Трактор ВТ-100Д: технические характеристики
Развитие ДТ-75, «младший брат» «Волгаря»
ВТ-100Д – это гусеничный трактор общего назначения, третьего тягового класса (отдельные модификации – четвёртого). Он стал перспективной разработкой Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ), которая была сделана в девяностые годы, на смену устаревшему ДТ-75. Но до стадии массового серийного производства она так и не была доведена. Дело тут не только в самой модели, но и в государственной политике ликвидации крупных предприятий машиностроения. Под которую попал и Волгоградский Тракторный.
1. Общее описание ВТ-100Д и сферы его применения
2. Жизненный путь модели ВТ-100Д
3. Варианты специальных модификаций ВТ-100Д
4. Дизельные двигатели трактора ВТ-100
5. Трансмиссия и ходовая система трактора ВТ-100Д
6. Кабина трактора ВТ-100Д
7. Оборудование для агрегатирования и гидравлика
8. Электрическое оборудование трактора ВТ-100Д
9. Технические характеристики трактора ВТ-100Д в цифрах
10. Основные особенности гусеничного трактора ВТ-100Д
11. Трактор ВТ-100Д: новое семейство в перспективе
Трактор ВТ-100Д был создан в результате глубокой переработки ДТ-75, получив при этом совершенно новый дизельный двигатель, модернизированную кабину механизатора, откидной капот и другие важные изменения.
Трактор ВТ-100Д был доступен для агрегатирования со ста пятьюдесятью типами орудий и оснащения, и позволял решать множество разноплановых задач. Кроме применения в сельском хозяйстве, его можно было широко использовать в промышленном, жилищном и дорожном строительстве; в транспортном и строительном сегментах; в жилищно-коммунальной сфере, и так далее.
Общее описание ВТ-100Д и сферы его применения
Гусеничные трактора ВТ-100Д оснащались дизельными двигателями Д-442-24. Они предназначались, прежде всего, для выполнения основных сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными орудиями, а также машинами с пассивными и активными рабочими органами.
Широкое поле деятельности готовили для тракторов ВТ-100Д также и для использования их в качестве бульдозеров. В целом, оснащённые соответствующим оборудованием трактора предполагалось использовать на дорожно-строительных, мелиоративных, погрузочно-разгрузочных, транспортных работах, и в агрегате со сварочным оборудованием.
Но главная стихия трактора ВТ-100Д – это, разумеется, всё-таки выполнение сельскохозяйственных работ. Это типичный тягач со значительным тяговым усилием, достаточным для выполнения всех основных сельскохозяйственных работ, связанных с грунтом: вспашки, междурядной обработки, культивации, бороновании, транспортировки, окучивании, посева, передвижения несамоходных полунавесных и навесных устройств.
Трактора данной модели способны эффективно функционировать в глубоком снегу и на бездорожье: выдающиеся возможности проходимости является одним из главных их достоинств. Такая техника превосходно адаптирована к российским реалиям эксплуатации.
Жизненный путь модели ВТ-100Д
Появление этого трактора было обусловлено сразу несколькими причинами. С одной стороны, конструкторы ВГТЗ постоянно вели работы по совершенствованию внешнего облика своей продукции. Разрабатывались разнообразные варианты дизайнерских решений кабины, облицовки трактора.
Обновлённое верхнее строение изначально планировалось внедрить на энергонасыщенном тракторе типа ДТ-175М «Волгарь». С другой стороны, к середине 1990-х годов уже изменились стандарты, которые регламентируют условия труда на рабочем месте механизатора. И тогда новые наработки было решено внедрить сначала на выпускавшихся в больших количествах серийных тракторах средней мощности – ДТ-75В, ДТ-75МВ.
Изменения эти коснулись в первую очередь кабины и рабочего места механизатора. Для этого были сделаны следующие решения: монтаж кабины на раме на резиновых амортизаторах, отдельно от топливного бака; остекление очень значительной площади; двухслойные герметизированные стеклопакеты – лобовой и задний; крыша двухслойной конструкции, с люком и встроенным в неё воздухоохладителем испарительного типа, с воздушным фильтром значительной пылеёмкости; современные шумо- и вибропоглощающие панели на стенках и на потолке; многослойный виброизоляционый коврик на полу, отопитель калориферного типа, электрические стеклоочистители, пневмофиксаторы дверей, зеркала заднего вида, солнцезащитный козырёк.
В сочетании с пневмосервированием управления сцеплением и механизмом поворота, всё это обеспечило полное соответствие рабочего места механизатора значительно ужесточившимся требованиям стандартов по безопасности и условиям труда.
Пост управления, включающий пульт индикации, подрессоренное, регулируемое по весу и росту сиденье тракториста, рычаги и подвесные педали управления – всё это было разработано с учётом требований эргономики и тогдашних представлений о промышленной эстетике.
Пост управления был размещён симметрично по ширине кабины, что обеспечило возможность работы с получавшими распространение оборотными плугами. Слева от поста управления был также установлено дополнительное сиденье, для механизатора-стажёра или пассажира.
Поэтому в процессе дальнейших испытаний мощность трактора была увеличена до 120 л.с. при работе в тяговом режиме. А для обеспечения возможности работы с приводными от вала отбора мощности (ВОМ) машинами, предназначавшимися для энергонасыщенных тракторов (ДТ-175С/М, Т-150, Т-150К, ЛТЗ-155, МТЗ-142), в сотрудничестве с конструкторами-мотористами дизели трактора снабдили возможностью в таком случае работать с повышенной мощностью.
Подверглись существенным усовершенствованиям и другие узлы и агрегаты трактора.
Варианты специальных модификаций ВТ-100Д
На базе основной базовой модели трактора ВТ-100Д были созданы дополнительные специальные модификации: пропашная, свекловодческая (ВТ-100ДС), рисоводческие ( ВТ-100ДР, ВТ-100НР) и ВТ-100ДТ – торфяная (болотоходная). По отдельному заказу потребителя, трактор мог быть дополнительно доукомплектован ходоуменьшителем, либо реверс-редуктором; гусеницами различной ширины и назначения: пропашными, рисоводческими, без почвозацепов, в том числе и c асфальтоходными накладками.
Не все трактора данной модели выпускались с дизельным двигателем Д-442-24. Была также отдельная модификация ВТ-100Н, с силовым агрегатом СМД-20ТА.
Свекловодческий трактор ВТ-100ДС был предназначен для выполнения полного комплекса работ по возделыванию сахарной свеклы, в том числе уборки в агрегате с навесным свеклоуборочным комбайном типа «Франц Кляйн» KR-6-II, производство которого планировалось в Российской Федерации. Основными отличиями данной модификации от базовой модели были:
- кабина оборудована реверсивным постом управления, обеспечивающим работу задним ходом с комбайном КR-6-II. В этот пост было включено поворотное на 180 градусов сиденье механизатора, дублирующие органы управления сцеплением, подачей дизельного топлива, поворота и задний пульт индикации с контрольными приборами;
- заднее навесное устройство, имеющее повышенную грузоподъёмность; переналаживаемое под навешивание тяжелого комбайна КR-6-II или остальных, уже «обычных», орудий и машин;
- переднее навесное устройство; на которое могут также навешиваться машины и орудия (для составления комбинированных агрегатов), а при агрегатировании с комбайном KR-6-II на него навешивается балластировочный груз;
- для уменьшения продольных угловых колебаний при работе с тяжелыми комбайном и его балластировочным грузом на тракторе устанавливались комбинированные каретки подвески (унифицированные с трактором ВТ-150Д), настроенные на режим индивидуального подрессоривания опорных катков;
- амортизаторы направляющих колес для обеспечения работы задним ходом имели большее, чем у базового трактора усилие срабатывания и блокирующие устройства-стяжки;
- реверс-редуктор комплектовался измененными шестернями, обеспечивающими необходимые для работы комбайна KR-6-II технологические скорости движения;
- для обеспечения при работе с комбайном KR-6-II обзорности назад вместо единого топливного бака устанавливался разделенный на 2 части бак.
Была выпущена опытно-промышленная партия тракторов ВТ-100ДС.
Рисоводческие тракторы ВТ-100ДР, ВТ-100НР предназначались для выполнения полного комплекса работ по почвообработке и уборке в рисовых чеках. От базовых моделей они отличались специальными «рисовыми» гусеницами шириной 670 мм, опорная поверхность которых обеспечивала малую залипаемость и сохранение сцепных качеств на высоковлажной почве рисовых чеков.
Для установки таких гусениц колея тракторов была увеличена до 1570 мм. При работе на богарных почвах на трактор могли устанавливаться штатные, шириной в 470 мм, гусеницы базовой модели трактора общего назначения. Дисковые остановочные тормоза (как на тракторе ВТ-150Д) гарантирвали надёжную работу в условиях ограниченной длины рисовых чеков, с частыми поворотами.
По заказу потребителя трактор ВТ-100ДР мог комплектоваться кабиной с реверсивным постом управления, реверс-редуктором и разделённым топливным баком (как и на свекловодческой модификации), что давало возможность работать задним ходом с рисовой жаткой.
Торфяной трактор ВТ-100ДТ
Торфяная модификация ВТ-100ДТ была предназначена для работы на слабых и влажных грунтах (почвах) в агрегате с торфодобывающими, мелиоративными, сельскохозяйственными, дорожными и другими машинами и орудиями, могут служить базой для специальных машин: бульдозеров, погрузчиков, каналоочистителей и др.
ВТ-100ДТ имел увеличенную до 1570 мм колею, комплектовался широкими (670 мм) гусеницами. Средние условные давления на почву при этом составляли всего 32,51 кПа) или особо широкими (750 мм) болотоходными гусеницами с увеличенным шагом (184 мм). При работе на плотных почвах можно устанавливать штатные гусеницы базового трактора шириной 470мм.
Торфяная модификация ВТ-150ДТ аналогичного назначения была разработана и на базе трактора ВТ-150Д (рис. 18).
Была разработана также промышленная бульдозерная модификация трактора ВТ-100Д (рис. 19, 20) с полужесткой подвеской, которая по сравнению со снабженным бульдозерным оборудованием трактором типа ДТ-75 с эластичной подвеской обеспечивала лучшее качество планировочных работ.
Дизельные двигатели трактора ВТ-100
Трактора ВТ-100Д комплектовались четырёхтактным четырёхцилиндровым дизельным мотором Д-442-24 Алтайского моторного завода. Данный силовой агрегат имеет систему газораспределения двухклапанного типа, жидкостное охлаждение и газотурбинный наддув.
Цилиндры этого двигателя расположены в ряд. Уровень вредных выбросов соответствует нормам ГОСТ 41.96-2005. В моторе применяются гильзы из специализированного чугуна с дополнительной обработкой рабочей зоны, что увеличивает ресурс работы мотора. Конструкция агрегата позволяет эксплуатировать его без капитального ремонта до 12000 моточасов.
Технические характеристики двигателя Д-442-24 в цифрах:
- Рабочий объём – 7,4 литра.
- Номинальная мощность в тяговом режиме – 88 кВт (120 л.с.)
- Номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 кВт (145 л.с.)
- Расчётная частота вращения – 1750 об/мин.
- Запас крутящего момента – 35 процентов.
- Диаметр цилиндра – 130 мм.
- Удельный расход дизельного топлива – 220 г/кВт в час.
Промышленная бульдозерная модификация трактора ВТ-100Д с полужесткой подвеской
Второй вариант силового агрегата, специально для модификации ВТ-100Д, – это дизельный мотор СМД-20ТА производства Белгородского моторного завода, также четырёхцилиндровый четырёхтактный. Среди особенностей данного силового агрегата: непосредственный впрыск дизельного топлива, жидкостное охлаждение, турбонаддув и рядное расположение цилиндров.
Данный двигатель отличается значительной надёжностью и может работать в двух режимах: тяговом и приводном. Система защиты срабатывает при низком давлении и перегреве (после сигнала агрегат выключается).
Технические характеристики двигателя СМД-20ТА в цифрах:
- Рабочий объем – 6,3 литра;
- Номинальная мощность в тяговом режиме – 88 кВт (120 л.с.);
- Номинальная мощность в приводном режиме – 106,8 кВт (145 л.с.);
- Расчётная частота вращения – 1900 об/мин;
- Запас крутящего момента – 25 процентов;
- Диаметр цилиндра – 120 мм;
- Удельный расход дизельного топлива – 227 г/кВт в час.
Дизель снабжен системой автоматической защиты (САЗД), которая останавливает двигатель при аварийных ситуациях: перегрев, падение давления в системе смазки.
Каркасно-панельный капот состоит из двух частей, шарнирно связанных между собой. Откидывание всего капота вокруг расположенного в передней части нижнего шарнира обеспечивает хороший доступ к агрегатам дизельного двигателя, а откидывание передней части капота вокруг верхнего шарнира – простой доступ к радиаторам.
Трансмиссия и ходовая система трактора ВТ-100Д
Трансмиссией трактора ВТ-100Д обеспечиваются минимальные потери мощности и высокая надёжность при работе. В её состав входят пятиступенчатая коробка переключения передач с шестернями постоянного зацепления, планетарный механизм поворота с пневмосервированием и конечные передачи с «плавающими» венцами ведомых шестерёнок.
Механизм принудительной смазки под давление функционирует от насоса НШ-10. Трактор ВТ-100Д может оснащаться ходоуменьшителем, позволяющим увеличить количество передач в пять раз. Дополнительно возможна установка реверс-редуктора с подвижным шестеренчатым механизмом. Переходы между пониженными и повышенными передачами выполняются без рывков, подергиваний и проскальзываний.
Ходовая система промышленной бульдозерной модификации трактора ВТ-100Д унифицирована с трактором Т-4А Алтайского тракторного завода
Ходовая система трактора ВТ-100Д, с упругой балансирной подвеской, была унифицирована с гораздо более мощным трактором ДТ-175М «Волгарь». То есть, она имеет улучшенные торцовые уплотнения подшипниковых узлов, усиленные пружины кареток подвески, большее усилие срабатывания амортизаторов направляющих колёс, бо́льшей ширины опорные катки, и отличается от «Волгаря» только лишь меньшим диаметром этих катков (350 мм против 400 мм). Гусеницы со звеньями шириной 470мм и пальцами диаметром 25 мм из более износостойкой марганцовистой также сделали унифицированными с ДТ-175М.
Для трактора предлагается вал отбора мощности с диапазоном работы 540-1000 об/мин. Место под балансировочные грузы находится в передней части.
Ходовая система трактора – стандартная гусеничная, балансирная. Ходовая тележка представляет собой балансирную пружинную подвеску с четырьмя опорными катками для каждого борта. Она обеспечивает достойную плавность хода и минимальное воздействие на верхний плодородный слой почвы.
Поворот осуществляется с использованием передачи планетарного типа. Для конечных передач применяются ведомые шестеренки с плавающими венцами. На каждой стороне балансирной подвески располагается по четыре катка.
Кабина трактора ВТ-100Д
Трактора оборудовались усовершенствованными, достаточно современными и удобными (по меркам начала 1990-х годов) кабинами. Безопасные и комфортные условия труда для механизаторов в них обеспечивали: каркасная конструкция; качественная шумо- и виброизоляция; пневмосервирование управления; весьма производительные воздухоохладитель и отопитель кабины; подрессоренное и регулируемое сиденье; передний и задний стеклоочистители; омыватель переднего стекла.
Для попадания в кабину механизатора предусмотрены несколько ступенек, снабжённых антискользящим покрытием, и широкий дверной проём. Для повышения обзорности были применены повышенная площадь остекления, а также противосолнечные козырьки, предохраняющие от попадания излишнего солнечного излучения в кабину.
Оборудование для агрегатирования и гидравлика
В составе специального оборудования для агрегатирования, трактор ВТ-100Д имеет: гидравлическую систему управления и привода орудий; заднее переналаживаемое навесное устройство; тягово-сцепное устройство; двухскоростной вал отбора мощности (работающий со скоростью 540 или 1000 об/мин); передние съёмные балластные грузы.
Гидравлическая система данного трактора построена по раздельно-агрегатному типу. В её составе имеются гидрораспределитель, монтируемый на заднем правом крыле, гидравлические цилиндры, шестерёнчатый насос и бак.
Гидравлика применяется для работы с навесными устройствами. Для промышленных операций применяется бульдозерный отвал ДЗ-42, имеющий грузоподъёмность 800 кг. Среди наиболее распространенных сельскохозяйственных устройств выделяется гидрофицированное оснащение. Орудия для техники могут устанавливаться как в передней, так и в задней части.
Гидравлическая система тракторов ВТ-100Д использовалась преимущественно для управления бульдозерным отвалом.
Характеристики бульдозерного оборудования:
- Ширина отвала – 2560 мм;
- Высота – 800 мм, с козырьком – 950 мм;
- Опускание ниже опорной поверхности – 300 мм;
- Угол въезда – 20 градусов;
- Угол срезания грунта – 55 градусов;
- Предельно допустимый для работы уклон – 20 градусов;
- Масса бульдозерного оборудования – 800 кг.
Электрическое оборудование трактора ВТ-100Д
Электронапряжение в тракторе равняется 12 Вольтам. В число электрических устройств трактора ВТ-100Д входят розетки; фары в задней и передней части корпуса, лампа приборной панели и плафон в салоне. Трактора ВТ-100Д оборудованы системами звуковой сигнализации, генераторами постоянного тока и аккумуляторами.
Технические характеристики трактора ВТ-100Д в цифрах
- Эксплуатационная мощность двигателя: в тяговом режиме – 88 кВт (120 л.с.); в приводном режиме – 106,8 кВт (145 л.с.)
- Номинальный коэффициент запаса крутящего момента: в тяговом режиме – 35%
- Количество передач: переднего хода – 5 (с ходоуменьшителем – 25, реверс-редуктором – 10); заднего хода – 1 (5 – с ходоуменьшителем и (или) реверс-редуктором.
- Диапазон скоростей переднего хода: основной – от 4,5 до 14,2 км/час (с ходоуменьшителем – от 0,36 до 14,2 км/час, с реверс-редуктором – от 3,5 до 14,2 км/час.
- Диапазон тяговых усилий – до 50 кН.
- Ширина колеи – 1330 мм.
- Дорожный просвет – 420 мм.
- Масса трактора с основным оборудованием – 7580 кг (эксплуатационная, без балластных грузов).
- Масса съёмных балластных грузов – 480 кг.
- Габаритные размеры: длина (с навесным устройством в транспортном положении) – 5330 мм; ширина – 1850 мм; высота – 3120 мм.
Основные особенности гусеничного трактора ВТ-100Д
Правильное сочетание массы и мощности делает данный трактор исключительно проходимым и одновременно производительным. Использование балласта придаёт ему дополнительную устойчивость; пневматической сервопривод – делает процесс поворота предельно простым; пружинная балансирная подвеска – минимизирует давление на грунт и позволяет трактору двигаться плавно; откидной капот – предоставляет лёгкий и простой доступ к радиатору и двигателю.
Максимально широкая линейка прицепных и навесных устройств расширяет сферу использования; а просторная кабина делает работу на тракторе ВТ-100Д максимально комфортной для подобного типа сельхозтехники.
Благодаря такому устройству ходовой системы трактор отличался плавностью хода, обычно не свойственной машинам на гусеничном ходу. Трансмиссия обеспечивала ВТ-100 надежность и движение без потери потока мощности. Поворотная передача оснащалась пневмосервированием для уменьшения прилагаемого усилия. При своей немалой массе трактор оказывает минимальное давление на грунт, благодаря конструкции гусеничного хода.
Юбилейный серийный трактор ВТ-100Д, с заводским номером 1000
Обращает на себя внимание и то, что это трактор был оборудован пневматической системой для сервирования управления сцеплением и механизмом поворота, а по заказу потребителя – и для управления тормозами прицепа. Пневмосистема могла также использоваться при техническом обслуживании трактора и агрегатируемых с ним машин и орудий (для продувки от пыли, например).
Пневмосервирование позволило сблокировать управление планетарными и остановочными тормозами механизма поворота, задействовав для этого только рычаги. Благодаря этому исключается возможность затягивания остановочных тормозов до выключения планетарных, тем самым их срок службы значительно увеличился.
Трактор ВТ-100Д: новое семейство в перспективе
Сначала трактора ВТ-100Д позиционировали, как сельхозмашины третьего тягового класса. Но ресурсные увеличения мощности до 120 лошадиных сил, а также массы из-за бо́льшего балластирования позволили повысить тяговые показатели, и тогда трактор ВТ-100Д, на основании официальных результатов испытаний, был отнесён уже к четвёртому тяговому классу.
В конце 1990-х годов, в связи с прекращением поставок с Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗТА) двухуровневых топливных насосов, дизельные двигатели Д-442-24 и Д-442-25 стали поставляться в варианте с одним уровнем мощности — 95,7 кВт (130 лошадиных сил).
На испытаниях трактора ВТ-100Д, по сравнению с тракторами типа ДТ-75, в частности по сравнению с ДТ-75Н, на большинстве сельхозопераций он демонстрировал повышение производительности на 16-47 процентов, при меньшем на 5-11 процентов, а на некоторых операциях до 26 процентов, погектарном расходе дизельного топлива. Опытно-экспериментальная эксплуатация тракторов ВТ-100Д подтвердила результаты испытаний.
Уточненные по результатам испытаний прочностные расчеты трактора ВТ-100, в первую очередь, трансмиссии, показали возможность дальнейшего увеличения мощности. В итоге был разработан трактор ВТ-150Д (рис. 3, 4) с дизелем Д-442ВСИ мощностью 110 кВт (150 л.с.) с прямым электростартерным пуском.
«Агромаш» на базе ВТ
На тракторах ВТ-100, ВТ-150 было успешно опробовано применение дизелей других производителей:
- рядных шестицилиндровых (полностью уравновешенных):
— минского Д-260 (трактора с этим дизелем испытывались под маркировкой ВТ-100Л и ВТ-150Л);
— словацкого Martin Z8604 (трактора ВТ-100М, ВТ-100МД);
— американского Cummins QSВ6,7 (трактора ВТ-150К);
— финского SISU 74DSE, производство которого одно время планировалось запустить на Владимирском моторо-тракторном заводе — ВМТЗ (трактор ВТ-150Л);
а также
- V-образных шестицилиндровых (ярославского ЯМЗ-236 (на тракторе ВТ-150Я);
- восьмицилиндрового КамАЗ-740 (на тракторе ВТ-150Ш).
«ВТ-100 — первый в новом большом семействе тракторов ВГТЗ» – именно так в девяностые позиционировали этот новый трактор. К сожалению, всё это так и осталось лишь в проектах. Нового семейства у волгоградцев не получилось создать, в силу целого ряда причин…
На ВГТЗ было прекращено производство сначала трактора ВТ-100, потом ВТ-150. Трактор ВТ-200 вообще не был поставлен на конвейер. ВТ-90, на завершающей стадии испытаний, путём замены кабины на унифицированную с колёсными тракторами ВМТЗ, был переделан в трактор «Агромаш-90ТГ». Но в итоге и холдинг «Агромаш», и Волгоградский тракторный завод приказали долго жить. Выпуск тракторов на ВГТЗ был окончательно прекращён в 2015 году, когда от цехов огромного предприятия уже фактически ничего не осталось.
оценивших 5, оценка: 3,60 из 5
Смотрите также статьи по теме
Концерн CLAAS переносит выпуск TUCANO 320 для европейского рынка из Германии в Россию
МТЗ-320.4: технические характеристики
AGRITECHNICA 2019: инновационные разработки CLAAS получили три серебряные медали
ЛТЗ-95: технические характеристики
Шагающий экскаватор ЭШ 10/70
Рекорд России на АГРОСАЛОН
Volvo BL71: технические характеристики
Трактор ВТ-150: технические характеристики
Ростсельмаш на АГРОСАЛОН 2022
CLAAS выводит на рынок новую базовую модель рулонного пресс-подборщика ROLLANT 520
CLAAS: новый LEXION 8700 демонстрирует свои возможности на полях России
МТЗ 1523: технические характеристики