и Будапеште.
Комбайновые заводы в Таганроге и Ростове-на-Дону, где выпускали советские самоходные комбайны, — с противоположными судьбами. После развала в «лихие» 1990-е на первом пытались восстановить производство, модернизировать комбайны. Но, как стыдливо сказано в официальном релизе, с 2007-го года «фактически прекратили выпуск продукции».
А «Ростсельмаш» — сейчас это группа компаний, которая входит в пятёрку мировых производителей сельскохозяйственной техники. В составе «Ростсельмаша» — целых тринадцать предприятий.
Изначально же, производственной программе и «Ростсельмаша», и Таганрогского комбайнового завода данная модель (СК-4) пришла на смену предыдущему самоходному комбайну — СК-3.
Сопоставление СК-3 и СК-4
Несмотря на то, что оба комбайна на первый взгляд кажутся чуть ли не совершенно идентичными, на самом деле различий между ними достаточно много.
Давайте начнём с главного отличия СК-4 от СК-3 — двигателя. Если СК-3 оснащался маломощным четырёхцилиндровым двигателем СМД-7, выдававшим всего 65 лошадиных сил (что выходило явно маловато для тяжёлого комбайна), то СК-4 получил уже тракторные дизельные силовые агрегаты — СМД-14 или СМД-15К.
Двигатель и трансмиссия
Это были четырёхтактные четырёхцилиндровые дизельные моторы, которые развивали мощность 56 килоВатт, или 75 лошадиных сил, при 1700 об/мин. Диаметр одного цилиндра – 120 мм. Ход поршня – 140 мм. Объём бака для дизельного топлива — 140 литров. Расход горючего (удельный) — 218 г/кВт*ч.
Интересно, что был реализован непосредственный впрыск дизтоплива в камеру сгорания, что в начале 1960-х было довольно прогрессивным решением.
Ещё одной особенностью нового мотора стало дополнительное охлаждение камер сгорания в головке цилиндров. Если говорить проще, то СМД-14 был компактным и максимально эффективным силовым агрегатом, который считался чуть ли не лучшим мотором для сельхозтехники в Советском Союзе.
Двигатель по-прежнему располагался сверху по центру комбайна, что делало его обслуживание максимально простым.
Он запускался при помощи отдельного двухтактного одноцилиндрового мотора-пускача. То есть, принцип тот же, что и во всех советских тракторах.
Передача мощности от мотора на приёмный шкив осуществляется с помощью клиноременного вариатора. Его гидравлический цилиндр управляется рычагом.
Двухдисковое сцепление у машины смонтировано на приемном шкиве. Оно является постоянно замкнутым.
Перемещаясь вперед, можно выбрать одну скорость из трех возможных. Назад комбайн может передвигаться лишь с одной скоростью.
Коробка передач – двухходовая. Внутри у нее находятся промежуточный, передаточный и приводной валы. Их правые подшипники жестко зафиксированы, а левые свободно ходят.
У приводного и промежуточного вала имеются тормозные шкивы, позволяющие замедлять или останавливать вал КПП при выключении сцепления. Благодаря этому передачи переключаются тихо, а шестерёнки меньше изнашиваются.
Гидравлика СК-4
В системе гидравлики работают основной и дополнительный контуры с общим баком. Первый из них призван регулировать скорость вращения мотовила и подборщика, а также менять положение мотовила (по отношению к механизму резания).
Также, с помощью основной системы поднимается и опускается жатка, варьируется скорость зерноуборочного комбайна. А дополнительной системой пользуются, когда нужно повернуть ведомые колёса. В основном контуре перекачивает масло шестеренчатый насос НШ-32Э.
Кран-распределитель подает это масло на один из гидроцилиндров (вариатора мотовила, поднимания и опускания жатки, поднимания и опускания мотовила). А кран управления подает его на гидроцилиндр вариатора ходовой части. Одновременно эти краны работать не могут (ввиду последовательного соединения).
Рулевое управление
На колонке руля находится коробка рулевого механизма, а на кронштейне ведущего моста – картер. Передача вращения происходит посредством вала и конических шестеренок, одна из которых отлита одновременно с рулевым валом.
На этом же валу запрессован червяк передаточного механизма, сцепленный с двойным роликом. Величину зазора между червяком и роликом меняют с помощью регулировочного винта. Для облегчения поворота ведомых колес используется дополнительный контур гидросистемы. Его обслуживает шестеренчатый насос НШ-10Д.
С механизмом колес связан золотник, который может двигаться внутри своего корпуса. Корпус, в свою очередь, соединен с рулевой тягой. Когда масло поступает на золотник, то оно направляется либо на слив (в нейтральном положении), либо в одну из полостей гидроцилиндра. В последнем случае происходит поворот – влево или вправо.
Жатка комбайна СК-4
В комплект этого механизма обязательно входит наклонная камера, оснащённая транспортёром цепочно-пластиночного типа. Это отдельное, самостоятельное устройство. Сама же жатка, кроме корпуса, включает: механизм для резания, мотовило с регулятором числа оборотов, башмаки для копирования рельефа, шнек и делители. Управляется жатка (и все ее рабочие органы) с помощью гидравлических цилиндров, размещенных с обеих её сторон.
Башмаки для копирования, которые соединяются с кронштейнами шарнирами, способны немного поворачиваться вокруг своих осей. Их уровень можно менять, регулируя высоту среза (соответственно 10, 13 и 18 сантиметров). Если копирование не нужно (при рыхлом или влажном грунте), то используют проставки, сводящие к минимуму расстояние между транспортером и шнеком. Мотовило эксцентрикового типа размещено на двух приваренных к трубе опорах. Оно оснащено предохранительной муфтой, срабатывающей при перегрузках.
Граблины могут устанавливаться в четырех положениях. Вариатор частоты вращения состоит из двух шкивов, связанных клиновыми ремнями. Режущий механизм, закрепленный на переднем брусе жатки, включает в себя чугунные секции с двумя пальцами, а также прижимные лапки, выполненные из стали.
У каждого пальца внутри находится заостренный стальной вкладыш. Насечка режущих сегментов серповидная, а сам нож состоит из головки, спинки и этих сегментов. Для сведения: в зависимости от захвата жатки, которой оснащен комбайн СК-4, меняется его полная маркировка.
Так, модель СК-45 имеет захват 5 метров, модель СК-44 – 4,1 метра. Соответственно, самый маленький захват (3,2 метра) имеет модель СК-43.
Прочие особенности конструкции
Компоновка СК-4 в целом соответствовала СК-3. Это значит, что ведущими были большие передние колёса, а управляемыми — задние, выполненные в меньшем масштабе.
Рулевое управление производится через вал червячного механизма и конические шестерёнки. Для облегчения управления колесами оно подключено к дополнительному контуру гидроусилительной системы.
Вращение подборщика и мотовила, а также изменение положения жатки по высоте осуществлялось при помощи гидравлики.
Жатки у СК-4 была полностью идентичны жаткам комбайна СК-3. Это значит, что на выбор предлагались модели с разной шириной захвата: 3,2 метра (модель СК-43), 4,1 метра (модель СК-44), а также 5 метров (модель СК-45).
Кстати, тот комбайн СК-4, который был выставлен на музейной площадке, был оснащён более современной жаткой СКЖ-4.1. Она выглядит немного иначе, чем оригинальные жатки, устанавливавшиеся на СК-4.
Оригинальное мотовило было оснащено пятью граблинами, что позволяло производить уборку как прямостоящих, так и полеглых хлебов.
Повышение эффективности уборки на четверть по сравнению с СК-3 удалось добиться, в первую очередь, путём удлинения клавиш соломотряса (с 2,92 до 3,64 метра), а также установки шнековой спирали большего диаметра и шага.
На бумаге это выглядит следующим образом. Производительность СК-3 при урожае 3 т/га составляла 14500 м2/час, а у СК-4 она повысилась до 17700 м2/час.
При урожае в 1,5 т/га производительность и вовсе взлетала до отметки 35000 м2/час.
Модификации комбайна СК-4
В 1969 году комбайн СК-4 подвергся модернизации, получив после неё новое название — СК-4А. Модернизация была глубокой и серьёзной. В частности, дека СК-4А стала двухсекционной, приобрела увеличенный угол обхвата. Отбойный битер был установлен в новое положение, с увеличением его окружной скорости. Комбайн был оснащён более мощным двигателем. Модернизированы были и его рабочие органы.
Всё это позволило сделать комбайн еще более эффективным. По некоторым данным — дополнительно на 18-20 процентов.
Выпускались и другие модификации. В частности, на полугусеничном ходу (СКП-4 и СКПР-4) и на гусеничном ходу (СКГ-4), навесной, на самоходное шасси СШ-75, комбайн НК-4. Всего, с учётом этих разнообразных модификаций, было выпущено 936670 комбайнов модели СК-4.
Выпуск СК-4А был окончательно прекращён в 1973 году, когда на смену ему пришёл самый массовый советский самоходный комбайн СК-5 «Нива». Всего же было выпущено 870147 экземпляров самоходных комбайнов СК-4 и СК-4А.
Технические параметры СК-4 в цифрах
- Пропускная способность молотилки — до 3,8 кг/с.
- Производительность (если урожай 1,5 т/га) — 35000 м2/ч .
- Производительность (если урожай 3 т/га) — 17700 м2/ч.
- Тип молотилки — с одним бильным барабаном .
- Ширина молотилки — 1,19 метра.
- Диаметр барабана — 0,55 метра.
- Длина барабана — 1,19 метра.
- Захват жатки — от 3,2 до 5 метров.
- Тип очистки — одинарная, с двумя решётками.
- Длина клавиши соломотряса — 3,64 метра.
- Длина соломотряса — 2,9 метра. Объём зернового бункера — 1,8 кубометра.
- Радиус поворота направо (минимум) — 6,2 метра.
- Радиус поворота налево (минимум) — 9,5 метра.
- Вес (с шестиметровой жаткой) — 6,28 тонн.
- Размеры (с обычными двигателями): длина транспортная — 10,145 метра; длина рабочая — 9,805 метра; ширина транспортная — 5,3 метра; ширина рабочая — 5,34 метра.
Разумеется, СК-4 не может даже близко сравниться с современными комбайнами по показателям производительности, эффективности и экономичности.
Например, комбайн «Торум-785», входящий в текущую производственную линейку завода «Ростсельмаш», оснащается дизельными двигателями мощностью до 520 лошадиных сил.
Его производительность достигает 45-ти тонн в час, а за сезон один такой комбайн может убирать до двух тысяч гектаров.
Ну и, не стоит даже говорить о том, что современная кабина комбайна уровня Торум-785 оснащена кондиционером и звукоизоляцией, в то время как у СК-4 был лишь небольшой и очень скромный навесик над рабочим местом комбайнера.
Кабины у комбайна не было, был мостик управления комбайном с креслом для комбайнёра, накрытый брезентовым козырьком.
Комбайнер редко сидел на сидении, молотили в основном стоя. Места для штурвального не было. Сидел штурвальный на краю площадки, а ноги — ставил на лестницу.
Мостик был доступен всем ветрам. Все рычаги управления расположены на этом мостике. Хорошо, что в дождь комбайны не работают. Их останавливают, остаётся только накрыть сиденье, а остальное влаги не боится.
Гидравлика управлялась одной ручкой, расположенной под рулём, каждая прорезь имела свою функцию. Три педали. Сцепление, тормоз и педаль открытия клапана копнителя. Была на копнителе планка автоматического открытия. Что бы копны класть ровно, пользовались педалью.
Щиток приборов закреплён на бункере. Компактный, ничего лишнего. Ручной рычаг подачи дизтоплива — рядом с рычагом включения молотилки. Рычаг переключения передач. Коробка передач установлена на редуктор ведущего моста, привод ременная передача. Рычаг управления вариатором. Вариатор служит для плавного увеличения или снижения скорости.
Дизель расположен вверху молотилки, сразу за бункером. Радиатор, с защитной сеткой на кронштейнах, как бы «висит в воздухе». Двигатель через ремень передаёт вращение на вариатор, а с вариатора вращение передаётся на все остальные узлы и механизмы.
Заводить пусковой двигатель (пускач) смычком было не очень удобно. Но заводили, пристраивались. Пыль и полова налипали на дизель, приходилось постоянно её сметать веником. Сетку радиатора по десять раз за день чистили специальной щёткой. Как набили полный бункер — подъезжала машина для выгрузки зерна в её кузов.
Принцип работы комбайна СК-4
Технологический процесс работы комбайна заключается в следующем. При движении комбайна делители отделяют часть стеблей убираемой культуры. Одновременно с этим планки мотовила поочередно входят в стебли, отделяют порции стеблей, подводят их к режущему аппарату и поддерживают во время среза.
Путь урожая внутри данного комбайна происходит следующим образом. Жатка при помощи мотовила нагибает колосья, а режущий аппарат производит срез.
После среза планки укладывают стебли на платформу. Шнек перемещает стебли к центру жатки. Выдвигающиеся из барабана шнека пальцы захватывают стебли и перемещают их к центральному наклонному (плавающему) транспортеру, который подает массу к приемному битеру. Приемный битер направляет хлебную массу в молотильный аппарат, где происходит отделение основного количества зёрен.
В молотильном аппарате бичи барабана ударами выделяют зерно из колосков и вытирают зерно во время протаскивания стеблей барабаном по подбарабанью. При обмолоте основная масса зерна (70—90%) вместе со значительной частью половы и сбоины проходит сквозь отверстия подбарабанья и поступает на ступенчатую стрясную доску.
Оставшийся ворох (солома, полова, сбоина и зерно) барабаном выбрасывается из молотильного аппарата с большой скоростью на соломотряс. Чтобы уменьшить скорость движения вороха и направить его на соломотряс, за барабаном расположен отбойный битер с прутковой решеткой.
Соломотряс разделяет массу на солому и зерно с примесями. Зерно с мелкими примесями свободно проходит сквозь фигурные отверстия чешуйчатых решеток клавиш, а солома и крупные ее куски по решеткам перемещаются к выходу из молотилки.
Далее зубья граблин соломонабивателя вталкивают солому в подпрессовочную камеру, и затем — в копнитель.
Бункер СК-4 вмещает 1,8 кубических метров зерна и служит временным хранилищем до перегрузки в кузов подъезжающего рядом грузовика или в телегу трактора.
оценивших 3, оценка: 4,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Завод «КЛААС»: производство и отгрузки выросли, спрос остается высоким
- «Кузница»: премьера новых гусеничных тракторов на АГРОСАЛОН!
- Мини-погрузчик МКСМ-800: технические характеристики
- BusWorld 2018: Эффективные, проверенные решения для автобусов и грузового транспорта
- Двигатель А-01: технические характеристики
- Социологи оценили уровень вовлеченности работников завода «КЛААС»
- ЯМЗ-650: технические характеристики
- Секреты успешного овощеводства «Колнаг» на АГРОСАЛОН
- «Оскар» в сельском хозяйстве: «Золотой зуб» вручат нескольким компаниям на АГРОСАЛОН
- Трактор Ростсельмаш-2375: технические характеристики
- CLAAS: практические рекомендации по заготовке кукурузного силоса SHREDLAGE®
- МТЗ-4522: технические характеристики