ТЛС-5 «Барнаулец»: технические характеристики
«ПЕРЕЗАГРУЗКА» ПО-АЛТАЙСКИ ЗДРАВОЙ ИДЕИ УНИВАРСАЛЬНОГО ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА
В 2021 году на Алтае начали выпускать современный гусеничный трактор ТЛС-5 «Барнаулец». Индекс его расшифровывается как «трактор лесохозяйственный и лесохозяйственный, 5-го тягового класса. Это дальнейшее развитие модели гусеничного трактора ТЛ-4, который производит предприятие «Алтайлесмаш». Универсальный гусеничный трактор может использоваться не только в лесном и сельском хозяйстве, но и на геологических, энергетических, нефтегазовых, строительных, энергетических предприятиях.
ТЛС-5 «Барнаулец» – мощный многофункциональный трактор общего назначения, предназначенный для работы в сельском хозяйстве, а также в лесной промышленности – в агрегате со всевозможными навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями. В базовую комплектацию трактора ТЛС-5 «Барнаулец» входят: переднее навесное устройство (бульдозерный отвал), заднее навесное оборудование, плуг.
Какой бы низкой ни была потребность в гусеничных тракторах, но в современных экономических условиях она всё равно сохраняется, а по некоторым сферам – даже увеличивается. А в России, после уничтожения Волгоградского тракторного и других советских заводов, практически отсутствует производство гусеничных тракторов.
Осталось небольшое производство в Челябинске и Чебоксарах, где делают бульдозеры и дорожно-строительную технику – и, по сути, больше ничего нет. В то время как и сельскому хозяйству, и лесной отрасли такая техника нужна. Этот небольшой, но стабильный спрос и пытается удовлетворять «Алтайлесмаш».
О компании-производителе
ООО Завод «Алтайлесмаш» был основан в 2000 году предпринимателем Евгением Куксиным, который приобрёл в собственность пустовавший цех бывшего барнаульского мясокомбината и стал ремонтировать в нём лесохозяйственную технику.
Ремонтное предприятие постепенно выросло в промышленное, по серийному производству и продаже гусеничной техники и запчастей к ней.
Успешными на отечественном рынке спецтехники стали такие модели завода, как
- трактор лесохозяйственный ТЛ-5АЛМ-01 (модернизированный ТТ-4);
- машина трелевочная чокерная МТЧ-4 (модернизированный ТТ-4М);
- кран самоходный КС-5671-2;
- машина для бесчокерной трелевки леса ЛП-18 АЛМ
- лесопогрузчик челюстной ЛТ-188 АЛМ;
- машина самоходная энергетическая для сварки трубопроводов СЭМ-4;
- буровая геологическая машина БГМ-1М;
- бурильно-сваебойная машина БМ-831;
- трактор лесохозяйственный ТЛ-41 (лесопожарный);
- гусеничные самосвалы и самоходные энергетические средства для установки мульчеров.
В 2022 году Евгений Куксин выкупил 10 га земли бывшего моторного завода, для увеличения производственных мощностей и объёмов выпускаемых гусеничных машин.
Смысл в том, что на действующей площадке можно произвести не более 25 машин в месяц. Этих мощностей стало не хватать, как и имеющейся земли. Завод «Алтайлесмаш» может производить (а главное, потом и продавать) вдвое-втрое больше техники.
Тем более, что в условиях ухода с нашего рынка японских и южнокорейских компаний, у отечественных производителей, готовых не мечтать, а реально работать, развиваться – появились новые перспективы.
У руководства предприятия имеются амбициозные планы по выпуску универсальных гусеничных тракторов, которые позволят заменить дорогостоящую импортную технику.
Особенности конструкции
Конструктивно гусеничный трактор ТЛС-5 «Барнаулец» состоит из рамной части, водительской кабины, мотора со сцеплением, кардана и промежуточной опоры. Также в конструкцию входит блок трансмиссии, ходовая, гидравлическое / навесное / электрическое оборудование.
Основу данного трактора составляет рама сварной конструкции, на которую монтируются все узлы и детали. Днище рамы закрыто перфорированными пластинами, которые защищают от повреждений снизу.
На тракторе устанавливается один из двух вариантов дизельных двигателей: ЯМЗ-238 ГМ2 или Д-461-17И-2. Сзади и спереди предусмотрены навесные системы, предназначенные для подключения с/х и лесного оборудования.
У этого трактора почти такая же навеска, как «Кировца», улучшена циркуляция воздуха возле силового агрегата, а в кабине предусмотрен кондиционер. ТЛС-5 «Барнаулец» также оснащается системой мониторинга, контролирующей работу двигателей, расход горючего, местоположение и другие полезные дополнительные опции.
Основание передней навески, вместе с гидроцилиндрами подъёма и опускания бульдозерного отвала, крепится к передней части рамы трактора. С обратной стороны отвала также расположен отсек с крышкой для хранения различных принадлежностей и инструментов. Аналогичный ящик имеется также и за топливным баком трактора ТЛС-5. На тракторе без переднего бульдозерного отвала устанавливается противовес.
Подвеска, ходовая часть трактора ТЛС-5
Подвеска у данного трактора – полужёсткая, рычажно-балансирная с четырьмя каретками, при этом передние каретки – подрессоренные.
Она состоит из рычагов, балансиров и демпфирующих пружин. На переднем рычаге подвески расположен балансир с двумя опорными катками, на заднем — один опорный каток и один балансир с двумя опорными катками. Демпфирующие пружины установлены только над передним рычагом подвески трактора. Для предотвращения провисания гусеничной цепи под ее верхней веткой расположены два поддерживающих катка.
Ходовая система трактора ТЛС-5 «Барнаулец» состоит из направляющих колес с амортизирующим и натяжным устройствами, опорных катков, гусеничных цепей, ведущих колёс и подвески.
Направляющее колесо установлено на кривошипе, благодаря которому производится натяжение гусеничной ленты. Заворачивая и выворачивая регулировочный винт, можно менять натяжение гусеницы, а пружина выполняет роль амортизирующего устройства.
Гусеничная цепь состоит из чередующихся цельнолитых пятипроушинных звеньев с удлиненными и укороченными грунтозацепами. Звенья соединены между собой пальцами. Ширина звеньев гусеничной ленты – 500 мм, высота грунтозацепов – 51 мм, шаг звена гусеницы – 150 мм.
Привод гусеницы происходит при помощи ведущего колеса с одиннадцатью зубьями.
Двигатель трактора ТЛС-5 «Барнаулец»: два варианта
В качестве силовой установки на трактор устанавливаются два варианта дизельного двигателя на выбор: ЯМЗ-238ГМ2 мощностью 180 л.с. либо Д-461-17И-2 мощностью 160 л.с. Первый производится на Ярославском моторном заводе, второй – на Алтайском моторном заводе.
Технические параметры ЯМЗ-238ГМ2:
- Количество цилиндров – 8, их расположение – V-образное.
- Рабочий объём цилиндров – 14,86 л.
- Номинальная мощность – 132 кВт (180 л.с.)
- Номинальная частота вращения – 1700 об / мин-1.
- Максимальное значение крутящего момента – 883 Н.м.
- Диаметр цилиндра – 130 мм.
- Ход поршня – 140 мм.
- Тип системы охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией.
Двигатель «Алтай-дизель» Д-461-17И – это один из типов шестицилиндровых двигателей жидкостного охлаждения, снабженных непосредственным впрыском дизтоплива; с рядным вертикальным расположением цилиндров. Дизельный двигатель Д-461-17И оснащается газотурбинным наддувом.
- Количество цилиндров – 6.
- Рабочий объём цилиндров – 11,15 л.
- Номинальная мощность – 117,6 кВт (160 л.с.)
- Номинальная частота вращения коленчатого вала – 1700 об./мин.
- Номинальный коэффициент запаса крутящего момента – 40% .
- Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
- Диаметр цилиндра – 130 мм.
- Ход поршня – 140 мм.
- Степень сжатия – 16,5.
Для лёгкого запуска при отрицательных температурах трактор оборудуется предпусковым автономным подогревателем двигателя, управление которым осуществляется с пульта в кабине. Подогреватель запускается всего двумя нажатиями на пульте, после чего он переходит в полностью автоматический режим работы. На дисплее пульта управления в любой момент можно проверить температуру охлаждающей жидкости двигателя.
Также для работы в холодное время года на радиаторе установлены жалюзи, которыми можно управлять из кабины с места механизатора.
Для доступа и обслуживания моторной установки капот трактора оснащен двумя боковыми щитками с газовыми пневмоцилиндрами по бокам, открывающейся крышкой сверху для доступа к расширительному бачку и обслуживания генератора, а также дополнительной крышкой, под которой расположена заливная горловина гидравлического бака. Передняя решетка радиатора тоже имеет функцию быстрого открытия для очистки радиаторов и снабжена газовыми пневмоцилиндрами.
Топливный бак объёмом на 440 литров солярки установлен сзади за кабиной трактора. Он оснащен датчиком контроля остатка топлива, показания которого выводятся на панель приборов в кабине
Трансмиссия
Трансмиссия трактора ТЛС-5 «Барнаулец» – механическая с ленточными тормозами. Коробка переключения передач установлена четырёхступенчатая, с подвижными шестернями.
Муфта сцепления (установлена на дизеле) – двухдисковая, постоянно замкнутого типа с гасителем крутильных колебаний.
Педаль управления сцеплением оснащена гидравлическим усилителем. Передача крутящего момента от муфты сцепления к раздаточной коробке происходит при помощи карданной передачи. Для обеспечения плавного и безударного включения передач карданный вал имеет тормозок для остановки вращающихся валов после выключения муфты сцепления. Коробка передач трактора — механическая, 4-ступенчатая, с подвижными шестернями. Она оснащена реверс-редуктором, который позволяет получить три диапазона передач: основной, пониженный и заднего хода.
Количество передач: переднего хода (с реверс-редуктором) – 4(8); заднего хода (с реверс-редуктором) – 1(4).
Диапазон скоростей: основной – 3,44…15,41 км/час; с реверс-редуктором – 5,25…10,09 км/час.
Механизм поворота представляет собой два одноступенчатых планетарных редуктора с ленточными тормозами. Управление производится с использованием гидравлических усилителей.
Гидравлическая система
Гидравлическая система рабочего оборудования работает от шестерёнчатых масляных насосов НШ-32.
Гидравлическая система на тракторе ТЛС-5 «Барнаулец» – с двумя гидронасосами и двумя гидравлическими баками. Номинальная объёмная подача гидронасоса – 24,5; 56 л/мин (с двигателем ЯМЗ-238ГМ2); 15,7; 45,3 л/мин (с двигателем Д-461-17И-2)
В гидросистеме применен пятисекционный механический гидрораспределитель, который размещен на крышке заднего моста. Гидроусилители управления – следящего действия по перемещению. Объём масляного бака составляет 80 литров. Он расположен на трубах рамы под кабиной. Для присоединения к трактору гидролиний сельскохозяйственной машины или орудия и предотвращения вытекания масла из гидрошлангов высокого давления при их рассоединении или аварийном разрыве предназначены три пары быстросоединяемых разрывных муфт.
Управление распределителем осуществляется из кабины трактора соответствующими рычагами, которые воздействуют на секции распределителя через тросовый механизм.
Для присоединения навесных и полунавесных машин и орудий трактор оборудован трехточечным механизмом задней навески грузоподъемностью 5000 кг. Навесное устройство соответствует типоразмеру НУ-4, согласно гостовскому обозначению, то есть трактор рассчитан на работу с теми же агрегатами, что и тракторы «Кировец» К-700.
Для облегченного присоединения навесных и полунавесных машин и орудий трактор комплектуется автоматической сцепкой. А для буксировки прицепов и полуприцепов на навеску трактора можно установить гидрокрюк.
Помимо заднего навесного устройства, трактор ТЛС-5 «Барнаулец» может оснащаться механизмом передней навески с бульдозерным оборудованием шириной 2550 мм. Данный отвал не предназначается для выполнения интенсивных профессиональных бульдозерных работ. Но с самыми распространенными задачами по перемещению и планировке грунта он справляется легко и свободно.
Бульдозерный отвал трактора ТЛС-5 «Барнаулец» оснащён ножами с двумя режущими кромками, то есть, при изнашивании ножа с одной стороны – он переворачивается на другую сторону. За счёт изменения длины резьбовых подкосов можно регулировать углы резания и перекоса отвала.
Управление и тормозная система
Задний мост трактора ТЛС-5 состоит из сдвоенного одноступенчатого планетарного механизма поворота, тормозов планетарного механизма, остановочных тормозов и механизмов управления тормозами.
Тормоза планетарного механизма служат для выполнения плавных поворотов трактора, остановочные — для крутых поворотов. Остановочный тормоз левого борта также выполняет функции горного тормоза и служит для затормаживания трактора во время стоянки на уклонах.
На тракторе применены сухие ленточные тормоза плавающего типа. Регулировка тормозных лент производится через технологические отверстия в задней стенке корпуса заднего моста.
Управление поворотами трактора реализуется только двумя рычагами, раздельных педалей тормоза, как на старых советских тракторах, нет. Для того чтобы произвести плавный поворот, необходимо плавно потянуть один из рычагов.
Если необходимо сделать крутой поворот, то рычаг надо потянуть еще дальше — и тогда одна из гусениц полностью затормозится. В приводе рычагов управления применены гидравлические усилители, поэтому утомляемость механизатора во время работы сведена к минимуму.
Технические параметры в цифрах
- Габаритные размеры: Длина – 7700 мм (с механизмом навески (задней)+плуг в транспортном положении: 9450 мм), ширина (с бульдозерным отвалом) – 2510 мм, высота (с каркасом безопасности) – 3100 мм.
- База между крайними / средними катками – 2700 мм / 2000 мм.
- Тяговое усилие – 80 кН.
- Дорожный просвет – 390 мм.
- Масса конструкционная / эксплуатационная – 13,29 / 13,74 тонн.
- Ширина гусеницы – 500 мм (есть возможность заказать трактор с гусеницами шириной 600 мм, однако при выборе данной опции нужно учитывать, что транспортный габарит становится нестандартным).
- Высота грунтозацепов – 51 миллиметр.
- Удельное давление движителя на грунт – 0,508±5% кгс/см2.
- Ширина колеи – 1,85 метра.
- Объём топливного бака – 440 литров.
Кабина и рабочее место механизатора ТЛС-5 «Барнаулец»
Кабина данного трактора – двухместная, цельнометаллическая, двухдверная, с жёстким каркасом безопасности. Общий внутренний объём кабины ТЛС-5 составляет 7,7 кубических метра.
Сиденье механизатора — подрессоренное, регулируемое по росту и весу с регулируемыми спинкой и выносом вперед. Сиденье пассажирское – аналогичное сиденью механизатора.
Кабина оснащена системами кондиционирования и отопления, стеклоочистителями лобовых и задних стёкол, а также аудиосистемой и автомагнитолой. В крыше расположен люк аварийного выхода. Двери трактора снабжены открывающимися форточками.
Опционально трактор ТЛС-5 «Барнаулец» может быть оснащён системой дистанционного контроля дизтоплива, которая служит для отслеживания его фактического расхода: погектарного, часового, суммарного за смену, а также суммарного рабочего расхода солярки, когда двигатель работал под нагрузкой. Благодаря этой системе, можно отслеживать производительность и общий объём выполненных трактором ТЛС-5 работ.
При этом в кабине устанавливается соответствующее электронное оборудование и активная антенна, которая в режиме реального времени передает всю информацию о тракторе на удаленный компьютер или смартфон. На двигатель в этом случае дополнительно устанавливаются датчики и расходомеры. Для работы в лесу трактор может быть оснащен каркасом безопасности, защищающим кабину и капот от падающих веток или деревьев.
Оценить перспективы нового гусеничного трактора ТЛС-5 «Барнаулец» на рынке сельскохозяйственной техники – непросто. Всё будет зависеть от того, насколько конкурентоспособная будет складываться на него цена; сможет ли он завоевать репутацию надёжной, неприхотливой и долговечной машины. Будем надеяться, что сможет.
оценивших 6, оценка: 4,17 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Автогрейдер ГС-14.02: технические характеристики
- Фронтальный погрузчик XCMG ZL50G: технические характеристики
- Минитрактор Файтер Т-15: отзывы владельцев
- БТЗ-243К: технические характеристики
- Трелевочный трактор КТ-12
- Минитрактор «Кентавр Т-18»: отзывы
- Трактор Агромаш-180ТК
- ЯМЗ-650: технические характеристики
- Комбайн АГРОМАШ-3000
- Конкурс «Трактор 2021 года»: CLAAS AXION 960 CEMOS победил в номинации «Sustainable»
- Комбайн New Holland CS6090
- Компания Лимагрен провела "Ночь поля – 2021" в Краснодарском крае