ДТ-54: Технические характеристики
Заслуженный ветеран советского машиностроения
На территории России и других республик бывшего Союза можно найти десятки памятников трактору «ДТ-54». Больше, чем кому бы то ни было из всех тракторов. Во Вьетнаме же изображение «ДТ-54» поместили на купюру в 5 донгов.
На постаменты и банкноты данные трактора попали не просто так: эти простенькие и неказистые, по нынешним меркам, сельхозмашины выполняли просто невероятные, по тем временам, объёмы работы. А их создание и запуск в серийное производство стали серьёзным шагом отечественной промышленности вперёд. Всё о технических и прочих особенностях трактора «ДТ-54» – в данной публикации.
1. История трактора «ДТ-54»
2. Особенности конструкции и модернизация трактора «ДТ-54»
3. Сфера применения трактора «ДТ-54»
4. Технические характеристики трактора «ДТ-54»
4.1 Двигатель «ДТ-54»
4.2 Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
4.3 Ходовая часть, прицепное устройство и гидросистема
4.4 Габаритные размеры и показатели массы «ДТ-54»
5. Кабина трактора «ДТ-54»
6. Отзывы о тракторе «ДТ-54»
7. Стоимость трактора «ДТ-54»
На тракторе «ДТ-54» обрабатывал поля знаменитый покоритель целины Иван Бровкин – в одноимённом фильме1958 года. И съёмки эти проходили не в кинопавильоне или где-нибудь в Подмосковье, а на «той самой» целине – в новом совхозе «Комсомольский» Оренбургской области.
В другом популярном советском фильме, 1957 года – «Дело было в Пенькове» герои Вячеслава Тихонова и Юрия Медведева на двух своих тракторах «ДТ-54» устраивают хулиганское состязание «по перетягиванию каната». На спор – «чей трактор будет сильнее».
И ещё во многих известных фильмах прошлых лет – «Первый эшелон» (1955, тоже про освоение целины); «Первый парень» (1958); «Ссора в Лукашах» (1959); «Калина красная» (1974), и т.д., и т.п., трактора «ДТ-54» не просто появляются, но и «надолго задерживаются» в кадре.
История трактора «ДТ-54»
«ДТ-54» стал первым советским массовым гусеничный универсальным трактором общего назначения, который был оснащён дизельным двигателем. В таких сельхозмашинах активно восстанавливающийся и развивающийся в послевоенные годы Советский Союз очень нуждался.
Дизельный мотор для трактора на Сталинградском тракторном заводе был создан ещё в начале 1930-х годов. Однако тогда он тогда не смог стать заменой керосиновому двигателю.
Первые дизельные моторы испытывали на тракторах «СТЗ-НАТИ». Это был прообраз будущей «54-ки». Работа над усовершенствованием и «доведением до ума» тракторного дизеля продолжилась и во время войны. А после неё была поставлена задача завершить эту работу в предельно сжатые сроки.
Смысл данной замены был более чем очевидным: дизельный трактор, показывая гораздо более высокие показатели мощности, расходовал на 30-40% меньше горючего, которое было намного дешевле, чем керосин. Это позволяло в течение года экономить около десяти тонн топлива на одну машину.
Дизельный трактор обладал более высокой износоустойчивостью, долговечностью основных деталей, что давало возможность продлить срок его службы между ремонтами, сократить потребность в запасных частях и уменьшить простои во время ремонта.
Переход на выпуск новой модели дизельного трактора происходил на сталинградском заводе без остановки производства. В течение 8-10 месяцев было спроектировано и изготовлено около 2,5 тысяч приспособлений, сотни моделей точных и сложных холодных штампов, 5330 наименований всевозможного режущего, вспомогательного, мерительного инструмента.
А ещё – были реконструированы цеха, создан совершенно новый цех пусковых двигателей, введено в эксплуатацию новое здание безрельсового транспорта, второй механический корпус, отремонтировано сотни станков, введён в строй мощный котел на ТЭЦ, с полным комплексом механизированной углеподачи; дополнительно приобретено 320 специальных станков и 540 станков универсальных, 5 тысяч тонн металла.
Потребовалась также колоссальная организационная работа. Школы рабочей молодежи в вечернем техникуме и Сталинградском механическом институте готовили кадры. Для изучения конструкции дизельного трактора на заводе были организованы курсы руководящего состава цехов (для мастеров, начальников смен и участников), где преподавали инженеры-конструкторы и технологи. За 1949 год целевые курсы закончили 1872 человека.
К концу 1949 года подготовка к производству новой модели была успешно завершена. 7 ноября 1949 года народ встречал на главной площади города колонну новых тракторов «ДТ-54». Досрочно выполнив 25 ноября годовой план выпуска трактора «СТЗ-НАТИ», завод уложил на ленты конвейера рамы новых, более совершенных сельхозмашин.
Переход завода на выпуск дизельных тракторов нового образца был осуществлён без остановки производства. Подобного примера не знала история как отечественного, так и мирового тракторостроения.
Примерно также развивались события и на Харьковском тракторном заводе, который в том же году запустил в серию трактор «ДТ-54».
В Харькове данную модель производили с 1949-го по 1961-й годы;в Сталинграде – по 1963-й год.
Третьим производителем «ДТ-54» стал Алтайский тракторный завод. Здесь данная модель трактора сходила с конвейера с 1952-го по 1979-й год. В общей сложности в Советском Союзе построили 957 900 единиц «ДТ-54».
Особенности конструкции и модернизация трактора «ДТ-54»
От своего предшественника,трактора «СТЗ-НАТИ», «ДТ-54» отличался не только двигателем, но и новой пятискоростной коробкой передач, которая значительно улучшила использование его мощности при агрегатировании с прицепным оборудованием.
Шаг за шагом, коллективом завода модернизировался в последующие годы новый трактор «ДТ-54». В 1952-м году были внедрены такие конструкторские усовершенствования, как: термо-обработка задней оси, декомпрессионный механизм улучшенного типа, новая водо-помпа, головка цилиндра с уменьшенным диаметром всасывающего клапана. Вес трактора уменьшился на 25 кг, при экономии 40 кг металлопроката.
В 1953 году на трактор «ДТ-54»стали устанавливать кабину закрытого типа. Специалисты заводы старались оперативно реагировать на все «сигналы с мест». В частности, было найдено оригинальное конструкторское решение, позволившее ликвидировать такое ставшее распространённым неприятное явление, как возможность отрыва болтов противовесов.
Устранили также дефекты повышенного расхода картерной смазки, преждевременный износ поршневой группы, которые были характерны для тракторов выпуска самых первых годов выпуска, налажена кокильная отливка звёздочек, создан новый, оригинальной схемы, задний мост с раздельным управлением.
Новая конструкция, разработанная инженером В. А. Волчковым, позволяла значительно упростить механизм и сократить более чем вдвое усилия механизатора на рычаги при поворотах.
С 1952 года двигатель начали оборудовать специальным счётчиком мото-часов. С 1956 года стали применять специальные предохранительные накладки для исключения трения гусениц трактора о картер конечной передачи. Они же служили направляющими для скольжения гусениц.
Сфера применения трактора «ДТ-54»
Основное предназначение трактора данной марки – это работа в сельском хозяйстве, в качестве пропашного трактора. Главным образом, с четырёх- или пятикорпусными плугами; с боронами и культиваторами; а также с широким спектром прицепного сельхозоборудования. В том числе и с приводом от ВОМ – вала отбора мощности.
Также существует модификация «ДТ-54А», которая предназначена специально для эксплуатации в заболоченных/торфяных районах и на рыхлых, неустойчивых почвах. Данный вариант трактора снабжён гусеницами повышенной ширины, которые помогают ему не увязнуть в грунте при выполнении всех необходимых задач.
Наиболее распространённые сельхозмашины, с которыми успешно работал трактор «ДТ-54»:
- Плуги «ПН-4-35», «ПРН-4-35», «ПБН-2-60».
- Агрегаты для культивирования почвы «КРН-3», «КРН-5», «КРН-3К», «3КПН-3В».
- Многофункциональная косилка «КН-14».
- Оборудование для боронования:«ЗБДН-2»,«ЗРБН-3».
- Сеялки «СРН-8» и т.п.
- Поливальные машины «ДДА-100М».
- Машина для посадки деревьев «СЛН-1».
Благодаря своему целевому предназначению (и полному соответствию этому предназначению), трактор «ДТ-54» хорошо показал себя при распахивании новых и целинных земель. Тяговая мощность обеспечивала глубокую вспашку даже тяжёлых грунтов. Низкое давление на почву и широкое гусеничное полотно, позволяли использовать машину на труднопроходимой местности.
Из особенностей данного трактора необходимо отметить простоту его конструкции, так как при поломке всегда можно легко и быстро найти неисправность и исключить её. Некоторые трактористы в шутку говорили, что проще «ДТ-54» может быть только лопата.
Технические характеристики трактора «ДТ-54»
Трактор «ДТ-54» сконструирован по классической для гусеничных тракторов схеме, которую можно разделить на следующие основные группы: ходовая часть, двигатель, силовая передача, механизмы управления, вспомогательное и рабочее оборудование.
Двигатель «ДТ-54»
Дизельный мотор марки «Д-54» (как и его модификация «ДТ-54А») представляет собой безкомпрессорный четырёхтактный дизель водяного охлаждения с вихрекамерным смесеобразованием.
- Количество цилиндров – четыре, их расположение – рядное, вертикальное.
- Рабочий объём мотора – 7,45 литров.
- Номинальную мощность 54 лошадиных силы (39,7 кВт) данный двигатель развивает при 1300 оборотах в минуту.
- Максимальный крутящий момент составляет 35кГм.
- Сухая масса двигателя (без радиатора) равна 1100 кг.
- Диаметр цилиндра составляет 125 мм, ход поршня – 152 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- Степень сжатия – 16.
- Минимальное устойчивое число оборотов холостого хода – 600 об/мин.
- Распределение – клапанное. Расположение клапанов – верхнее вертикальное в головке цилиндров.
- Ёмкость топливного бака – 185 литров (в последующем на «ДТ-54» стали также устанавливать 250-литровые баки). К баку прилагалась специальная мерная линейка.
Запуск дизеля происходит за счёт бензинового пускового двигателя «ПД-10» (затем «ПД-10М») – «пускача», который обладает мощностью в десять лошадиных сил. Объём дизтоплива, подаваемого в цилиндры, регулируется центробежным всережимным регулятором с корректором.
Топливо проходит через два фильтра под воздействием подкачивающей поршневой помпы. Ленточный металлический фильтр обеспечивает грубую очистку, а фильтр для тонкой очистки представляет собою сменные патроны, на которые намотана банкаброшная хлопчатобумажная нить.
В качестве материала для изготовления поршней был использован алюминиевый сплав. Силовой агрегат трактора «ДТ-54»отличается высокой надёжностью, исключительной неприхотливостью, достойными тяговыми характеристиками и, конечно же, солидным эксплуатационным ресурсом. Всё это также имеет большое значение при работе в сельском хозяйстве.
В целях увеличения долговечности работы двигателя была применена центробежная очистка масла при помощи специальных полостей, имеющихся в шатунных шейках коленчатого вала. Кроме того, на двигателе установлен масляный фильтр с реактивной центрифугой. Пробка сливного отверстия картера двигателя имеет магнит, очищающий картерное масло от металлических частиц.
В «ДТ-54» использован двухпозиционный декомпрессор. Декомпрессионное устройство представляет собой систему рычагов и валиков с лысками, приподнимающих впускные клапаны. Топливный насос – четырёх-плунжерный «4ТН-8,5Х10Т», без-отсечный, с дозированием на впуске.
Диапазон тяговых усилий трактора «ДТ-54» составляет до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей – от 3,59 до 7,9 км/ч (назад – 2,43 км/ч), коробка передач имеет 5 передач вперёд и одну заднюю.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
На тракторе «ДТ-54» установлена пятискоростная механическая коробка переключения передач. Предусмотрена установка ходоуменьшителя с двумя диапазонами. Он обеспечивает движение трактора дополнительно ещё на десяти замедленных скоростях.
Силовая передача трактора используется для передачи вращения валу отбора мощности и ведущим колесам. в целом, трансмиссия «ДТ-54» включает в себя муфту сцепления, коробку передач, задний мост, конечные передачи и соединительный вал.
Задний мост имеет раздельное управление муфтами поворота и тормозами, что облегчает управление трактором, создаёт удобство регулировки муфт и тормозов, а также позволяет работать более продолжительное время без их регулировки.
До 1956-го года раздельное управление не применялось. Тормоза на «ДТ-54» – бортовые, механические, ленточного типа, двухстороннего действия.
Тип подвески трактора – с балансирными каретками. Каждая гусеничная лента приводится в движение ведущим колесом, установлено также направляющее колесо и два поддерживающих ролика. Сама гусеница состоит из сорока одного звена, которые имеют цевочное зацепление.
Ходовая часть, прицепное устройство и гидросистема
На «ДТ-54» была значительно усовершенствована, по сравнению с его предшественниками, ходовая часть трактора, применены торцовые металлические само-поджимные уплотнения. Все трущиеся части и подшипники были надёжно закрыты, для предотвращения проникновения грязи, влаги и пыли.
В ходовую часть, помимо ведущих колес, входят также гусеницы, поддерживающие ролики, направляющие колёса. А также подвеска, оснащённая балансирными каретками с опорными катками. При помощи опорных колёс и приводимых в движение ведущих колёс, трактор перекатывается по гусеницам, состоящие из соединённых между собой стальных звеньев. Поддерживающие ролики ограничивают провисание верхних ветвей гусеницы, а направляющие колёса регулируют их натяжение.
В целях исключения трения гусеницы о картер конечной передачи имеются специальные предохранительные накладки, которые одновременно являются направляющими для скольжения гусениц. На тракторах выпуска до 1956 г. предохранительные накладки не применялись. Прицепное устройство состоит из поперечной полосы и прицепной серьги.
В тракторе предусмотрена раздельно-агрегатная гидравлическая система, облегчающее использование прицепного и навесного оборудования. Также система навесного оборудования в данной модели имеет двух- или же трёхточечную наладку.
Трактор оснащён четырьмя фарами и розетками, с помощью которых можно включить фары и на прицепном оборудовании. Гидрооборудование – гидронасос, трёх-клапанный распределитель.
Габаритные размеры и показатели массы «ДТ-54»
- Длина с прицепным устройством – 3,660 м.
- Ширина – 1,865 м.
- Высота – 2,30 м.
- Дорожные просвет – 260 мм.
- База (расстояние между осямикрайних опорных катков) – 1,622 м.
- Колея (расстояние между серединами гусениц) – 1,435 м.
- Удельное давление на почву – 0,41 кгс/см2.
Коробка передач трактора ДТ-54 была 6-ти ступенчатая, из которых пять передач для движения вперед и одна назад. Диапазон рабочих скоростей трактора варьировался от 3,5 до 8 км/ч. Тяговое усилие трактора составляло от 1000 до 2850 кг.
Кабина трактора «ДТ-54»
На тракторе «ДТ-54» установлена закрытая двухместная кабина, оснащённая мягким сиденьем, минимальным набором органов управления и щитком приборов. Впоследствии кабина начали также комплектовать отопителем и питьевым бачком ёмкостью 2,5 литра.
После перехода на раздельное управление тормозами и бортовыми фрикционами, в кабине начали устанавливать правую и левую тормозные педали.
Естественно, ни о каком комфорте в кабине говорить не приходится. Тогда и понятия-то такого, применительно к технике, просто не было. Кабина хоть и закрытая, но не герметичная, и совершенно не защищена ни от шума, ни от вибрации, ни от пыли. К тому же, у трактора «ДТ-54» достаточно тяжёлое, особенно по нынешним меркам, управление рычагами и муфтой сцепления.
В кабине трактора «ДТ-54» и спинка сиденья на бак навешивалась, и при заправке солярка частенько попала под спинку, так как бак топливный был, фактически, вместо задней стенки кабины трактора.
Отзывы о тракторе «ДТ-54»
Легендарный трактор «ДТ-54» ушёл в историю ещё в 60-х годах ХХ века, уступив место «ДТ-75» и другим более современным моделям. Некоторое количество этих тракторов выпускалось на протяжении 70-х годов только на Алтае. Учитывая столь солидный возраст, в интернете трудно найти достоверные отзывы от тех, кто работал на «ДТ-54».
Главный минус «ДТ-54» – в том, что он плохо заводился в холодную погоду. Из этого затруднительного положения механизаторы выходили следующим образом. Заливали в систему четыре ведра горячей воды (а лучше – прямо кипятка). Этого хватало, чтобы заполнить систему, и чтобы пускач был в воде. Затем немного гоняли на декомпрессоре и заливали ещё 15 литров до горла. Летом же «ДТ-54» неизменно заводился с пол-оборота.
Ещё один минус трактора, менее существенный – двери постоянно заедали раздвижные. Впрочем, они большую часть времени находились просто в открытом виде: для естественной вентиляции! А слово «комфорт», как известно, придумали слабаки! Выезжая на пахоту, наши деды брали с собой куриные яйца, заворачивали их в платок и в горловине радиатора варили. Поскольку горловина у «ДТ-54» очень большая.
Стоимость трактора «ДТ-54»
Удивительно, но и в XXI веке на полях трудятся отдельные «ДТ-54» – ветераны, оставшиеся в строю! В наступившую «эпоху колёсных тракторов» они даже иногда приходят на помощь этим самым колёсникам, оказавшимся в трудной ситуации из-за внезапного обильного ливня или по какой-то другой причине.
Большая часть оставшихся на ходу «ДТ-54» – это продукция Алтайского тракторного завода, на котором данная модель продержалась в производстве вплоть до 1979 года. Цена на данные трактора, находящиеся не только в рабочем, но и в весьма «бодром состоянии», доходит до 200 тысяч рублей! (разброс цен в пределах 75 000 – 200 000 рублей).
Прочие же ветераны продаются по цене вторчермета. Некоторые крестьяне-энтузиасты покупают несколько таких тракторов, чтобы на их основе создать один, в который можно «вдохнуть жизнь». Поэтому можно сказать, что активная жизнь главного символа покорения целины всё ещё продолжается!
оценивших 23, оценка: 4,09 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Комбайн Нова-340: технические характеристики
- Минитрактор Скаут Т-25: отзывы владельцев
- К-744: технические характеристики
- К-701: технические характеристики
- Двигатель Д 243: технические характеристики
- Испытано и доказано: датчик CLAAS NIR SENSOR определяет влажность убранной массы с лабораторной точн...
- Terex-970 Elite: технические характеристики
- ХТА-250 «Слобожанец»
- К осеннему сезону готов! Премьера культиватора «Алтай» на АГРОСАЛОН
- JOHN DEERE празднует 50-летний юбилей экскаваторов-погрузчиков
- МТЗ-622: технические характеристики
- Мотоблок «Нева»: технические характеристики
1) Фамилия инженера-конструктора СТЗ, разработавшего раздельное управление механизмом поворота В.А. Волочков (а не Волчков).
2) Модификация, предназначенная для работы на почвах с низкой несущей способностью (болотоходная) имела марку ДТ-55 (после модернизации — ДТ-55А.
3) Вместо диапазона тяговых усилий указано только его максимальное значение. А диапазон — 1000-2850 кгс (он указан ниже).
4) Сдвижные двери (которые по мнению автора заедали) были только на тракторах Харьковского и Алтайского тракторных заводов.
5) А еще же выпускалась газогенераторная модификация — трактор ГБ-58.