Экскаватор ЭО-2621 Технические характеристики

Экскаватор ЭО-2621 Технические характеристики

Универсальный землеройный агрегат №1

Экскаватор «ЭО-2621», во многих регионах бывшего Союза известный по народному прозвищу «Петушок», является, пожалуй, самым известным на просторах бывшего СССР землеройным агрегатом. Этот универсальный трактор-бульдозер на пневмоколёсном шасси относится ко второй размерной группе (всего этих групп 6). Он предназначен для разработки различных грунтов, от первой до четвёртой категорий.

Экскаватор «ЭО-2621» успешно справляется с любым грунтом, начиная от песчаного и заканчивая тяжёлым глинистым. Несмотря на то, что крайняя категория по грунтам для данной техники определена как четвёртая, его эффективная эксплуатация возможна и в более сложных условиях, если при этом предварительно разрыхлить рабочую поверхность.

Значение буквенного и цифрового обозначения в названии экскаватора следующее: «Э» – экскаватор; «О» – одноковшовый; «2» – относящийся ко второй группе (в неё входят экскаваторы, масса которых лежит в пределах 6,3–10 тонн); «6» – говорит о том, что экскаватор смонтирован на шасси серийного трактора; «2» – навесное оборудование экскаватора имеет жёсткое крепление; «1» – порядковый номер модели, присвоенный заводом-изготовителем.

Об истории создания модели

Предприятий-изготовителей экскаватора «ЭО-2621»–не одно, а несколько. С 1967-го года, данную технику производили на киевском заводе «Червоний Екскаватор» («Красный экскаватор»), и в Челябинской области – на Златоустовском заводе экскаваторов (сейчас – ООО «Златэкс»). А также, с 1974-го года, в Киевской области – на Бородянском заводе экскаваторов (в наше время – ОАО «Борэкс»). Далее выпуск данной техники наладили ещё на целом ряде машиностроительных предприятий СНГ.

Предками данной универсальной модели землеройной машины были быстросъёмные гидравлические навесные системы«Э-201», на базе советских тракторов: липецкого«Т-30»и минского ««МТЗ-2 «Беларусь». А впоследствии – их усовершенствованный вариант«Э-221». Эта техника, в свою очередь, стала продолжением первого в Союзе серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом, разработанного ВНИИ Стройдормашем, – неполноповоротного экскаватора «Э-153», на базе трактора «МТЗ-2 «Беларусь».

Предприятием-изготовителем этой чрезвычайно нужной в народном хозяйстве техники был киевский завод «Красный экскаватор». Каждая из названных моделей предназначалась для проведения широкого спектра земельных и погрузочно/разгрузочных работ среднего и малого объёмов. И каждая становилась новым шагом вперёд, воплощением целого ряда усовершенствований. Увеличивались глубина прокопа, сила разрезания грунта, угол поворота ковша.

Показатель высокой потребности Советского Союза в данной технике в то время – то, что целые предприятия преобразовывали в экскаваторные заводы, для выпуска исключительно названных выше моделей. В частности, Саранский мотороремонтный; или большой цех Златоустовского механического завода, которые с отныне именовались как «Саранский экскаваторный завод» и «Златоустовский экскаваторный завод» соответственно.

Прямым предшественником «ЭО-2621» стал экскаватор «Э-2515», который в базовом варианте оснащался ковшом обратной лопаты емкостью 0,25 м3 ; наибольшая глубина копания составляла 3 м; высота выгрузки – 2,6 м; производительность – 45-60 м3 в час.Это значительно превышало все предыдущие серийные модели навесных экскаваторов.

К началу 70-х разраставшийся Киев уже вобрал завод «Красный экскаватор» в свою городскую черту, обступив его по периметру жилыми кварталами. Места для строительства новых цехов не осталось, и их стали строить в посёлке Бородянка Киевской области. Туда в итоге и было полностью перенесено производство навесных экскаваторных систем для тракторов.

Об истории создания модели

В цеху Златоустовского экскаваторного завода.

Через несколько лет к Киеву и Златоусту присоединился Саранск, где также запустили серийное производство «ЭО-2621». Вплоть до «перестройки» и развала Советского Союза, ежегодно выпускалось более двадцати тысяч единиц данной техники. Эти объёмы не только покрывали потребности отечественного рынка, но и позволяли экспортировать экскаваторы «ЭО-2621» в 38 стран мира.

Отличные эксплуатационные характеристики, дешевизна производства и использования, надёжность и неприхотливость сделали «ЭО-2621» основным навесным экскаватором на базе тракторов, самым массовым в мире.

Данная модель, в её модификации «ЭО-2621В-3», благодаря своей низкой себестоимости и безотказности до сих пор изготавливается и пользуется стабильным спросом на рынке. Хотя о прежних объёмах производства, конечно, речь не идёт.

Модификации и особенности конструкции «ЭО-2621»

Одноковшовый неполноповоротный универсальный экскаватор «ЭО-2621» смонтирован на шасси колёсных тракторов«ЮМЗ-6Л» или «МТЗ-82 Беларус». Имеет полноприводную колёсную формулу четыре на четыре.Поворотной частью и рабочим оборудованием механизатор управляет при помощи гидроцилиндров. В качестве рабочего оборудования на нём применяются прямая или обратная лопата, бульдозерный отвал, погрузчик, кран, грейфер и вилы.

 

Ковш, в зависимости от его монтажа, может использоваться и как прямая, и как обратная лопата. Его геометрия умышленно сделана универсальной. Перестановка ковша из одного положения в другое выполняется двумя людьми (механизатором, при помощи подсобного рабочего) примерно за двадцать минут. Данная замена производится прямо на рабочем месте. Для этого ковш ставится на грунт, отсоединяется и поворачивается, серьга переворачивается на 180 градусов; перекладываются гидроцилиндр и дополнительная пара кронштейнов на рукояти ковша.

Поскольку рамы любого из используемых тракторов не рассчитаны на большие нагрузки, вызванные работой отвалом или копанием, то разработчики усилили конструкцию дополнительной массивной обвязочной рамой. В качестве дополнительной опоры выступает бульдозерный отвал. Стрела копательного ковша смонтирована на поворотной колонне.Во время проведения рабочих операций неизменную устойчивость трактора обеспечивают специальные выдвижные опоры (аутригеры).

Модификации и особенности конструкции «ЭО-2621»

«ЭО-2621» – многолетний и верный помощник в городском коммунальном хозяйстве.

С 1974-го года в серийное производство была запущена усовершенствованная модель экскаватора, под маркой«ЭО-2621В». Модернизации подверглись манипулятор и механизм ковша; была усилена конструкция, внедрена гидравлика повышенной мощности. Внесли изменения в компоновку кабины. Её расширили и сделали более эргономичной, установив новое поворотное кресло механизатора.

В 1986-м году поставили на конвейер модернизированную модель – «ЭО-2621 В-2», на базе трактора «ЮМЗ-6АКЛ». Механизм экскаватора уже имел угол поворота ковша в 210 градусов и новый механизм колен стрелы, что позволяло раскапывать грунт до глубины в 4,25 метра.

Через два года в серию была запущена выпускаемая и в наши дни, тщательно проработанная версия экскаватора «ЭО-2621», под индексом В-3. «ЭО-2621В-3» отличается от предыдущих модификаций гидравлическим приводом поворота колонки стрелы (ранее стоял цепной привод), и кавитационными клапанами, которые исключили бывавшие нередкими порывы напорных гидравлических рукавов (шлангов).

Кстати, до сих пор «ЭО-2621В-3» производится не только в России и бывших советских республиках. Есть сборочные производства данной техники и в ряде стран «дальнего зарубежья».

Сфера применения «ЭО-2621»

Универсальный экскаватор-бульдозер «ЭО-2621» можно использовать на самом широком фронте земляных работ:

  • Для рытья котлованов, траншей, сбрасывания грунтов, с погрузкой вынимаемого грунта в транспорт или же сгребая его в отвал; а также с использованием в качестве грузового транспорта, с применением обратной лопаты;
  • Для чистки и выравнивания дорог, засыпания траншей и сгребания строительного мусора, планировки территории, – при помощи бульдозерного отвала;
  • Для возведения насыпей, разработки забоев и погрузки сыпучего материала на транспорт посредством лопаты.
Сфера применения «ЭО-2621»

В годы СССР наиболее распространённым «носителем» экскаватора «ЭО-2621» был трактор «ЮМЗ».

Кроме стандартного ковша, экскаватор «ЭО-2621» может, при необходимости, комплектоваться ковшами увеличенных объёмов. Либо узким (траншейным) ковшом; обратной лопатой со смещенной осью, которая позволяет копать траншеи вплотную к стенам зданий.

А также: погрузочным ковшом, вилами, захватом, гидромолотом, зубом-рыхлителем, крановым крюком, несколькими видами грейферов. Всего же на штатную подвеску «ЭО-2621» может быть установлено 22 вида имеющих разные характеристики рабочих органа, двух категорий – экскаваторных и бульдозерных.

Основные варианты использования оборудования «ЭО-2621»

Обратная лопата ковша служит для копания траншей (укладка труб или кабеля, хранение корне- клубнеплодов), для рытья ям и небольших котлованов. Прямая лопата применяется для разработки грунта в мелких забоях, зачистки дна и стенок котлована, погрузки сыпучих и кусковых материалов. Обратной лопатой со смещенной осью копания отрываются траншеи вблизи зданий и сооружений. Для особо узких траншей, на прокладку кабелей, используется специальный узкий ковш.

Крановой подвеской осуществляется погрузка штучных грузов и материалов, укладка трубопроводов, корчёвка мелких пней, установка столбов, посадка деревьев средних размеров, разнообразные монтажные и ремонтные работы. Ковш используется для погрузки материалов малой плотности, вилы – разнообразного мусора, стальной стружки и других грузов массой до четырёхсот килограммов.

Основные варианты использования оборудования «ЭО-2621»

«ЭО-2621» с гидромолотом.

Решётчатым ковшом производится погрузка крупнокусковых материалов. Ковшом грейфера – выкапываются колодцы, очищаются траншеи и каналы, грузят различные материалы и породы. Погрузочный ковш используется для лёгких зачистных работ и погрузки мусора, снега и других материалов, «чего угодно».

Гидромолот и зуб-рыхлитель используются для вскрытия асфальтового или бетонного покрытия. Кроме того, зубом-рыхлителем можно взламывать корку особо твёрдого либо, к примеру, мёрзлого грунта, до трёх метров толщиной. Гидромолотом не только вскрываются бетонные покрытия, но и дробятся бутовые камни и мёрзлый грунт. Гидромолотом, дополненным специальной трамбовочной плитой, также уплотняются насыпные грунты.
С помощью захвата есть возможность погрузки бревна и другие штучные материалы. Буровым оборудованием отрывают шурфы различного диаметра на глубину до 2 м.

Технические характеристики экскаватора «ЭО-2621» в цифрах

Первое значение: для техники на тракторе «ЮМЗ-6АЛ/6АМ»; в скобках – на тракторе «МТЗ-82ПБеларус».

  • Эксплуатационная масса – 5,70 тонн (6,30 тонн).
  • Мощность двигателя – 60 (81) л.с., или 44 (59,6) кВт.
  • Габаритные размеры в транспортном положении – длина 6,48 м (7,7 м); ширина 2,2 м (2,4 м); высота – 2,49 м (2,78 м). Высота погрузки, в обоих вариантах – 3,8 м.
  • Минимальный радиус поворота, с навесным оборудованием в транспортном положении – 5,7 м (6,3 м).
  • Наибольший радиус копания – 5,3 метров.
  • Наибольшая глубина копания – 4,15 метра.
  • Угол поворота рабочего оборудования – 160 градусов.
  • Прилагаемое усилие при врезании в грунт: обратной лопатой – 26 кН, прямой – 25 кН.
  • Продолжительность рабочего цикла, при наибольшей глубине копания – 18 (прямой) – 25 (обратной лопатой) секунд.
  • Производительность работы – 40 кубометров в час.
  • Давление в гидросистеме, ограниченное предохранительными клапанами – 10 МПа (экскаватор) – 7,5 МПа (бульдозер).
  • Преодолеваемый уклон твердого сухого пути – 17º (13º).

Как уже было отмечено, базовый остов трактора дополнительно усилен установленной на него обвязочной рамой. Кроме того, что на неё переводится значительная часть нагрузок, возникающих в процессе работ, она служит ещё и базой для монтирования всего комплекса сменного оборудования. На обвязочную раму крепится опорно-поворотная колонна с осью, имеющей жёсткое крепление с обвязкой; а также гидроцилиндры, с помощью которых производится её вращение.

Технические характеристики экскаватора «ЭО-2621» в цифрах

Сцепной вес трактора, с обвязочной рамой, возрос до шести тонн; а в качестве дополнительной опоры и противовеса используется бульдозерный отвал спереди, с шириной захвата в 2,290 метра.Для повышения устойчивости во время копания экскаватор «ЭО-2621» снабжён выносными опорами с гидравлическим приводом. В последней модификации устойчивость экскаватора во время работы ещё более возросла за счёт введения гидро-замков в конструкцию гидроцилиндров выносных опор и отвала бульдозера.

Двигатель, КПП, системы управления

На экскаватор «ЭО-2621» установлен дизельный силовой агрегат «ДТ-65Н», имеющий мощность 65 лошадиных сил. Экскаватор оснащён механической девяти-ступенчатой коробкой передач с редуктором, удваивающим их число. В общей сложности, «ЭО-2621» имеет 17 передних и 4 задние передачи.

Двигатель, КПП, системы управления

Двигатель трактора «ЮМЗ»: «ДТ-65Н».

Для данной модели экскаватора характерно рулевое управление червячного типа, дополненное гидравлическим усилителем. Передовой секционный гидро-распределитель последней модели «ЭО-2621В-3» имеет антикавитационные клапаны «Гидроконтроль» и встроенные предохранители, что позволяет производить плавное совмещение операций и повышает точность работы.

Гидросистемы экскаватора

В конструкции предусмотрены две самостоятельные гидравлические системы, но с единым баком для рабочей жидкости. Первая гидросистема приводит в движение рабочее оборудование от трёх шестерённых насосов типа «НШ32-3», жидкость подаётся через распределитель в гидроцилиндры ковша, рукояти и стрелы. Вторая система от насоса через распределитель подаёт рабочую жидкость в гидроцилиндр стрелы, в гидроцилиндры поворотного механизма, а через тракторный распределитель – в гидроцилиндры выносных опор и в гидроцилиндр бульдозера.

Гидросистемы экскаватора

Зуб-рыхлитель на экскаватор «ЭО-2621».

Все насосы приводятся в действие от коленвала дизельного мотора трактора посредством редукторов. В целях ограничения давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра во время копания предусмотрен специальный разгрузочный клапан, перепускающий жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости – в бак. Потеря жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров компенсируются через обратный клапан. Плавное затормаживание в конце поворотов обеспечивается специальными демпферными устройствами, смонтированными в крышках гидроцилиндров.

Кабина и органы управления экскаватора «ЭО-2621»

Кабина просторная, с панорамным остеклением, позволяющим в любой ситуации не терять визуального контроля за всеми рабочими функциями. Органы управления бульдозерным отвалом и экскаваторным оборудованием разнесены и смонтированы с обеих сторон от рабочего места механизатора, в передней и задней частях кабины. Все они находятся, в буквальном смысле, на расстоянии вытянутой руки.

В кабинах и того, и другого трактора, на который устанавливается экскаваторное оборудование «ЭО-2621» – традиционно мощная и производительная система вентиляции,с эффективным отопителем. Управление экскаваторным и бульдозерным оборудованием производится при помощи гидрораспределителей.

Кабина и органы управления экскаватора «ЭО-2621»-01

Механизатор «ЭО-2621» начинает работу.

Сиденье механизатора можно разворачивать для управления экскаваторным оборудованием на 180°. При обычном его положении механизатор управляет трактором во время передвижения, а при обратном – функционированием экскаватора. Для удобства непосредственной работы и обслуживания оборудования топливный бак перенесён в переднюю часть трактора.

Отзывы механизаторов и владельцев «ЭО-2621»

Повсеместная распространённость и востребованность на рынке, несмотря на солидный возраст модели, красноречиво свидетельствуют о бесспорных достоинствах экскаватора «ЭО-2621». Среди них в отзывах абсолютного большинства владельцев и механизаторов фигурируют следующие:

  • Маневренность и компактность, обеспечивающие хороший показатель экономичности при работе на рассредоточенных объектах; позволяющие успешно применять технику на площадках небольшого объёма;
  • Универсальность ковша, которая даёт расширенные возможности для копания и погрузки груза в транспорт;
  • Чрезвычайная надёжность, неприхотливость, долговечность техники, её ремонтопригодность, доступность и дешевизна запчастей;
  • Возможность эксплуатации в любых климатических и погодных условиях, практически на любых грунтах (особо твёрдых и мёрзлых – после предварительного рыхления).

По свидетельствам современных владельцев, подержанный экскаватор данной марки окупает себя и начинает приносить прибыль за 3-6 месяцев (в зависимости от цены и количества подрядов на работы). Срок окупаемости нового, на базе трактора «Беларус», составляет не менее двух лет.

Однако те «ЭО-2621», которые выпускаются сейчас, комплектуются более качественной и долговечной гидравликой итальянского производства, с анти-кавитационными клапанами. Надёжность же гидравлики «прежней» – отечественной, особенно в её изрядно «поношенном» состоянии, вызывает массу нареканий.

Обычное дело – течи манжет гидроцилиндров, гидрораспределителей. Пока нельзя прекращать работу, приходится постоянно доливать масло. Затем – перебирать и менять гидроцилиндры, распределители, шланги (это становится уже традиционной процедурой, не менее 1 раза в год).

Отзывы механизаторов и владельцев «ЭО-2621»

Нужно постоянно смазывать поворотные втулки.Если пренебрегать этой процедурой или пропускать её – сразу идёт заметный износ. Дизельный двигатель характеризуют как чрезвычайно надёжный и безотказный, коробка передач также не вызывает нареканий. В работе «ЭО-2621» до сих пор способен достойно конкурировать с более современными «одноклассниками» импортного производства по производительности. А в условиях сурового климата и превосходить их.

На рынке, как отмечают владельцы, наиболее востребованным является вариант экскаватора с погрузчиком спереди (желательно челюстным). Общий смысл отзывов характеризует «Петушка» как экономичного и производительного «трудягу» за небольшие, по сравнению с импортными аналогами, деньги.

Сколько стоит экскаватор «ЭО-2621» – б/у и новый?

Сколько стоит экскаватор «ЭО-2621» – б/у и новый?

Современная модификация экскаватора «ЭО-2621», на базе трактора «Беларус».

«Ценник» на новый экскаватор «ЭО-2621В-3» начинается с 1,9 миллионов рублей. Старые модификации экскаватора можно приобрести совсем за небольшие деньги: как минимум, от 200 тысяч рублей и выше, в зависимости от года выпуска и технического состояния. Однако такой вариант потребует дополнительных вложений и нуждается в очень опытном и квалифицированном владельце.

 

Нам очень важно ваше мнение. Оцените пожалуйста статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.