Трактор Агромаш-180ТК
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ МОЩНОГО ТРАКТОРА «НА УРОВНЕ МИРОВЫХ АНАЛОГОВ», НЕ НАШЕДШИЙ КОНКРЕТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Агромаш-180ТК – это колёсный сельскохозяйственный трактор общего назначения третьего тягового класса, классической компоновки, с дизельным двигателем мощностью 180 лошадиных сил. Предназначается он для производства полного комплекса сельхозработ в почвенно-климатических зонах умеренного климата. Это как основная, так и предпосевная обработка почв (пахота, рыхление безотвальное, боронование, сплошная культивация); сев зерновых и бобовых культур; уборочные и транспортные работы; лущевание стерни и дискование почв; внесение удобрений; снегозадержание; закрытие влаги и прочие работы в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями.
Кроме этого, трактор Агромаш-180ТК можно эксплуатировать с оборотными плугами, комбинированными машинами, в том числе и с активными рабочими органами полного спектра машин и орудий к тракторам 3-го тягового класса. А также — в агрегате с машинами и орудиями, которые предназначены для работ лёгких дорожных, строительных и мелиоративных.
***
8-11 октября 2014 года на территории ВДНХ в Москве проходила Всероссийская агропромышленная выставка «Золотая осень». Среди представленных на открытых площадках образцов современной сельхозтехники отечественного производства, далеко не последнее место занимал новый колёсный трактор Агромаш-180ТК – самый мощный в линейке продукции концерна «Тракторные заводы». В агрегате с разнообразным навесным, полунавесным и прицепным оборудованием, данный трактор предназначен для выполнения широчайшего комплекса работ в сельском и лесном хозяйствах, в мелиорации, а также на погрузочно-разгрузочных, транспортных и других работах в дорожной, строительной и коммунальной сферах.
Об истории данной модели трактора
Проектированием и разработкой этой многофункциональной машины тягового класса 3.0 с 2010-го года занимались специалисты АО «Специальное конструкторское бюро машиностроения», Курганского машиностроительного завода. Он тогда входил в состав холдинга «Тракторные заводы».
Кроме них, к разработке данной модели также привлекались специалисты НАТИ (г. Москва), Bosch Rexroth, Ricardo и Fritzmeier (Германия). В течение двух последующих лет была создана конструкторская документация на тракторы с двигателями Deutz (Германия) и Алтайского моторного завода, изготовлены опытные образцы изделий. Проведен полный цикл стендовых испытаний трансмиссии и её узлов. Один из опытных образцов отправлен в Германию на опытную базу Bosch Rexroth для отладки работы автоматики системы управления.
В 2011 году было построено три опытных образца трактора Агромаш-180ТК, которые были отданы на всесторонние испытания.
Необходимо отметить, что особенностью данного трактора является также возможность использовать его с системой точного земледелия, которая функционирует по спутниковым координатам ГЛОНАСС/GPS.
После успешного прохождения всего комплекса испытаний, производство трактора Агромаш-180ТК было налажено в столице Чувашии Чебоксары – в экспериментальном цеху предприятия АО «Промтрактор».
В 2016 году эти трактора начали интенсивно эксплуатироваться полигоне концерна «Тракторные заводы», который располагается неподалёку от города Чебоксары (в Канашском районе Чувашской Республики, на земельных угодиях сельскохозяйственного предприятия «Бородино»). На земельных угодиях площадью более 600 га эти трактора отработали на полях свыше полутора тысяч моточасов.
Чтоб наиболее полно раскрыть возможности тракторов Агромаш-180ТК, решено было их задействовать на как можно более разнообразных видах работ в сфере растениеводстве: от боронования и культивации до посева и зяблевой вспашки.
Это целый комплекс операций, в который входят — измельчение застарелых сорняков и растительности мелкокустарникового типа, разделка верхнего целинного слоя залежной земли дисковой бороной.
После этого испытуемые трактора Агромаш-180ТК производили уже глубокую отвальную вспашку плугами с предплужниками – таким образом верхний слой грунта наиболее эффективно заделывается на глубину вспашки.
Следующими немаловажными операциями стали – выравнивание вспаханной площади стерневыми культиваторами или дисковой бороной, разбивка глыб, и только после этого – предпосевная обработка культиватором. Завершающим аккордом в этом многотрудном деле стал посев сельскохозяйственных культур.
Механизаторы, которым довелось осваивать данный трактор, отмечали не только его высокую функциональность, но ещё и комфортные условия для работы тракториста в кабине. Специальным амортизационным устройством обеспечивается защита от вибраций, предусматривается также надежные пыле- и влагозащита, а также шумоизоляция.
После завершения всесторонних двухлетних испытаний тракторов Агромаш-180ТК на данном полигоне холдинга, предполагалось запустить данную модель в серийное производство с начала 2019-го года.
Однако планам этим не суждено было сбыться. В 2018 году концерн «Тракторные заводы» столкнулся с серьёзными финансовыми трудностями, из-за которых сроки запуска тракторов Агромаш-180ТК в серию затягивались, откладывались. В итоге, до стадии серийного производства дело так и не дошло, к сожалению.
Особенности трактора Агромаш-180ТК
Уникальность семейства этих колёсных тракторов, с двигателями мощностью от 180 до 230 лошадиных сил, состоит в унифицированности кабины и двигателя: требуемая мощностная характеристика для каждой модификации данного трактора обеспечена соответствующей настройкой топливной аппаратуры; взаимозаменяемостью агрегатов – трансмиссии и передних ведущих мостов.
Для максимально возможной унификации предполагалось разделить семейство мощных колёсных тракторов Агромаш на две подгруппы: 160/180 и 200/230 л.с. А базовым трактором — сделать Агромаш-180ТК с двигателем АМЗ мощностью 180 лошадиных сил.
При создании данного семейства перспективной техники большое значение уделялось локализации компонентов. Намечалось, что, в зависимости от комплектации, она должна была составить от 80% до 95%. При этом, за потребителями всегда должно было оставаться решающее право выбора варианта комплектации сельхозмашины, и последнее слово.
Конструкция Агромаш-180ТК
Эта мощная сельхозмашина базируется на прочной сварной раме, изготовленной из лонжеронов, усиленных коробчатыми балками. Элементы эти свариваются между собой, в результате чего формируется прочная и жёсткая конструкция, устойчивая к различным нагрузкам.
Сцепление размещено в специальном защитном корпусе, который расположен на заднем мосту. Устройство сцепления в себя включает постоянно замкнутую муфту сухого трения. На заднем мосту установлены планетарные механизмы, функцией которых является выполнение поворотов и манёвров. Тормозная система является исключительно надёжной, и работает при этом в достаточно плавном режиме.
Рулевое управление — гидрообъёмного типа, с одним центральным цилиндром двустороннего действия. Рулевая колонка — телескопическая, регулируемая.
Габаритные размеры трактора Агромаш-180ТК в длину составляют пять метров, а минимальная колея достигает 2,5 метра. Высота с учётом крыши кабины достигает трёх метров. Исходя из этих данных, можно говорить о высокой маневренности и компактности, а также о способности работать в труднодоступной местности. Малый радиус разворота позволяет осуществлять разворот практически на одном месте. И в этом смысле, трактор Агромаш-180ТК является гораздо более выгодным приобретением, нежели громоздкие и неповоротливые тяжёлые тракторы других моделей.
Полноприводное колёсное шасси есть возможность активировать в тех случаях, когда в этом есть конкретная необходимость – к примеру, когда потребуется преодолеть сложное внедорожное препятствие, раскисший грунт, колеи, тридцатипроцентный подъём.
Нет сомнений в том, что при передвижении по ровной дороге, а также при отсутствии высоких нагрузок, шасси можно переключать и в режим 2WD (только лишь заднего привода).
В таком режиме трактор Агромаш-180ТК будет потреблять минимальное количество дизельного топлива, что благоприятным образом скажется на его запасе хода. Однако, как демонстрирует практика, на рабочих участках обычно всегда есть смысл задействовать всё-таки полный привод – к тому же, вместе с ним можно в полной мере оценить возможности трактора.
Благодаря 4WD, а также блокировке межосевого дифференциала, трактор Агромаш-180ТК справляется с любыми землеройными работами, и к тому же при этом никогда не закапывается в грязи.
Трактор Агромаш-180ТК имеет уникальное заднее навесное устройство, которое позволяет агрегатировать сельскохозяйственные орудия второго и третьего класса без каких-либо ограничений.
Силовой агрегат Агромаш-180ТК
В рамках работ по проекту, был создан первый отечественный двигатель с несущим масляным поддоном — АМЗ Д-3041Н. Были развёрнуты работы по его доводке до уровня Tier-3b (с оснащением современной системой впрыска «Коммон Рэйл»).
Дизельный двигатель АМЗ Д-3041Н, новой 30-й серии, с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, был разработан на Алтайском моторном заводе в городе Барнауле в 2007-м году.
Это рядный четырёхцилиндровый двигатель водяного охлаждения, предназначенный для установки на трактора, комбайны, дорожно-строительные машины и силовые агрегаты разнообразного назначения.
В конструкции данного мотора используется четырёхклапанный механизм газораспределения, который обеспечивает наилучшую топливную экономичность.
Блок цилиндров – чугунный, гильзы цилиндров и головка блока цилиндров – из специального термостойкого чугуна, юбка поршня — графитизированная.
Объём дизельного двигателя АМЗ Д-3041Н составляет 7,4 литра (диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм, степень сжатия – 16,5).
Минимальный удельный расход топлива – 155 г/л.с. ч, ресурс двигателя до капитального ремонта составляет 12 тысяч моточасов.
Кроме того, несколько тракторов данной модели были оснащены двигателями SISU66 СТА-4V. Это четырёхтактный дизельный двигатель, с многорежимной системой прямого впрыска дизтоплива и общей рампой, с турбонаддувом с промежуточным охлаждением.
Мощность данного двигателя составляет 133 килоВатта (или 181 лошадиная сила). Номинальная частота вращения коленчатого вала при этом равна 2200 оборотов в минуту.
Трансмиссия трактора Агромаш-180ТК
Автоматизированная трансмиссия трактора Агромаш-180ТК с четырёхдиапазонной коробкой передач имеет 24 скорости вперёд и 24 скорости – назад. Помимо этого, коробка переключения передач обладает полуавтоматическим режимом работы.
Безусловно, высокие потребительские качества трактора обеспечиваются, в том числе, и этой новой трансмиссией Power Shift (с шестью передачами без разрыва потока мощности, в четырёх диапазонах). Она имеет более высокий крутящий момент, что позволяет повысить полезную мощность трактора, его производительность и комфортность.
При этом максимальная транспортная скорость трактора Агромаш-180ТК, эксплуатационной массой в семь тонн, может достигать 40 км/час (а по заказу – и 50 км/час). Ну, а скорость минимальная – 0,3 км/час.
Тип привода вала отбора мощности (ВОМ): привод независимый / зависимый (от привода заднего моста), с режимами СТД / ЭКО.
Частота вращения ВОМ составляет 540 / 1000 об/мин. Расположение вала отбора мощности: заднее / переднее.
Некоторые технические параметры в цифрах
- Эксплуатационная масса – 7000 кг.
- Агротехнический просвет — не менее 490 мм.
- Ширина колеи: по задним колёсам — регулируется перестановкой колёс, стандартная – 1914 мм; по передним колёсам — регулируется перестановкой колёс, стандартная – 2038 мм.
- База трактора – 2748 мм.
- Грузоподъёмность заднего навесного устройства (на оси подвеса) — 7700 кг.
- Удельный расход дизельного топлива при эксплуатационной мощности – 225 гр. / (кВт∙ч) / 165 гр. / (л.с.∙ч).
- Габаритные размеры: ширина (при минимальной колее) – 2500 мм; длина – 5165 мм; высота: по крыше кабины – 3070 мм, с маяком, высота по маяку – 3220 мм.
Кабина Агромаш-180ТК
Трактор Агромаш-180ТК оснащался кабиной с повышенным уровнем комфортности и усиленной степенью безопасности. В частности, салонное пространство является надёжно защищённым в случае опрокидывания и перевертыша – благодаря жёсткому стальному каркасу кабины, а также усиленным рёбрам жесткости.
Помимо этого, из кабины Агромаш-180ТК обеспечивается превосходный обзор — за счёт широкой площади остекления, тонких кузовных стоек и крупных зеркал заднего вида. Комфорт и удобство при длительном пребывании в кабине обеспечиваются, благодаря вентиляции и системе отопления, а также регулированию сиденья по высоте и настройке рулевой колонки по вылету и углу наклона.
Система точного земледелия
Что также ценно – трактора Агромаш-180ТК оснащались элементами системы точного земледелия. Соисполнителем в части разработки этой системы выступало ЗАО «НПК ВИП» из города Екатеринбурга, являющееся дочерним предприятием ОАО «НПО Автоматики» – одного из крупнейших предприятий Российской Федерации в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники, а также — систем управления для автоматизации технических процессов в разнообразных отраслях промышленности.
Автоматической системой точного вождения используется навигационная система GPS / ГЛОНАСС. Она даёт возможность не только изменять и поддерживать траекторию движения трактора, но и управлять самими сельскохозяйственными орудиями, с применением протокола ISO-Bus, а также автоматического разворота в конце полосы. Немаловажно, что такую систему можно будет устанавливать практически на любой образец сельскохозяйственного колёсного трактора.
оценивших 4, оценка: 3,75 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Агромаш-90ТГ: технические характеристики
- Komatsu PC400-7: технические характеристики
- CLAAS: испытания подтвердили устойчивый прием корректирующего сигнала RTK NET
- Завод «КЛААС» дополнительно вкладывает 270 млн рублей в социально-бытовую инфраструктуру предприятия
- Трактор Т-150К: технические характеристики
- Трактор Т-4А: технические характеристики
- Двигатель Д 144: технические характеристики
- ЛТЗ-95: технические характеристики
- Премьеры Ростсельмаш на выставке АГРОСАЛОН 2022
- Организаторы выставки АГРОСАЛОН встретились с компаниями
- Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принцип работы
- Комбайн ВЕКТОР 410: технические характеристики