Бульдозер Б-170: технические характеристики
Простой и неприхотливый челябинский бульдозер 10-го тяового класса
Бульдозер Б-170 М1.О1-Е, производства Челябинского тракторного завода (OOO «Уралтрак») сделан на базе промышленного трактора Т-170 М1.О1. Он предназначается для разработки без предварительного рыхления грунта 1-3-й категории; с предварительным рыхлением – грунта 4-й категории, а также: скальных пород трещиноватого типа и мёрзлого грунта.
1. Общие особенности бульдозеров Б-170 и тракторов Т-170
2. Применяемость бульдозеров Б-170
3. Технические характеристики в цифрах
4. Двигатель бульдозера Б-170
5. Трансмиссия трактора Т-170 / бульдозера Б-170
6. Несущая и ходовая системы на тракторах Т-170 (бульдозерах Б-170)
7. Электрооборудование Т-170 / Б-170
8. Кабина трактора Т-170 / бульдозера Б-170
9. Гидравлическая система
10. Рабочее оборудование бульдозера
11. Отзывы о бульдозерах Б-170
12. Стоимость подержанного бульдозера Б-170
Бульдозеры данной модели Челябинский тракторный завод выпускал с 1988-го по 2002-й год. Под «Б-170» подразумевается целое семейство десятого тягового класса, разных модификаций, обладающих различными вариантами комплектации. Эти бульдозеры за долгие годы эксплуатации показали себя с положительной стороны – как надёжные, долговечные, неприхотливые, ремонтопригодные спецмашины.
Общие особенности бульдозеров Б-170 и тракторов Т-170
Они спокойно эксплуатируются в экстремальных погодно-климатических условиях: при температурах окружающего воздуха от +40 до -50 градусов, на высотах до 3-х тысяч метров над уровнем моря, в условиях высокой запылённости, либо повышенной влажности воздуха. В любых регионах Б-170 работают безотказно.
Аналогов данной модели от отечественных производителей спецтехники попросту не существует. Конкуренцию Б-170 много лет составляли только аналогичные бульдозеры 10-го тягового класса импортного производства. Однако цена бульдозера Б-170 весь период его продаж была в 2-2,5 раза ниже, чем у зарубежных «одноклассников». Это и предопределило его успех на рынке спецтехники.
Что касается базовых тракторов Т-170, то они ведут свою родословную от классических моделей Челябинского тракторного: Т-100, Т-100М, Т-130. То есть, фактически, с 1950-х годов. Это исключительно надёжные, многократно проверенные на самых тяжёлых работах, простые в эксплуатации, обслуживании и ремонте, отличающиеся оптимально выверенной конструкцией трактора.
Они выпускались с двумя вариантами дизельных двигателей – Д-160 либо Д-180, мощностью, соответственно в 160 или в 180 лошадиных сил. При этом, при разработке новых модификаций тракторов ЧТЗ всегда строго придерживался принципов преемственности. Это позволяло без проблем всегда обеспечивать запасными частями уже снятые с основного производства модели тракторов Челябинского Тракторного. Также, на трактор Т-170 старой, уже не выпускаемой модификации всегда можно было установить деталь с более новой модели трактора, улучшив технические характеристики своего Т-170.
Все бульдозеры модели Т-170 комплектовались кабиной, выполненной на каркасной основе и установленной на виброизолированной платформе. Такая кабина всегда отличалась значительной площадью остекления и современным (для своих лет) дизайном.
Ремонтопригодность бульдозера была связана с тем, что Б-170 был разработан в результате модернизации трактора Т-130, которая увеличила мощность двигателя, с одновременным снижением удельного расхода дизтоплива. Передаточное число бортового редуктора у бульдозера Б-170 было увеличено в 1,5 раза, с повышением максимального тягового усилия и существенной разгрузкой силовой передачи. Ресурс бульдозера на базе трактора Т-170, по сравнению с исходным Т-130, до первого капитального ремонта увеличили до восьми, а затем до десяти тысяч моточасов. Для тех лет, когда он выпускался, технические характеристики бульдозера Б-170 полностью соответствовали всем мировым стандартам.
Кроме отвалов и рыхлителей, на бульдозерах Б-170 могли быть установлены жёсткие прицепные устройства, которые значительно расширяли возможности применения бульдозеров. Габаритные размеры тракторов Т-17О любой модификации и комплектации вписываются в стандартные железнодорожные габариты.
Применяемость бульдозеров Б-170
Бульдозеры данной модели, благодаря указанным выше особенностям, надёжности в эксплуатации, высокой ремонтопригодности и неприхотливости в обслуживании, широко применялись для землеройно-транспортных работ в таких сферах, как промышленное, дорожное и гидротехническом строительство; горнодобывающая отрасль; коммунальное хозяйство, лесозаготовки.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры трактора Т-17О: длина – 46ОО мм, ширина – 248О мм, высота – 318О мм. Длина с полусферическим отвалом и жёстким прицепным устройством – 5673 мм. Длина бульдозера с установленными полусферическим отвалом и рыхлителем – 6867 мм. Ширина — З2ЗО мм.
- База тракторов с гусеничными тележками: пятикатковыми – 2517 мм, семикатковыми — З225 мм.
- Масса трактора, конструкционная – 15ООО кг, у облегчённого трактора Т-170 – 1ЗООО кг, у трактора-базы под трубоукладчик – 177ОО кг.
- Масса бульдозера эксплуатационная (с установленными полусферическим отвалом, гидроцилиндром перекоса, трёхзубым рыхлителем, с полной заправкой дизтопливом и машинным маслом – 1957О кг.
- Тяговый класс – 10-й.
- Колея – 1880 мм. Колея тракторов Т-170 болотоходной модификаций – 2280 мм.
- Значение удельного давления трактора на грунт – 0,076 МПа.
- Ёмкость бортовых редукторов (каждого) – 12 литров, гидравлической системы – 100 литров.
Двигатель бульдозера Б-170
На бульдозерах данной модели применялись двигатели Д-180 (Д-180.111-1) – четырёхтактные, дизельные, четырёхцилиндровые, с турбонаддувом, многотопливные. При мощности в 180 лошадиных сил и серьёзном запасе крутящего момента (не менее 25%) он обеспечивает значительную эффективность использования землеройных агрегатов. Три ступени мощности модификаций данного мотора также способствуют его рациональному применению.
Возможность работы данного двигателя на различных видах горючего (дизельное топливо, керосин, газоконденсат) делают трактор Т-170 и агрегаты на его базе достаточно эффективными в самых различных регионах.
Также данный двигатель, в зависимости от условий его эксплуатации, может комплектоваться различными системами пуска: электростартерной (индекс «О») и карбюраторным пусковым моторчиком (индекс «1»). Предусматривается также возможность комплектации трактора предпусковым подогревателем и другими средствами облегчения запуска, помогающими эксплуатировать мотор в климатических зонах с суровым климатом – морозами до минус 50°С.
Система охлаждения двигателя Д-180 – закрытая жидкостная, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (от центробежного насоса). Регулировка температуры охлаждающей жидкости в системе происходит автоматически – двумя термостатами двойного действия.
Воздухоочиститель используется двухступенчатого типа. В качестве первой ступени выступает мультициклон с автоматическим удалением пыли, в качестве второй ступени – бумажные фильтрующие элементы.
Система смазки мотора Д-180 – комбинированная (под давлением от шестерённого масляного насоса и разбрызгиванием), с полнопоточным фильтром, со сменными бумажными элементами.
Показатель давления масла в главной масляной магистрали: от О,З до О,5 МПа (от З до 5 кгс/см²) при номинальной частоте вращения; не менее О,О4 МПа (О,4 кгс/см²) при минимально устойчивой частоте вращения холостого хода.
Для фильтрации / очистки дизельного топлива на бульдозерах Б-170 устанавливали три фильтра: первый – в заливной горловине топливного бака, второй (фильтр грубой очистки дизтоплива) перед подкачивающим насосом и третий (фильтр тонкой очистки дизтоплива) перед топливным насосом. Фильтр грубой очистки – с сетчатым фильтрующим элементом и краном для слива отстоя, а фильтр тонкой очистки – с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.
На двигателе бульдозера Б-170 также установлен турбокомпрессор модели ТКР-11Н3, который и развивает мощность мотора до 180-ти лошадиных сил.
- Рабочий объём мотора – 14,48 литров.
- Количество цилиндров – 4.
- Диаметр цилиндра – 150 мм, ход поршня – 205 мм.
- Мощность двигателя максимальная: 132 кВт (180 л.с.), при 1250 об/мин (индекс мощности – «О»); эксплуатационная: 125 кВт (170 л.с.), при 1250 об/мин (индекс мощности – «1»); 103 кВт (140 л.с.), при 1070 об/мин (индекс мощности – «2»).
- Запас крутящего момента – не менее 25 процентов.
- Удельный расход дизтоплива – 218 г/кВт*ч (160 г/л. с. ч .)
- Вместимость заправочных ёмкостей – бака для дизтоплива: 300 литров, системы охлаждения: 60 л, системы смазки двигателя: 32 л.
Трансмиссия трактора Т-170 / бульдозера Б-170
Муфта сцепления на тракторе установлена постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная.
Коробка переключения передач – четырёхвального типа, с шестернями постоянного зацепления, обеспечивающая восемь передач движения вперёд и четыре передачи — назад. Выпускается в разных вариантах – приспособленных либо неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя.
КПП может трансформироваться в шестискоростную, путём блокировки первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (это для части комплектаций тракторов Т-170 болотоходной модификации)
Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы – те же самые, что и у гидромеханической трансмиссии.
Максимальное тяговое усилие тракторов Т-170 (при номинальной частоте вращения коленчатого вала): 142 кН. Скорости движения – от 2,58 до 10,40 км/час.
Несущая и ходовая системы на тракторах Т-170 (бульдозерах Б-170)
Несущая система трактора – рамная, сварная. Необходимую жёсткость обеспечивают пространственная конструкция корпуса бортовых фрикционов, к которому приварены коробчатого сечения лонжероны; бампер и коробка балансирной балки, приваренные к лонжеронам. В болотоходной модификации тракторов Т-170 рама снабжена удлинёнными лонжеронами.
Ходовая система у бульдозера данной модели – тележечная. Подвеска тележек является полужёсткой трёхточечной, с жёсткой балансирной балкой и с микро подрессориванием. Использование подвески такой конструкции помогает рациональным образом применить массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и повысить эффективность работы бульдозерным агрегатом (в особенности на особо плотных грунтах).
На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля смонтированы катки опорные и поддерживающие, колесо натяжное и механизм сдавания гусеницы.
Количество опорных катков с каждой стороны – 6 (индекс «О»); 5 (индекс «1») или 7 (индекс «2»). Число поддерживающих катков с каждой стороны – 2 или 1 (индекс «З»).
Механизм натяжения – гидравлический. Башмак гусеницы имеет ширину 500, 690, 900 (болотоходный) или 460 (облегчённый, индекс «З») миллиметров. Шаг составляет 2ОЗ мм. Высота грунтозацепа равна 65 мм. Удельное давление на грунт – О,О76 МПа.
За стандартную (основную) была принята ходовая часть с пятикатковыми тележками, традиционными для любых тракторов ЧТЗ десятого тягового класса. Семикатковые тележки были определены для тракторах, работающих на слабых почвах («болотоходных»). Совместно с башмаками шириной в 9ОО мм они обеспечивают значительно заниженное удельное давление на грунт.
Семикатковые тележки применялись также и на тракторах Т-170, которые использовались в качестве базы под спецмашины-трубоукладчики моделей ТР12 и ТР20, а также под прицепной кран модели КП-25.
Электрооборудование Т-170 / Б-170
Номинальное напряжение бортовой сети трактора Т-170 составляет 24 Вольта. Работает генератор переменного тока – 966.3701, мощность которого – 1 кВт, с выпрямителем и электронным регулятором напряжения. Аккумуляторные батареи использовались модели 6СТ-182ЭМС, две штуки. Стартер устанавливался 251.3708, мощностью в 8,2 кВт.
Кабина трактора Т-170 / бульдозера Б-170
Кабина у трактора каркасная, установленная на виброизолированной платформе, со значительной площадью остекления. Защитный каркас кабины соответствует международным стандартам ROPS-FOPS и защищает механизатора как при опрокидывании трактора, так и от падающих тяжёлых предметов. По дополнительному заказу Челябинский тракторный завод мог оснастить кабину бульдозера кондиционером.
Значительного комфорта от салона кабины Б-170 ожидать не приходится. Но в целом, она характеризуется удобным расположение органов управления. Есть подрессоренное, регулируемое по весу и росту механизатора, сиденье, мощный отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки. Панель приборов изготовлена в травмобезопасном исполнении. На ней установлены указатели и сигнализаторы, помогающие механизатору в режиме реального времени контролировать работу всех основных систем трактора Т-170.
Гидравлическая система
На бульдозере Б-170 использована гидравлическая система раздельно-агрегатного типа, с насосом шестерённого вида. Конфигурация гидросистемы определяется в зависимости от того, какое навесное оборудование на тракторе установлено. Основной гидронасос шестерённого типа НШ-100 смонтирован на двигателе и приводится от его шестерён распределения. Фильтр полнопоточный, с фильтрующими элементами «Реготмас» обладает тонкостью очистки в 25 мкм; установлен он на трассе слива.
Гидрораспределитель использован модели Р160; он трёхзолотниковый, трёхпозиционный. Номинальное давление в гидравлической системе составляет 16 МПа. Давление настройки предохранительного клапана составляет 18-20 МПа.
Гидроцилиндры передней навесной системы имеют диаметр 100 мм; диаметр и ход штока составляет 60х800 мм. Диаметр гидроцилиндра перекоса отвала составляет 160 мм; ход штока равен 200 мм. Гидроцилиндр рыхлителя имеет диаметр 160 мм; ход штока составляет 450 мм.
Рабочее оборудование бульдозера
Бульдозеры Б-170 использовались с отвалами прямого или полусферического типа. Изменение угла резания и угла поперечного перекоса отвала было предусмотрено винтовым и гидравлическим раскосами.
Ширина полусферического отвала – 3,31 м, прямого – 3,42 м. Высота у обоих, при угле резания в 55 градусов – 1,31 м. Оба вида обеспечивают максимальное заглубление на 0,44 м; максимальный подъём на 1,02 м; максимальный перекос на 0,63 м (10 градусов).
Объём призмы волочения у полусферического отвала – 4,75 м3, у прямого отвала – 4,28 м3. Вес полусферического отвала составляет 2313 кг, прямого отвала – 2240 кг.
Рыхлитель использовался однозубый либо трёхзубый. Максимальное заглубление каждого из этих видов рыхлителей составляет 650 мм. Угол рыхления – 45 градусов с коротким наконечником; 30 градусов – с длинным наконечником. Вес однозубого рыхлителя составляет 1555 кг, трёхзубого рыхлителя – равна 2245 кг.
Отзывы о бульдозерах Б-170
Отзывы о бульдозерах данной модели преобладают положительные. Отмечается их долгосрочное использование (длительный срок эксплуатации); невысокая цена (по сравнению с зарубежными аналогами); неприхотливость, надёжность и безопасность в работе; мощность, в сочетании с относительно небольшим расходом дизтоплива.
Пока бульдозер относительно «свежий», за время его эксплуатации никаких серьёзных поломок не случается – только по мелочи: приходят в негодность шланги, пальцы менять приходится и т.п.
Стоимость подержанного бульдозера Б-170
Новых бульдозеров Б-170 уже давно нет. Подержанных, доживших до начала 2020-х годов, на вторичном рынке спецтехники тоже немного, и большинство их находится в весьма потрёпанном техническом состоянии. Диапазон цен, которые просят за данную б/у технику – от 350 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в зависимости от конкретного состояния.
оценивших 90, оценка: 3,04 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Самоходное шасси ВТЗ-30СШ
- Многофункциональность грузовиков JAC на BAUMA CTT
- СМД-62: технические характеристики
- Амкодор-342В: технические характеристики
- ДТ-175 «Волгарь»: технические характеристики
- Мотоблок «Нева»: технические характеристики
- Категории грунтов по трудности разработки
- Мотоблок «ОКА»: технические характеристики
- Трактор ВТ-150: технические характеристики
- Мотоблок «Патриот»: технические характеристики
- Трактор Камаз СХ 105
- Компания LIMAGRAIN разработала инновационную технологию по эффективному управлению засухой HYDRANEO