БТЗ-243К: технические характеристики
СОВРЕМЕННЫЙ НАСЛЕДНИК Т-150К
Брянские трактора БТЗ-243К шарнирно-сочленённой конструкции, с современным дизельным двигателем ЯМЗ-536 и новой коробкой переключения передач заменили в своё время очень популярные и эффективные советские Т-150К, которые уже не производятся.
Трактор БТЗ-243К является аналогом харьковского ХТЗ-243К. На выставке «Юг-Агро 2022», где были представлены трактора БТЗ-243К, представители компании заверяли, что производство этой техники сейчас увеличивается, в связи с хорошим спросом на неё и финансовой поддержкой производственного процесса.
Трактор БТЗ-243К предназначен для выполнения широкого спектра энергоёмких работ в сельском хозяйстве: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых культур.
Тракторный завод ХТЗ в прошедшую эпоху являлся одним из ведущих производителем как колёсных, так и гусеничных тракторов в Советском Союзе. В времена СССР это предприятие выпускало по 65 тысяч тракторов в год. Они были очень востребованы в хозяйствах.
Модельный ряд ХТЗ примерно до 2010 года включал в себя колёсные агропромышленные машины на базе моделей ХТЗ-150К, гусеничные Т-150 и другую технику. На заводе были разработаны более современные модели тракторов четвёртого тягового класса – колёсный ХТЗ-243К и гусеничный ХТЗ-181.
ХТЗ-243К оказались самыми мощными в производственной линейке колёсных тракторов Харьковского тракторного завода. На них с самого начала производства устанавливались дизельные двигатели марки ЯМЗ, производства Ярославского моторного завода.
Завод ХТЗ имел постоянные финансовые проблемы с начала 2000-х годов, которые впоследствии были только усугублены политической напряжённостью в отношениях Украины с Россией. В 2018 году дополнительно производство тракторов ХТЗ нескольких моделей стартовало, помимо Харькова, также и в Брянске, на новом тракторном заводе. Который прежде рассматривался только как сборочная площадка ХТЗ, а не как самостоятельное предприятие.
Информация о предприятии-производителе
Один из самых молодых машиностроительных заводов Российской Федерации – Брянский тракторный завод – начал полноценно функционировать в 2018-м году, когда с его конвейера пошли новенькие трактора.
Предприятие это выросло и было запущено не на пустом месте, а на производственной базе «Брянского Арсенала», заложенного еще в 1783 году.
В ассортимент выпускаемой продукции входит гусеничная и колёсная техника, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, строительных и специальных работ.
Изначально, до 2014 года, БТЗ работал в тесном сотрудничестве и кооперации с Харьковским тракторным заводом – собирал его трактора. Однако, ввиду известных политических потрясений, сотрудничество это было прекращено, и предприятию пришлось активно искать новых поставщиков.
Ранее проходила информация, что предприятие собирается скооперироваться с Минским тракторным заводом, но, как видно, в итоге справилось и без него.
Некоторые люди недоумевают: что это получается за завод-конструктор чужих комплектующих?
Но, на самом деле, если разобраться, так сейчас работают многие машиностроительные предприятия, выпускающие трактора, автомобили или самолёты. Тот же «Аэробус» в Тулузе собирает свои пассажирские лайнеры А-320 и А-380 по такому же принципу. И не перестаёт от этого быть «Аэробусом».
Что ещё есть в линейке продукции компании, кроме трактора БТЗ-243К?
В ассортименте компании – следующая техника:
- БТЗ-4000 (4230)
Эта новинка была представлена предприятием на всеобщее обозрение в 2022-м году на выставке «Агросалон». Десятитонный трактор укомплектован ярославским шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236, развивающим 230 «лошадей». Однако производитель заявил, что в будущем машина будет оснащаться более мощным мотором в 300 л.с.
На тракторе стоит гидромеханическая трансмиссия, выпускаемая заводом из Санкт-Петербурга. Коробка имеет три передних скоростных диапазона и один задний. Мосты – усиленные, сзади есть вал отбора мощности и навеска трехточечного типа, поднимающая орудия массой до 7,2 т. Для их подключения предусмотрены четыре основных гидравлических выхода и один дополнительный.
Общая конструкция техники состоит из двух шарнирно-сочленённых полурам, способных поворачиваться на угол до 30° в горизонтальном направлении и до 15° – вертикальном.
Машина предназначена для использования в сельском хозяйстве и агрегатируется со всеми распространенными орудиями для обработки почвы. Также техника может быть востребована в строительной отрасли и коммунальном хозяйстве.
- БТЗ-253К
Здесь тот же двигатель ЯМЗ-65654, развивающий 230 л.с. объемом 11,5 л. Общее количество передних передач – 12, задних – 4. Переключение происходит без разрыва потока мощности. Предусмотрен двухскоростной ВОМ на стандартные 540 и 1000 об/мин. Заднее ТСУ трактора, который сам весит 8,8 т, рассчитано на массу поднимаемого орудия до 5 т. Сочлененная рама обеспечивает сравнительно небольшой радиус поворота в 6,7 м.
- БТЗ-254К
Продолжением модели можно считать машину БТЗ-254К. От предыдущей она отличается более мощным движком ЯМЗ-53645, выдающим 250 «лошадей». Однако масса трактора чуть меньше, чем у предыдущей модели и составляет 8,66 т. Но допустимая нагрузка оборудования такая же – 5 т. Трансмиссии одинаковые.
- БТЗ-246К
Это более ранняя модель. Трактор лучше всего подходит для обработки почвы в средних хозяйствах на площадях до 3-х тысяч га. С машиной агрегатируются широкозахватные российские и зарубежные орудия. Сочлененная клепаная рама на шарнирах выдерживает серьезные нагрузки. Трактор оснащен двигателем ЯМЗ-65655, развивающим 189 л. с. В комплекте – двенадцатискоростная КПП, предусмотрен ВОМ на 540 и 1000 об/мин.
По своей сути, БТЗ-246К является модернизацией БТЗ-243К, а тот, в свою очередь – аналог харьковского ХТЗ-240К. Однако общим предком этих машин можно считать легендарный Т-150.
- БТЗ-190П
Брянское предприятие выпускает и гусеничные трактора. Впервые эта техника была представлена на выставке «Агросалон», проходившей в 2020-м. Особенность новинки пятого тягового класса – модернизированная подвеска, оснащенная армированными резиной гусеницами.
Ширина каждой равна 65 см, в то время, как у предыдущей модели БТЗ-181К в металлической «обувке» было – 42 см. В итоге, давление на почву снизилось с 0,45 кг/кв. см до 0,27 кг/кв. см. Такое улучшение даёт возможность производить обработку сильно переувлажнённой почвы. А резиноармированные гусеницы позволяют перемещаться по автомобильным дорогам. Ходовая часть такая же, что и у предшественника – торсионно-балансирного типа, оснащенная шестью катками.
Некоторые узлы и детали на колесных и гусеничных тракторах взаимозаменяемы.
Роль силовой установки играет ярославский агрегат ЯМЗ-238КМ2, развивающий 190 «лошадей» при крутящем моменте 690 Н*м. Средний расход горючего – в пределах 175 г/л. с. (бак вмещает 430 л топлива). Гидромеханическая трансмиссия позволяет пользоваться девятью передними передачами и тремя задними. Максимальная скорость двенадцатитонной техники – 16 км/ч. предусмотрен двухскоростной ВОМ. Трактор достаточно маневренный: радиус разворота – всего 2,9 м.
На ХТЗ была попытка производить аналог БТЗ-190П. Машина получила название ХТЗ-181.20-07. Однако главным конкурентом брянской техники считается минский Беларус МТЗ-2103.
Буква «П» в наименовании гусеничного трактора означает «промышленный». Это значит, что трактор может использоваться не только на сельхозугодьях, но и в промышленности. Стоимость БТЗ-190П – 5,5 млн. руб. Если покупать машину на металлических гусеницах, то она обойдется дешевле на полмиллиона.
Для дорожников, перерабатывающих предприятий и строителей завод выпускает специализированные машины. Среди них – техника для лесных хозяйств, строителей и даже железнодорожников.
Это баровый грунторез, предназначенный для рытья траншей со скоростью 150 м/ч. При этом машина может вскрывать и асфальт, причиняя минимально возможный вред покрытию.
Машина, предназначенная для бурения скважин в грунте от 1-й до 4-1 категории и монтажа опор. Техника незаменима при строительстве свайного фундамента зданий, установке мостовых оснований, столбов ЛЭП, колодцев и ограждений различного типа. Некоторые характеристики:
- грузоподъёмность стрелы в вытянутом положении составляет 2,5 т,
- высота подъёма – до 7,2 м,
- максимально допустимая масса навешиваемого оборудования – 3 т,
- глубина бурения при диаметре главного инструмента 36- и 450 мм – 3 и более метров (при угле до 90°).
МБУ выполняет и другие работы: например, «умеет» сажать кустарники с деревьями, обустраивать дороги. Также стоит отметить несколько моделей спецтехники, выполненных на базе выпускаемых колесных тракторов.
Первая представляет собой мульчерный комплекс, с помощью которого осуществляется измельчение кустарников, древесины. Такие машины нужны для расчистки участков под ЛЭП, у нефте- и газопроводов, ж/д, а также создания противопожарных просек.
Еще два интересных агрегата – КРТ-1 и ММТ-2 предназначены для железной дороги. Эти трактора, оснащенные специальным оборудованием, могут заменять … маневровые тепловозы на металлургических, химических предприятиях, в портах и горно-обогатительных комбинатах.
Что касается самого завода, то, учитывая его небольшой возраст, остается только надеяться, что он не повторит ошибок своих именитых «коллег-гигантов» и продолжит поставлять продукцию в российские регионы.
В настоящее время продукция завода наиболее активно поставляется в основные зерносеющие регионы Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов.
Товаропроводящая сеть Брянского тракторного завода насчитывает более пятидесяти дилерских центров на территории Российской Федерации и более семидесяти сервисных станций. В ближайших планах компании усиление присутствия в России и ближнем зарубежье.
Двигатель трактора БТЗ-243К
На начальном этапе своего производства трактора БТЗ-243К комплектовались дизельными двигателями ЯМЗ-236/238. Это V-образный шести (ЯМЗ-236) или восьмицилиндровый (ЯМЗ-238) дизель рабочим объёмом 11 150 / 14 866 см3. Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм. Количество клапанов – 12 / 16.
Порядок работы цилиндров – 1-4-2-5-3-6 / 1-5-4-2-6-3-7-8. Степень сжатия – 17,5.
Впоследствии на них начали устанавливать шестицилиндровые рядные дизельные двигатели ЯМЗ-53645. Такой мотор имеет 6,7 литра, рабочего объёма. номинальная мощность составляет 250 лошадиных сил при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 1100 Нм при 1300 — 1600 об/мин. Топливная система аккумуляторного типа (Common Rail), с электронным управлением подачи дизтоплива разработки фирмы Bosch, имеет двойную очистку топлива. Удельный расход топлива на БТЗ-243К составляет 173 г/л. с. в час.
Трансмиссия трактора БТЗ-243К
На данной модели используется механическая трёхдиапазонная коробка переключения передач, переключаемая без разрыва потока мощности в пределах каждого из диапазонов.
Муфта сцепления установлена сухая, однодисковая.
Количество диапазонов/передач переднего-заднего хода: вперёд – 3/12, назад – 1/4. На старой версии КПП от Т-150К было четыре диапазон, с усилением КПП осталось всего три диапазона.
Вал отбора мощности – задний независимый. Частота вращения ВОМ – 540 или 1000 оборотов в минуту.
Особенности конструкции
Трактор ХТЗ-243К имеет шарнирно-сочленённую конструкцию и постоянный привод на оба ведущих моста. Передняя подвеска — рессорная.
Раздельно-агрегатная гидравлическая задняя навесная система трактора имеет грузоподъёмность пять тонн.
Транспортная скорость трактора БТЗ-243К составляет 34 км/час, эксплуатационная масса данной техники достигает девяти тонн. Минимальный радиус поворота – 6,7 метра, ширина колеи – 1860 мм, агротехнический просвет – 400 мм. Трактор БТЗ-243К может использоваться для буксировки прицепов общей массой до двадцати тонн.
Колёсный трактор БТЗ-243К предназначен для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ — обработка почвы, посев, уборка, кормозаготовка, транспортировка грузов. Особенно эффективен он в сельхозпредприятиях с площадью угодий до 3 тысяч гектаров.
БТЗ-243К может работать с широкозахватными отечественными и зарубежными агротехническими орудиями.
Шарнирно-сочлененная компоновка улучшает тяговые характеристики, повышает маневренность и позволяет эксплуатировать трактор на самых сложных рельефах. Высокопрочная клёпанная рама помогает выдерживать критические нагрузки.
Преимуществом БТЗ-243К является низкая стоимость владения. Высокая ремонтопригодность и относительная простота конструкции значительно снижают затраты на сервисное обслуживание трактора.
Особенности конструкции в виде больших колёс и шарнирного соединения полурам, полноценно работающего в двух плоскостях, позволяют максимально эффективно обрабатывать мелкоконтурные поля и поля со сложным рельефом, что крайне важно для средних и мелких агро-компаний и фермеров.
Можно использовать:
- Бульдозерное оборудование.
- Комплект для сдваивания колёс.
- Расходомер дизельного топлива.
- Предпусковой подогреватель двигателя.
Кабина БТЗ-243К
На данный трактор установлена достаточно комфортабельная кабина каркасного типа, с тонированными стёклами, с системой отопления и кондиционирования воздуха. Сиденье тракториста и рулевая колонка в ней – регулируемые.
Кабина трактора БТЗ-243К обладает с улучшенной обзорностью. В ней устанавливается кондиционер.
Технические характеристики БТЗ-243К в цифрах
- Мощность номинальная двигателя ЯМЗ-53645 – 184 кВт (250 л.с.)
- Количество цилиндров – 6 штук.
- Рабочий объём – 6.65 литра.
- Объём топливного бака – 430 литров.
- Навесное устройство – заднее 2-х и 3-х точечное, грузоподъёмностью в 5 тысяч кг.
- Производительность насоса – 100 л/мин.
- Тяговое усилие (nom-max) – 40-60 кН (4000-6000 кгс).
- Габариты по крыше – 6600х2460х3460 мм.
- Колёсная база – 2860 мм.
- Ширина колеи – 1860 мм.
- Минимальный радиус поворота – 6/7 м.
- Агротехнический просвет – 400 мм.
- Шины – 23,1R26.
- Масса эксплуатационная – 8450-8980 килограммов.
- Диапазон скоростей переднего/заднего хода – 3,61-39,97/5,46-28,78 км/час.
оценивших 7, оценка: 3,14 из 5
Смотрите также статьи по теме
Мотоблок «Нева»: технические характеристики
Komatsu PC400-7: технические характеристики
CLAAS: В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ВПЕРВЫЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ РАБОЧИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТРАКТОРА NEXOS
Концерн CLAAS демонстрирует устойчивость на нестабильном рынке
Новая линейка экскаваторов John Deere поможет повысить эффективность работ при меньшем расходе топли...
Компания JAC MOTORS подвела итоги участия в выставке Bauma CTT RUSSIA 2018
Минитрактор Скаут Т-25: отзывы владельцев
Компания John Deere одержала двойную победу в рамках премии «Трактор года 2022»
Komatsu d65e-12: технические характеристики
ЗМЗ-405: технические характеристики
Shantui SD16: технические характеристики
Академия CLAAS повышает качество подготовки сотрудников дилерских центров