МТЗ-2103: технические характеристики
Редкий гусеничный Беларус от Мозырьского машиностроительного завода
Беларус МТЗ-2103 – это мощный гусеничный трактор общего назначения, предназначенный для выполнения разнообразных сельскохозяйственных работ, с использованием широкого спектра навесных и прицепных машин и орудий. Трактор МТЗ-2103 принадлежит к четвёртому тяговому классу и имеет рамную конструкцию традиционной компоновки. На раме смонтирован силовой агрегат – единый блок, состоящий из мотора, корпуса сцепления, коробки переключения передач и механизма поворота, плюс задний ведущий мост.
1. Двигатель МТЗ-2103
2. Трансмиссия и тормоза
3. Ходовая система, подвеска, механизм поворота трактора Беларус МТЗ-2103
4. Гидравлическая система
5. Тягово-сцепное устройство трактора
6. Кабина трактора МТЗ-2103
7. Технические характеристики трактора Беларус МТЗ-2103
8. Отзывы крестьян о тракторах Беларус МТЗ-2103
Рама трактора МТЗ-2103 состоит из 2-х продольных швеллерных лонжеронов, которые соединены между собою поперечными брусьями. Каретки закрепляются болтами на фланцах брусьев, а поддерживающие катки – на кронштейнах.
Направляющие колёса смонтированы в кронштейнах; также для установки амортизирующего устройства на лонжеронах рамы предусмотрены кронштейны – упорные для шаровой опоры и для промежуточных звеньев.
Задний мост и конечная передача смонтированы на фланцах. В нижней части рамы обустроен поддон с люком, для обеспечения защиты двигателя. На брус могут монтироваться балластные грузы. Для обеспечения возможности буксировки трактора установлены специальные кронштейны.
Двигатель МТЗ-2103
На тракторах МТЗ-2103 используется дизельный двигатель Д-260 производства Минского моторного завода (ММЗ). Это шестицилиндровый рядный дизель жидкостного охлаждения, оснащённый турбированным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
Рабочий объём данного двигателя составляет 7,12 литра, при этом диаметр каждого цилиндра Д-260 равен 110 мм, а ход поршня составляет 125 мм. Расположение цилиндров – рядное, вертикальное. Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 – правое, по часовой стрелке (со стороны вентилятора).
Способ смесеобразования: непосредственный впрыск. Степень сжатия (расчётная): 17. Номинальная частота вращения: 2100 об/мин.
Номинальная мощность двигателя трактора Беларус МТЗ-2103 составляет 156 кВт (212 л.с.) Наибольший крутящий момент этого мотора равен 92О Н.м, при 15ОО об/мин.
Удельный расход двигателем дизтоплива, при его эксплуатационной мощности, составляет: 227 г/кВт·ч.
Сухой вес этого дизеля (не заправленного смазочными материалами и охлаждающей жидкостью) равна 688 кг.
Система охлаждения мотора – закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, от центробежного насоса. Водяной насос приводит во вращение клиновый ремень – от шкива коленвала двигателя. Для ускорения процессе прогрева двигателя после запуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат 2 термостата. Они установлены на линии нагнетания.
Система смазки мотора – комбинированная (одна часть деталей смазывается под давлением, другая часть – разбрызгиванием). Она состоит из масляного картера, масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, центробежного фильтра и масляного неразборного полнопоточного фильтра с бумажным фильтрующим элементом. Установленный жидкостно-масляный теплообменник обеспечивает скорейшее достижение оптимальной температуры масла в системе смазки двигателя и поддержание ее на необходимом уровне в процессе работы.
Система питания двигателя состоит из топливной системы, воздухоподводящего тракта, выпускного коллектора.
В составе топливной системы – 2 топливных бака, фильтров грубой и тонкой очистки дизтоплива, подкачивающего насоса, топливного насоса высокого давления, форсунок, топливопроводов низкого и высокого давления.
Воздухоподводящий тракт мотора состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, охладителя наддувочного воздуха, впускного коллектора и патрубков, соединяющих названные элементы.
Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха предусмотрен воздухоочиститель сухого типа, с применением в качестве фильтрующего элемента бумажных фильтр-патронов. У воздухоочистителя имеется З ступени очистки:
- первая – инерционная очистка воздуха моноциклоном, за счёт энергии центробежных сил, которые возникают при спиралевидном вращении воздуха относительно оси корпуса;
- вторая и третья – сухая очистка, основным и контрольным бумажными фильтрующими элементами.
Для сигнализации засоренности воздухоочистителя в зоне воздухоподводящего тракта имеется датчик, который срабатывает на разрежение воздуха.
В качестве основной базовой модификации, на тракторах Беларус МТЗ-2103 используется двигатель марки ММЗ Д-260.4S2. Его экологический стандарт – Tier II.
Суммарный запас дизтоплива в 2-х топливных баках трактора составляет пятьсот литров.
Необходимо также отметить, что на трактора Беларус МТЗ-2103 есть возможность устанавливать дизели двух вариантов модификаций – с топливной системой типа Коммон Рэйл (Д260.4 S3A), либо с рядным многоплунжерным топливным насосом высокого давления (Д260.4 S2).
Трансмиссия и тормоза
В конструкции трактора применяется сухая двухдисковая муфта сцепления, постоянно замкнутого типа, оборудованная гидравлическим приводом. Гидроусилитель запитывается от шестерёнчатого насоса гидросистемы КП. В корпусе сцепления размещены привод независимого ВОМа – вала отбора мощности, и насоса гидравлической системы, а на корпусе – привод насоса ГСП.
Коробка передач – гидромеханическая диапазонная, с шестернями постоянного зацепления. КПП обеспечивает переключение передач под нагрузкой, без разрыва потока мощности, внутри четырех диапазонов переднего хода и двух диапазонов заднего хода – в общей сложности, 16-ти скоростей вперёд и 8-ми – назад.
Переключение четырёх передач внутри каждого диапазона осуществляется при помощи фрикционных муфт без разрыва потока мощности микропроцессорным контроллером, встроенным в пульт, посредством электронно-гидравлической системы управления.
Коробка передач оборудована устройством, которое может заблокировать пуск двигателя при любом включенном диапазоне – за счёт размыкания электрической цепи запуска мотора.
Пневмосистемой обеспечивается стабильная работа двух тормозных механизмов – в режимах рабочего или стояночного тормоза. Пневмосистема может также применяться механизатором и для других целей – везде, где потребуется энергия сжатого воздуха.
Дисковые тормозные механизмы трактора МТЗ-2103 – «мокрого» типа, с принудительным охлаждением. Они установлены на водилах с левой и правой стороны механизма поворота. Смазывание и охлаждение тормозных дисков производится гидравлической системой коробки передач.
Ходовая система, подвеска, механизм поворота трактора Беларус МТЗ-2103
Ходовая система этого гусеничного трактора состоит из торсионной балансирной подвески и гусеничного движителя. При этом ширина металлических гусениц с РМШ составляет 500 мм (+/- 4 мм).
В составе гусеничного движителя – 2 гусеницы, 2 ведущих колеса, 4 поддерживающих и 20 опорных катков, 2 механизма натяжения и 2 направляющих колеса.
Ходовой системой трактора МТЗ-2103 обеспечивается бо́льшая сила тяги и меньшее давление на грунт, по сравнению с обыкновенными колёсными движителями. Это позволяет применять гусеничный трактор Беларус МТЗ-2103 на слабонесущих почвах, а наличие резиноармированной гусеницы даёт возможность перегонять его по асфальтированным дорогам без опасности для их твёрдого покрытия.
Торсионной балансирной подвеской обеспечивается стабильно высокая плавность хода трактора. Привод механизма натяжения гусениц обеспечивается гидросистемой.
В составе подвески – по 2 двухбалансирные и по 1 однобалансирной каретке с торсионами на борт. Для гашения колебаний на 2-х балансирных каретках установлено по одному гидравлическому амортизатору.
Механизм поворота – дифференциального типа, с бесступенчатым изменением радиуса поворота, 1-поточный при движении прямо и 2-поточный при осуществлении поворотов. Он прифланцован к коробве переключения передач МТЗ-2103.
В механизме поворота смонтированы 2 суммирующих трёхзвенных планетарных дифференциала, которые состоят из водила, эпицикла и солнечной шестерёнки.
В целом, механизм поворота МТЗ-2103 представляет собой два трёхзвенных планетарных дифференциала. Задний мост оборудован двумя главными коническими передачами; редуктор и фрикцион вала отбора мощности. Механизм поворота даёт механизатору комфортно управлять трактором с помощью обычного руля, обеспечивает бесступенчатый плавный поворот на любой передаче КПП.
Управление поворотами производится гидромотором от ГСП. При прямолинейном движении трактора гидромотор заторможен; заторможены и солнечные шестерни суммирующего дифференциала. Эпициклы передают одинаковые по величине и направлению крутящие моменты, поступившие на шестерню от КП, через сателлиты на водила и далее через карданные валы – на главные передачи заднего моста.
При повороте трактора часть мощности дизеля через гидромотор идёт на солнечные шестерни суммирующего дифференциала, которые начинают вращаться с одинаковой скоростью, но в противоположные стороны.
Планетарные дифференциалы суммируют поступившие на их эпициклы и солнечные шестерни частоты вращений, поэтому образуется различная частота вращения, с которой вращаются водила. Конкретная величина радиуса поворота зависит от включенной передачи, производительности основного насоса ГСП (что регулируется поворотом рулевого колеса) и сопротивления движению трактора.
Гидравлическая система
Трактора Беларус МТЗ-2103 оснащаются раздельно-агрегатной гидравлической системой, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией рабочей жидкости; задним навесным устройством с номинальной грузоподъёмностью в 5,5 тонн и тягово-сцепным устройством.
Количество выводов гидравлической системы трактора МТЗ-2103 – четыре пары. Давление настройки предохранительного клапана гидравлической системы составляет 20,0 МПа. Ёмкость гидросистемы равна 70 литров. Производительность маслонасоса трактора МТЗ-2103 составляет 45 литров в минуту. Его модель – НШ 40Д-4. Модель распределителя – «Бош» Bosch ZMS-23-LS.
Тип заднего вала отбора мощности: независимый двухскоростной. ВОМ на этом тракторе – четырёхскоростной (540…750…1000…1400 об/мин). Наличие ВОМ, ЗНУ, гидросистемы, тягово-сцепного устройства, пневмоголовки (с однопроводным пневматическим приводоом), стандартной семиштырьковой розетки позволяет использовать трактор МТЗ-2103 с любыми агрегатами и агромашинами, которые традиционно применяются с колёсными тракторами.
Заднее навесное устройство имеет электрогидравлическую систему управления. Оно автоматически регулирует глубину обработки почвы и снабжено удобным управлением.
Гидросистема имеет три свободные пары гидровыводов и одну пару гидровыводов, закольцованную на механизм натяжения, которая, при необходимости, может быть задействована для привода агрегируемого оборудования.
Тягово-сцепное устройство трактора
Тягово-сцепное устройство на данной модели установлено лифтового типа. Тяговый брус – с допустимой вертикальной нагрузкой 16 кН.
Расстояние от торца вала отбора мощности до оси присоединительного пальца составляет 500±10 мм. Расстояние от опорной поверхности до точки сцепки равно 380±10 мм.
Крюк с амортизатором имеет допустимую вертикальную нагрузку в 18 кН. Расстояние от опорной поверхности до горизонтальной оси зева крюка составляет от 455 до 950 мм. Расстояние от торца вала отбора мощности до оси крюка равняется 415±10 мм.
Кабина трактора МТЗ-2103
На трактора Беларус-2103 устанавливают достаточно комфортабельную одноместную кабину, оборудованную простой и надёжной климатической установкой, отопителем. Кондиционер в базовой комплектации трактора МТЗ-2103 не предусмотрен, но его можно установить за дополнительную плату – в качестве опции. Управление поворотами этого гусеничного трактора осуществляется не двумя рычагами, а «настоящим полноценным» рулевым колесом, оснащённым гидравлическим усилителем.
Боковые и заднее стёкла кабины трактора можно открывать, кроме того – на её крыше установлен вентиляционный люк. Сиденье на рабочем месте – подрессоренное, регулируемое по высоте и по массе. Кабина этого трактора оборудована защитным жёстким каркасом. Она термо-, шумо- виброизолированная; оснащённая зеркалами заднего вида, противосолнечным козырьком, электрическими стеклоочистителями с стеклоомывателями переднего и заднего стекол, плафоном освещения кабины и местам для установки магнитолы со звуковыми колонками.
Технические характеристики трактора Беларус МТЗ-2103
- Габаритные размеры: длина – 6250 мм; ширина – 2100 мм; высота – 2950 мм.
- База – 2300 мм.
- Дорожный просвет – 350 мм.
- Ширина колеи – 1600 мм (+/-20 мм).
- Наименьший радиус поворота – 3100 мм.
- Угол подъёма и спуска: 30 градусов – без технологического оборудования, или 20 градусов – с технологическим оборудованием.
- Угол бокового крена – 12 градусов.
- Глубина преодолеваемого брода – 800 мм.
- Номинальное тяговое усилие – 40 кН.
- Давление воздуха в пневмосистеме трактора – от 0,65 до 0,80 МПа.
- Скорость передвижения трактора: от 3,08 км/час до 26,12 км/час – вперёд и от 4,21 км/час до 14,47 км/час – назад.
- Масса конструкционная – 9640 кг
- Полная ксплуатационная масса – 12995 кг.
- Среднее давление гусеничных движителей на грунт – 46 кПа.
Электрооборудованием обеспечивается запуск двигателя, работа, защита и контроль за состоянием основных систем и механизмов трактора. Наличие рабочего освещения даёт возможность производить любые работы в тёмное время суток.
В качестве дополнительной комплектации, трактора МТЗ-2103 могут оснащаться металлическими гусеницами с резинометаллическими шарнирами (резино-армированными, вместо металлических с РМШ); пусковыми подогревателями; кондиционерами в кабине; рециркуляционными заслонками; винтами 2103-4605460 и двумя тягами 2103-4605035 и 2103-4605035 – 01 (для агрегатирования с машинами и орудиями от трактора Кировец К-700 и его модификаций); хвостовик типа 1с.
Отзывы крестьян о тракторах Беларус МТЗ-2103
Трактора данной модели не получили более или менее широкого распространения на селе в нашу эпоху колёсных тракторов. Реально работающих в хозяйствах, их чрезвычайно мало. Мнение о данной технике в деле сложилось неоднозначное – что-то нравится, а что-то нет.
Дизельный двигатель Д-260.4S2 – безусловно, надёжный, неприхотливый, доловечный. Никаких нареканий к нему ни у кого не возникает. Силовой агрегат работает так, как надо в самых разнообразных условиях работы. Сам трактор едет плавно и уверенно; он лёгкий и точный в управлении; по возможностям проходимости всех устраивает.
Кабина нормальная. Не назовёшь её очень комфортабельной, но «могло бы быть и гораздо хуже». При работе можно достаточно долго не уставать и сохранять нормальное состояние организма.
С гидравликой трактора периодически проблемы, особенно если использовать МТЗ-2103 с бульдозерным отвалом. К тому же, поменять что-либо в гидросистеме довольно-таки проблематично – к агрегатам так просто не подлезешь. Гусеница тоже оставляют желать лучшего. Поначалу никаких проблем с ними не возникает, но со временем, в процессе каждодневной эксплуатации, начинают понемногу лопаться пальцы.
оценивших 167, оценка: 3,05 из 5
Смотрите также статьи по теме
- CLAAS: комбайн LEXION 6800 продемонстрировал свои возможности в природно-климатических условиях Сиби...
- JCB 1CX: технические характеристики
- Приглашаем вас присоединиться к нашему каналу в Telegram "@tractorreview"
- МТЗ-920: Технические характеристики
- Грабли ворошилки ГВК-6
- CLAAS ввел в эксплуатацию склад нового типа: больше запчастей и быстрее сортировка
- Четра Т20: технические характеристики
- Амкодор-211: технические характеристики
- 100 лет запатентованному узловязателю CLAAS
- К-704 «Станислав»: технические характеристики
- Сеялка для газонной травы
- Минитрактор «Скаут Т-15»: отзывы