Комбайн Е-281 «Марал-125»
ЗАГОТОВЩИК КОРМОВ ДЛЯ КРС, С ВОСТОЧНОГЕРМАНСКИМ ПРОИСХОЖДЕНИЕМ
Комбайн Е-281 – это специальная кормоуборочная машина, которая в сельском хозяйстве Советского Союза широко использовалась для уборки кукурузы на силос (отчего во многих хозяйствах данные комбайны назывались просто – «силосными»), а также для заготовки других кормов на зиму крупному рогатому скоту.
Кормоуборочный комбайн Е-281 представляет собой высокопроизводительную машину для уборки кормовых культур на больших площадях. В системе спецмашин для заготовки кормов из трав и высокостебельных культур он долгие годы являлся основной уборочной машиной в нашей стране.
Об истории производства и развития данной специальной машины
Начиналось всё с кормоуборочных комбайнов Fortschritt производства Германской Демократической Республики — Е-280, Е-280-L, Е-281, Е-281-Е, Е-281-С, Е-282, Е-290.
Начиная с 60-х годов, компания Fortschritt была крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники в ГДР. Она появилась в 1951 году путем объединения пяти производителей спецтехники для сельского хозяйства.
Fortschritt в переводе с немецкого — это «прогресс», и задачей нового предприятия было создание современной, прогрессивной сельскохозяйственной и другой спецтехники. С этой задачей восточногерманская фирма справлялась. Линейка продукции регулярно модернизировалась и обновлялась. К примеру, в 1989 году Fortschritt Е-282 пришел на смену уже зарекомендовавшим себя в СССР Е-280, Е-281, Е-281-С. Производитель сообщал о повышении производительности на 18-22 % по сравнению с предыдущими моделями.
Выпускались кормоуборочные комбайны данных серий на заводе Kombinat Fortschritt Landmaschinen в ГДР. Предприятие просуществовало вплоть до вхождения ГДР в состав ФРГ, после чего было ликвидировано.
Впоследствии Совместное предприятие «Кировец-ЛандТехник Санкт-Петербург», учреждённое ОАО «Кировский завод» и германской фирмой «Doppstadt GmbH», производил самоходные кормоуборочные комбайны Е-281 – он же «Марал-125».
Они представляют собою усовершенствованный тип хорошо зарекомендовавшего себя в СССР кормоуборочного комбайна Fortschritt Е-280 / 281С.
К сожалению, модернизация явно не пошла на пользу работящему «немцу» — капризная электроника, «экзотическая» пневматика и прочие «навороты» создали проблемы в эксплуатации, а русский двигатель ЯМЗ-238 — оказался единственным надёжным агрегатом этой машины.
Универсальное дробильное устройство УНИКРЕКЕР, ставшее вторым поколением системы устройств с плющильными вальцами.
Благодаря новой форме дробильных вальцов, оснащённых несколькими заходящими в зацепление и сменными коническими дисками, возможно увеличение длины дробильной щели более чем в 2,5 раза при неизменной ширине вальца, в результате чего УНИКРЕКЕР имеет очень высокую пропускную способность.
Поэтому УНИКРЕКЕР в состоянии универсально вырабатывать высококачественные корма из всех видов зерновых культур.
Комбайны кормоуборочные Е-281 «Марал-125» выпускались в следующих вариациях:
- Е-281 с новой стеклянной кабиной и удлинённым не складывающимся силосопроводом.
- Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом, топливным баком позади двигателя, наличием автоматизированной централизованной системой смазки и дизайном.
- Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом и дизайном.
- Е-281 с новой стеклянной кабиной, удлинённым складывающимся силосопроводом, расширенным задним мостом и дизайном.
Впоследствии данная техника выпускалась и на многих других машиностроительных предприятиях нашей страны. До такой степени, что разобраться сегодня, кто и какие модификации комбайна Е-281 производил, стало уже практически невозможно…
Особенности кормоуборочного комбайна Е-281
Основной особенностью комбайна Е -81 являлась высокая производительность и возможность скашивания и переработки кормовых культур на больших площадях.
По заявлениям отечественных производителей:
Е-281 «Марал-125» оснащён металлодетектором и улавливателем инородных тел для защиты измельчающего агрегата от попадания металлических и других посторонних предметов.
В комбайне применен удлинённый силосопровод, обладающий возможностью поворота на 200° и гидравлическим приводом козырька направления выброса.
Кормоуборочные комбайны Е-281 «Марал-125», имея собственный вес около 5,5 тонн, обеспечивают низкое удельное давление на грунт и, следовательно, меньшее уплотнение почвы по сравнению с импортными комбайнами и с комбайном «Дон-680», что актуально для сохранения травяного покрова многолетников.
Устройство и применение комбайна Е-281
Собственно, сам комбайн составлен из рамы, питательно-измельчающего аппарата, силосопровода, кабины, ходовой части, привода рабочих органов, двигателя.
Компоновка E 281, в целом, соответствовала обычным зерноуборочным комбайнам. У него были ведущие передние колёса и управляемые задние. Для работы с разными культурами использовались сменные жатки. Силовой агрегат располагался в задней части.
Комбайн предназначен для скашивания высокостеблевых культур, сеянных или естественных трав, либо подбора стеблей, собранных в валки. Одновременно происходит измельчение растительной массы, которая через силосопровод направляется либо в прицеп/кузов паралельно идущего транспорта, либо в прицепленный к комбайну специальный прицеп.
Направление выброса измельченной кормовой массы при работе с подборщиком валков и жаткой для низкостебельных культур: в обе стороны, с тягово-сцепным устройством: в обе стороны и назад, с жаткой для кукурузы: вправо.
Комбайн может производить уборку культур как с определенным междурядьем (силосная кукуруза), так и культур сплошного посева (травы).
Способ шлифования — механический. Управление силосопроводом и двойным козырьком — электро-гидравлическое. Рулевое управление – гидростатическое.
Двигатель и трансмиссия комбайна Е-281
Дизельный двигатель 6 VD 14,5 восточногерманских комбайнов Fortschritt Е-281 мощностью 170 лошадиных сил, или 125 кВт (при 2200 об/мин) не только вращал колёса, но и обеспечивал работу передней жатки.
Для этого на коленчатом вале имелось два шкива, и посредством ременных передач приводился в движение и комбайн, и рабочий агрегат. В качестве коробки передач использовался клиноременной вариатор.
Тип двигателя: 6 VD 14,5/12-2 SRW; четырёхтактный дизельный двигатель с непосредственным впрыском дизтоплива (способ «М»), шестицилиндровый.
Впоследствии комбайны Е-281 «Марал-125» также комплектовались дизельными двигателями Ярославского моторного завода — ЯМЗ-238. Мощность данного двигателя составляет 140 кВт (190 л.с.), при частоте вращения двигателя 2200 об/мин.
Рабочий объём — 14,86 куб.дм.
Трансмиссия:
Ходовой механизм: три передачи переднего хода и одна передача заднего хода
Регулировка скорости — плавная, механический вариатор.
При номинальных оборотах двигателя скорость движения комбайна Е-281 составляет:
- Первая передача — от 1,6 до 4,3 км/час;
- Вторая передача — от 3,8 до 10,0 км/час;
- Третья передача от 9,3 до 24,7 км/час;
- Задний ход от 3,9 до 10,4 км/час.
Ходовой и приводной механизм
Общим приводным агрегатом для рабочих органов и ходового механизма комбайна является дизельный двигатель, соединенный через ременные передачи с измельчающим барабаном и промежуточным валом.
Промежуточный вал через цилиндрический реверсивный редуктор приводит в действие питающие органы измельчающего агрегата. Привод ведущих колёс осуществляется через гидравлически управляемый и подпружиненный вариатор, через цилиндрическую зубчатую коробку передач с предвключенным сцеплением и действующую в качестве конечной цилиндрическую зубчатую передачу.
Рулевое управление — полностью гидравлическое. Гидравлический насос снабжает маслом циркуляционные контуры системы, рулевое управление и рабочие органы и приводится в действие от реверсивного редуктора.
Гидравлический рабочий тормоз действует также как и стояночный тормоз на тормозной барабан цилиндрической зубчатой коробки передач.
Кабина кормоуборочного комбайна Е-281
Одноместная кабина данной специальной машины предоставляет механизатору превосходный круговой обзор, а также достаточно неплохой для прошлых лет уровень комфорта.
Сиденья даже самых старых восточногерманских комбайнов Е-281 были оборудованы сложной системой подвески, а на основании их можно было обнаружить значок «IFA».
Многие помнят грузовики IFA W50, которые в достаточно большом количестве бегали по дорогам Советского Союза.
Что же значил этот значок на кормоуборочном комбайне?
Многие думают, что IFA — это марка грузовиков. На самом деле эта аббревиатура расшифровывается как Industrieverband Fahrzeugbau, или «Индустриальное объединение автомобилестроителей ГДР».
В объединение входили такие марки, как Wartburg, Trabant, Robur, Multicar и другие. В том числе и Fortschritt.
Технические данные Е-281 в цифрах
- Длина основной машины (с силосопроводом) – 5660 мм.
- Ширина основной машины — 2700 мм.
- Высота — 3950 мм.
- Максимальная высота верхней кромки силосопровода — 3950 мм.
- Масса без навесных орудий – 5260 кг.
Измельчающий агрегат:
- Питающие и подпрессовывающие вальцы – 8.
- Ширина питающего агрегата – 580 мм.
- Ширина измельчающего барабана – 600 мм.
- Диаметр измельчающего барабана — 800 мм.
- Частота вращения измельчающего барабана – 830… 911 об/мин.
- Количество ножей (по выбору) — 12, 8, 6, 4, 3, 2.
- Длина измельчения корма мм 5,5 – 153.
- Возможность переключения скорости питающих органов — 3 ступени.
- Диапазон поворота силосопровода – 200 градусов.
- Скорость — от 1,5 до 21,5 км/час.
- Габариты шин: ведущие колёса — 18-20 10PR A 19 ES; ведомые колёса — 10.0/75-15-8 PR/импл.
- Вместимость топливного бака — 185 литров дизельного топлива.
- Высота выброса измельченной кормовой массы — 3900 мм.
- Величина уклона при загрузке со стороны: по линии спуска и подъема — 25%, по горизонтали — 20%.
- Величина уклона при загрузке сзади: по горизонтали и линии спуска — 20%, по линии подъема — 8%
- Транспортная скорость: 20 км/час.
- Допускаемая осевая нагрузка: впереди — 5230 кг, сзади — 2050 кг.
- Дорожный просвет: под ведущим мостом — 320 мм, под управляемым мостом — 410 мм, под нижней точкой — 295 мм.
- Общая масса: 5260 кг.
- Осевая нагрузка: впереди — 3330 кг, сзади — 1930 кг.
- Ширина с дополнительными шинами — 3200 мм.
- Ширина колеи: ведущего моста — 2245 мм, управляемого моста — 1085 мм.
- База: 2595 мм.
- Диаметр поворота по оси следа переднего внешнего колеса: вправо — 9320 мм, влево — 9060 мм.
- Шины: ведущее колесо — 18-20 MPT 10PR профиль А19, ведомое колесо — 10.0/75-15 8PR.
- Давление воздуха в шинах: ведущее колесо — 0,175 Мпа, ведомое колесо — 0,175 Мпа.
Рабочее оборудование
Основная машина Е-281 может быть укомплектована:
- жаткой для низкостебельных культур S 42;
- жаткой для кукурузы М 30;
- подборщиками валков А 22 и А 42;
Основная машина с жаткой для низкостебельных культур S 42 предназначена для скашивания полувысоких и низких кормовых культур.
Основная машина с жаткой для кукурузы М 30 предназначена для уборки кукурузы и других высокостебельных культур. Основная машина с жаткой для кукурузы «Champion 3000» предназначена для уборки сплошным срезом и измельчения стебельчатых культур. Рабочая ширина — 3000 мм.
Основная машина с подборщиком валков А 22 выполняет подборку валков зеленых и подвяленных культур, полусухого сена, сена и соломы.
Основная машина с подборщиком валков А 42 предназначена для подбора убираемых культур из сдвоенных или широких валков.
Кроме того, основная машина поставляется в следующих вариантах или со следующим специальным оборудованием:
- с тормозным механизмом прицепа либо без него;
- с комплектом шин, имеющих пониженное давление на почву;
- с искателем металлических и других посторонних тел;
- с автоматическим управлением.
После поступления убираемой культуры в барабан-подборщик (или же после скашивания режущим аппаратом и подачи мотовилом жатки для низкостебельных культур или жатки для кукурузы) поперечный транспортирующий шнек сужает поток растительной массы с соответствующей ширины рабочего органа до ширины канала питающего аппарата.
Хорошую приёмку суженного таким образом потока от средней части поперечного транспортирующего шнека обеспечивают как расположенный снизу питающий валец, так и находящийся вверху подающий валец.
Эти названные рабочие органы и нижние вальцы направляют предварительно уплотненный поток убираемой культуры далее к подпрессовывающему вальцу, где производится дальнейшее уплотнение растительной массы.
Расположенное следующим прессующее устройство, состоящее из прессующего вальца и гладкого вальца, уплотняет поток убираемой культуры и направляет его к измельчающему барабану.
Скорость подачи может регулироваться для получения различной длины измельчаемой массы с помощью цилиндрического реверсивного редуктора с тремя ступенями. Длина измельчения также меняется при использования различного числа ножей в измельчающем барабане.
Для устранения забивания и наматывания убираемой культуры всю питающую систему, включая поперечный транспортирующий шнек, можно привести в движение в обратном направлении подачи с помощью цилиндрического реверсивного редуктора.
Измельчающий барабан, представляющий собой режущий и выбрасывающий барабан, измельчает продукт и передает его через разгрузочный канал и силосопровод в транспортное средство.
Силосопровод поворачивается гидравлически. Также с помощью гидравлики осуществляется поднятие и опускание подборщика валков или жатки.
Регулировка искателя инородных тел производится в зависимости от убираемой кормовой культуры. При установленном искателе инородных тел переключение от кукурузы на другую убираемую кормовую культуру и наоборот производится на выключателе FK.
Переключение на кукурузу осуществляется после отвинчивания контргайки путем поворачивания кнопки управления по часовой стрелке.
Рычаг для переключения длины измельчения: L – длинная, К – короткая, М – средняя.
Что касается регулировки длины измельчения, то длина измельчения зависит от числа ножей в измельчающем барабане и от скорости подачи растительной массы к прессующим органам.
Изменение числа ножей в целях достижения различной длины измельчения осуществляется в результате снятия ножевых опор. Скорость подачи убираемой культуры питающим аппаратом может изменяться ступенчато переключением управляющего рычага в три положения. Переключать рычаг изменения длины измельчения только при остановке или на самых низких оборотах. При этом рычаг реверсивной муфты должен находиться в среднем положении.
Кормоуборочные комбайны поставляются отчасти с 8-ю и как правило с 12-ю измельчающими ножами. Если кормоуборочный комбайн поставляется с 8-ю ножами, то на это указывает надпись (на левой стороне измельчающего аппарата).
Из отзывов об эксплуатации кормоуборочных комбайнов Е-281 «Марал-125»
Металлодетектор и улавливатель инородных тел для защиты измельчающего агрегата от попадания металлических и других посторонних предметов — источник постоянных головных болей комбайнёра — постоянно «глючит» и беспрепятственно пропускает даже железо!
Удлинённый силосопровод в транспортное положение не складывается (в отличие от аналогов) и рвёт стойки-растяжки, постоянно забивается измельчённой массой на изгибе.
Система управления агрегатами комбайна — электронно-пневматическая — крайне восприимчива к пыли, грязи, маслу и вибрации, очень капризная и требует постоянного контроля и ремонтно-наладочных работ. Уже на третий год эксплуатации, выявились неисправности в пневмоцилиндре включения привода измельчающего барабана и пришлось самостоятельно заменять манжеты из подходящего материала.
Дважды за сезон, происходила серьёзная авария — выламывая подшипники, измельчающий барабан вылетал из измельчающей камеры и кромсал её панели. Причины аварии установить так и не удалось!
Произошла и серьёзная авария — выламывая подшипники, измельчающий барабан вылетел из измельчающей камеры и повредил её детали. Причиной аварии вероятнее всего стала автоматизированная система смазки, работу которой практически невозможно проконтролировать!
Производительность комбайна заявленная производителем явно завышена, и на самом деле напрямую зависит от урожайности зелёной массы, погодных условий, рельефа местности и размеров жатвенной части.
При хорошей организации уборки «Марал-125» может обеспечить заготовку не более 3 тысяч тонн кормов в месяц. При этом, после заготовки около 6 тысяч тонн, необходима полная замена всех приводных цепей и звёздочек, приводных ремней, многих шлицевых валов и подшипников.
Кроме того, требуется регулярный контроль и протяжка крепления реверсивной коробки, элементов шасси и прочего, российский двигатель ЯМЗ-238 — единственный надёжный агрегат этой машины! Хорошее мнение сложилось и о гомельской жатке, поставляемой в комплекте с комбайном — по качеству изготовления, она не только не уступает немецкому «оригиналу», но в чём-то даже его превосходит.
Общий смысл отзывов такой: выпускавшиеся в 1990-х / начале 2000-х годов Е-281 «Маралы» были скверного качества, несмотря на то, что это был модернизированный и «усовершенствованный» вариант восточногерманских Fortschritt Е-281. С двигателем ЯМЗ и жаткой никаких проблем не было. Чего не скажешь об остальном оборудовании комбайна.
оценивших 2, оценка: 1,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Вот это сервис! Спец предложения посетителям АГРОСАЛОН от Paxport
- Неслучайные встречи. Биржа контактов на АГРОСАЛОН!
- CLAAS: завершился четвертый проект модернизации завода в Ле-Мане
- Трактор Агромаш 85ТК: отзывы владельцев
- МТЗ-826: технические характеристики
- МТЗ-952: технические характеристики
- Новые четырехроторные валкователи CLAAS с шириной захвата от 9,30 до 15 м
- Shantui SD16: технические характеристики
- CLAAS: новый LEXION 8700 демонстрирует свои возможности на полях России
- Джон Дир-8430: технические характеристики
- Двигатель ЯМЗ 236: технические характеристики
- Миникомбайны для уборки зерна