Комбайн СК-6 «Колос»: технические характеристики
Интересная и оригинальная модель советского сельскохозяйственного машиностроения
СК-6 «Колос» – советский зерноуборочный комбайн, который в течение одиннадцати лет (с 1973 по 1984 гг.) выпускался на Таганрогском комбайновом заводе в Ростовской области. Этот комбайн был во многом унифицирован с самой массовой моделью зерноуборочного комбайна в СССР – СК-5 «Нива», однако имел ряд важных особенностей. Главная из них – двухсекционный зерновой бункер, размещённый по обе стороны от кабины, находящейся по центру молотилки. Также «Колос» стал первым в стране комбайном с шириной молотилки 1,5 м.
1. О предприятии-производителе
2. Двигатель комбайна СК-6 «Колос»
3. Трансмиссия комбайна СК-6 «Колос»
4. Гидравлическая система комбайна СК-6 «Колос»
5. Рабочие органы комбайна
6. Электрооборудование «Колоса»
7. Некоторые технические характеристики комбайна в цифрах
8. Специальные модификации «Колоса»
9. Кабина и рабочее место механизатора
10. Комбайн СК-6 «Колос» в работе
11. Отзывы механизаторов о комбайнах СК-6 «Колос»
До нашего времени уже не дошло практически ни одного комбайна данной модели в рабочем состоянии. Все они, кроме единичных уникальных экземпляров, находящихся в особо умелых руках, выработали свой ресурс и отправились в металлолом. Целые «Колосы» остались лишь на постаментах, в виде памятников нелёгкому труду хлеборобов.
Разработали данную модель в конструкторским бюро под руководством Ханаана Ильича Изаксона – видного советского конструктора и изобретателя, лауреата Ленинской премии (1964). Это та же организация, которая создала другие зерноуборочные комбайны массового производства: СК-3, СК-4, СК-5 «Нива»; самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец».
О предприятии-производителе
ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (ТКЗ) – уже не существующее машиностроительное предприятие в городе Таганроге Ростовской области.
Оно было образовано в военном 1915 году и выпускало патроны (в том числе и в период гражданской войны, когда атаман Краснов провозгласил самостийное, независимое от России Всевеликое Войско Донское.
После подавления этого сепаратизма большевиками предприятие (с 1923 года) стало выпускать гражданскую продукцию и был переименовано в Таганрогский инструментальный завод (ТИЗ); позже – «Таганрогский инструментальный завод № 65 имени товарища Сталина».
Развитая производственная база позволила решать и более сложные задачи. В начале ЗО-х годов ТИЗ начал делать запчасти для тракторов, а затем наладил массовое серийное производство мотоциклов. Самая распространённая модель, которая к началу 40-х была повсюду – и в народном хозяйстве, и в НКВД и Красной армии (с турелью для пулемёта) – ТИЗ-АМ-600.
Он выпускался в основном с коляской, с 1935-го года до июля 1941-го, когда завод был эвакуирован в Тюменскую область. Там эти мотоциклы продолжили делать и далее.
ТИЗ-АМ-600 был клоном британского мотоцикла BSA Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Это были самые мощные советские мотоциклы того времени. Они показали отличные результаты в испытательно-показательном пробеге на 7 тысяч км, в том числе в горах Памира и во Всесоюзных соревнованиях по мотоспорту. Это действительно были исключительно надёжные, неприхотливые и долговечные мотоциклы. Советский Союз, всегда славившийся неуместной щедростью для «братских» народов, большое количество ТИЗ-АМ-600 отправил китайским «товарищам».
После войны завод был в короткие сроки восстановлен, однако вместо тракторных запчастей и мотоциклов стал выпускать сельхозтехнику – культиваторы и жатки. Уже с 1947 года был освоен выпуск самоходных комбайнов, производством которых завод и занимался до всеобщего хаоса и разрухи 90-х. СК-6 «Колос» стал самой массовой моделью предприятия. Ежегодный объём производства комбайнов этой модели составлял свыше 10-ти тысяч единиц. Также предприятие в массовом количестве выпускало тракторные самоходные шасси СШ-75 «Таганрожец».
С начала 1985 года на смену комбайну СК-6 «Колос» пришла модель СК-6А: решено было делать всё-таки не двухбарабаный, а однобарабаный комбайн.
Таганрогский комбайновый завод был огромным по площади, построенным с советским размахом. Чтобы обойти пешком всю его территорию, нужно было потратить весь световой день.
Экономический упадок 90-х завод не пережил. Однако на его производственной базе в 1997 году финансовой группой «Донинвест» Михаила Парамонова был создан ТагАЗ – Таганрогский автомобильный завод. При его создании использовали уже имеющийся на предприятии универсальный конвейер, который переоборудовали для сборки автомобилей.
Десять лет ТагАЗе собирались корейские легковые автомобили и лёгкие коммерческие грузовики марок Daewoo и Hyundai, а также китайские легковушки Chery BYD. Некоторые из них (а именно: Дэу Нексия, Хёндай Акцент, Хёндай Соната; грузовички Хёндай Портер и Портер II) стали очень популярными в России – настоящими «народными автомобилями».
С 2007 года завод фактически прекратил свою производственную деятельность, распродавая товарно-материальные ценности и оборудование. Михаил Парамонов к тому времени уже давно вошёл в список российских миллиардеров от Форбс и перебрался с семьёй на ПМЖ во Францию. Предприятие же является банкротом с миллионными долгами и пребывает в полном запустении. Так закончилась история Таганрогского комбайнового завода.
Двигатель комбайна СК-6 «Колос»
На комбайны СК-6 «Колос» устанавливались дизельные шестицилиндровые V-образный двигатели с турбонаддувом модели СМД-64, производства Харьковского завода «Серп и Молот».
Объём данного мотора составляет 9,2 литра, его номинальная мощность равна 150 лошадиных сил, при 1900 об/мин. Удельный расход дизтоплива составляет 185 г/л.с. в час, ёмкость топливного бака равна 300 литров.
Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 115 мм.
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6 (нумерация: правый ряд – 1,2,3; левый ряд – 4,5,6).
Форсунки – безштифтовые, закрытого типа, с фиксированными распылителями. Топливный насос НД-22/6Б4 (двухплунжерный распределительного типа, с центробежным всережимным регулятором) установлен в задней части, имеет привод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной и тонкой очистки дизельного топлива (со сменными бумажными фильтрующими элементами).
Масляный насос: двухсекционный шестерённый. Масляный фильтр – полнопоточная центрифуга и сетчатый фильтр, установленный перед турбокомпрессором.
Система охлаждения – жидкостная принудительная, закрытого типа, с шестилопастным вентилятором, имеющим привод от коленчатого вала двигателя.
Для облегчения пуска при низких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателе установлен генератор переменного тока.
Цилиндры мотора СМД-64 расположены в два ряда под углом 90 градусов, и выполнены в общем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещён относительно правого на 36 мм, чтобы расположить два шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатого вала.
В развале цилиндров размещены турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздухоочиститель – циклонного типа, с автоматическим удалением пыли из пылесборника. Водяной насос – центробежного типа, располагается на передней крышке блок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носке коленчатого вала.
Расположение деталей газораспределительного механизма дизельного мотора СМД-64 отличается от широко распространённой схемы. Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительного вала и топливного насоса НД-22/6Б4 размещены со стороны маховика.
Распредвал, расположенный по центру блок-картера, является общим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается в четырёх опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеет бронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали. Четыре опорные шейки и кулачки для повышения износостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапанов вал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных. Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимное расположение кулачков и их профиль определяют порядок работы цилиндров и фазы газораспределения.
На заднем крае распределительного вала болтами закреплён блок шестерён, который состоит из шестерни привода и промежуточной шестерни для привода топливного насоса. Осевое усилие от распредвала воспринимается упорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестернёй.
Трансмиссия комбайна СК-6 «Колос»
В составе трансмиссии данного комбайна – сцепление, редукторы планетарного типа; главная передача; дифференциал; коробка переключения передач.
Однодисковое сцепление располагается на приемном шкиве, соединённом с вариатором при помощи клиновидного ремня. С вала коробки передач энергия движения передаётся на шестерню главной передачи, а с неё – на звёздочки бортовых редукторов, которые предназначены для приведения в движение передних колёс комбайна.
Силовая передача состоит из однодискового сцепления, трёхскоростной коробки передач, главной передачи, дифференциала и бортовых планетарных редукторов переднего ведущего моста.
Задний мост комбайна состоит из коробчатой балки с гидравлическим усилителем и из поворотных рычагов. Колёса комбайна оснащены колодочными тормозами классической барабанной конструкции.
Комбайны СК-6 «Колос» оснащались автоматическими устройствами для регулирования скорости, в зависимости от условий уборки урожая.
Гидравлическая система комбайна СК-6 «Колос»
Гидравлика комбайна данной модели состоит из двух частей.
Первая – это основной гидравлический аппарат, который помогает управлять навесными агрегатами: жаткой (которая скашивает злаковые и грубостебельные культуры и одновременно формирует валок), мотовилом, измельчителем. Основная гидравлическая система работает от гидронасоса модели НШ-32У.
Вторая часть гидравлической системы служит для облегчения механизатору рулевого управления комбайном. Она состоит из и системы гидроусилителя рулевого управления с гидронасосом НШ-10. Сбоку от зернового бункера размещается гидрораспределитель, который подаёт масло от НШ-10Е (насоса шестерёнчатого) в систему с общей ёмкости.
У комбайнов различных годов выпуска могут быть разные варианты гидрораспределитей: пяти-, шести- или семисекционные.
Гидравлическое оборудование осуществляет функции регулирования частотных движений мотовильного приспособления. Также гидравликой устанавливается необходимая для осуществления рабочего процесса высота расположения и параметры размещения мотовила по горизонтальной плоскости.
Скорость вращения барабанного механизма, для обмолота собираемых культур, регулируется сменой передаточного показателя для клиноременной подачи скорости к барабану. В кабине механизатора имеются специальные рычаги, при помощи которых комбайнер может управлять расстоянием между планками подбарабанья и барабанными бичами.
Рабочие органы комбайна
На комбайн СК-6 «Колос» устанавливались жатки с рабочим захватом от 3,2 метра до 7-ми метров. Ширина молотилки при этом составляет 1500 мм, а диаметр молотильного барабана – 600 мм; соломотряс у комбайна – пятиклавишный.
Элеваторы – шнековые, общая ёмкость двухсекционного бункера составляет три кубических метра. Бункер оснащался автоматической сигнализацией и вибрационным механизмом.
Электрооборудование «Колоса»
На комбайне комбайна СК-6 «Колос» применялась бортовая электросеть однопроводного типа, которая обеспечивала рабочее напряжение в 12 Вольт. От нормального функционирования электроприборов зависело качество запуска мотора, включение и выключение сигнальных ламп, работа тревожного оповещения при получении повреждений на ключевых технических соединительных узлах, уровень контроля над технологическими операциями техники. Источники энергопотребляющих устройств – аккумуляторы и генератор.
Осветительные элементы – фары ФГ-304. Приборы оповещения имелись в бункерном отсеке, в копнительной зоне, в зерновых и растительных шнековых приспособлениях. Благодаря такой сигнальной системе, возможно контролировать объем загруженности накопительного бункера, закрытие (открытие) и нормальное функционирование копнителей, шнековых приспособлений и соломотрясов.
Некоторые технические характеристики комбайна в цифрах
- Масса комбайна – 9455 кг.
- Габаритные размеры – 10,92 м х 5,3 м х 3,92 м.
- Объем бункера 3 куб.м.
- Максимальная скорость движения – 7,4 км/час (рабочая) и 18,7 км/час (транспортная).
- Молотилка двухбарабанная, её ширина – 1500 мм.
- Производительность – 8,5 тонн зерна в час.
Специальные модификации «Колоса»
Производились и некоторые другие модификации данной модели. В частности, рисозерноуборочный СКПР-6 на полугусеничном ходу – для работы на переувлажнённых грунтах (с 1971 по 1979 г.); СКГ-6 на полнстью гусеничном ходу; рисозерноуборочный СКГД-6 на полностью гусеничном ходу (с 1980-го по 1984й гг.). С 1985 года производилась однобарабанная версия комбайна – «Колос» СК-6А.
Кабина и рабочее место механизатора
Кабина комбайна СК-6 «Колос» размещена в центральной плоскости, оборудована герметизацией и шумоизоляцией, системой отопления и вентилятором. Сиденье достаточно комфортное, регулируемое по росту и весу комбайнера.
Органы управления, включающие в себя контрольно-измерительные приборы, рукоятки тормозов и выноса мотовила, рычаги сцепления, находятся в удобном положении. Для контроля оборотов мотовильного барабана перед машинистом имеется тахометр. В случае нарушения работы бункера для зерна, копнителя, шнеков, элеваторов или соломотряса – в кабине подаются соответсвующие световые и звуковые сигналы.
Комбайн СК-6 «Колос» в работе
Перед жаткой поднимаются колосья. В процессе движения мотовильные планки наклоняют стебли зерновых культур к резу хедера, где они срезаются. Затем винтовой шнек сгребает ворох к пальцам, забрасывает на наклонный транспортёр и перемещает к четырёхлопастному приемному битеру. Барабан ударяет билами по массе колосьев и выколачивает из гнёзд зёрна. Оставшаяся часть убирается и отправляется на клавишный соломотряс.
Воздушная решётка разделяет хлебную массу на крупные и мелкие фракции. Зерно очищается, сползает к шнеку и поднимается к бункеру, работающему от выгрузителя. Невымолоченные колоски с прочими примесями подаются колосовым элеватором в жёлоб верхнего шнека и попадают в молотило для вторичного их обмолота. Половонабивателем масса проталкивается в переднюю часть камеры копнителя, которая освобождается на ходу при нажатии на педаль сбрасывания.
Отзывы механизаторов о комбайнах СК-6 «Колос»
Сегодня можно отыскать уже очень мало механизаторов, которые сами работали на этой технике комбайнерами или хотя бы штурвальными. Единого мнения о комбайне у них нет. Одни хвалят «Колос», другие – ругают.
Во-первых, для чего было разделять бункер на две части? Другого объяснения, как из-за эстетики, нет. Но нужно отдать должное конструкторам, в советское время сумевшим отстоять и воплотить в реальности «неоправданно сложную» конструкцию: комбайн действительно получился красивым, с эстетичным и законченным дизайном.
С такой конструкцией оказалось возможной и удобной выгрузка зерна из бункера в кузов прямо на ходу. На лобовом стекле кабины размещены солнцезащитные жалюзи, имеются вентилятор и хорошее отопление, приличная изоляция от шумо- и вибронагрузки на рабочее место, автоматика, сигнализирующая о заполнении бункера. Из кабины можно и удобно было контролировать работу копнителей, соломотряса, зерновых шнеков.
Только вот из-за бункеров, торчащих справа и слева от рабочего места механизатора, серьёзно страдала обзорность. На СК-5 «Нива» можно было сдавать назад гораздо удобнее – прямо не вставая с кресла. На «Колосе» такой манёвр приходилось производить, можно сказать, вслепую: из-за того, что кабина была как бы зажатой между двумя бункерами. И забираться в кабину тоже было весьма непросто, так как приходилось для этого крутиться и много поворачиваться.
Из-за двухбарабанной конструкции (от которой, как уже было отмечено, решено было в итоге отказаться в 1984 году) в комбайне оказалось в 2 раза больше механизмов и различных деталей: вариаторов; шнеков, которые подавали зерномассу в бункер. Всё это, безусловно, усложняло эксплуатацию «Колосов». Однако отнюдь не делало её невозможной.
Мы же помним, что в советское время никогда не возникало проблем с запчастями, и их стоимость никого не била по карману. Запчастей было навалом и находились они всегда наготове. Поэтому «Колосы» в умелых руках работали исключительно продуктивно, а в нерадивых – давали скромные результаты и то и дело выбывали из страды на мелкие ремонты.
Надо отметить, что недостатка в тракторах и комбайнах в начале 80-х годов хозяйства не испытывали. Техника поступала в районы по разнарядкам. Причем зачастую столько, что имеющаяся не успевала выработать моторесурс, а её сдавали в металлолом. Хозяйствам ведь было намного выгоднее порезать старьё на части, чем возиться с ним.
По воспоминаниям некоторых механизаторов, при очень высокой урожайности зерновых (более 40 ц/га) СК-6 «Колос» с работой не справлялся. Барабаны постоянно забивались. Однобарабанные комбайны работали эффективнее: безотказно, как автоматы Калашникова.
В кабине было очень жарко. По бокам – бункеры с горячим зерном, сзади – раскалённый дизель. Герметизация рабочего места тоже оставляла желать много лучшего: пыль лезла изо всех щелей. Нужно было следить, чтобы в районе выхлопной не набивались солома и сухая трава, иначе могло произойти возгорание.
Интересно вспоминает о тех временах один человек, в 14 лет работавший на «Колосе» во время летних каникул штурвальным: «Приехали из города на поле ГАИшники и устроили канитель: почему за рулём комбайнов пацан 14-15 лет без присутствия в кабине комбайнеров? Остановили всю технику. Председатель колхоза позвонил в райком. Раздался окрик по рации, и эти персонажи мигом убрались с поля, оправдываясь: «Так нарушают же, дети без присмотра за штурвалами», но им в ответ: «Это вы нарушаете – тормозите уборку! Вон с поля! Делом занимайтесь! Делом!»
В целом, при работе с СК-6 «Колос» необходимыми были развитые специальные навыки и профессионализм. К управлению этой машине нужно было приноравливаться, а также уметь оперативно её обслужить и отремонтировать.
оценивших 9, оценка: 4,11 из 5
Смотрите также статьи по теме
Компания КВС РУС в конце мая 2021 года запускает свой собственный B2B онлайн-магазин семян для сель...
МТЗ 1025: Технические характеристики
Социологи оценили уровень вовлеченности работников завода «КЛААС»
К-704 «Станислав»: технические характеристики
Мотоблок Брайт-135: отзывы владельцев
Экскаватор ЕК-14: технические характеристики
ЛК «Европлан» первая из лизинговых компаний начала работать по программе льготного лизинга Минпромто...
К-700 Горбатый: технические характеристики
Бульдозер Komatsu D85
CLAAS представляет новый флагман модельного ряда JAGUAR
Запуск системы DataConnect
CLAAS: Inspection Pilot внедряет новый стандарт дефектовки