Классификация погрузочно-разгрузочных машин
Погрузочно-разгрузочные машины подразделяются сразу по нескольким параметрам. Это и режим работы; и ходовое оборудование; и вид перегружаемого груза. А также – по направлению перемещения груза; по степени универсальности. По режиму работы погрузочно-разгрузочные машины делятся на две основные группы: машины циклического действия, либо непрерывного действия.
Машины циклического или непрерывного действия
Машины циклического (или периодического) действия выполняют комплекс операций, при которых погрузочно-разгрузочные работы производятся по какому-то определённому циклу. При этом рабочее оборудование действует периодически.
К машинам циклического действия принадлежат:
- автомобильные краны,
- авто- и электропогрузчики,
- одноковшовые погрузчики,
- лебёдки,
- тельферы,
- механические лопаты,
- автомобилеразгрузчики.
Машины непрерывного действия отличаются от машин циклического действия тем, что перемещение грузов производится непрерывным потоком, и по установленному направлению. К таким машинам относятся:
- конвейеры,
- многоковшовые погрузчики.
Машины периодического (циклического) действия перемещают груз отдельными порциями через определённый интервал времени. Такие машины или их рабочие органы после каждого захвата и перемещения возвращаются в исходное положение в порожнем состоянии или загруженные другой порцией груза, завершая рабочий цикл (краны, погрузчики, механические тележки и т.д.)
Машины непрерывного действия перемещают грузы непрерывным потоком, без остановок для захвата и освобождения груза (конвейеры, элеваторы, установки гидравлического и пневматического транспорта и т.д.)
Машины периодического действия, служащие для перемещения груза по вертикали или под большим углом наклона к горизонту, называют грузоподъёмными (это краны, подъемники, лифты, домкраты и тому подобное).
Машины, которые перемещаются по полу, грунту или дорожному покрытию, называются машинами напольного транспорта (электропогрузчики, автопогрузчики, электротележки).
Есть ещё и машины комбинированного действия. Они включают в себя механизмы сразу обеих двух групп (грейферно-конвейерные перегружатели, вагоноопрокидыватели, снабженные конвейерами для транспортирования выгруженных из вагонов грузов).
Стационарные или передвижные
В зависимости от наличия ходового оборудования, все погрузочно-разгрузочные машины делят на две группы:
- стационарные;
- передвижные.
К стационарным относятся такие машины, которые не имеют устройств для передвижения (например, стационарные автомобилеразгрузчики, бункеры). Они установлены на объекте в постоянном режиме, и используются при устойчивом объёме работ.
Машины передвижные, в отличие от стационарных, оборудованы устройством для передвижения или собственным ходовым оборудованием, поэтому могут перемещаться за счёт собственного источника энергии.
Погрузочно-разгрузочные машины по типу ходовой части подразделяются на:
- колёсного хода;
- гусеничного хода;
- рельсового хода.
Некоторые из них отличаются высокой мобильностью (автокран, автопогрузчик), в связи с чем они могут применяться для обслуживания различных объектов в течение смены. Некоторые передвижные машины (мостовые, козловые, башенные и другие краны) можно отнести к категории машин с ограниченной зоной перемещения, определяемой, к примеру, длиной подкрановых путей.
Классификация по видам грузов
В зависимости от вида перегружаемых грузов, все машины подразделяются на следующие группы:
- для штучных грузов (автокраны, автопогрузчики, тельферы);
- для навалочных грузов (экскаваторы, погрузчики);
- для порошкообразных грузов (пневмоперегружатели);
- для зерновых грузов (зернопогрузчики).
Кроме того, некоторые машины являются универсальными, то есть, они могут быть использованы для работы с различными грузами: как со штучными, так и с навалочными (автопогрузчики и автокраны). Для обеспечения чего на таких машинах применяются сменные грузозахватные устройства (вилы, ковш, грейфер, стрела и тому подобное).
По направлению перемещения груза
По направлению (или траектории) перемещения грузов погрузочно-разгрузочные машины и устройства разделяют на четыре группы:
- для перемещения горизонтального или немного наклонного (например, механические лопаты, конвейеры, механические тележки, лебёдки);
- для перемещения наклонного (это зернопогрузчики, транспортеры, многоковшовые погрузчики);
- для перемещения вертикального или близкой к ней наклонной плоскости (бункеры, нории, штабелеукладчики, лифты, подъёмники, элеваторы);
- для перемещения комбинированного, по любой траектории в пространстве (к примеру, краны, авто- и электропогрузчики).
По типу силовой установки
По типу силовой установки – подразделение идёт на машины с электрическим приводом, работающим от сети электроснабжения или аккумуляторов, и машины с приводом внутреннего сгорания;
И по типу передачи — на машины с механической, гидравлической или с электрической передачей.
По степени универсальности
По степени универсальности погрузочно-разгрузочные машины и устройства можно подразделить на:
- универсальные (которые имеют несколько видов сменного рабочего оборудования и могут быть использованы для работы с разнообразными грузами), и
- специальные, предназначенные для работы с грузами какой-либо одной определённой категории (к примеру, это свеклопогрузчики, зернопогрузчики).
Таким образом, специальные машины и устройства предназначены для погрузки и выгрузки только определенных грузов, а универсальные – для переработки разнообразных штучных и массовых грузов, что, разумеется, значительно расширяет сферу их применения.
На транспортно-складских комплексах (в грузовых районах) станций погрузочно-разгрузочные машины разделяют также по группам перерабатываемых грузов или по характеру выполняемых операций. Так, различают машины для погрузки / выгрузки контейнеров (например, контейнерные краны), штучных, сыпучих, длинномерных и других грузов.
К вспомогательным средствам комплексной механизации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ относятся бункеры, силосы, повышенные пути, эстакады, рыхлители смерзшихся грузов, устройства для зачистки вагонов и тому подобное.
Простейшие механизмы и устройства
Для облегчения ручного труда, ускорения операций при погрузке и выгрузке и улучшения условий техники безопасности на погрузочно-разгрузочных работах применяются средства малой механизации и различные простейшие приспособления (ломы, домкраты, подъемники, тележки, телеги, сходни, трапы и др.), а также различный инвентарь и инструмент (ломы, молотки, кувалды, лестницы, цепи, тросы и др.).
Для перекрытия пространства между дверным проемом вагона и полом рампы склада применяют соединительные переходные мостки. Изготавливают их из рифлёных листов стали. Когда уровни пола вагона и рампы склада совпадают, мостки укладываются горизонтально, а при разных уровнях – наклонным образом.
Сходни или трапы используют, когда пол склада расположен на уровне головки рельса и ниже, а также при укладке грузов в штабеля высотой свыше двух метров.
Для подъёма тяжёлых грузов на небольшую высоту служат домкраты. Наибольшее распространение получили реечные домкраты грузоподъёмностью от 1 до 12 тонн, с высотой подъёма груза в 350–450 мм, а также винтовые домкраты грузоподъёмностью до двадцати тонн и высотой подъёма груза в 240–370 мм.
Роликовые слеги предназначены для погрузки, выгрузки и перемещения штучных грузов с жесткой и ровной нижней поверхностью. Слеги представляют собой легкий роликовый конвейер. По слегам, уложенным горизонтально, можно перемещать груз массой до трёх тонн, причем он должен одновременно опираться не менее чем на три ролика. Для наклонного перемещения грузов сверху вниз с использованием их силы тяжести применяются спускные лотки, самотечные трубы, роликовые конвейеры, винтовые спуски и тому подобное.
Классификация погрузчиков
Погрузчиком называется самоходная машина, оборудованная устройством для захвата, перемещения, погрузки в транспортные средства или выгрузки из него и укладки грузов в штабеля.
Грузоподъёмное устройство с подъёмной кареткой позволяет укладывать грузы в высокие штабеля или выполнять грузовые операции при разном уровне пола складов и транспортных средств.
В зависимости от конструкции основного рабочего органа, все погрузчики подразделяются на следующие виды:
- вилочные: основным захватным рабочим органом являются вилы, с помощью которых захватываются и перемещаются штучные грузы, а ковши, грейферы и другие захватные приспособления являются сменным дополнительным оборудованием;
- ковшовые – основным рабочим оборудованием является ковш для перегрузки и перемещения сыпучих и кусковых грузов.
В зависимости от источника энергии питания привода погрузчики разделяются на:
- автопогрузчики: привод у автопогрузчиков осуществляется от двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного);
- электропогрузчики: привод у автопогрузчиков осуществляется от электродвигателя, питающегося от аккумуляторных батарей.
Вилочные электро- и автопогрузчики подразделяются на погрузчики
- универсальные общего назначения.
- специальные.
По грузоподъёмности погрузчики можно условно разделить на три основные группы:
- легкие, они же — малогабаритные (от 0,5 до 2 тонн) – их используют в основном для перегрузки тарно-штучных грузов, пакетов на поддонах внутри складов и в кузовах транспортных средств (крытых вагонах, автофургонах и т.п.);
- средние (от 2 до 4 тонн);
- тяжёлые (от 4 до 10 тонн);
- специальные (до 25-ти тонн).
Электропогрузчики
Для погрузки в вагоны, контейнеры и на автомобили, для выгрузки из них и складирования различных тарно-штучных грузов и транспортных пакетов применяются, главным образом, малогабаритные универсальные электропогрузчики общего назначения.
Малогабаритные электропогрузчики изготавливаются:
- трёхопорными, когда ходовая часть состоит из трёх колес – при такой схеме чаще заднее колесо является ведущим и одновременно управляемым; реже ведущими делаются передние колёса, а задние – управляемыми;
- четырёхопорными, когда ходовая часть опирается на грунт в четырёх точках.
На шасси закреплены передний ведущий мост, оба ходовых колеса, которые получают вращение от электродвигателя. Задний управляемый мост управляется водителем погрузчика, при помощи рулевого управления. Подъём, опускание и наклон груза производят грузоподъёмником, шарнирно закреплённым на шасси в передней части погрузчика.
Наклон грузоподъёмника вперёд и назад осуществляется при помощи гидроцилиндра. Вертикально-подвижная каретка грузоподъёмника оснащена закреплённым на ней грузозахватным приспособлением. К примеру, вилами.
В задней части погрузчика размещена аккумуляторная батарея, которая служит противовесом. Погрузчик оборудован ножным тормозом с приводом от педали. На крышке аккумуляторной батареи установлено сидение водителя.
Автопогрузчики
Автопогрузчики применяются для работы на открытых платформах и площадках с твёрдым и ровным покрытием.
По назначению они делятся на:
- малогабаритные – для эксплуатации на открытых площадках и в складах с хорошим твёрдым покрытием;
- улучшенной проходимости – для эксплуатации на открытых площадках с переходными и плохими покрытиями;
- повышенной проходимости – для эксплуатации на грунтовых неподготовленных площадках.
Универсальные автопогрузчики выполнены из тех же по своему назначению узлов, что и электропогрузчики. Отличаются от последних типом силовой установки и техническими параметрами.
Автопогрузчики имеют общую конструктивную схему, включающую в себя: шасси на пневмоколёсном ходу с ведущим и управляемым мостами; трансмиссию, гидропривод наклона, топливный бак, двигатель внутреннего сгорания, грузоподъёмник и кабину управления.
Автопогрузчики снабжены набором сменных грузозахватных приспособлений, могут также выполнять различные грузовые операции со штучными, насыпными, кусковыми, лесными и другими грузами.
Для захвата грузов, имеющих отверстия (барабаны, бухты проволоки, шины, рулоны листового металла, керамические трубы), вилы заменяют штыревым захватом.
Универсальный зажим для круглых грузов (рулонов бумаги, картона, барабанов) с неподвижной нижней и подвижной верхними лапами позволяет захватывать и штабелировать цилиндрические грузы.
При крановой переработке штучных грузов применяют безблочную стрелу, на консольной части которой располагается крюк постоянного или переменного вылета. Стрелу обычно применяют в тех случаях, когда нельзя подвести под груз вилы.
Клещевой захват применяется при укладке автопогрузчиком в штабель проката, досок, бревен и других длинномерных грузов. Захват имеет верхнюю лапу, которая прижимает груз при перемещении, и нижнюю для захвата груза.
Для переработки угля, песка, гравия и других сыпучих грузов применяются ковши. Зачёрпывание груза происходит внедрением ковша в сыпучие грузы напорным действием погрузчика, а опорожнение – поворотом ковша при помощи гидравлического цилиндра двустороннего действия.
Вилочные погрузчики специального назначения используются для работы с грузами определенной категории или в особых, обычно стесненных, условиях. По устройству штабелеры близки к обычным электропогрузчикам и отличаются от них компактностью, большей высотой подъема, возможностью поворота и поперечного перемещения вил. Их используют в закрытых складах.
Ковшовые погрузчики
Ковшовыми погрузчиками называются самоходные погрузочно-разгрузочные машины с основным рабочим органом в виде установленного на конце подъемной стрелы ковша.
Применяют ковшовые погрузчики для погрузки в транспортные средства насыпных и кусковых материалов. Основной тип погрузчиков составляют снабженные навесным рабочим оборудованием тракторы и тягачи на гусеничном или пневмоколесном ходу. Ковшовые погрузчики могут оснащаться другими видами сменных грузозахватных приспособлений: вилочными захватами, безблочной крановой стрелой, челюстными захватами для лесоматериалов.
Источником энергии на ковшовых погрузчиках служит двигатель внутреннего сгорания, преимущественно дизельного типа.
В зависимости от способа наполнения ковша погрузчики разделяются на погрузчики напорного и черпающего действия. По способу разгрузки ковша они классифицируются: с боковой разгрузкой (поворотом или опрокидыванием ковша на сторону); передней разгрузкой; задней разгрузкой (с перекатыванием ковша на выгрузку по направляющим или с подъемом ковша над машиной); с комбинированной разгрузкой как со стороны зачерпывания материала, так и сзади погрузчика.
Главный и основные параметры
Погрузочно-разгрузочные машины характеризуются большим количеством параметров: грузоподъёмность, масса, габариты, мощность силовой установки, скорость движения рабочего органа и т.д.
При этом каждая машина имеет один или несколько параметров, которые являются основными, поскольку от них во многом зависит главный технико-эксплуатационный показатель работы машины – её производительность. Параметр, в наибольшей степени определяющий производительность машины, является главным.
У погрузочно-разгрузочных машин с рабочим органом, выполненным в виде поворотной консоли (стреловые и башенные краны, некоторые одноковшовые погрузчики, экскаваторы) грузоподъёмность зависит от вылета стрелы или крюка и высоты подъёма, поскольку линия действия веса груза вынесена за базу машины.
У погрузочно-разгрузочных машин с ковшовым рабочим органом грузоподъёмность во многом определяется ёмкостью ковша, поэтому она и является их главным параметром.
У рабочим органом непрерывного действия главными параметрами являются размеры грузонесущего органа (у скребковых конвейеров – размеры скребков; у ковшовых конвейеров – объём и количество ковшей; у шнеков – его диаметр) и скорость его передвижения.
При выборе, какую погрузочно-разгрузочную машину приобрести для работы в конкретных условиях рассматривают, прежде всего, их важнейший технико-эксплуатационный показатель – производительность, под которой понимается объём работы, выполненный машиной за определённую единицу времени.
оценивших 8, оценка: 3,75 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Пресс-подборщик рулонный пр-145с: технические характеристики
- К-701: технические характеристики
- Трактор ВТ-150: технические характеристики
- CLAAS представит свои цифровые новинки российскому рынку на форуме SMART AGRO
- МСН-10: технические характеристики
- Бульдозер Б-170: технические характеристики
- Кормораздатчик КС-1,5
- Двигатель ЯМЗ 236: технические характеристики
- Сеялка для моркови
- Алехандро Саяго станет вице-президентом John Deere по продажам и маркетингу в Европе и странах СНГ
- Завод «КЛААС» подводит итоги производственного сезона
- Мини-экскаваторы российского производства