Автогрейдер ДЗ-122: технические характеристики
ДОРОЖНЫЙ РАБОТНИК РОДОМ ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Автогрейдер среднего (полутяжёлого) класса ДЗ-122 – это самоходная специализированная машина, несущая несколько рабочих приспособлений, основным из которых является полноповоротный отвал, размещенный под углом к направлению движения.
Производством данной дорожно-строительной техники, в нескольких разных модификациях, занимался орловский завод «Дормаш», прекративший своё существование во второй половине 2010-х годов.
О предприятии-изготовителе и истории семейства ДЗ-122
Впервые спецмашина модели ДЗ-122 сошла с конвейера в 1980 году.
Cамо производственное предприятие «Дормаш» существовало в городе Орле с 1955-го года. В советскую эпоху оно называлось Орловским заводом автогрейдеров. Уже в августе 1955 года была выпущена первая серия автогрейдеров Д-144 с механическим приводом управления рабочими органами.
В апреле 1957 года были произведены первые автогрейдеры Д-426 с гидравлическими приводами управления рабочими органами и цельнометаллической кабиной.
В дальнейшем мощности завода наращивались, и уже в начале 1970-х годов Орловский завод дорожных машин выпускал до 1,5 тысячи автогрейдеров среднего типа в год.
В 1963 году завод получил первый заказ на изготовление автогрейдеров на Кубу, что послужило началом экспортных поставок.
В 1970-1990 годы завод ежегодно поставлял автогрейдеры на экспорт в количестве 500-600 штук.
Автогрейдеры завода поставлялись в 53 страны мира, включая Европу, Азию, Африку и Латинскую Америку. В 90-х гг. была крупная поставка автогрейдеров на экспорт, около 250 машин в Аргентину. С момента основания завод изготовил и поставил потребителям немногим больше пятидесяти тысяч автогрейдеров. Праздник по поводу выпуска 50-тысячного грейдера был в сентябре 2011 года.
В XXI веке предприятие пыталось модернизировать свою продукцию, и шло тем же путём, что и коллеги по машиностроительной отрасли.
В конструкцию автогрейдеров были внесены значительные изменения, стали применяться основные комплектующие изделия передовых зарубежных производителей: немецкие двигатели «Дойтц», гидромеханическая КПП «ZF», задний мост «NAF»; итальянские гидрораспределители, кондиционер и рулевая колонка.
В 2011 году в состав ЗАО «Дормаш» вошел ведущий российский производитель ковшовых погрузчиков – ЗАО «Орел-Погрузчик» (предприятия расположены на одной производственной площадке).
Было громко заявлено о том, что на предприятии реализуется инновационно-инвестиционная программа, целью которой является техническое перевооружение производства, увеличение производственных мощностей, создание новых видов строительно-дорожной техники.
С января 2014 года был вроде как налажен серийный выпуск автогрейдера ДЗ-100 (класс 100). Легкий автогрейдер был укомплектован двигателем «Deutz» (95 л.с.), гидромеханической трансмиссией переключаемой под нагрузкой, дисковыми тормозами, шарнирно-сочленённой рамой, и имел колёсную формулу 1х1×2.
Завод «Дормаш» казался достаточно успешным заводом, пережившим «лихие 90-е». Однако это внешнее впечатление было обманчивым, и в конечном итоге уйти от участи многих отечественных коллег-машиностроителей ему не удалось. Завод «Дормаш» разорился и прекратил своё существование.
Сферы применения
Авторейдеры ДЗ-122 были разработаны для осуществления дорожно-строительных работ без предварительного рыхления на грунтах первой и второй категории. Если требуется задействовать данную технику на более плотных грунтах, то необходимо их предварительное рыхление. Спецмашина рассчитана на эксплуатацию при температурах окружающей среды от -40 до +40°C.
Основной рабочий орган автогрейдера ДЗ-122 предназначен для того, чтобы убирать взрыхленный грунт в сторону. Причём за счёт поворотного круга это делается как по ходу движения вперёд, так и назад.
Автогрейдер активно используют городские коммунальные и дорожные службы для уборки территорий ото льда и снега. Но основное их предназначение — это работы по планировке территорий, отрытию дорожного корыта, созданию насыпей или профильных выемок, засыпке рвов или ям.
Они хорошо справляются с выравниванием различных поверхностей, в том числе из щебня. Такую технику используют для перемешивания и разравнивания различных сыпучих материалов.
Выполняет эту работу ДЗ-122, совершая многократные последовательные перемещения по рабочей поверхности. При этом он использует все возможности полноповоротного отвала, который можно поворачивать под разным углом.
В зависимости от модификации машины этот нож может быть неповоротным и частично поворотным, что повышает его рабочую эффективность.
Сзади к двухосевой части рабочей рамы крепится кирковщик-рыхлитель, имеющий четыре зуба из высокопрочной стали. С помощью этого механизма возможно вскрытие и разрыхление грунта, в том числе асфальтового покрытия, на глубину до 25 сантиметров.
Основные особенности конструкции автогрейдеров ДЗ-122
Ведущие две оси, третья поворотная. Рама, складывающаяся в обе стороны на 30 градусов. Отвал 2700 мм с подъемом от поверхности и спуском ниже уровня полотна на 350 мм. Эта опция позволяет углублять (корыто) дороги. Поворотом ножа на 90 градусов обрабатывается боковая поверхность насыпи или котлована. Угол поворота колес составляет 45 градусов.
Колёса крепятся на ступицах, а тележка на жёсткой раме. Рабочие колёса колодочного типа с гидравлическим управлением. На прочную раму вмонтированы бамперы и фаркопные крюки на случай буксировки.
Основная рама – главное силовое устройство машины. Она характеризуется сложной конструкцией, но благодаря применению профиля из высокопрочной стали имеет достаточную жёсткость.
На раме, при её первоначальной сборке, крепятся кронштейн-самолёт и цилиндр-фиксатор, который служит стопором для тяговой рамы и позволяет приводить в движение рабочее оборудование.
Передний мост имеет ступицы, на которые крепятся колёса, рулевые тяги с заменяемыми наконечниками, а также цилиндры наклона и поворота колес. Задняя тележка со ступицами колёс отличается сложной конструкцией с балансирами, редукторами и тормозными устройствами.
Все четыре колеса, которые устанавливаются на ступицы задних колес, являются ведущими. Тяговые усилия от двигателя на колёса передаются при помощи карданной передачи и карданных валов.
Тип тормозов — дисковые в масляной ванне.
Варианты двигателей для разных модификаций ДЗ-122
Самый частый вариант двигателя на автогрейдерах ДЗ-122 — это V-образный, четырёхтактный шестицилиндровый низкооборотный дизельный двигатель ЯМЗ-236, с числом оборотов 1700÷2300.
Рабочий объём — 11,15 литра. Диаметр цилиндра — 130 мм. Ход поршня — 140 мм. Мощность: 132 кВт (или 180 лошадиных сил).
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6. Степень сжатия: 17,5.
При минимальных оборотах, 150 сильный, дизель расходует 165 г/л с/ч. В зависимости от комплектации, условий, режима эксплуатации, типа установленного двигателя, минимальный расход составляет 165 г/л с/ч; максимальный – 221.
Двигатель Deutz BF 4 M 1013 FC – это четырёхцилиндровый дизель рабочим объёмом 4,8 литра. Диаметр цилиндра – 108 мм, ход поршня – 130 мм. Мощность – 111 кВт (151 лошадиная сила).
Третий вариант мотора для автогрейдера ДЗ-122 – это четырёхцилиндровый дизель Cummins 4ISBe рабочим объёмом 4,5 литра. Диаметр цилиндра – 107 мм. Ход поршня – 124 мм. Мощность данного варианта двигателя для ДЗ-122 – 135 л.с. (100 кВт).
При этом двигатели ЯМЗ-236 используются в связке с механической трансмиссией производства города Пскова (ОАО «Псковский завод механических приводов»), а импортные «Дойтц» и «Камминз» — с гидромеханическими трансмиссиями от ZF либо Dana.
В прошлом на автогрейдеры ДЗ-122 также устанавливались дизельные двигатели A-01MC (шестицилиндровый рядный дизельный двигатель производства Алтайского моторного завода, город Барнаул) — диаметр цилиндра: 130 мм, ход поршня: 140 мм, рабочий объём цилиндров – 11,15 литра, степень сжатия: 16,5±0,5, номинальная мощность – 99 кВт (135 л.с.)
А также – дизельные моторы Д-260. Это рядный шестицилиндровый четырёхтактный турбированный дизельный двигатель производства Минского моторного завода. Рабочий объём цилиндров — 7,12 литра. Мощность — 114 кВт / 155 лошадиных сил. Диаметр цилиндра — 110 мм. Ход поршня — 125 мм. Степень сжатия — 16,0.
Основные технические параметры ДЗ-122 в цифрах
- Эксплуатационная масса: 13900 кг.
- Длина: 10010 мм; ширина: 2500 мм; высота: 3620 мм (с проблесковым маячком).
- База: 5950 мм.
- Колея передних и задних колёc одинаковая: 2000 мм.
- Угол наклона передних колёс: ±20 град.
- Качание в поперечной плоскости: ±15 град.
- Складывание рамы в обе стороны: 30 градусов.
- Рабочее давление в гидросистеме: 16 Мпа
- База отвала: 2700 мм.
Гидравлическая система и рабочее оборудование автогрейдера ДЗ-122
Вкупе с электронной системой, автогрейдеры данногосемейства оборудованы гидравлическими устройствами: двумя насосами, мотором, распределителем, замком, шарниром, усилителем.
Аппаратура комплектуется магистральным фильтром, клапаном замедления, ёмкостью рабочего масла, трубопроводами, рукавами высокого давления.
Один из насосов выполняет функции привода руля. Второй обеспечивает остальные приводы силовых механизмов. Гидромотор рассчитан переводить энергию потока масла в энергию поворота механизма отвала посредством редуктора.
Гидрораспределитель представляет собой 10-секционный блок с предохранительным клапаном. Служит для выполнения операций поворота, наклона ведомых колёс, подъёма и выноса отвала. В зависимости от выполняемых опций, гидроцилиндры отличаются друг от друга габаритами.
Гидрозамки служат для перекрытия каналов цилиндра при режиме простоя техники или непредвиденном выходе из строя трубопровода. Гидрошарнир осуществляет подвод масла к цилиндрам выноса грунта и изменения угла резания насыпи.
Реверсивный клапан представляет собой 10-секционное устройство с предохранительным клапаном. Он используется для операций опрокидывания, опрокидывания плунжера, подъема и разбрасывания формных плит. В зависимости от имеющихся опций, гидроцилиндры имеют различные размеры.
Фильтр монтируется на топливной магистрали с целью очистки масла от мелких механических примесей. С помощью гидроцилиндров, обладающих хорошими техническими характеристиками, происходит управление рабочими устройствами.
В состав рабочего оборудования, которое по-другому называется грейдерным отвалом, входят рама тяговая, поворотный круг, редуктор отвала и сам отвал с ножом.
Приводится в движение этот механизм цилиндрами — подъёма рамы, выноса рамы и отвала, угла резания. Передняя лопата состоит из отвала и цилиндра подъема отвала бульдозера. Рыхлитель – это рама, к которой крепятся зубья и цилиндр подъема устройства.
Основной рабочий орган — отвальный нож — закреплён на поворотном круге. Отвал, управляемый через гидросистему, регулирует толщину снимаемого слоя грунта, перемещается за габариты агрегата, поворачивается в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Бульдозерное навесное отвальное устройство монтируется на передней части машины и применяется для перемещения и смешивания грунта, распределения сыпучих строительных материалов по поверхности рабочей зоны.
Навесные кирковщики, дорожные фрезы, скарификаторы для разрушения при дорожном ремонте старых асфальтовых, бетонных и укатанных покрытий, формирования щелей и кромок.
Кабина автогрейдера ДЗ-122
Цельнометаллическая кабина располагается над задней тележкой с двигателем и трансмиссией. Это преимущество облегчает манипуляцию коробкой передач, маневрируя машиной в целом. Круговой обзор позволяет оперативно выполнять дорожные работы.
Кабина имеет большую площадь остекления, которая позволяет контролировать обстановку вокруг машины как во время движения, так и при работе с грунтом.
Для безопасности кабина оборудована системами защиты от опрокидывания и падения тяжелых предметов.
Рабочее место обустроено достойной звукоизоляцией и условиями работы в диапазоне -40 +40°C. Кабина укомплектована кондиционером (дополнительная опция) и отопителем. Кресло машиниста и положение рулевого колеса обеспечивают комфорт для продолжительной работы.
Хорошая герметичность, поддерживаемая в кабине, позволяет отопителю работать с максимальной эффективностью. Сиденье и рулевая колонка расположены так, чтобы обеспечить достаточную эргономику при управлении машиной.
Оборудование МКПП на задней тележке под кабиной позволяет легко переключать скорости. машиниста предусматривает защиту его от механических повреждений.
О различных модификациях автогрейдеров ДЗ-122
За годы производства автогрейдер ДЗ-122 постоянно подвергался усовершенствованиям и доработкам. Это нашло своё отражение в двенадцати различных модификациях. Кроме уже оговоренных отличий в двигателях, главные отличия в конструкции — это грейдеры с жёсткой рамой или же шарнирно-сочленённой, а также механическая либо гидромеханическая трансмиссия.
На последних моделях ДЗ-122Б кабина оборудуется кондиционером или немецким отопителем, устанавливаются современное кресло серии Pilot и система мониторинга с GPS. Для улучшения запуска имеется предпусковой подогреватель. Современная итальянская гидравлическая система — это тоже большой плюс для такой машины, обремененной гидроцилиндрами.
Более современные спецмашины ДЗ-122 комплектовались системой нивелирования американского или швейцарского производства. Это оборудование позволяет выполнять работы по профилированию и выравниванию грунта с высокой точностью до трех миллиметров.
Колодочная тормозная система в нескольких модификациях была заменена на дисковые тормоза в масляной ванне германского производства. Управление тормозной системой гидравлическое. Имеется аварийный тормоз. Это повысило эффективность при маневрировании на сложных рельефах.
Итоги
Итак, автогрейдер ДЗ 122 – это специализированная маневренная машина с полноповоротным отвалом, расположенным изначально под углом по ходу движения. Функция его предназначена для смещения объема насыпи в сторону, засыпки мелких котлованов, ям. Операция осуществляется последовательными, многочисленными рейсами, используя возможности отвала.
Навесной же передний нож позволяет выполнять функции бульдозера. Сзади к раме навешивается рыхлитель, которым шириной охвата 1300 мм производятся вскрышные, до 25 см операции, вплоть до асфальта или булыжной мостовой. Грейдерный отвал за счет диапазона поворота создает насыпи или котлованы того или иного рельефа.
Проверенный временем ДЗ-122, разрабатывался для эксплуатации в сложных климатических условиях, при отсутствии специализированной ремонтной базы.
Данный автогрейдер хорошо знаком операторам дорожных машин, удобен в мелком и среднем ремонте, может работать при низких температурах и на топливе с пониженными характеристиками. Не слишком высокая эргономичность грейдера компенсируется надёжностью работы и простотой в эксплуатации.
Ремонтная база для грейдеров сформировалась за много лет и в настоящее время ремонт моделей ДЗ-122, ДЗ-122А, ДЗ-122Б без проблем обеспечивается любыми деталями, узлами и агрегатами. Многие детали и узлы грейдеров ДЗ унифицированы. Схема сборки из двух–трех старых машин одной тоже применяется при эксплуатации.
оценивших 4, оценка: 3,25 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Завод «КЛААС» в Краснодаре выпустил специальную серию комбайнов TUCANO
- Двигатель Д-240: технические характеристики
- Трактор Т-54: технические характеристики
- Volvo BL71: технические характеристики
- Пресс-подборщик ПР-Ф-180: технические характеристики
- ЯМЗ 7511: технические характеристики
- CLAAS: XERION 5000 покорил северную петлю Нюрбургринга
- Как зарегистрировать трактор в Гостехнадзоре
- SILVER LINE: новая линейка запчастей для старых моделей техники CLAAS
- Категории грунтов по трудности разработки
- Мотоблок «Агат»: технические характеристики
- ЛТЗ-95: технические характеристики