ЛТЗ-95: технические характеристики
Трактор, который мы почти не увидели на полях: он остался в ранге «перспективной модели»
Колёсные трактора ЛТЗ-95 и его «родственник» ЛТЗ-120 задумывались производителями как универсальные сельскохозяйственные машины, предназначенные для пахоты, сплошной культивации и других работ общего назначения, внесения удобрений и гербицидов; для посева и уборки зерновых и трав; для возделывания и уборки сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, картофеля, овощей в составе однооперационных и комбинированных агрегатов; а также для выполнения транспортных и погрузо-разгрузочных работ.
1. О предприятии-производителе
2. На какие прогрессивные разработки обращали внимание производители
3. Другие особенности конструкции ЛТЗ-95
4. Габаритные размеры и весовые характеристики
5. Двигатель трактора ЛТЗ-95
6. Трансмиссия трактора ЛТЗ-95
7. Гидравлическая система ЛТЗ-95
8. Кабина трактора ЛТЗ-95
9. Варианты комплектаций, на которые производители обращали особое внимание потенциальных покупателей
Оба эти липецких трактора были прогрессивными и перспективными для своего времени. Однако завод ЛТЗ обанкротился и был уничтожен, как и многие другие машиностроительные предприятия бывшего Советского Союза. В серийное производство ни ЛТЗ-95, ни ЛТЗ-120 так и не пошли.
ЛТЗ-95 – это полноценный мощный 1,4 тяговый класс, прямой конкурент сверх-популярного минского Беларус МТЗ-82. На его же базе был построен ЛТЗ-120 – 2-го тягового класса (отличавшийся только более мощной модификацией дизельного двигателя ММЗ Д-245).
Энергонасыщенность тракторов ЛТЗ-95 и ЛТЗ-120 составляет 12,9-18,7 кВт/т, и соответствует энергонасыщенности тракторов ведущих тракторостроительных фирм мира.
Трактора ЛТЗ-95 и ЛТЗ-120 свободно агрегатируются со шлейфом многочисленных сельхозмашин, предназначенных для использования с тракторами Беларус МТЗ-80/82 (это более 150-ти наименований), и производимых в России и СНГ, а также с рядом сельхозмашин для тракторов других моделей.
По замыслу разработчиков, трактора ЛТЗ-95 и ЛТЗ-120 должны были заполнить нишу между выпускаемыми тракторами мощностью 50-60 л.с. и 150 л.с. от Липецкого тракторного завода. В итоге, как уже было отмечено, они нишу не заполнили. Заполнять оказалось уже нечего из-за того, что само предприятие уже окончательно развалилось.
О предприятии-производителе
Липецкий тракторный завод (ЛТЗ) был основан в 1943 году, на производственных мощностях завода «Станкострой». В первые годы своего существования он выпускал гусеничные трактора «Кировец-35» с бензиновыми моторами.
В 1947 году на предприятии стартовало производство пропашного гусеничного трактора КД-35. До 1960 года, когда производство данной модели было свёрнуто, завод выпустил 113 600 тракторов (в том числе модификации КДП-35).
С 1957 года Липецкий завод начал производить колёсные универсальные трактора. Это самоходные шасси Т-27, СШ-30 и СШ-30А для агротехнических работ; с 1958 года – колёсный трактор Т-25 (с 1960 года пошёл в серийное производство под маркой Т-30). Затем на базе трактора Т-30 был создан трактор Т-35, а также его модификация с полным приводом.
В 1958 года завод начинает производство универсального пропашного гусеничного трактора Т-38. С 1961 года ему на смену пришёл Т-38М, производство которого продолжалось до 1973 года.
С 1961 года стартовал выпуск колёсного трактора Т-40, который стал в итоге самым массовым трактором из всех выпускаемых заводом. За годы производства – 1961-го по 1995-й – с конвейера сошло 1 196 200 тракторов Т-40 и его модификаций: Т-40М; Т-40А и Т-40АМ – с полным приводом; Т-40АН и Т-40АНМ – с полным приводом, уменьшенной высотой и дорожным просветом для работы на склонах; Т–50А – промышленная модификация для работы с одноковшовым погрузчиком; Т-40АП – полноприводная модель, предназначенная для работы с коммунальным оборудованием.
В 1970 году с конвейера Липецкого тракторного завода сошёл 500-тысячный трактор. А в 1981-м – миллионный.
В апреле 1988 года на предприятии было начато производство полноприводного колёсного трактора ЛТЗ-155. В 1991 году стартовал выпуск колёсного трактора ЛТЗ-55, а затем и полноприводного ЛТЗ-60, призванного сменить морально устаревший Т-40.
Также, одной из перспективных моделей, которую планировалось запустить в серийное производство, стал трактор ЛТЗ-95.
Осенью 2004 года Липецкий тракторный завод был признан банкротом. Он был переименован в ОАО «Липецкий трактор» и вошёл в состав машиностроительного концерна «Тракторные заводы».
Однако в итоге, примерно в 2009 году окончательно разорился и прекратил своё существование как сам ЛТЗ, так и, в дальнейшем – весь концерн «Тракторные заводы».
Новые модели, которые готовились к запуску в серийное производство в конце 80-х / начале 90-х, – так и остались в статусе «перспективных». Об одной из них мы и расскажем в подробностях.
На какие прогрессивные разработки обращали внимание производители
Целью проекта было создание для сельского хозяйства мобильного тягово-энергетического средства класса 1,4 тягового класса, классической компоновки, максимально унифицированного с трактором ЛТЗ-155 интегральной схемы, класса 2,0.
Трактор ЛТЗ-95 агрегатировался с полным спектром сельскохозяйственных машин и орудий, предназначенных для тракторов Беларусь МТЗ-80/82, а также с отдельными сельхозмашинами для трактора ЛТЗ-155.
В конструкции данных моделей было использовано немало прогрессивных конструктивных элементов: однодисковая муфта сцепления, коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления, четырёхдиапазонная, с переключением на ходу четырёх передач внутри диапазонов, по заказу – синхронизированная; задний ведущий мост; валы отбора мощности; навесные устройства.
В числе других прогрессивных технических решений: гидрообъёмный рулевой привод с встроенным в трапецию гидроцилиндром и отдельной масляной ванной; остановочные дисковые колёсные тормоза с гидравлическим сервоприводом, сблокированные с центральным тормозом и приводом переднего моста; объединённая масляная ванна трансмиссии и гидронавесной системы.
Другие особенности конструкции ЛТЗ-95
Передний ведущий мост – балочного типа, с самоблокирующимся дифференциалом свободного хода и с планетарной конечной передачей. Фрикционная муфта – с электрогидравлическим управлением, позволяющая подключать мост под нагрузкой и (или) автоматическим образом – при торможении.
Тормоза: остановочные – дисковые, сухие, в конечных передачах заднего моста с гидравлическим приводом, механически сблокированные с центральным стояночным мокрым дисковым тормозом и электрогидравлически – с приводом переднего ведущего моста. Управление тормозами производится одной педалью. Привод тормозов прицепа – пневматический, сблокированный с управлением тормозами трактора.
Дисковые сухие колёсные тормоза оснащены накладками из безасбестовых материалов с автоматической регулировкой зазоров. Задний мост: главная передача с коническими шестернями с круговым зубом; конический дифференциал, блокируемый зубчатой муфтой с электропневматическим управлением; планетарная конечная передача.
Рулевое управление – гидрообъёмное, с насос-дозатором и встроенным в рулевую трапецию гидравлическим цилиндром.
В целом, конструкция трактора ЛТЗ-95 характеризуется традиционной компоновкой, и выполнена она на базе узлов и систем интегрального универсально-пропашного трактора ЛТЗ-155 (коэффициент применяемости – 65 процентов). Заимствованы: муфта сцепления с корпусом; коробка передач; конечная передача; дифференциал; главная передача, блокировка дифференциала заднего моста; ходоуменьшитель; валы отбора мощности; тягово-сцепные устройства; элементы навесных устройств и управления тракторов; полурамы.
Габаритные размеры и весовые характеристики
- База трактора – 2540 мм.
- Длина – 4200 мм; ширина – 1925 мм.
- Высота по кабине – 2850 мм.
- Колея по передним колёсам (изменяемая) – 1350…1455…1525…1630…1800 мм.
- Колея по задним колесам (изменяемая, с одинарными или сдвоенными колёсами) – 1420…1500…1655…1790…2080…1350…2260 мм.
- Дорожный просвет: под передним мостом – 430 мм; под задним мостом – 560 мм.
- Минимальный радиус поворота – 4,7 метра.
- Эксплуатационная масса трактора (без балласта): 4380 кг.
- Эксплуатационная масса трактора (с балластом спереди): 4700 кг.
- Размеры шин передних колёс: 12,4R28; 11,2R28*; 14,9R24*; 420 / 70R28* (* – это сдвоенные колёса).
- Размеры шин задних колёс: 15,5R38; 18,4R34*; 16,9R34*; 480/70R38*; 9,5 — 42*; 11,2 — 42 (* – сдвоенные колёса).
Двигатель трактора ЛТЗ-95
Трактора данной модели оснащались дизельными двигателями Минского моторного завода, модели Д-245.5. Это четырёхцилиндровый, рядный (L-образный), четырёхтактный силовой агрегат, жидкостного охлаждения, с газотурбинным наддувом.
Моторы ММЗ Д-245 широко применялись и продолжают применяться в разнообразных тракторах; виброкатках и прочей дорожностроительной технике; в погрузчиках и экскаваторах; а форсированная версия Д-245 – в грузовиках «ЗиЛ Бычок», «ГАЗ Валдай», МАЗах-пятитонниках и на автобусах.
Рабочий объем двигателя ММЗ Д-245.5 составляет 4,75 л. Номинальная мощность равна 65 кВт (88,7 л.с.) Частота вращения – 1800 об/мин. Максимальный крутящий момент – 397 Н*м (40,5 кг.м). Частота вращения при максимальном крутящем моменте равна 1400 об/мин.
Кстати, на трактора Л-155 ставили версию ММЗ Д-245.16, c охладителем наддувочного воздуха, номинальной мощностью 91 кВт (124 л.с.)
Диаметр цилиндра равен 110 мм; ход поршня составляет 125 мм. Степень сжатия равна 16:1. Удельный расход дизельного топлива характеризуется как 217 г/кВт (159,5 г/л.с.ч).
Масса двигателя ММЗ Д-245.5 составляет 450 килограммов. Ёмкость топливного бака трактора равна 170 литров.
Также на стадии разработки модели на трактора ЛТЗ-95 пробовали ставить дизельные силовые агрегаты от АО «Рыбинские моторы». Но в итоге остановились всё-таки на Д-245.5 от Минского моторного завода.
Трансмиссия трактора ЛТЗ-95
Муфта сцепления трактора ЛТЗ-95 – сухая, однодисковая, постоянно замкнутая. Коробка переключения передач – механическая, шести-диапазонная, с косозубыми шестернями постоянного зацепления, с переключением передач под нагрузкой внутри диапазонов.
Число передач, вперёд / назад: 16/8; с ходоуменьшителем – 20/12 (36/28 – с набором сменных шестерёнок).
Диапазон скоростей, вперёд / назад: 2,13 — 38,6 / 2,68 — 13,1; с ходоуменьшителем: 0,074 — 38,6 / 0,09 — 13,1 км/час.
Вал отбора мощности (задний, боковой, передний с гидромеханическим управлением): 540 / 1000 оборотов мин и 3,5 и 6,3 об/м пути.
Шестидиапазонная, механическая коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления обеспечивает переключение на ходу четырёх передач внутри диапазонов при помощи гидроподшипников фрикционных муфт или «синхро» (это уже по заказу).
Передний и задний мосты балочного типа обладают повышенной несущей способностью, с планетарными конечными передачами. Передние колёса отличаются увеличенным размером.
Гидравлическая система ЛТЗ-95
Гидронавесная система трактора ЛТЗ-95: универсальная, раздельно-агрегатная, с системой автоматического регулирования глубины обработки почвы и механической фиксацией навесного устройства в транспортном положении .
Грузоподъёмность на оси подвеса: кг: заднего, на оси шарниров нижних тяг – 5 000 кгс (7 000 кгс, на оси подвеса с ограничением высоты подъёма). Грузоподъёмность фронтальной навески составляет 3500 кгс.
Производительность гидравлического насоса составляет 60 литров в минуту.
Кабина трактора ЛТЗ-95
Трактор ЛТЗ-95 оборудован шумовиброизолированной кабиной, которая соответствует требованиям научно-технической документации по безопасности; оборудована вентиляцией и отоплением; имеет открывающийся люк на крыше, электроочистители-дворники на переднем и заднем стёклах, и омыватель лобового стекла.
Была доступной комплектация трактора с удобной посадкой водителя для работы на реверсе (по заказу) – с навесными жатками, машинами для заготовки сена, уборки силосных культур и корнеплодов.
Предусмотрена была практически полная унификация кабины и ее оборудования, переднего ведущего моста с перспективными тракторами новых семейств Липецкого тракторного завода (с коэффициентом применяемости – 75 процентов).
Варианты комплектаций, на которые производители обращали особое внимание потенциальных покупателей
В базовую комплектацию трактора данной модели входили: рабочие фары, пневматическая система, три пары выводов гидравлической системы и вывод безнапорного слива.
Внимание потенциальных покупателей тракторов данной модели обращалось на следующие моменты:
- привод переднего моста при помощи гидроподжимной фрикционной муфты с электрогидравлическим управлением посредством клавиши и управлением от педали тормоза для включения переднего моста в режим торможения;
- объединённая масляная ванна трансмиссии и гидронавесной системы с двумя фильтрами;
- гидростатическое рулевое управление со встроенным в трапецию гидроцилиндром, с отдельным насосом и масляной ванной;
- увеличенные до 48-ми градусов углы поворота передних колёс, обеспечивающие радиус поворота 4,8 метра без необходимости в подтормаживаниях;
- высокий уровень балансирования – до 10-25 процентов (400-1000 кг).
Эксплутационно-технологическими испытаниями было установлено, что на пахоте и операциях по подготовке почвы под посев, в работе по уходу за посевами подсолнечника, картофеля и других агрокультур, в составе однооперационных агрегатов, трактора ЛТЗ-95 и ЛТЗ-120 обеспечивают повышение технологической производительности, по сравнению с агрегатами аналогичного тягового класса, от 1 до 21 процента, а с широкозахватными двенадцати рядными агротехническими машинами на возделывании подсолнечника – данное преимущество возрастает до 52-64 процентов. Снижение расхода дизельного топлива достигает – от 2,5 до 29 процентов.
До сих пор на вторичном рынке сельскохозяйственной техники Российской Федерации и других республик бывшего Союза представлено немалое количество изрядно подержанных, но по-прежнему вполне работоспособных тракторов Т-40 Липецкого тракторного завода, – 80-х / 90-х годов выпуска. А вот б/у тракторов моделей ЛТЗ-95 и ЛТЗ-120 найти уже не представляется возможным: слишком небольшое количество данной техники было выпущено предприятием. Это была просто капля в море, которая давно уже бесследно растворилась на наших бескрайних просторах.
оценивших 6, оценка: 4,33 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Твой счастливый билет на АГРОСАЛОН!
- ВТЗ-2048А: технические характеристики
- ЭКВАТОР ПРОЙДЕН. 5 ЛЕТ ПЕРВОМУ СПИК В ИСТОРИИ РОССИИ
- Неслучайные встречи. Биржа контактов на АГРОСАЛОН!
- Мотоблок Агромаш М-20: отзывы владельцев
- Премьеры Ростсельмаш на выставке АГРОСАЛОН 2022
- JCB 3CX: технические характеристики
- Ростсельмаш на АГРОСАЛОН 2022
- Завод «КЛААС» в Краснодаре выпустил специальную серию комбайнов TUCANO
- CLAAS: XERION 5000 покорил северную петлю Нюрбургринга
- Двигатель ЯМЗ 240: технические характеристики
- Комбайн АГРОМАШ-3000