ТТ-4: технические характеристики
История производства тракторов ТТ-4 неотъемлемо связана с заводом, производившим трактор этого типа с 1969 года по 2010 год. Он предназначен для выполнения лесозаготовительных работ в местах с ограниченной проходимостью, способен выполнять сбор и транспортировку поваленного леса. Но это далеко не все, чем знаменит этот агрегат. Что представляет собой трелевочный трактор ТТ-4 читайте в материалах этой статьи.
1. История создания трактора
2. Технические характеристики
3. Двигатель
4. Трансмиссия
5. Ходовая система
6. Рабочее оборудование
7. Модификации
8. Опыт эксплуатации
9. Заключение
История создания трактора
ТТ-4 трелевочный трактор четвертого тягового класса. При оснащении дополнительным навесным оборудованием (плуг распашной, щиток бульдозерный) может производить распашку очищенных от леса участков земли, так и первичную планировку местности под строительные или дорожные работы.
ТТ-4 был спроектирован таким образом, чтобы при незначительной доработке и модификации навесным оборудованием, он мог выполнять в тяжелых условиях бурение, прокладку трубопровода, установку электрических и коммуникационных столбов с одновременной протяжкой кабелей. Оснащенный подъемником, может использоваться для устранения различный коммуникационных аварий в труднодоступных местах, на мерзлых грунтах.
История алтайского тракторного завода началась в ноябре 1941 года. В самые сложные для страны времена АТЗ выпускал технику для обеспечения нужд фронта и тыла. Эпоха революционных конструкторских решений для завода началась с производства в 1944 году дизельного гусеничного трактора ДТ-54.
Впоследствии в 1956 году была поставлена задача изготовить трелевочный трактор для заготовительных целей и через год мир увидел ТДТ-60, отмеченный на международной выставке в Брюсселе Премией Грандпри. До начала шестидесятых на базе данной модели был выпущен еще один трелевочный трактор ТДТ-75 и машина высокой проходимости ТСТ-80, когда в мае 1960 года была поставлена задача с целью повышения производительности изготовить трактор нового типа по классу 4. Немногим позднее был разработан трактор общего назначения Т-4, в последствие и ставший базой для ТТ-4.
Технические характеристики
Трактор нового типа, серийное производство которого было запущено в 1969 году, обладал производительностью на четверть большей, чем его предшественник ТДТ-75. Всего немногим более чем за 6 лет был получен 13 тонный агрегат с мощностью двигателя в 81 л.с. (110кВт) соответствовавший 4 классу тяги.
Основные габариты аппарата:
- ширина 2500мм
- высота 2750мм
- длина 6000мм
- клиренс 490мм
- колея 2000мм
- ширина траков 500мм
При немалом весе агрегата удалось достичь расхода топлива в 250 г\кВт ч, и удельного давления на почву в 0,45кгс\см2, последнее обуславливает повышенную проходимость в условиях бездорожья и различных погодных условиях. В комплексе с усиленной рамой, представляющей из себя сварную конструкцию, остовом которой выступают лонжероны соединенные трубами, угольниками, лобовым листом и листами днища.
Аппарат эффективен для выполнения работ в сложных условиях проходимости, без ущерба для двигателя и трансмиссии. Во многом последняя обусловлена востребованностью данных агрегатов и в наше время. ТТ-4 оснащен двухместной рабочей кабиной.
Двигатель
ТТ-4 оснащен основным дизельным двигателем (А-01МЛ) мощностью 110 кВт способен развивать предельную скорость движения в 20 км\час. В процессе работы крутящий момент передаваемый двигателем в трансмиссию составляет порядка 1600 об\мин. Двигатель оснащен 6 цилиндрами, размещенными в ряд.
Для запуска дизеля применяется пусковой двигатель (ПД-10У) мощностью 10 л.с., выполненного по двухтактной, карбюраторной схеме. Содержит один цилиндр. Работает на смеси бензина не хуже А-66 и масла моторного для основного двигателя. Пуск осуществляется электростартером.
Трансмиссия
Трансмиссия в данной модели представлена:
- муфтой сцепления, установленной на двигателе
- карданной передачей, состоящей из двух валов
- коробкой перемены передач с реверс редуктором
- задним мостом
- конечными передачами
Привод трелевочной лебедки осуществляется от раздаточной коробки, установленной между карданными валами. Так же на заднем мосту устанавливают вал отбора мощности, с приводом от промежуточного вала реверс редуктора.
Муфта сцепления
Муфта смонтирована на маховике двигателя, закрыта крышкой. Представляет собой два замкнутых сухих фрикционных диска. Ведущая часть муфты — маховик двигателя. Ведомая часть — диски с фрикционными накладками. Крутящий момент возникает вследствие сил трения, возникающих на поверхности дисков, под воздействием пружин, плотно их сжимающих.
Карданная передача
Карданная передача представлена двумя валами:
- малый вал — оснащен упругими шарнирами, соединяет муфту сцепления с двигателем и раздаточной коробкой. Оснащен тормозком, защищающим трансмиссию то ударного переключения передач, тем самым увеличивает ресурс агрегата. Смысл его таков, что при разъединении муфты сцепления, тормозок останавливает вращения валов раздаточной коробки и коробки передач.
- большой карданный вал конструктивно не отличается от автомобильного, оснащен жесткими шарнирами, соединяет между собой коробку передач и раздаточную коробку.
Коробка передач
Механическая коробка с реверс-редуктором. Позволяет дистанционно управлять передачами (восемь передач прямого и четыре обратного хода). Шестерни реверс-редуктора цилиндрические прямозубые. Реверс-редуктор отвечает за повышенную, пониженную и обратную передачи. Сама же коробка передач — четырех скоростная, то есть переключение ведется в трех режимах реверс-редуктора. Оператор переключает отдельно реверс редуктор и набор скоростей коробки, для этого в кабине расположена колонка управления.
Для предотвращения запуска двигателя со включенной передачей предусмотрена блокировка. Смонтирована она в колонке управления. Выполнена таким образом что при включенной скорости, ток с магнето стекает на землю, предотвращая запуск пускового двигателя. На нейтральной скорости цепь разомкнута и позволяет запустить двигатель. В связи с чем стоит внимательно относиться к данной конструкции.
Задний мост
Задний мост состоит из:
- конической главной передачи
- сдвоенного одноступенчатого механизма поворота
- двух тормозов планетарного механизма
- двух тормозов остановочных ведущих шестерен конечных передач
Коробка заднего моста состоит из трех отсеков. В центральном отсеке располагаются:
- редуктор вала отбора мощности
- планетарный механизм поворота
- конечная передача
В боковых тормозных отсеках располагают тормоза и механизмы управления. Трактор оснащен сухими ленточными остановочными тормозами плавающего типа. Всего их применено по два на борт. Их основная задача — тормозить водила. Средние же тормоза предназначены для торможения солнечных шестерен планетарного механизма. Комбинацией применения тормозов осуществляется поворот машины в процессе работы.
Конечные передачи
Конечными передачами называют одноступенчатый редуктор с цилиндрическими шестернями. Предназначен для передачи от водил планетарной системы вращающего момента, через пару шестерен на ведущее колесо.
Ходовая система
В ходовую систему входит гусеничный движитель, рычажно-балансирные каретки (две передние и две задние) и две рессоры. Высокая приспособляемость к неровности пути достигается за счет балансирно-рычажного механизма, оно допускает независимое качение катков.
Гусеницы
Непосредственно контактирующей с неровной поверхностью дорог частью ходовой системы являются — гусеницы. Для данного трактора применяются гусеницы собранные из 69 цельнолитых звеньев.
Каретка подвеса
Механизм состоит из пары кареток на сторону. Передняя каретка больше по размеру, состоят из двух катков закрепленных на балансире и переднего рычага. Задняя каретка представляет собой конструкцию из трех катков, заднего рычага и балансира.
Рессоры
Рессоры устанавливаются над передними каретками.
Рабочее оборудование
В стандартной комплектации ТТ-4 рабочим оборудованием считается лебедка, раздаточная коробка и устройство для погрузки.
Раздаточная коробка
Сложное механическое, реверсивное устройство позволяющее передавать в двух диапазонах значительные усилия на лебедку. Первая передача позволяет лебедке работать с тросом толщиной 25мм и совокупном усилии до 12000кгс. На второй передаче лебедка способна работать с тросом диаметром 22мм и усилии 9000кгс.
Лебедка
Лебедка оснащена механизмом включения. Состоит из двухступенчатого редуктора и барабана для намотки троса.
Погрузочное устройство
Одним из основных рабочих механизмов машины считается погрузочных механизм. Состоит из погрузочного щита, собранного из силового сварного металлического каркаса. С обратной стороны щит оснащен резиновыми буферами, препятствующими деформации конструкции и корпуса трактора. Для работы погрузочного устройства используется гидропривод.
Модификации
Наличие в конструкции аппарата раздаточной коробки, гидропривода погрузочного устройства и возможности установки зависимого вала отбора мощности позволило на базе ТТ-4 выпустить ряд модификация:
- Экскаватор ЭТР-134. Предназначен для рытья траншей в мерзлых и трудных грунтах. Способен буксировать кабелеукладчик.
- Экскаватор ЭТЦ-252М. Предназначен для рытья траншей на не мерзлых грунтах I-III категорий, для прокладки различных коммуникаций (газо, нефтепроводов, канализационных мелиоративных систем, кабельных колодцев). Если агрегат оснащен специальными резцами, может работать на однородных грунтах IV и V категорий сложности.
- Машина бурильная МРК-750Т МРК-900Т. Позволяет осуществлять бурение на глубину до 9 метров с толщиной бурения от 0,25 до 0,8 м с производительностью 16 м\ч.
- Многоцелевая буровая установка ПБУ-2 может быть смонтирована на базу ТТ-4.
- Сучкорезная машина ЛП-51
- Плуг лесной полосной ПЛП-70
- Вышка подъемная ВТ-37. Высота подъема 37м вес до 400 кг.
- РМТС-3 предназначена для навеса проводов ВЛ до 10кВ.
- Кран-манипулятор ММТС-2. Предназначен для установки конических опор ВЛ до 10кВ
- Буро-крановая машина БКТС-1.Применяют при разработке котлованов прочных и мерзлых грунтов. Может устанавливать опоры.
- Лесопогрузчик челюстной ЛП-65.
- ТСБУ-200м самоходная буровая установка.
- СТЫК-04 вагончик строительный на базе ТТ-4
Это не самый полный список возможных модификаций.
Опыт эксплуатации
В УДК 634.377.44 Техническое описание и инструкцию по эксплуатации трелевочного трактора ТТ-4 составили ведущие конструкторы Алтайского тракторного завода. В нем приведены подробные описания основных и вспомогательных узлов ТТ-4 с методами ремонтов и профилактических, эксплуатационных работ.
Стоит лишь отметить необходимость замены трансмиссионного и моторного масел, осмотр высоко нагруженных частей трактора, таких как погрузочное устройство, лебедка (осмотр тросов и катушки). Осмотр корпусных частей (днище, лобовую плиту, запрессованные в раму втулки осей кареток подвески и кривошипов направляющих колес) с целью предотвращения разрушения и попадания грязи в трансмиссию, поворотную и тормозную системы.
В случае нештатного завершения работ, необходимо тщательно осмотреть агрегат с целью предотвращения рецидивов.
Заключение
ТТ-4 неотъемлемо связан с регионом, в котором он производился и временным промежутком активного капитального народного строительства, электрификации, газификации, мелиорации. На базе данного агрегата произведены различные по назначению машины, но неотъемлемой их чертой является неприхотливости к расходным материалам, но требовательность в систематическом обслуживании. Данные агрегаты отлично себя показали при работе на мерзлых грунтах, работам по бездорожью.
В различных интернет каталогах можно найти ТТ-4 после капитального ремонта с различным навесным оборудованием, что говорит о большом запасе как физическом, так и конструкторском в плане модификации и модернизации, ремонта.
оценивших 9, оценка: 3,78 из 5
Смотрите также статьи по теме
Размер имеет значение! Новая широкозахватная жатка «Пензмаш» с технологией очеса
Минитрактор Шифенг 244: отзывы владельцев
МТЗ-1502: технические характеристики
Классификация дизельного топлива
Классификация погрузочно-разгрузочных машин
Джон Дир-9430: технические характеристики
Компания «Лимагрен» провела «Силосный тур-2021» в Татарстане
Shantui SD32: технические характеристики
Комбайн "Енисей 1200": технические характеристики
КВК-800: технические характеристики
СМД-62: технические характеристики
Двигатель Д-245: Технические характеристики
цитата:
… был получен 13 тонный агрегат с мощностью двигателя в 81 л.с. (110кВт)
ОШИБКА, однако.
Наоборот, 81 кв.= 11 л.с.
81 кв. = 110 л.с.