Бульдозер Т-180: технические характеристики
Один из доблестных дизельных тружеников советской эпохи
Т-180 – промышленный гусеничный трактор, который серийно выпускался Брянским автомобильным заводом с 1965-го по 1987 гг. Он стал первый в Советском Союзе серийным трактором-бульдозером 15-го тягового класса. Данный трактор предназначался для работ с полным спектром навесного и прицепного оборудования – на строительных объектах, в дорожном строительстве, а также в газовой, горнодобывающей, лесной и прочих сферах промышленности и хозяйства.
1. Модификации и особенности
2. О предприятии-изготовителе бульдозера Т-180
3. Конструкция. Подвеска и ходовая часть трактора Т-180
4. Двигатель бульдозера Т-180
5. Трансмиссия Т-180
6. Тормоза трактора Т-180
7. Электрооборудование бульдозера Т-180
8. Технические характеристики в цифрах
9. Кабина трактора Т-180
10. Отзывы о бульдозерах Т-180
Основные функции, которые выполняли Т-180 в самых разнообразных регионах Советского Союза и в «братских странах – разработка и перемещение грунта различных категорий. Спереди на трактор монтировались отвалы типа Д-575С, а сзади крепились рыхлители. Данной модели было суждено стать «долгожителем»: на конвейере Брянского автозавода она находилась более двух десятилетий.
Модификации и особенности
Основой для трактора Т-180 стала модель Т-140, производства Челябинского тракторного завода. Двигатели были использованы изначально также челябинские: 6КДМ-50, шестицилиндровые атмосферные дизельные моторы, созданные на базе четырёхцилидровых КДМ-46, мощностью 140 л.с.
С 1966 года был начат выпуск модификации трактора Т-180Г, который отличался от трактора базовой модели наличием гидравлической системы для управления бульдозерным отвалом и прочим навесным и прицепным оборудованием. В 70-х годах она была заменена усовершенствованной модификацией Т-180Г2, которая и выпускалась массово до 1987 года, когда Министерство автомобильной промышленности СССР вынесло решение об остановке выпуска гусеничных тракторов и спецмашин на Брянском автозаводе.
Тем не менее, спрос на данную продукцию оставался серьёзным. Поэтому промышленные трактора Т-180Г2 ещё продолжали собирать в Брянске, по составленным с потребителями «прямым договорам», до 1992 года включительно. А производство комплектующих и запасных частей для бульдозеров Т-180Г2 продолжался вплоть до середины 90-х.
Серийные модификации:
- Т-180Г – бульдозер с гидравлическим механизмом для позиционных и силовых регулировок. Внешний вид данного варианта отличается от базовой версии наклоном передней части капота (облицовки моторного отсека). Сбоку были расположены крышки для установки гидравлических цилиндров. Вес данной модели трактора Т-180 был больше на 830 килограммов.
- Т-180С – специальная модификация для северных районов, с дополнительным утеплением. Трактор оснащён специальным кожухом капотной зоны / моторного отсека; обогревателем, который работал от охлаждающей системы двигателя, усовершенствованной теплоизоляцией и остеклением двойными стёклами.
- Т-180КС – специальный карьерный вариант для северных регионов – с усиленной рамой увеличенной толщины. Дорожный просвет данного трактора был увеличен на 50 мм. Данная модификация также характеризовалась дополнительным утеплением.
- Д-804ПГ – фронтальный погрузчик на базе трактора Т-180.
- Д-804М – трубоукладчик на базе трактора Т-180.
Промышленный трактор Т-180 можно охарактеризовать как один из наиболее удачных бульдозеров советской индустрии. Сильные стороны данной модели – это простота и надёжность конструкции, доступность всех её основных элементов, неприхотливость и ремонтопригодность техники. Естественно, по современным меркам уровень комфорта в кабине механизатора любой из модификаций Т-180 являлся далёким от идеала, но он позволял эффективно выполнять все свои функции.
О предприятии-изготовителе бульдозера Т-180
Брянский автомобильный завод является производителем колёсных шасси и тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн, которые применяются главным образом для военных нужд.
Брянский автозавод был основан в июне 1958 года, первоначально в качестве филиала столичного ЗИЛа, изготавливающего для него комплектующие: ведущие мосты, лебёдки, раздаточные коробки, элементы подвески и прочие детали для грузовиков ЗИЛ-131. Затем в Брянске было налажено производство армейской автомобильной спецтехники.
Наряду с основной продукцией военного назначения, завод проектировал и производил промышленные гусеничные тракторы для нужд народного хозяйства, а также для монтажа трубоукладочного оборудования нефтегазовой отрасли страны. Их производство было свёрнуто в конце 80-х.
В настоящее время Брянский автозавод продолжает выпускать армейские автомобили высокой проходимости, шасси которых применяется для установки разнообразных ракетных систем. Самая известная военная продукция – это седельные тягачи БАЗ-64022, применяемые в составе ЗРК С-400 «Триумф».
С 2015 года БАЗ входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей». Что касается его гражданской продукции, то это двух-, трёх- четырёх- и пятиосные шасси для установки кранов грузоподъёмностью от 25-ти до 100 тонн, седельные тягачи и трубовозы.
Конструкция. Подвеска и ходовая часть трактора Т-180
На сварную раму, которая выполнена из деталей коробчатого сечения, установлены все основные элементы. Она также снабжена прицепным механизмом жёсткого типа и четырьмя кронштейнами, которые предназначены для монтажа навесного оборудования. Компоновкой модели предусмотрено переднее расположение мотора и заднее расположение кабины и трансмиссии. Сварной корпус включает в себя поперечные и передние брусья, а также балку.
На гусеничном движителе основывается движущий блок, сформированный внутри цепи с шириной в 58 сантиметров. В состав каждой из цепей входят звенья (по 41 шт.). Шесть штук опорных катков попарным образом соединяются двухплечными балансирами. Катки верхней части базируются на опорах, которые приварены к продольным балкам трактора. Натяжение гусеничной цепи – кривошипное винтовое.
Двигатель бульдозера Т-180
Трактор Т-180 укомплектован четырёхтактным рядным шестицилиндровым дизельным двигателем Д-180 (ГОСТовское обозначение 6ЧН15/18). В конструкции этого мотора реализованы принципы вертикального расположения цилиндров, предкамерного смесеобразования, нераздельной камеры сгорания в поршне, закрытой жидкостной системы охлаждения. Запуск производится от специального пускового малого двигателя марки П-23.
Для облегчения запуска основного мотора в условиях низких температур предусмотрен двухступенчатый декомпрессор (процесс декомпрессии производится в трёх либо в шести цилиндрах). Мощность двигателя Д-180 составляет 175 лошадиных сил (или 132 кВт), при 1100 об/мин. Рабочий объём дизеля Д-180 составляет 20,28 литров. Диаметр цилиндра двигателя равен 140 мм, ход поршня – 205 мм. Запас по крутящему моменту – 25 процентов.
Двигатель Д-180 – многотопливный. Он может работать как на дизельном топливе, так и на керосине или газовом конденсате.
Топливный бак, вместимостью 325 литров, размещён прямо в кабине бульдозера, вдоль её задней стенки, а горловина выведена наружу. А на тракторах Т-180Г на наружной задней стенке кабины разместился ещё и масляный бак.
Трансмиссия Т-180
Трансмиссии трактора Т-180 – механическая либо гидромеханическая. Муфта сцепления –сухого, постоянно замкнутого типа, с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, с пневматическим сервомеханизмом. Механическая коробка перемены передач является четырёхходовой, с шестернями постоянного зацепления. Она оснащена 5-ю передачами вперёд и двумя – назад.
Механизм поворота – планетарного типа, одноступенчатый. Для управления механизмами поворота задействуются пневматические сервомеханизмы, и они существенным образом облегчают процесс управления трактором. Планетарный механизм производит плавным образом изменение скорости для каждой из гусениц (по отношению к противоположной гусенице). Это помогает делать повороты трактора по кривым самого разнообразного радиуса. Главная передача – коническая, со спиральными зубьями. Конечные передачи выполнены одноступенчатыми, с прямозубыми шестернями.
Тормоза трактора Т-180
Тормоза у данного гусеничного бульдозера – ленточного типа, двустороннего действия, работающие в масляной ванне и снабжённые пневматическими сервомеханизмами. При нажатии на педаль тормоза, расположенную слева, оба рычага управления механизмами поворота переходят в крайнее заднее положение. Стояночный тормоз выполнен как механический фиксатор, который закрепляет педаль тормоза в выжатом положении.
Электрооборудование бульдозера Т-180
Электрическая система данного трактора – однопроводная, имеющая напряжение 12 Вольт. В её составе – следующее оборудование: генератор тока Г-304, аккумуляторная батарея 6МТ-90МС, пускатель и электромагнитный регулятор. Бульдозер способен эффективным образом работать в условиях слабой освещённости, благодаря наличию мощных фар модели ФГ-12Б.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 5420 мм, ширина – 2740 мм, высота – 2820 мм.
- Гусеничная база – 3220 мм;
- Дорожный просвет – 550 мм;
- Ширина гусеницы – 580 мм;
- Высота грунтозацепов – 75 мм;
- Минимальный радиус поворота – 2040 мм.
- Конструктивная масса бульдозера – 14950 кг.
- Удельное давление на грунт – 0,05 МПа.
- Максимальная скорость – 12 км/час.
- Тяговое усилие – до 13820 кгс.
Кабина трактора Т-180
Бульдозер Т-180 комплектуется большой стальной кабиной с двумя дверцами. Салон данной техники вмещает трёх человек, однако просторным его назвать нельзя. Условия внутри кабины, как и в любой старой технике, являются очень и очень спартанскими, комфорт – минимально возможный. Кабина трактора Т-180 оборудована звуковой и тепловой изоляцией, которая вшита в её металлический корпус. Она частично ликвидирует влияние звуковой и вибрационной нагрузки дизеля на рабочее место механизатора, хорошо держит тепло.
Мощный отопитель помогает механизатору не замёрзнуть в холодное время года. Внутри также смонтирован фильтрующий вентилятор, который подаёт в салон воздух, очищенный от мелких пылевых частиц. Отопитель позволяет не замерзнуть. Для освещения в салоне предусмотрен светильник. Сиденья оснащены подлокотниками и являются достаточно комфортными для техники данного. Спинки кресел можно отрегулировать по углам наклона.
Отзывы о бульдозерах Т-180
По отзывам эксплуатантов, главными недостатками данной техники считались: ненадёжный коленчатый вал двигателя (есть свидетельства о поломке данной детали вскоре после капитального ремонта двигателя), и уязвимость пневмосистемы (при замерзании конденсата в условиях минусовых температур трактор становился неработоспособным).
Объявлений о продаже подержанных брянских бульдозеров модели Т-180 уже не найти: даже самые новые из них уже перешагнули через тридцатилетний рубеж и давно отработали своё. Последние фото / видео работающих бульдозеров Т-180 относятся к началу 2000-х годов.
Один из бульдозеров данной модели является частью монумента «Слава строителям КамАЗа!», который был установлен на высоком кургане в Набережных Челнах перед пуском главного конвейера, 16 февраля 1976 года. И стоит там по сей день вместе со скрепером МАЗ-529 (только вместо стёкол у них теперь приварены стальные листы). Причём это не единственный Т-180, поставленный в нашей стране на постамент.
Например, в самом Брянске данная техника была установлена на постамент в ознаменование 30-летнего юбилея со дня основания предприятия, в июне 1988-го года. Этот памятник напротив дирекции завода теперь служит практически единственным напоминанием том, что Брянский автомобильный завод (БАЗ) когда-то серийно выпускал гусеничные промышленные трактора.
Если не считать репродукции со старой картины, на которой изображён заводской корпус №4, в котором занимались производством этой техники. Последний Т-180 выехал из его ворот одновременно с распадом Советского Союза, в 1991 году.
оценивших 6, оценка: 4,50 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Бульдозер Shantui SD23: технические характеристики
- CLAAS отмечает рост подключений к системе TELEMATICS
- Далеко уедешь! Шины «Индустриальной Группы» на АГРОСАЛОН!
- CLAAS Академия совершенствует ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ
- Праздник сельхозтехники: АГРОСАЛОН 2022 открыт!
- Картофелесажалка навесная двухрядная Л-201
- Трелевочный трактор КТ-12
- Четра Т25: технические характеристики
- CLAAS: практические рекомендации по заготовке кукурузного силоса SHREDLAGE®
- На Омском заводе начинается выпуск тракторов под маркой «Мамонт»
- Гусеничные тракторы российского производства
- Демонстрационный тур CLAAS 2021: широкая линейка техники на российских полях