ХТА-250 «Слобожанец»
«Мускулистый» потомок знаменитого Т-150К
Слобожанец ХТА-250 – это универсальный колёсный сельскохозяйственный трактор четвёртого тягового класса, выпускаемый в Харькове Слобожанской промышленной компанией. Трактора ХТА-250 построены на основе известнейших Т-150К Харьковского тракторного завода и полностью отвечают соответствующей тягово-энергетической концепции. Тяговое усилие 4 тс обеспечивается в широком диапазоне скоростей, с поддержкой привода активных широкозахватных агрегатов посевной и почвообрабатывающей техники повышенной энергоемкости. Трактор ХТА-250 стал одним из первых на постсоветском пространстве колёсным сельскохозяйственным трактором общего назначения в своем тяговом классе с двигателем мощностью 250 л.с.
1. Предназначение и применение
2. О компании-производителе тракторов данной модели
3. Особенности конструкции ХТА-250
4. Модификации тракторов семейства ХТА-250
5. Двигатели тракторов ХТА-250 Слобожанец
6. Трансмиссия ХТА-250 Слобожанец
7. Гидравлическое оборудование
8. Технические характеристики ХТА-250 в цифрах
9. Кабина трактора ХТА-250 Слобожанец
10. Отзывы о тракторах данной модели
11. Стоимость трактора ХТА-250 Слобожанец
Предназначение и применение
Трактора Слобожанец ХТА-250 предназначаются для полного спектра работ с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями, при выполнении пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, закрытия влаги, припредпосевной и осенней обработки почв, на посевных, уборочных, землеройных, дорожно-строительных работах. А также для выполнения транспортных работ с прицепом или полуприцепом массой до 25 тонн, как на дорогах, так и в условиях бездорожья.
Трактора ХТА-250 могут с успехом использоваться в качестве базы для дорожно-строительных машин и спецмашин для лесной промышленности. Высокая унификация деталей и узлов с деталями тракторов Т-150К-09 от ХТЗ, при относительно невысокой стоимости отечественных запчастей и комплектующих, делает данный трактор малозатратным и исключительно ремонтопригодным в условиях любых хозяйств. Приобрести запасные части на Т-150К / ХТА-250 можно без проблем в большинстве регионов Украины и других республик бывшего Союза.
О компании-производителе тракторов данной модели
Слобожанская промышленная компания была основана в апреле 2010 года в Харькове, сотрудниками ООО «Агроимпорт», которые много лет проработали в сфере производства, ремонта и модернизации сельхозтехники. Она располагает собственными производственными мощностями, которые позволяют реализовать пожелания различных заказчиков и эффективно под них подстраиваться.
Продукция Слобожанской промышленной компании – это универсальные колёсные сельскохозяйственные трактора 3-4 класса серии «Слобожанец», сделанные на платформе Т-150, а также разнообразных специальных машин на их базе. На производстве фирмы работает около двухсот высококвалифицированных специалистов.
При проектировании собственных моделей на платформе широко известного семейства тракторов Харьковского тракторного завода (ХТЗ) Т-150К изменения и модернизации коснулись практически всех базовых узлов — рамы, ведущих мостов, коробки передач, кабины.
Для российского рынка сборка тракторов Слобожанец в 2000-х годах была организована в городе Шебекино, Белгородской области и в Пензе.
Слобожанская техника отличается относительно доступной ценой, топливной экономичностью, простотой в техническом обслуживании, надёжностью и неприхотливостью, хорошей ремонтопригодностью в условиях хозяйств, доступными запасными частями и расходными материалами.
Особенности конструкции ХТА-250
Как и Т-150К, и всё семейство «Слобожанец», трактор ХТА-250 скомпонован на швеллерной клёпаной шарнирно-сочленённой раме с с усиленным вертикальным шарниром сочленения полурам. Для уменьшения нагрузок на сочленения рамы дополнительно введена третья ось, с втулками вертикального шарнира, и пара опорных шайб.
Трактор оснащён колёсами низкого давления равного диаметра. Распределение массы ХТА-250 по осям следующее: 65% – на переднюю ось, 35% – на заднюю ось. Данные особенности конструкции обеспечивают более высокие тяговые свойства трактора в режиме максимальной тяговой нагрузки, по сравнению с тракторами обыкновенной классической компоновки, с двигателем той же мощности.
Трактор ХТА-250 имеет переднее расположение двигателя. К силовому агрегату прикрепляется коробка переключения передач, а над ней располагается кабина механизатора. Трактор оснащён задним и передним (дополнительная опция) крюковым навесным устройством и валом отбора мощности. Колёсная формула – 4х4, постоянным является привод заднего моста, а привод переднего моста – подключаемый.
Предлагается также ряд дополнительного оборудования для зимней эксплуатации: предпусковой автономный подогреватель двигателя, подогреватель топливного фильтра тонкой очистки, нагреватель бака для горючего, проточный топливный подогреватель, нагреватели топливопроводов.
Шины являются важнейшим конструктивным элементом в реализации тягового усилия для подобных тракторов. В стандартной комплектации на трактор ХТА-250 устанавливают шины низкого давления 23,1R26 Ф-37 производства ОАО «Днепрошина» либо ООО «Укртехпром». Для улучшения тягово-сцепных характеристик используются также шины 28LR26 Бел-83М производства ОАО «Белшина», которые обеспечивают увеличение пятна контакта шины с почвой на 23 процента. Для работы на переувлажненных почвах в весенне-осенний период на ХТА-250 Слобожанец предлагается устанавливать шины сверхнизкого давления 66х43.00R25 SB-1, или же применять менее затратный вариант – сдваивание штатных колёс 23,1R26 Ф-37.
Модификации тракторов семейства ХТА-250
В ходе модернизации трактора Слобожанец ХТА-250 были оснащены гидравлической системой навесного устройства новой конструкции, обеспечивающей поток масла 95 л/мин, с рабочим давлением 200 бар, четырьмя парами свободных гидровыводов, магистралью прямого слива, охлаждением масла.
По заказу возможна установка насоса производительностью 120 л/мин. Пропорциональный 5-ти секционный распределитель гидросистемы итальянской фирмы Bondioli&Pavesi обеспечивает плавную регулировку потока масла по каждой из секций, что важно для настройки пневмосистемы и работы посевного комплекса.
С учётом возросших нагрузок на шарнирное соединение рамы, на тракторах модификации ХТА-250-21 применён усиленный трёхпальцевый вертикальный шарнир сочленения полурам, чтобы обеспечить требуемые показатели по надёжности и ресурсу.
- ХТА-250-10 – с белорусским дизельным мотором Д-262.2S2;
- ХТА-250-21 – с дизельным двигателем Deutz BF06M1013F, производства Германии;
- ХТА-250-23 – с дизелем Volvo Penta TAD841VE 185 kW, шведского производства.
- ХТА-250-30 – с итальянским дизельным мотором Fiat Powertrain N67ENTX20.00.
Двигатели тракторов ХТА-250 Слобожанец
- Д-262.2 S2 производства Минского моторного завода (Беларусь)
Шестицилиндровый рядный дизельный двигатель, рабочий объём которого равен 7,98 литров, а номинальная мощность составляет 183,8 кВт (250 л.с.) Частота вращения – 2100 об/мин.Удельный расход дизельного топлива при эксплуатационной мощности – 247 г/кВт· час(182 г/л.с.·час).
- Deutz BF06M1013F немецкого производства
Шестицилиндровый, рядный дизельный мотор рабочим объёмом 7,2 л, номинальной мощностью 188 кВт (255 л.с.). Частота вращения – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1008 Н.м (103 кгс.м). Удельный расход дизельного топлива при эксплуатационной мощности – 205 г/кВт/час (151 г/л.с./час).
- Volvo Penta TAD721VE шведского производства
Шестицилиндровый, рядный дизельный двигатель рабочим объёмом 7,7 л, номинальной мощностью 185 кВт (252 л.с.). Частота вращения – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1160 Н.м (118,4 кгс.м). Удельный расход дизельного топлива при эксплуатационной мощности – 185 г/кВт/час (136 г/л.с./час).
- Fiat Powertrain N67ENTX20.00 количество и расположение цилиндров:
Шестицилиндровый, рядный дизельный двигатель рабочим объёмом 6,7 л, номинальной мощностью 175 кВт (238 л.с.). Частота вращения – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1020 Н.м (104 кгс.м). Удельный расход дизельного топлива при эксплуатационной мощности – 205 г/кВт/час (151 г/л.с./час).
Дизель трактора ХТА-250 Слобожанец оборудуется дополнительным фильтром с влагоотделителем, с функцией автоматического подогрева дизтоплива при температуре окружающего воздуха ниже +5⁰С. Данный фильтр надёжно защищает топливный насос мотора в процессе интенсивной эксплуатации.
Система охлаждения двигателя – закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Для виброизоляции рамы трактора от воздействия инерционных сил мотора на тракторе применена эластичная подвеска силового агрегата (двигателя, муфты сцепления и коробки передач, жёстко соединенных между собой). Силовой агрегат устанавливается на раме трактора на передних, боковых и задних опорах.
Трансмиссия ХТА-250 Слобожанец
На тракторе установлена сухая однодисковая муфта сцепления «LuK» (Германия), которая была разработана и производится специально для тракторов марки Слобожанец, немецкой компанией Schaeffler Automotive Aftermarket GmbH.
Коробка передач трактора обеспечивает переход с одной передачи на другую на ходу, без разрыва потока мощности, гидроподжимными муфтами.
Использование в гидроподжимных муфтах фрикционных дисков ведущего европейского производителя Miba Frictec GmbH (Австрия) создаёт стабильную передачу трансмиссией возросшей мощности дизеля. Основные характеристики металлокерамического покрытия австрийских дисков – такие, как коэффициент трения, износостойкость – значительно превосходят аналогичные показатели дисков отечественного производства. При этом австрийские фрикционные диски обеспечивают высокую стабильность характеристик в процессе эксплуатации (чего, к сожалению, не всегда удаётся достичь отечественным производителям данных изделий).
В общей сложности, предусматривается четыре варианта коробок переключения передач, которые различаются количеством передач и скоростным рядом. КПП имеют несколько режимов (транспортный, рабочий, тяговый, задний ход), в каждом из которых по 3-4 передачи. Они переключаются гидромуфтами без разрыва потока мощности (без остановки, в движении, под нагрузкой). В конечных передачах (на ведущих мостах) применяются планетарные редукторы.
Основным вариантом для трансмиссии ХТА-250 Слобожанец является коробка переключения передач с гидроподжимными муфтами с фрикционными дисками, с 12-ю передачами переднего хода и 4-мя – заднего хода. В качестве дополнительной опции – предлагается МКПП с количеством передач переднего/заднего хода – 16/8.
Гидравлическое оборудование
В конструкции ХТА-250 Слобожанец применена гидравлическая система навесного устройства с четырёхсекционным распределителем. Гидросистема трактора ХТА-250 обеспечивает стабильную и эффективную работу с иностранными пневматическими посевными комплексами класса Seed Hauk 600C, Rapid RDA 600S (Vaderstad), Compact-Solitair 9 (Lemken); с сеялкой «Клен» и дисковой бороной АГД-4,5; с использованием БД-2, БДТ-7, ККП-8, КПС-2 в сцепке.
В составе гидросистемы – шестерённый насос производительностью 90 литров в минуту, с номинальным давлением 200 бар. Количество гидровыводов: 6 / 8. В качестве дополнительной опции, на ХТА-250 ставился также насос аксиально-поршневой, производительностью 170 л/мин, с номинальным давлением 240 бар. Количество гидровыводов может быть увеличено до десяти.
Заднее навесное устройство – двухцилиндровое, имеет грузоподъёмность до 6000 кг. Опциональное дополнительное переднее навесное устройство также двухцилиндровое, грузоподъёмностью до 4000 кг.
Как в заднем, так и переднем навесных устройствах применены крюковые захваты компании Waltershied (Германия). Они обеспечивают удобное и безопасное агрегатирование с сельскохозяйственными машинами и агрегатами отечественного и иностранного производства. Как и переднее навесное устройство, по отдельному спецзаказу трактор ХТА-250 может быть оснащен гидрообъёмным передним валом отбора мощности. Частота вращения переднего ВОМ – 1000 об/мин.
Технические характеристики ХТА-250 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 8620 мм, ширина – 2460 мм, высота – 3080 мм.
- Дорожный просвет – 495 мм.
- Ширина колеи – 1860 мм.
- Диапазон скоростей движения: передний ход – от 3,9 до 31 км/час, задний ход – от 5,9 до 9,28 км/час.
- Масса сухая (конструкционная) – 8200 кг, эксплуатационная без навесного оборудования – 8800 килограммов.
- Вал отбора мощности – задний, независимый, двухскоростной, с частотой вращения 540 или 1000 об/м. Вал отбора мощности передний – гидрообъёмный, дополнительная опция, с частотой вращения 1000 об/мин.
- Максимальное тяговое усилие – 6000 кгс.
- Типоразмер шин: 23,1R26 или 66×43,00R25 – широкопрофильные.
- Вместимость топливного бака – 440 литров горючего.
- Наименьший радиус поворота – 6,5 м
- Максимальная глубина преодолеваемого брода – 0,8 м.
- Углы статической устойчивости, поперечный градус: 35.
- Максимальные углы подъёма (спуска) на сухом задернённом грунте – 20 градусов, с буксируемым груженым прицепом – 14 градусов.
- Тормозной путь на сухой дороге с твёрдым покрытием, при начальной скорости торможения 30 км/час – не более 13 м; с буксируемым гружёным прицепом – 20 кг.
Кабина трактора ХТА-250 Слобожанец
Кабина данного трактора является значительно улучшенной и просторной, по сравнению с классической от Т-150К. Она уже в стандартной комплектации оснащается системой фильтрации воздуха, кондиционером, автомагнитолой, шумоизоляцией достойного качества, регулируемой рулевой колонкой, современными комфортными сидениями (главное – на пневмоподвеске) и удобными органами управления – для обеспечения комфортных условий работы механизатора, повышения производительности его труда.
Отзывы о тракторах данной модели
Трактора ХТА-250 Слобожанец, по ряду причин, не получили широкого распространения в хозяйствах. Сельские труженики, известные своим недоверием ко всему новому и не массово выпускаемому, покупали их неохотно. По распространённым слухам, Слобожанцы собирали с широким привлечением отреставрированных деталей старых советских тракторов Т-150К. Что, в принципе, считается не менее надёжным, чем новый трактор ХТЗ современной сборки. Однако доверия всё равно не внушает.
Автор одного отзыва высказывается так: «Слобожанец — это небольшое частное предприятие которое занимается восстановлением старых тракторов, а полноценного производства своего у них нет! Всё делается на разных предприятиях, где нельзя проконтролировать качество изготовления деталей. Всё, что можно наплавить, они наплавляют, всё что можно переклепать, они переклёпывают, пескоструят и красят». Но цена-то, по сравнению с аналогами с больших заводов, привлекательная.
Стоимость трактора ХТА-250 Слобожанец
Новый трактор ХТА-250 Слобожанец стоит от 4 400 000 рублей. За подержанные просят от полутора миллионов рублей. Но б/у тракторов данной модели на вторичном рынке очень немного.
оценивших 6, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
Размер имеет значение! Новая широкозахватная жатка «Пензмаш» с технологией очеса
LEXION 8700 в прямом эфире
Кормораздатчик КТУ-10: Технические характеристики
Экскаватор ЭКГ-5А: технические характеристики
CLAAS представит свои цифровые новинки российскому рынку на форуме SMART AGRO
Komatsu PC300: технические характеристики
Завод «КЛААС» в Краснодаре выпустил специальную серию комбайнов TUCANO
Компания «Лимагрен» пополняет портфель гибридов подсолнечника
Развитие дилерской сети CLAAS: от новых центров обслуживания клиентов до полевых полигонов
Приглашаем вас присоединиться к нашему каналу в Telegram "@tractorreview"
Компания John Deere показала преимущества цифровизации для устойчивого развития агросектора
ДЭТ-320: технические характеристики