АТ-Т: артиллерийский тягач – тяжёлый
И в армии, и в Антарктиде
Эту спецмашину все жители Советского Союза знали по парадам на Красной площади в 50-80х гг. и по телерепортажам с антарктических станций СССР. Своеобразному гибриду танка, грузовика и трактора нипочём оказались любые экстремальные условия. «Изделие-401», АТ-Т – «артиллерийский тягач – тяжёлый» харьковского производства нашёл широкое применение не только в Вооружённых Силах СССР, но и в полярных экспедициях Страны Советов, и при освоении труднодоступных регионов. Выпускался он с 1948-го по 1979-й год.
1. Об истории создания и производства данной модели
2. О главном конструкторе и предприятии-изготовителе
3. Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т
4. Трансмиссия АТ-Т
5. Подвеска и ходовая часть
6. Кабина тягача АТ-Т
7. Грузовая платформа тягача АТ-Т
8. Электрическое оборудование
9. Технические характеристики в цифрах
АТ-Т был создан на основе элементов шасси массового послевоенного среднего танка Т-54 (годы выпуска 1946-1974). А кабина тягача была сделана на основе кабин грузовых автомобилей ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую пришлось, учитывая его габариты, заметно расширить.
Тягач действительно смотрится внушительно и монументально: рядом с ним массовый армейский грузовик ГАЗ-66 кажется маленьким, как легковой кроссовер или джип.
Об истории создания и производства данной модели
Тяжёлый артиллерийский тягач АТ-Т был спроектирован и разработан в конце 1940-х на Харьковском машиностроительном заводе имени Вячеслава Малышева. Эту работу возглавлял известный советский инженер-конструктор, который участвовал в создании легендарных Т-34 – Александр Александрович Морозов.
Завод имени Малышева (до 1957-го года он назывался Заводом имени Коминтерна) в послевоенные годы с выпуска паровозов переключился на производство тепловозов, танков и гусеничных тракторов, а также дизельных двигателей широкого применения.
В связи с постановкой на вооружение Советской Армии новейших артиллерийских и ракетных систем, возникла необходимость в тяжёлых тягачах для их транспортировки, а также перевозки боезапаса для них. За основу конструкторам сразу было предложено взять новый, но уже хорошо испытанный средний танк Т-54.
Главное автобронетанковое управление Министерства обороны СССР ориентировало Морозова и его команду на выполнение следующих требований:
- Тягач должен буксировать артиллерийские и ракетные системы и прицепы массой до 25 тонн: 203-мм гаубицу Б-4, 130-мм зенитную пушку КС-30, прочие орудия повышенной мощности, ракетные комплексы 8К63;
- Он должен быть в силах передвигаться с полной нагрузкой со скоростью 35 километров в час;
- Тягач должен успешно работать в любой климатической зоне Советского Союза;
- Грузоподъёмность его грузовой платформы должна быть не менее 5-ти тонн;
- Должна иметься лебёдка с тяговым усилием не ниже 25-ти тонн;
- Шасси тягача должно обладать возможностью монтировать на нём всевозможное спецоборудование для различных родов войск и спецвойск Советской Армии, с беспроблемным обеспечением привода его в действие;
- Тягач должен быть применим не только в военной, но и в гражданских отраслях.
Разумеется, все эти требования были выполнены, и уже в конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были выпущены первые опытные образцы нового тяжёлого артиллерийского тягача.
Для их испытания был совершён пробный пробег по маршруту Харьков – Москва (Кубинка). Во время данного пробега «изделие-401» зарекомендовало себя с хорошей стороны – как тягач достаточно мощный, выносливый, маневренный, работоспособный, с превосходными тяговыми свойствами; удобный в эксплуатации и простой для полевого ремонта.
После сравнительных испытаний и сведения комплекса показателей в одну таблицу АТ-Т оказался наиболее прогрессивным среди всех прочих моделей тяжёлых артиллерийских тягачей 1-го послевоенного поколения. Создателей «изделия-401» в 1948-м году отметили Сталинской премией.
С 1950 года стартовало массовое серийное производство данных тяжёлых тягачей. А в конце 1958 года их ждало особенно суровое испытание: в составе 4-й Советской антарктической экспедиции тягачи были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна гусеничных вездеходов вышла из Мирного и приступила к регулярной работе в условиях Антарктиды.
Это был первый послевоенный быстроходный тяжелый гусеничный тягач, предназначенный для буксировки прицепов (артиллерийских систем) массой до 25 000 кг, нашедший широкое применение в советских Вооруженных Силах. Тягач АТ-Т и сегодня продолжает нести службу в частях Российской армии, помогает жить и работать геологам, газовикам и нефтяникам Сибири и Крайнего Севера.
О главном конструкторе и предприятии-изготовителе
Вся жизнь Александра Морозова была связана с его родным предприятием. Он начал работать на Харьковском паровозостроительном заводе уже после 6-го класса школы, в 1919 году. В 1930 году он окончил Московский автотракторный институт имени Ломоносова, теперь ставший Московским государственным техническим университетом «Московским автомеханическим институтом». В конце 1930-х годов был в команде конструкторов, которые создали самый массовый серийный танк Великой Отечественной, наше «Оружие Победы» – Т-34.
Все военные годы он занимал пост главного конструктора Харьковского завода, эвакуированного в октябре 1941-го на Урал. С ноября 1951 года стал главным конструктором Харьковского КБ машиностроения, а в 1966-1976 гг. был его начальником. Под его руководством были разработаны танки Т-64 (в 1963-м), Т-64А (в 1966-м году).
С июня 1976 года Морозов стал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Ушёл из жизни в 1979 году, в возрасте 74-х лет.
После войны Харьковский машиностроительный завод имени Малышева выпускал танки Т-44, Т-54, Т-55 до 14-ти разных модернизаций, Т-64, Т-80, Т-80У, Т-80УД. Причём рекорд производительности заводом был поставлен не в благополучные советские годы, а в роковой для СССР 1991-й год – 800 танков за год (тогда особенно много Т-80УД было продано на экспорт). Но после рекордного 1991 года завод никогда даже близко не приближался к подобным показателям.
В 1995 году на базе Т-80УД был разработан основной танк Украины Т-84 (модификации – Т-84БМ «Оплот» и Т-84-120 «Ятаган». Крупнейшими контрактами предприятия в истории независимой Украины стали продажа Пакистану 320 танков Т-80УД (заключен в 1996 году); Таиланду – 49 танков «Оплот» и 121 БТР-3Е1 (2011); в Ирак – 420 БТР-4 (2009).
В передней части тягача под кабиной продольно маховиком вперед установлен 12-цилиндровый дизель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л.с.) при 1600 мин–1, позволяющий идти по шоссе с полной нагрузкой с максимальной скоростью 35,5 км/ч.
Двигатель тяжёлого тягача АТ-Т
Двигатель у АТ-Т – дизельный, надёжный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжёлые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запылённости. Если запылённость находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.
А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырёхтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объём этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин.
Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.
Трансмиссия АТ-Т
В составе механической трансмиссии данного тяжёлого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебёдке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжёлой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжёлого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что даёт возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклёпкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров.
Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
Кабина тягача АТ-Т
Тягач оборудован капотного типа четырёхместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.
Кабина тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.
Грузовая платформа тягача АТ-Т
Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебёдке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещённые вдоль либо поперёк бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъёмность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, её внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.
Электрическое оборудование
Электрооборудование тягача сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.
Технические характеристики в цифрах
Проходимость у тягача АТ-Т на местности очень хорошая для машин такого типа. Он способен с полной нагрузкой преодолевать (на сухом твёрдом грунте) подъёмы крутизной в 30 градусов (с прицепом – в 25 градусов), рвы (канавы) шириной в 1,9 метра, препятствия высотой до 0,85 метра, броды (с твёрдым дном) глубиною до 1 метра и двигаться по косогору с креном в 25 градусов. Среднее удельное давление на грунт при этом составляет не более 0,065 МПа (0,65 кгс/см2).
Дорожный просвет у тягача равен 425 мм, и это позволяет ему передвигаться вслед за танковой колонной по разбитой грунтовой дороге с глубокой колеёй, и не садиться днищем на грунт. По данному показателю тягач даже превосходит средний танк Т-34, который всегда отличался хорошей профильной проходимостью (дорожный просвет у Т-34 составлял 400 мм).
Запас хода по дизтопливу у тягача АТ-Т значительный – 752 километра.
Тягач АТ-Т оборудован лебёдкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм. Она предназначается для вытаскивания и самовытаскивания самого тягача и застрявших машин меньшей либо сопоставимой с ним массы. Шестерёнчатый редуктор лебёдки двигает барабан с тросом. Тросоукладчик, тяговые ролики, разгружавшие её трос, уложенный на барабане, от усилия вытаскивания машины, защищающий от перегрузок механизм и тормоз, удерживающий вытаскиваемую машину на месте при внезапной остановке лебедки. Лебёдка размещена под настилом пола платформы и приводится в действие от трансмиссии тягача. Длина троса позволяет применять тягач для наведения пролётов разборных мостов на опоры.
- Количество мест в кабине – 4.
- Количество мест в кузове – 16.
- Масса прицепа – до 25 000 кг.
- Ширина колеи – 2640 мм.
- Среднее удельное давление на грунт (с грузом) – 0,652 кг/см².
- Ширина траков гусеницы – 500 мм.
- Запас хода (по шоссе) с прицепом – 1100 км.
- Глубина преодолеваемого брода – 1,1 м.
- Ширина преодолеваемого рва – 1,8 м.
- Наибольшая скорость по шоссе – 35,5 км/час.
- Расход дизтоплива на 100 км пути – 140 литров, масла – 4 литра.
На базе этого тяжёлого тягача были созданы многие инженерные спецмашины. К примеру, траншейная машина БТМ, путепрокладчик БАТ, котлованная машина МДК-2. Большинство из них, конечно, давно списаны, но некоторые и в XXI веке продолжают стоять на вооружении в инженерных войсках. То же самое можно сказать и про элемент радиолокационного комплекса П-40 – самоходную РЛС 1РЛ128Д и станцию обнаружения и целеуказания СОЦ 1C 12 для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг».
Но в целом, АТ-Т, конечно же, давно стал историей отечественного машиностроения. Антарктические «снежные корабли» «Харьковчанка-2», сделанные на его основе, в конце восьмидесятых собирались модернизировать. Но потом, в связи с «перестройкой», распадом СССР, всеобщим кризисом и хаосом, этот проект был закрыт. А «Харьковчанки», «Харьковчанки-2» и собственно АТ-Т в Антарктиде остались, и, судя по фотографиям 2018 года, некоторые из них по-прежнему на ходу – продолжают работать!
оценивших 15, оценка: 3,93 из 5
Смотрите также статьи по теме
- JCB 3CX: технические характеристики
- Механическая коробка передач: принцип работы
- Лесозаготовительная техника из Барнаула выходит на рынок Японии
- Техосмотр трактора в Гостехнадзоре
- Winnum Станки – контроль качества технологии и технологической дисциплины
- Компания Лимагрен провела "Ночь поля – 2021" в Краснодарском крае
- Развитие дилерской сети CLAAS: от новых центров обслуживания клиентов до полевых полигонов
- Трактор Т-4А: технические характеристики
- Бульдозер Shantui SD22: технические характеристики
- Минитрактор Синтай-220: отзывы владельцев
- Мотоблок «Угра»: технические характеристики
- Минитрактор «Кентавр Т-18»: отзывы