Самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец»
ПРИЧУДЛИВЫЙ ТРАНСФОРМЕР СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
В 1961 году с трибун пленума ЦК КПСС прозвучало требование: сконструировать максимально универсальную сельхозтехнику, которая не простаивала бы, как балласт, долгие месяцы, а работала круглогодично. Ответом конструкторов стала серия многофункциональных самоходных шасси СШ-40, СШ-65, СШ-100 и СШ-150… Но только СШ-75 попало в серийное производство и было широко растиражировано по колхозам и совхозам.
Несмотря на то, что в целом СШ-75 «Таганрожец» оказался довольно полезной техникой, неплохо принятой аграриями (до сих пор некоторые о нём вспоминают), серийное производство данной модели продолжалось всего семь лет.
Их выпускали на Таганрогском заводе с 1965 до 1973 гг. За эти годы было отправлено в хозяйства 20714 таких многофункциональных самоходных шасси. Для нашей огромной страны это – капля в море.
Естественно, в нашу эпоху, в двадцать первом веке, увидеть СШ-75 «Таганрожец» вживую, на ходу – уже практически нереально. Если только в качестве экспоната, восстановленного энтузиастами, – в какого-нибудь провинциальном музее.
Впрочем, некоторые экземпляры сохранились «на ходу» через столько лет потому, что всю свою жизнь прослужили наглядными пособиями в ПТУ и сельскохозяйственных техникумах, а уже в наши дни попали в частные руки для эпизодического, не интенсивного использования в хозяйстве.
Изначально ведь «идея партии» была какая? Что комбайны сто́ит признать неэффективной сельскохозяйственной спецтехникой – поскольку эксплуатируются они всего лишь один месяц в году, а остальное время простаивают и ржавеют.
Советским колхозникам нужно дать возможность механизированной уборки свёклы, кукурузы, картофеля и силоса универсальной машиной одной модели. На которую к тому же можно будет установить плуг, сеялку, культиватор, землеройную или подъёмно-транспортную спецтехнику. Которая может стать и совершенно обычным, но таким необходимым в каждом хозяйстве грузовиком-самосвалом.
Строго говоря, самоходным шасси является, например, даже любой грузовик, который выходит с завода без кузова, а какое-то оборудование (например, самосвальный кузов, автокран, фургон, коммунальная техника и т.д.) изготавливается для него на другом заводе.
При разработке и дальнейшем производстве «Таганрожцев» использовались узлы и агрегаты самых массовых советских тракторов – Т-40, МТЗ-80, ДТ-75 и Т-150.
Особенности устройства
В целом, СШ-75 «Таганрожец» состояло из двух частей. Первой является несущая рама и ходовая, с возможностью перемены ширины колеи. Вторая часть – это силовой агрегат, который объединён с площадкой управления и непосредственно с кабиной механизатора.
При этом само расположение двигателя на самоходном шасси можно было варьировать. К примеру, когда нужен классический трактор – силовой агрегат ставится по центру, над управляемыми колёсами малого диаметра (по симметричной схеме).
Когда требуется превратить шасси в комбайн – силовой агрегат разворачивается на 180 градусов и смещается влево. Получается так называемая «Г-образная схема». При таком раскладе, кабина находится над левым ведущим колесом, а справа можно ставить любую навеску – хоть комбайновый бункер, хоть транспортёр.
Вот почему данную технику можно с полным правом назвать современным ходовым словечком «трансформер».
СШ-75 «Таганрожец» могло иметь базу в 3795 мм с одним ведущим мостом и 3900 мм – с двумя. Колея по передним колёсам также разнилась, в зависимости от схемы сборки: в Г-образном варианте она достигала 2412 мм, а при симметричной схеме – 1900 мм. Колея задних колес регулировалась на ширину в 1640 и 1840 мм (с одним ведущим мостом), либо на 2000 мм (с двумя ведущими мостами).
Снаряжённая масса самоходного шасси зависела от компоновки и количества ведущих мостов. Вес заправленного самоходного шасси с одним ведущим мостом составлял 3370 кг (в Г-образной схеме) и 3345 кг (в симметричной схеме); с двумя ведущими мостами он был, соответственно, – 3670 и 3645 кг.
Размер заводских шин передних колёс равнялся в стандартной базовой комплектации 15–24″, задних колёс – составлял 9,00–16″ (с одним ведущим мостом), либо 9,75–18″ (с двумя ведущими мостами).
Тормоза были установлены колодочного типа, на задних колёсах, плюс ещё стояночный тормоз. Вал отбора мощности являлся независимым, с частотой вращения в 1200 об/мин.
Базовой моделью является шасси СШ-75 «Таганрожец» с одним ведущим мостом на шинах низкого давления. В целях повышения проходимости шасси оборудовалось и двумя ведущими мостами, а для зон высокого увлажнения – гусеничным ходом.
Базовый вариант – самосвал
Основным, базовым вариантом СШ-75 «Таганрожец», выстроенного по симметричной схеме, стал самосвал НС-4(индекс расшифровывается как «навесной самосвал грузоподъёмностью 4 тонны).
Саморазгружающийся кузов «Таганрожца» можно было опрокидывать как назад, так и вбок.
Этот установленный на шасси саморазгружающийся кузов позволял перевозить до четырёх тонн груза. Это – «по паспорту», а на деле, непосредственно в хозяйствах – возили и намного больше.
В частности, житель города Кропоткина Краснодарского края Владимир Субботин вспоминает:
«Мой отец проработал трактористом всю жизнь. Примерно около восьми лет он работал на «Таганрожце», под Гулькевичами Краснодарского края. Он с большим уважением отзывался об этом трансформере – как о машине очень надёжной, неприхотливой, выносливой. «Таганрожцы» даже использовали в дальнобое!
Бригада самоходных шасси СШ-75 ездила в Цемдолину, что под Новороссийском, за 300 (!) км. Сами трактористы грузили их булыжником. И совсем не те 4 тонны заявленной грузоподъёмности, а более 12-ти тонн. Потом этот булыжник использовали как основу для асфальтированных дорог в городах. В Кропоткине до сих пор остались даже асфальтом не прикрытые отдалённые улицы, покрытые тем булыжником».
А для работы с сеном, соломой и прочими лёгкими, но объёмными грузами на кузова монтировались изначально предусмотренные их конструкцией надставные борта.
Земляки подтверждают: действительно, по окрестностям Кропоткина и по Гулькевичскому району в 1970-е годы бегали «Таганрожцы». Причём быстро бегали. Хорошо запомнился их необычный вид с одноместной кабиной. Не поймёшь, то ли автомобиль, то ли трактор.
В памяти остались в основном только лишь базовые варианты – с самосвальными кузовами. Хотя, окрестные свекловичные колхозы имели у себя по нескольку «Таганрожцев», переделанных в свеклоуборочные агрегаты.
По отзывам, СШ-75 по проходимости было отменным: никто, кроме него, не мог вытащить с раскисшего поля полный кузов свёклы. Только вот рычал он на ходу, жаловались механизаторы на гипоидную пару в редукторе заднего моста, простые конические шестерни стояли там.
Основные возможности агрегатирования
Ряд различных устройств для уборки урожая агрегатировался с СШ-75 «Таганрожец», переведённым на «Г-образную» схему. Это и свеклоуборочный комбайн, и картофелеуборочный комбайн, и силосоуборочный комбайн КНС-1,8 или СКН-2,6.
С СШ-75, собранным по симметричной схеме, агрегатировались трёхкорпусной плуг, сеялка, культиватор, разбрасыватель удобрений РСШ-3,5, опрыскиватели, землеройные машины и подъёмные механизмы. Также была разработана и в небольших количествах изготавливалась модификация СШ-75Г «Таганрожец» – для работы на заболоченных площадях, в том числе и на рисе. У неё вместо каждого из колёс был смонтированы гусеницы.
Двигатель и гидравлика
Самоходные шасси оснащались четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем СМД-14Б, производства харьковского завода «Серп и молот».
Мотор обладал мощностью 75 л.с., или 58,8 кВт (при 1700 об/мин), с водяным охлаждением и вихрекамерным смесеобразованием. Рабочий объём – 6,3 литра. Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 140 мм. Степень сжатия – 17. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
Удельный расход дизтоплива составлял 195 г/л.с.ч.
Привод навесных машин запускается в действие валом независимого отбора мощности с трёхручьевым шкивом под клиновые ремни, установленным в трансмиссии.
В общем корпусе редуктора двигателя находится коробка передач совместно с независимым реверсивным приводом шкива отбора мощности, который приводит в действие навешиваемую на шасси технику.
При работе шасси в Г-образной схеме, промежуточный вал соединяет редуктор двигателя дифференциалом через карданный вал.
Для повышения производительности в процессе уборки хлебов был разработан двухступенчатый демультипликатор с прямозубыми шестернями постоянного зацепления. Установка монтируется на редуктор двигателя и позволяет снижать скорость движения самоходного шасси, выполненного по Г-образной схеме. Управление навесным оборудованием осуществляется за счёт гидравлической системы, рассчитанной на трёх потребителей, имеющих гидроцилиндры одностороннего действия.
Трансмиссия
Сцепление обеспечивалось сухой, двухдисковой, постоянно замкнутой муфтой, которая выключается нажатием педали.
Поскольку «Г-образная схема» изначально предусматривала эксплуатацию техники с разнообазным навесным оборудованием, имевшим отнюдь не малый вес, «Таганрожцы» получили полноценную многоступенчатую коробку передач: 12 передач – вперёд и 4 передачи – назад.
Кроме того, на СШ-75 «Таганрожец» присутствовал и двухступенчатый демультипликатор. В результате, диапазон рабочих скоростей данной техники варьироваться в пределах от 1,23 до 35,6 км/час – это довольно широкий, и в целом неплохой диапазон для 75-сильного дизельного моторчика.
Скорости движения вперед (в км/час): на первой передаче – 1,55 км/час; на второй 2,0; на третьей 2,53; на четвертой 3,20; на пятой 3,95; на шестой 5,04; на седьмой 6,4; на восьмой 8,05; на девятой 15,3; на десятой 19,5; на одиннадцатой 24,8; на двенадцатой – 35,6 км/час.
Тяговые усилия (в килограммах): на первой-восьмой передачах – 1600; на девятой – 900; на десятой – 700; на одиннадцатой – 550; на двенадцатой – 440 кг.
Кабина, рабочее место механизатора
СШ-75 «Таганрожец» с одноместной кабиной, как у комбайна СКД-5 «Сибиряк» пошёл в серийное производство только лишь через четыре года после начала выпуска моделт. СШ-75 в своём первоначальном варианте – вообще никакой кабины не имел, механизаторы работали «на свежем воздухе».
Кабина шасси устанавливается на переднюю ось, причём есть особенность, если кабина крепится по середине оси, то шасси можно использовать только в качестве трактора или тягача. А если ее закрепить справа над колесом, тогда на технику устанавливаются дополнительные агрегаты для разнообразных работ в сельскохозяйственной отрасли.
Кабина «Таганрожца» была отапливаемой. Для обеспечения простоты управления, самоходное шасси было оборудовано гидроусилителем рулевого управления (золотникового типа на управляемом мосту).
О предприятии-изготовителе
Таганрогский комбайновый завод – это старейшее машиностроительное предприятие Ростовской области. В середине прошлого века он выпускал зерноуборочные комбайны «Колос» и «Сталинец».
Предприятие ведёт свою историю с 1916 года. Первоначально оно выпускало артиллерийские снаряды, тиски, труборезы, микрометры, штангенциркули, поверочные плиты, лодочные моторы и многие другие изделия из металла.
В 1923 году, когда завод начал производить не снаряды и примитивные металлоизделия, а вышеназванные и иные инструменты, – он был переименован в Таганрогский инструментальный завод (ТИЗ).
Однако производственная база завода позволяла решать и более сложные задачи.
В начале тридцатых годов ТИЗ уже делал запчасти для тракторов, а в 1935 году – развернул серийное производство мотоциклов с коляской ТИЗ.
Самой распространенной моделью стал ТИЗ-АМ-600 – советский двойник британского мотоцикла «BSA Sloper 600». Это были самые мощные советские мотоциклы на тот момент.
В 1941-1943 годах завод был эвакуирован в Тюмень, где производил мотоциклы и патроны.
Окончательную сельскохозяйственную направленность предприятие получило в послевоенный период, когда в 1946 году стартовал выпуск культиваторов и жаток, а с 1947 года начался выпуск зерноуборочных самоходных комбайнов, производство которых продолжалось до самого закрытия завода в 1997 году. Самой массовой моделью из них стал СК-6 «Колос». Ежегодный объём производства комбайнов данной модели в 1972-1979 годах составлял более 10 тысяч единиц.
В 1971-1984 гг. на заводе производились модернизированные самоходные зерноуборочные двухбарабанные комбайны СК-6-II «Колос», в 1971-1979 гг. — комбайны самоходные полугусеничные рисозерноуборочные СКПР-6 «Колос», в 1980-1984 гг. — комбайны самоходные гусеничные рисоуборочные СКГД-6 «Колос», 1980-1993 гг. — самоходные свеклоуборочные комбайны КС-6Б, а 1993-2002 гг. — зерноуборочные комбайны КЗС-3 «Русь».
В 1997 году имеющийся на заводе универсальный конвейер был переоборудован для сборки автомобилей. Предприятие стало Таганрогским автомобильным заводом, который выпускал лицензионные корейские и китайские автомобили (легковые и грузовые), в том числе и под собственными марками – «Донинвест», Vortex и ТагАЗ.
В 2007 году на предприятии стартовала процедура банкротства, а в 2014 году сборка автомобилей на ТагАЗе была окончательно прекращена, а сама компания обанкрочена. Персонал Таганрогского автомобильного завода, насчитывающий более 10 тыс. человек, остался без работы.
По слухам, ходившим в 2020 году, Таганрогский комбайновый завод планировалось присоединить к процветающему «Ростсельмашу» и, таким образом, «оживить».
Создатель модели СШ-75 «Таганрожец» Ханаан Ильич Изаксон (1909-1985) жил и работал в Таганроге с 1953-го года. Под его непосредственным руководством в Таганроге были созданы выпускавшиеся серийно самоходные комбайны СК-3, СК-4, СК-5 «Нива», СК-6 «Колос», самоходное шасси СШ-75 «Таганрожец», а также большое количество опытных машин.
В целом, коллективу конструкторов и инженеров, во главе с Ханааном Ильичом Изаксоном, удалось создать действительно необычную универсальную машину, которая может работать на любом грунте и выполнять множество разноплановых задач в сельском хозяйстве. К тому же – дешёвую и ремонтопригодную.
оценивших 9, оценка: 2,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Чистая прибыль John Deere в III квартале составила $811 млн
- Бульдозер Т-130: технические характеристики
- CLAAS исследует возможности использования 3D-печати для изготовления запчастей
- Минитрактор Файтер Т-15: отзывы владельцев
- JAC Motors создала в России обособленное подразделение
- Посевной агрегат АППМ-6 "Берестье"
- Мотоблок MaxCUT MC 750: отзывы
- Мотоблок Пахарь МКМ-3: отзывы
- Автогрейдер ДЗ-122: технические характеристики
- БАТ-М: технические характеристики
- Грабли ворошилки ГВК-6
- Экскаватор ЭО-4225: технические характеристики