БТЗ-243К: технические характеристики
СОВРЕМЕННЫЙ НАСЛЕДНИК Т-150К
Брянские трактора БТЗ-243К шарнирно-сочленённой конструкции, с современным дизельным двигателем ЯМЗ-536 и новой коробкой переключения передач заменили в своё время очень популярные и эффективные советские Т-150К, которые уже не производятся.
Трактор БТЗ-243К является аналогом харьковского ХТЗ-243К. На выставке «Юг-Агро 2022», где были представлены трактора БТЗ-243К, представители компании заверяли, что производство этой техники сейчас увеличивается, в связи с хорошим спросом на неё и финансовой поддержкой производственного процесса.
Трактор БТЗ-243К предназначен для выполнения широкого спектра энергоёмких работ в сельском хозяйстве: пахоты, сплошной культивации, боронования, посева и уборки зерновых культур.
Тракторный завод ХТЗ в прошедшую эпоху являлся одним из ведущих производителем как колёсных, так и гусеничных тракторов в Советском Союзе. В времена СССР это предприятие выпускало по 65 тысяч тракторов в год. Они были очень востребованы в хозяйствах.
Модельный ряд ХТЗ примерно до 2010 года включал в себя колёсные агропромышленные машины на базе моделей ХТЗ-150К, гусеничные Т-150 и другую технику. На заводе были разработаны более современные модели тракторов четвёртого тягового класса – колёсный ХТЗ-243К и гусеничный ХТЗ-181.
ХТЗ-243К оказались самыми мощными в производственной линейке колёсных тракторов Харьковского тракторного завода. На них с самого начала производства устанавливались дизельные двигатели марки ЯМЗ, производства Ярославского моторного завода.
Завод ХТЗ имел постоянные финансовые проблемы с начала 2000-х годов, которые впоследствии были только усугублены политической напряжённостью в отношениях Украины с Россией. В 2018 году дополнительно производство тракторов ХТЗ нескольких моделей стартовало, помимо Харькова, также и в Брянске, на новом тракторном заводе. Который прежде рассматривался только как сборочная площадка ХТЗ, а не как самостоятельное предприятие.
Информация о предприятии-производителе
Один из самых молодых машиностроительных заводов Российской Федерации – Брянский тракторный завод – начал полноценно функционировать в 2018-м году, когда с его конвейера пошли новенькие трактора.
Предприятие это выросло и было запущено не на пустом месте, а на производственной базе «Брянского Арсенала», заложенного еще в 1783 году.
В ассортимент выпускаемой продукции входит гусеничная и колёсная техника, предназначенная для выполнения сельскохозяйственных, дорожных, строительных и специальных работ.
Изначально, до 2014 года, БТЗ работал в тесном сотрудничестве и кооперации с Харьковским тракторным заводом – собирал его трактора. Однако, ввиду известных политических потрясений, сотрудничество это было прекращено, и предприятию пришлось активно искать новых поставщиков.
Ранее проходила информация, что предприятие собирается скооперироваться с Минским тракторным заводом, но, как видно, в итоге справилось и без него.
Некоторые люди недоумевают: что это получается за завод-конструктор чужих комплектующих?
Но, на самом деле, если разобраться, так сейчас работают многие машиностроительные предприятия, выпускающие трактора, автомобили или самолёты. Тот же «Аэробус» в Тулузе собирает свои пассажирские лайнеры А-320 и А-380 по такому же принципу. И не перестаёт от этого быть «Аэробусом».
Что ещё есть в линейке продукции компании, кроме трактора БТЗ-243К?
В ассортименте компании – следующая техника:
- БТЗ-4000 (4230)
Эта новинка была представлена предприятием на всеобщее обозрение в 2022-м году на выставке «Агросалон». Десятитонный трактор укомплектован ярославским шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236, развивающим 230 «лошадей». Однако производитель заявил, что в будущем машина будет оснащаться более мощным мотором в 300 л.с.
На тракторе стоит гидромеханическая трансмиссия, выпускаемая заводом из Санкт-Петербурга. Коробка имеет три передних скоростных диапазона и один задний. Мосты – усиленные, сзади есть вал отбора мощности и навеска трехточечного типа, поднимающая орудия массой до 7,2 т. Для их подключения предусмотрены четыре основных гидравлических выхода и один дополнительный.
Общая конструкция техники состоит из двух шарнирно-сочленённых полурам, способных поворачиваться на угол до 30° в горизонтальном направлении и до 15° – вертикальном.
Машина предназначена для использования в сельском хозяйстве и агрегатируется со всеми распространенными орудиями для обработки почвы. Также техника может быть востребована в строительной отрасли и коммунальном хозяйстве.
- БТЗ-253К
Здесь тот же двигатель ЯМЗ-65654, развивающий 230 л.с. объемом 11,5 л. Общее количество передних передач – 12, задних – 4. Переключение происходит без разрыва потока мощности. Предусмотрен двухскоростной ВОМ на стандартные 540 и 1000 об/мин. Заднее ТСУ трактора, который сам весит 8,8 т, рассчитано на массу поднимаемого орудия до 5 т. Сочлененная рама обеспечивает сравнительно небольшой радиус поворота в 6,7 м.
- БТЗ-254К
Продолжением модели можно считать машину БТЗ-254К. От предыдущей она отличается более мощным движком ЯМЗ-53645, выдающим 250 «лошадей». Однако масса трактора чуть меньше, чем у предыдущей модели и составляет 8,66 т. Но допустимая нагрузка оборудования такая же – 5 т. Трансмиссии одинаковые.
- БТЗ-246К
Это более ранняя модель. Трактор лучше всего подходит для обработки почвы в средних хозяйствах на площадях до 3-х тысяч га. С машиной агрегатируются широкозахватные российские и зарубежные орудия. Сочлененная клепаная рама на шарнирах выдерживает серьезные нагрузки. Трактор оснащен двигателем ЯМЗ-65655, развивающим 189 л. с. В комплекте – двенадцатискоростная КПП, предусмотрен ВОМ на 540 и 1000 об/мин.
По своей сути, БТЗ-246К является модернизацией БТЗ-243К, а тот, в свою очередь – аналог харьковского ХТЗ-240К. Однако общим предком этих машин можно считать легендарный Т-150.
- БТЗ-190П
Брянское предприятие выпускает и гусеничные трактора. Впервые эта техника была представлена на выставке «Агросалон», проходившей в 2020-м. Особенность новинки пятого тягового класса – модернизированная подвеска, оснащенная армированными резиной гусеницами.
Ширина каждой равна 65 см, в то время, как у предыдущей модели БТЗ-181К в металлической «обувке» было – 42 см. В итоге, давление на почву снизилось с 0,45 кг/кв. см до 0,27 кг/кв. см. Такое улучшение даёт возможность производить обработку сильно переувлажнённой почвы. А резиноармированные гусеницы позволяют перемещаться по автомобильным дорогам. Ходовая часть такая же, что и у предшественника – торсионно-балансирного типа, оснащенная шестью катками.
Некоторые узлы и детали на колесных и гусеничных тракторах взаимозаменяемы.
Роль силовой установки играет ярославский агрегат ЯМЗ-238КМ2, развивающий 190 «лошадей» при крутящем моменте 690 Н*м. Средний расход горючего – в пределах 175 г/л. с. (бак вмещает 430 л топлива). Гидромеханическая трансмиссия позволяет пользоваться девятью передними передачами и тремя задними. Максимальная скорость двенадцатитонной техники – 16 км/ч. предусмотрен двухскоростной ВОМ. Трактор достаточно маневренный: радиус разворота – всего 2,9 м.
На ХТЗ была попытка производить аналог БТЗ-190П. Машина получила название ХТЗ-181.20-07. Однако главным конкурентом брянской техники считается минский Беларус МТЗ-2103.
Буква «П» в наименовании гусеничного трактора означает «промышленный». Это значит, что трактор может использоваться не только на сельхозугодьях, но и в промышленности. Стоимость БТЗ-190П – 5,5 млн. руб. Если покупать машину на металлических гусеницах, то она обойдется дешевле на полмиллиона.
Для дорожников, перерабатывающих предприятий и строителей завод выпускает специализированные машины. Среди них – техника для лесных хозяйств, строителей и даже железнодорожников.
Это баровый грунторез, предназначенный для рытья траншей со скоростью 150 м/ч. При этом машина может вскрывать и асфальт, причиняя минимально возможный вред покрытию.
Машина, предназначенная для бурения скважин в грунте от 1-й до 4-1 категории и монтажа опор. Техника незаменима при строительстве свайного фундамента зданий, установке мостовых оснований, столбов ЛЭП, колодцев и ограждений различного типа. Некоторые характеристики:
- грузоподъёмность стрелы в вытянутом положении составляет 2,5 т,
- высота подъёма – до 7,2 м,
- максимально допустимая масса навешиваемого оборудования – 3 т,
- глубина бурения при диаметре главного инструмента 36- и 450 мм – 3 и более метров (при угле до 90°).
МБУ выполняет и другие работы: например, «умеет» сажать кустарники с деревьями, обустраивать дороги. Также стоит отметить несколько моделей спецтехники, выполненных на базе выпускаемых колесных тракторов.
Первая представляет собой мульчерный комплекс, с помощью которого осуществляется измельчение кустарников, древесины. Такие машины нужны для расчистки участков под ЛЭП, у нефте- и газопроводов, ж/д, а также создания противопожарных просек.
Еще два интересных агрегата – КРТ-1 и ММТ-2 предназначены для железной дороги. Эти трактора, оснащенные специальным оборудованием, могут заменять … маневровые тепловозы на металлургических, химических предприятиях, в портах и горно-обогатительных комбинатах.
Что касается самого завода, то, учитывая его небольшой возраст, остается только надеяться, что он не повторит ошибок своих именитых «коллег-гигантов» и продолжит поставлять продукцию в российские регионы.
В настоящее время продукция завода наиболее активно поставляется в основные зерносеющие регионы Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов.
Товаропроводящая сеть Брянского тракторного завода насчитывает более пятидесяти дилерских центров на территории Российской Федерации и более семидесяти сервисных станций. В ближайших планах компании усиление присутствия в России и ближнем зарубежье.
Двигатель трактора БТЗ-243К
На начальном этапе своего производства трактора БТЗ-243К комплектовались дизельными двигателями ЯМЗ-236/238. Это V-образный шести (ЯМЗ-236) или восьмицилиндровый (ЯМЗ-238) дизель рабочим объёмом 11 150 / 14 866 см3. Диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм. Количество клапанов – 12 / 16.
Порядок работы цилиндров – 1-4-2-5-3-6 / 1-5-4-2-6-3-7-8. Степень сжатия – 17,5.
Впоследствии на них начали устанавливать шестицилиндровые рядные дизельные двигатели ЯМЗ-53645. Такой мотор имеет 6,7 литра, рабочего объёма. номинальная мощность составляет 250 лошадиных сил при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 1100 Нм при 1300 — 1600 об/мин. Топливная система аккумуляторного типа (Common Rail), с электронным управлением подачи дизтоплива разработки фирмы Bosch, имеет двойную очистку топлива. Удельный расход топлива на БТЗ-243К составляет 173 г/л. с. в час.
Трансмиссия трактора БТЗ-243К
На данной модели используется механическая трёхдиапазонная коробка переключения передач, переключаемая без разрыва потока мощности в пределах каждого из диапазонов.
Муфта сцепления установлена сухая, однодисковая.
Количество диапазонов/передач переднего-заднего хода: вперёд – 3/12, назад – 1/4. На старой версии КПП от Т-150К было четыре диапазон, с усилением КПП осталось всего три диапазона.
Вал отбора мощности – задний независимый. Частота вращения ВОМ – 540 или 1000 оборотов в минуту.
Особенности конструкции
Трактор ХТЗ-243К имеет шарнирно-сочленённую конструкцию и постоянный привод на оба ведущих моста. Передняя подвеска — рессорная.
Раздельно-агрегатная гидравлическая задняя навесная система трактора имеет грузоподъёмность пять тонн.
Транспортная скорость трактора БТЗ-243К составляет 34 км/час, эксплуатационная масса данной техники достигает девяти тонн. Минимальный радиус поворота – 6,7 метра, ширина колеи – 1860 мм, агротехнический просвет – 400 мм. Трактор БТЗ-243К может использоваться для буксировки прицепов общей массой до двадцати тонн.
Колёсный трактор БТЗ-243К предназначен для выполнения энергоёмких сельскохозяйственных работ — обработка почвы, посев, уборка, кормозаготовка, транспортировка грузов. Особенно эффективен он в сельхозпредприятиях с площадью угодий до 3 тысяч гектаров.
БТЗ-243К может работать с широкозахватными отечественными и зарубежными агротехническими орудиями.
Шарнирно-сочлененная компоновка улучшает тяговые характеристики, повышает маневренность и позволяет эксплуатировать трактор на самых сложных рельефах. Высокопрочная клёпанная рама помогает выдерживать критические нагрузки.
Преимуществом БТЗ-243К является низкая стоимость владения. Высокая ремонтопригодность и относительная простота конструкции значительно снижают затраты на сервисное обслуживание трактора.
Особенности конструкции в виде больших колёс и шарнирного соединения полурам, полноценно работающего в двух плоскостях, позволяют максимально эффективно обрабатывать мелкоконтурные поля и поля со сложным рельефом, что крайне важно для средних и мелких агро-компаний и фермеров.
Можно использовать:
- Бульдозерное оборудование.
- Комплект для сдваивания колёс.
- Расходомер дизельного топлива.
- Предпусковой подогреватель двигателя.
Кабина БТЗ-243К
На данный трактор установлена достаточно комфортабельная кабина каркасного типа, с тонированными стёклами, с системой отопления и кондиционирования воздуха. Сиденье тракториста и рулевая колонка в ней – регулируемые.
Кабина трактора БТЗ-243К обладает с улучшенной обзорностью. В ней устанавливается кондиционер.
Технические характеристики БТЗ-243К в цифрах
- Мощность номинальная двигателя ЯМЗ-53645 – 184 кВт (250 л.с.)
- Количество цилиндров – 6 штук.
- Рабочий объём – 6.65 литра.
- Объём топливного бака – 430 литров.
- Навесное устройство – заднее 2-х и 3-х точечное, грузоподъёмностью в 5 тысяч кг.
- Производительность насоса – 100 л/мин.
- Тяговое усилие (nom-max) – 40-60 кН (4000-6000 кгс).
- Габариты по крыше – 6600х2460х3460 мм.
- Колёсная база – 2860 мм.
- Ширина колеи – 1860 мм.
- Минимальный радиус поворота – 6/7 м.
- Агротехнический просвет – 400 мм.
- Шины – 23,1R26.
- Масса эксплуатационная – 8450-8980 килограммов.
- Диапазон скоростей переднего/заднего хода – 3,61-39,97/5,46-28,78 км/час.
оценивших 10, оценка: 3,30 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Четра Т9: технические характеристики
- Минитрактор «Булат-120»: отзывы владельцев
- Трактор Ростсельмаш-2375: технические характеристики
- Амкодор-211: технические характеристики
- Трактор YTO LX2204: характеристики
- Комбайн АКРОС 530: технические характеристики
- CLAAS: XERION 5000 покорил северную петлю Нюрбургринга
- Трактор Агромаш-180ТК
- Doosan 225: технические характеристики
- Автогрейдер ГС-14.02: технические характеристики
- Блестящая идея! Агротехстартапы AgTechInventum на выставке «Агросалон»
- Экскаватор ЭО-2621: технические характеристики