Четра Т9: технические характеристики
Компактный и производительный
Гусеничные промышленные бульдозеры Четра T9 относятся к девятому тяговому классу. Это продукция Чебоксарского предприятия «Промтрактор». Основная работа Четра T9 – регулярное перемещение больших объёмов грунта на ограниченные дистанции (до четырёхсот метров). С ней этот бульдозер справляется на отлично, поскольку специально приспособлен для работы длительное время в напряжённых условиях. Он сравнительно компактный и мобильный. Масса T9 позволяет доставлять этот бульдозер к месту эксплуатации не только на трейлере, но и на вертолёте.
1. Особенности конструкции
2. Модификации будьдозеров Четра Т9
3. Двигатели Четра Т9
4. Трансмиссия
5. Ходовая часть
6. Рабочее оборудование
7. Гидравлическая система
8. Стандартное и дополнительное оборудование
9. Технические параметры в цифрах
10. Кабина бульдозера Четра Т9
11. Стоимость бульдозера Четра Т9
В комплекте с бульдозерным и рыхлительным оборудованием нескольких видов, или с тяговым агрегатом, бульдозеры Четра T9 применяются в промышленном, дорожном, нефтегазовом, гидротехническом строительстве. Они выполняют широкий спектр работ с грунтом – землеройных, транспортных, ирригационных, ремонтно-восстановительных и т.д.
Спецмашины данной модели привлекаются при перепланировках ландшафта местности в ходе разработки полигонов, карьеров и т.п. объектов; строительстве производственных и жилых зданий и сооружений; возведении ж/д и автомагистралей, мостов, аэропортов; на ирригационных, гидротехнических и землеройных работах; на прокладке трубопроводов; в геологоразведке, для нужд нефтегазовой и горнодобывающей отраслей.
Трактора Четра T9 выпускаются в климатическом исполнении УХЛ и Т, согласно ГОСТу-1515О. С полной нагрузкой данный бульдозер можно эксплуатировать, по паспорту, при температуре окружающего воздуха от -50 до +35 градусов. При более сильной жаре или экстремальном морозе ниже -50 градусов нужно ограничить нагрузку на трактор. т.е., при экстремальной жаре – не перегреть дизель, а при экстремальном холоде – периодически передвигаться на переднем и заднем ходу без нагрузки, с включением гидросистемы навесного оборудования.
Особенности конструкции
Большинство узлов и агрегатов T9, начиная с моторных установок и кабины и заканчивая узлами трансмиссии (кроме бортовых передач), являются унифицированными с бульдозером Четра Т11. Но вес T9 меньше, и это расширяет его возможности, делая спецмашину более мобильной в использовании, в частности, вдали от автодорог, железнодорожного полотна и аэропортов.
Возможность доставки к месту работ вертолётом помогает геологоразведчикам и работникам добывающих отраслей, действующим в труднодоступных местностях. Небольшая масса позволяет использовать бульдозер также на заболоченных участках, и на прочих участках со слабым грунтом. С другой стороны, компактные габариты Четра T9 позволяют без проблем перевозить его в городских условиях на трейлерах и производить работы в стеснённых условиях современного города.
В конструкции T9 реализованы электрогидравлическое управление коробкой передач и гидравлические джойстики управления навесным оборудованием. Дизель отличается гораздо лучшей экономичностью в работе, чем силовые агрегаты чебоксарских бульдозеров предыдущего поколения.
Четра T9 скомпонован по принципу модульной конструкции всех узлов и систем промышленного трактора – трансмиссии, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения, кабины и управления трактором. Это обеспечивает упрощённое и максимально удобное техобслуживание при проверке и дозаправке всех систем, возможность снятия и установки узлов силовой передачи отдельными модулями, для последующего их ремонта в специально оборудованных местах.
Модификации бульдозеров Четра Т9
В группу входят промышленных тракторов Четра T9 входят следующие шесть основных модификаций бульдозеров:
- Т-9.01Я – с дизелем ЯМЗ-236НБ-2, полусферическим отвалом и удельным давлением не более 0,63кгс/см2;
- Т-9.01ЯМ – с дизелем ЯМЗ-236НБ-2, прямым отвалом и удельным давлением не более 0,38кгс/см2;
- Т-9.01ЯМП – с дизелем ЯМЗ-236НБ-2, поворотным отвалом и удельным давлением не более 0,38кгс/см2;
- Т-9.01И – с дизелем Iveco F4GE0684F*D6, полусферическим отвалом и удельным давлением не более 0,63кгс/см2;
- Т-9.01К – с дизелем Cummins QSB 6,7-С165, полусферическим отвалом и удельным давлением не более 0,63 кгс/см2;
- Т-9.01КМ – с дизелем QSB 6,7-С165, прямым отвалом бульдозерного оборудования и удельным давлением не более 0,37 кгс/см2.
В рамках каждой из названных модификаций имеются ещё несколько разновидностей, отличающихся наличием или отсутствием: рыхлителей с разным количеством зубов, лебёдки, тягово-сцепного устройства. К примеру, Т-9.01ЯМБЛ-3 – это модификация с прямым отвалом, пониженным давлением на грунта, лебёдкой и рыхлителем на три зуба. Или: Т-9.01КМБ-3 – это вариант исполнения с прямым отвалом, пониженным давлением на грунт и ТСУ.
Двигатели Четра Т9
На бульдозерах Четра T9 могут быть дизельные двигатели трёх моделей: ЯМЗ-236НБ-2 производства АО «Автодизель» (Ярославского моторного завода), либо F4GE0684F*D6 производства компании «Ивеко», а также QSB6,7-C165 компании «Камминз». Это четырёхтактные шестицилиндровые дизели жидкостного охлаждения, оборудованные турбонаддувом с охлаждением наддувочного воздуха по типу «воздух-воздух».
- Мощность: ЯМЗ – 110 кВт (150 л.с.); Ивеко – 103 кВт (140 л.с.); Камминз – 110 кВт (150 л.с.), при 2000 об/мин.
- Диаметр цилиндра: ЯМЗ – 130 мм; Ивеко – 104 мм; Камминз – 120 мм.
- Ход поршня: ЯМЗ – 140 мм; Ивеко – 132 мм; Камминз – 136,4 мм.
- Порядок работы цилиндров: ЯМЗ – 1-4-2-5-3-6; Ивеко – 1-5-3-4-2-6; Камминз – 1-5-3-6-2-4.
- Обороты в режиме холостого хода – от 700 до 2200 об/мин.
- Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности – не более 238 г/кВт.ч (175 г/л.с.ч) (ЯМЗ); 231 г/кВт.ч (170 г/л.с.ч) (Ивеко); 225 г/кВт.ч (165 г/л.с.ч).
Система воздухоочистки дизеля Четра T9 2-х ступенчатая, имеющая 1 блок воздушных фильтров. Выпускная система мотора представляет собой глушитель и выпускную трубу.
Трансмиссия
Бульдозер Четра T9 оснащён гидромеханической трансмиссией собственного производства завода «Промтрактор». Планетарная коробка передач –переключаемая под нагрузкой, с муфтами диаметра 345 мм, которые работают в масле и обладают высокой способностью передачи крутящего момента. Она обеспечивает 3 передачи переднего и 3 передачи заднего хода. Переключение передач – электрогидравлического типа.
Единый силовой блок трансмиссии, включающий в себя планетарную коробку передач, главную передачу и согласующий редуктор, установлен в корпусе заднего моста рамы трактора. Здесь же размещены 2 блока бортовых фрикционов с остановочными тормозами. Они связаны с бортовыми редукторами и блоком трансмиссии торсионными валами.
Крутящий момент дизеля передаётся через упругую муфту, карданную передачу, гидротрансформатор с редуктором привода насосов на входной вал блока трансмиссии. Противоположный конец входного вала применяется для отбора мощности. Трансмиссия снабжена единой гидросистемой управления и смазки, с общей масляной ванной, которая размещена в корпусе заднего моста рамы трактора. Насосы гидросистемы управления трасмиссией и навесного оборудования смонтированы на редукторе привода насосов.
Планетарная коробка передач конструктивно объединена с согласующим редуктором и главной передачей в единый силовой блок, который монтируется в расточку заднего моста.
Одноступенчатый 3-х элементный гидротрансформатор, активный диаметр которого – 390 мм, а максимальный коэффициент трансформации КО=2,539 с редуктором привода насосов соединён с КПП шлицевой муфтой и устанавливается на передней стенке заднего моста. С двигателем гидротрансформатор соединён через карданную передачу и упругую муфту, которые установлены на моторе.
Ходовая часть
Ходовая система бульдозера Четра T9 – полужёсткая, с вынесенной осью качания тележек. Шарнир, на котором прокачивается тележка, закреплён на раме трактора. На гусеничной тележке имеется 2 поддерживающих катка, натяжное колесо и опорные катки: на тракторах Т-9.01Я, Т-9.01И и Т-9.01К – 6 штук, на тракторах Т-9.01ЯМ, Т-9.01КМ и Т-9.01ЯМП – 7 штук. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колёса снабжены одноразовой смазкой на весь срок службы, с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус».
Гусеницы трактора являются сборными, с 1 грунтозацепом и с уплотнением для задержания жидкой смазки в шарнире. Натяжение гусениц хорошо регулируется шприцем с консистентной смазкой. Шаг звена составляет 190,5 мм, площадь опорной поверхности равна 2,766 м², давление на грунт – 0,607 кгс/см². Количество башмаков – 39, ширина каждого из них составляет 560 мм. Грунтозацепы имеют высоту 55 мм.
Рабочее оборудование
Отвалы бульдозерные
На бульдозерах Четра T9 отвал бульдозерного оборудования прикрепляется к рамам тележек толкающими брусьями, а управление отвалом осуществляется с помощью гидравлических цилиндров. Рыхлительное оборудование либо тяговый агрегат закрепляется на заднем мосту тракторной рамы. На бульдозере, укомплектованном тяговым агрегатом, заднее стекло кабины защищается специальной решеткой.
Параметры полусферического (SU) отвала следующие: длина – 3,16 м; высота – 1,273 м; ёмкость – 4,28 кубометров; наибольшая высота подъёма – 1 м; наибольшая глубина копания – 0,5 м. Его масса – 2118 кг. Максимальный перекос: ±7°.
Прямой отвал обладает следующими характеристиками: длина – 4,185 м; высота – 1,061 м; ёмкость – 3,26 кубометров; наибольшая высота подъёма – 1,1 м; наибольшая глубина копания – 0,4 м.
У поворотного механического отвала параметры такие: длина – 3,977 м; высота – 1,11 м; ёмкость – 3,7 кубометров.
Рыхлители
Используются нерегулируемые многозубые рыхлители. В зависимости от условий работы, на рыхлитель бульдозера могут быть смонтированы один, два или три зуба, для получения повышенной производительности. Масса рыхлителя – до 890 кг (с тремя зубьями). Наибольшая высота подъёма рыхлителя составляет 0,543 м; наибольшая величина заглубления – 0,455 м. Наибольшее усилие вырывания – 11,6Т, наибольшее усилие заглубления – 5,22Т.
Гидравлическая система
Гидросистема Четра T9 раздельно-агрегатная. В её составе:
- шестерёнчатый насос David Brown S1A5О7О, производительность которого 120 литров в минуту (при 1700 об/мин двигателя);
- 4-х секционный гидрораспределитель Bosch Rexroth, который состоит из 1 клапанной и 3-х золотниковых секций;
предохранительный клапан с наибольшим давлением срабатывания 20 МПа (200 кгс/см²); - гидробак (сварной, приспособленный для механической очистки внутренних поверхностей) ёмкостью 85 литров.
Стандартное и дополнительное оборудование
В состав стандартного оборудования бульдозеров Четра T9 входят:
- воздухоочиститель;
- вентилятор обогревательной системы кабины;
- регулируемое сиденье механизатора на пневмоподушке;
- деселератор;
- буксирный крюк спереди;
- звуковой сигнал; защита мотора;
- гидроустройство натяжного механизма гусениц;
- защита многослойная;
- сегменты сменные зубчатого венца;
- конструкция ROPS/FOPS (защита кабины при опрокидывании / падении на неё тяжёлых предметов);
- система освещения;
- розетки питания 24В (внешняя и внутренняя);
- электрический счётчик моточасов;
- генератор переменного тока 75А; две АКБ 12В 190 А*ч (напряжение бортовой сети = 24В);
- защита силовой передачи.
На приборном щитке располагаются: тахометр; указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла двигателя, температуры масла; напряжения бортовой электросети, уровня дизтоплива, температуры масла трансмиссии.
Индикаторы на приборном щитке сигнализируют об: аварийном давлении масла в моторе / в трансмиссии, перегреве охлаждающей жидкости или масла в трансмиссии / гидробаке, отсутствии заряда аккумуляторов, засоренности воздушного и масляного фильтров, фильтров в гидробаке и трансмиссии.
Технические параметры в цифрах
- Тяговый класс – 9.
- Масса экскплуатационная: без навесного оборудования – от 14,2 до 16,435 т; с навесным оборудованием – от 17,5 до 20,22 т (в зависимости от модификации).
- Габаритные размеры: без навесного оборудования – длина 4,26 м, ширина от 2,34 до 3,03 м (в зависимости от модификации), высота 3,3 м; с навесным оборудованием – длина от 5,62 до 6,44 м, ширина от 3,16 до 4,185 м (в зависимости от модификации), высота 3,3 м.
- База трактора, не более – 2945 мм.
- Максимальные расчётные тяговые усилия бульдозера по передачам, не менее: 1я – 225 кН (23,0 тс); 2я – 114 кН (11,6 тс); 3я – 63 кН (6,4 тс).
- Преодолеваемая трактором максимальная крутизна: подъёма, спуска – 30 градусов; склона – 20 градусов.
- Ёмкость топливного бака – 285 литров.
Кабина бульдозера Четра Т9
Кабина оснащена современным каркасом с защитным устройством, которое предохраняет механизатора от травм в случаях переворачивания трактора либо падения на кабину тяжёлых предметов. Позади кабины смонтированы топливный и масляный баки, объединённые в общем корпусе.
Для размещения инструментов предусмотрены контейнер на левом крыле трактора, и переносной ящик, который можно размещать в кабине. На капоте мотора имеются зажимы для крепления лома и лопаты.
Кабина бульдозера шумо- и виброзащищённая, с хорошей теплоизоляцией. Вкупе с сиденьем на пневмоподвеске, это способствует созданию достаточно комфортных условий труда и защите от быстрой утомляемости. Эргономика рабочего места механизатора и обзорность с него соответствуют современным нормам.
Стоимость бульдозера Четра Т9
Новый бульдозер Четра T9 предлагается по ценам от 6,2 миллионов рублей. На вторичном рынке машин данной модели не видно. А вот запасных частей к ним, как новых, так и б/у, очень много предлагается на электронных досках объявлений.
оценивших 6, оценка: 3,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Косилка дисковая навесная КДН-3.1
- Сеялка СПУ-6: технические характеристики
- Экскаватор ЕК-18: технические характеристики
- СМД-18: технические характеристики
- Мотоблок "Чемпион ВС 9713": отзывы
- Мотоблок Huter GMS-7.5: технические характеристики
- Shantui SD32: технические характеристики
- Трактор Т-100: технические характеристики
- CLAAS представит свои цифровые новинки российскому рынку на форуме SMART AGRO
- «КЛААС» достиг очередного максимума производительности
- Крутящий момент двигателя: что это такое
- CAT D9R: технические характеристики