СМД-62: технические характеристики
Дизельный двигатель СМД-62 был разработан на основе мотора СМД-60, специально для колёсных тракторов Т-150К харьковским Тракторного завода имени Серго Орджоникидзе. Выпускался этот шестицилиндровый V-образный дизель на харьковском заводе «Серп и молот». В постсоветские времена его производили некоторое время также на Белгородском моторном заводе. СМД-62 был не единственным дизелем для Т-150К: на эти популярные и весьма удачно сделанные трактора советской эпохи устанавливали и ярославские ЯМЗ-236, которые постепенно стали основными для Т-150К.
1. Блок-картер и головка цилиндров
2. Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К
3. Газораспределительный механизм
4. Система питания дизтопливом
5. Система питания воздухом
6. Турбокомпрессор TKP-11H-1 двигателя СМД-62
7. Система выпуска отработавших газов
8. Система смазки
9. Система охлаждения двигателя СМД-62
10. Пусковой двигатель П-350 мотора СМД-62
11. Технические характеристики двигателя СМД-62 в цифрах
12. Другие модификации дизельного двигателя СМД-60
СМД-62 имеет аналогичную конструкцию с дизелем СМД-60. Отличается он от базовой модели он следующим:
- увеличенной мощностью (128,8 кВт или 175 л.с. при 2100 об/мин – вместо 117,7 кВт или 160 л.с. при 2000 об/мин);
- иным устройством вала и корпуса муфты сцепления;
- наличием компрессора, предназначенного для тормозной системы трактора.
Состоит мотор СМД-62 из блок-картера, 2-х головок цилиндров, механизмов:
- кривошипно-шатунного,
- распределения,
- питания дизтопливом,
- питания воздухом, смазки,
- охлаждения,
- выпуска отработавших газов,
а также элементов пускового мотора и редуктора.
Цилиндры мотора СМД-62 размещены в 2 ряда, под 90-градусным углом 1,53 рад (90°) и расположены в едином блоке вместе с верхней частью картера. В задней части мотора находится топливный насос. Дизтопливо очищается 2-мя фильтрами: грубой очистки и тонкой очистки. Воздух, поступающий в цилиндры, фильтруется через воздухоочиститель с бумажными фильтроэлементами. Масло очищается в поднопоточной масляной центрифуге. Водяной насос с вентилятором и компрессор снабжены ременным приводом от шкива на переднем носке коленвала, а генератор – от шкива на водяном насосе.
Запуск дизеля СМД-62 производится 1-цилиндровым бензиновым пусковым мотором. Передачу от него к маховику осуществляет одноступенчатый редуктор. Для уменьшения шума служит глушитель.
Каждый цикл работы мотора осуществляется в течение 2-х оборотов коленвала и включает 4 такта: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Рабочие ходы в цилиндрах дизеля следуют один за другим в следующем порядке работы цилиндров: 1–4–2–5–3–6.
Блок-картер и головка цилиндров
Блок-картер – это корпусная деталь, чугунная отливка, объединяющая 2 блока цилиндров, лежащих под углом друг к другу, и верхнюю часть картера коленвала.
Гильзы цилиндров сделаны съёмными, «мокрого» типа, и сделаны из спецчугуна. Их внутренняя поверхность закалена высокочастотными токами.
Головка цилиндров – это чугунная отливка, сделанная как одно целое с коробкой клапанов. Для уплотнения разъёма между головкой и блоком цилиндров служит прокладка из асбостального полотна. Головки цилиндров являются взаимозаменяемыми.
На них установлен клапанный механизм. На нижней плоскости против каждого цилиндра сделаны по 2 расточки для впускного и выпускного клапанов. В расточках – сёдла из специального никелевого сплава.
Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К
В этот механизм дизеля СМД-62 входят: поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленвал, маховик.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В днищах у них – тороидальные открытые камеры сгорания. Верхние части поршней – конусные, юбки – овально-конусные.
Вверху у поршней имеются 4 канавки, с кольцами. Для отвода масла в 4-й канавке и под канавкой предусмотрены отверстия. В 2-х бобышках расточены отверстия под поршневой палец, и для подвода к нему масла в бобышках также выполнены отверстия.
Поршневой палец выполнен полым, плавающего типа, и сделан из хромо-никелевой стали. Наружная поверхность его цементирована и отполирована.
Штампованный из хромистой стали шатун имеет двутавровое сечение стержня. В его верхнюю головку запрессовывается бронзовая втулка. Шатунные вкладыши – из сталеалюминевого сплава, покрытые приработочным слоем.
Штампованный из стали коленвал имеет 4 коренных и З шатунных шейки. Шатунные шейки размещены под углом 120°.
Маховик – литой чугунный, со стальным венцом, сбалансированный статически в динамическом режиме с точностью до 0,006 Н.м (60 гс. см).
Газораспределительный механизм
В составе механизма газораспределения – распредвал, клапаны впускные и выпускные, элементы их установки и привода: толкатели, штанги, коромысла, регулировочные винты и гайки, тарелки с сухариками, пружины, направляющие втулок, стоек и осей.
Распредвал – штампованный из стали, установленный на 4-х опорах. Задняя опора (со стороны маховика) снабжена бронзовой втулкой, а остальные – расточены в приливах блок-картера. Диаметры опор разные: у задней – наибольший, а у передней — наименьший. 1-я и 4-я шейки распредвала снабжены радиальными сверлениями для подвода масла к клапанному механизму.
На заднем конце распредвала имеется блок из двух косозубых шестерёнок, одна из которых входит в зацепление с шестернёй коленвала и приводит во вращение распредвал, а другая — передаёт вращение шестерне привода топливного насоса.
Толкатели – стальные, с плоскими донышками. Коромысла клапанов – стальные, отличающиеся по своей конфигурации для впускных и выпускных клапанов. Их перемещение их вдоль оси ограничено распорными пружинами. Клапаны впускные и выпускные изготовлены из жароупорной стали.
Система питания дизтопливом
В составе системы питания дизтопливом двигателя СМД-62:
- насосы топливный (с регулятором) и топливоподкачивающий;
- фильтры грубой и тонкой очистки;
- топливопроводы низкого и высокого давления;
- топливный бак;
- форсунки ФД-22 закрытого типа
Дизтопливо при достижении давления, равного 17,5 МПа (175 кгс/см2), впрыскивается в камеру сгорания в поршне.
Топливный насос 221.1111004-10 установлен распределительного типа, 2-х секционный, с дозированием дизтоплива изменением конца подачи, снабжённый механическим всережимным регулятором прямого действия, поршневым подкачивающим насосом с ручной прокачкой дизтоплива и муфтой автоматического изменения угла опережения впрыска дизтоплива.
Система питания воздухом
В систему питания воздухом входят: воздухоочиститель сухого типа, с индикатором засоренности, турбокомпрессор, впускной тракт.
Турбокомпрессор TKP-11H-1 двигателя СМД-62
Установленный на данном дизеле турбокомпрессор направляет энергию выпускных газов на наддув воздуха в цилиндры. Повышая весовое количество воздуха, поступающего в цилиндры мотора, турбокомпрессор способствует сгоранию увеличенных доз дизтоплива, обеспечивает увеличение мощности мотора.
Состоит этот турбокомпрессор из центробежного одноступенчатого компрессора и центростремительной радиальной турбины. Принцип работы его заключается в том, что горячие отработавшие газы из цилиндров дизеля идут под давлением в камеру газовой турбины. Из камеры, они, расширяясь, идут па лопатки рабочего колеса турбины, и приводят его во вращение. Вращение рабочего колеса турбины передаётся через вал колесу центробежного компрессора, которое расположено на другом конце вала.
Центробежный компрессор засасывает воздух через воздухоочиститель, сжимает его и подаёт под давлением во впускной коллектор.
Система выпуска отработавших газов
Система выпуска отводит отработавшие газы из цилиндров двигателя. Состоит она из правого и левого выпускных коллекторов, которые соединены входными патрубками корпуса турбины, выпускной трубы, глушителя и эжектора.
Система смазки
В систему смазки двигателя СМД-62 входят:
- маслонасос,
- насос предпусковой прокачки масла,
- масляный фильтр-центрифуга,
- масляный фильтр турбокомпрессора.
Система смазки бесперебойно подаёт масло к трущимся деталям двигателя для уменьшения их трения и износа, а также для отведения от них тепла и элементов износа. Также слоем смазки на поверхности гильзы, колец и поршня обеспечивается лучшее уплотнение соединения гильза – поршень.
Система смазки у двигателя комбинированная: одни детали смазывается под давлением (подшипники коренные и шатунные, а также распредвала, пальцы поршневые, втулка шестерни привода топливного насоса, автоматическая муфта изменения угла начала подачи топлива, турбокомпрессор, водяной насос и воздушный компрессор), а другие – разбрызгиванием масла (гильзы, поршни, поршневые кольца, шестерни распределения и привода маслонасоса).
Система охлаждения двигателя СМД-62
У двигателя СМД-62 закрытая жидкостная принудительная система охлаждения. Основные её агрегаты – это водяной насос с вентилятором и радиатор. Также, начиная с 1976 года, в целях автоматического регулирования температурного режима на каждый двигатель данной модели устанавливали 2 термостата ТС-107. При включении пускового двигателя, когда коленвал мотора ещё не вращается, в системе охлаждения возникает местная термосифонная циркуляция воды, обеспечивающая быстрое прогревание пускового двигателя.
После пуска двигателя (что актуально в холодную погоду), пока охлаждающая жидкость не прогреется до 80 градусов, основные клапаны термостатов закрыты. Жидкость из-за этого минует радиатор – она идёт в насос и снова приходит в блок-картер. При температуре свыше 80°С основные клапаны термостатов открываются частично, и охлаждающая жидкость начинает частично циркулировать через радиатор. А когда температура жидкости дойдёт до значения 90 градусов – клапаны открываются уже полностью, и весь поток целиком идёт сквозь радиатор.
В холодное время года температурный режим двигателя дополнительно регулируется шторкой, которая управляется цепочкой из тракторной кабины. Для регулировки давления в радиаторе в пробке заливной горловины имеются паровой и воздушный клапаны. Паровой клапан служит для отвода из радиатора образующихся паров воды. Он открывается при повышении давления в радиаторе до О,О5-О,О7 МПа (О,5-О,7 кгс/см2). Клапан воздушный предназначен для сообщения радиатора с окружающей атмосферой. Он открывается при разрежении в радиаторе О,ОО1-О,О12 МПа (О,О1-О,12 кгс/см2).
На дизелях СМД-62 с 1975 года привод вентилятора производится двумя ремнями вместо одного. В связи с этим, изменили и конструкция шкивов на коленвале, водяном насосе и натяжном ролике. Натяжение ремней регулируется натяжным роликом. Его подшипники снабжены постоянной консистентной смазкой.
Пусковой двигатель П-350 мотора СМД-62
Для запуска дизельного двигателя СМД-62 предусмотрели пусковое устройство, состоит которое из пускового мотора П-З5О и редуктора.
Пусковой двигатель – 1-цилиндровый, карбюраторный, 2-х тактный, с кривошипно-камерной продувкой. Он имеет мощность 9,94 кВт (13,5 л. с.), при частоте вращения коленвала 66,7 об/с (4000 об/мин), и закреплён на фланце картера маховика дизеля. Запуск двигателя производится стартером СТЗ62, либо дублирующим его ручным пусковым механизмом.
Технические характеристики двигателя СМД-62 в цифрах
- Рабочий объём двигателя – 9,15 литров.
- Диаметр цилиндра – 1ЗО мм, ход поршня – 115 мм.
- Мощность (полезная номинальная) – 128,8 кВт или 175 л.с., при 2100 об/мин.
- Степень сжатия – 15.
- Вес двигателя – 1100 кг.
- Средний расход дизтоплива – 248 г/кВ*ч.
Другие модификации дизельного двигателя СМД-60
Кроме СМД-62, на базе дизеля CМД-60 было разработано ещё несколько модификаций, выпускавшихся в серийном производстве. Это
- СМД-64 – для зерноуборочного комбайна СК-6 «Колос» Таганрогского комбайнового завода и корнеуброчного комбайна KC-6 Тернопольского комбайнового завода;
- СМД-68 – для трелёвочного трактора – колёсного тягача Т-157;
- СМД-68Д – для колёсного трактора Т-158
– это модели харьковского Тракторного завода имени Серго Орджоникидзе, сделанные на базе Т-150.
оценивших 7, оценка: 3,14 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Двигатель Д-242: технические характеристики
- СМД-18: технические характеристики
- Алехандро Саяго станет вице-президентом John Deere по продажам и маркетингу в Европе и странах СНГ
- МТЗ-152: отзывы владельцев
- На AGROS 2021 компания CLAAS представит новые данные об экономической эффективности технологии SHRED...
- Время первых! QUIVOGNE стала участником АГРОСАЛОН
- John Deere включила в программу Startup Collaborator 2022 семь новых компаний
- На Омском заводе начинается выпуск тракторов под маркой «Мамонт»
- Косилка ротационная навесная КРН-2.1
- Бульдозер Б-170: технические характеристики
- Торум-750: технические характеристики
- Неслучайные встречи. Биржа контактов на АГРОСАЛОН!