ХТЗ-121: технические характеристики
Редкий экземпляр, один из наследников Т-150
ХТЗ-121 – это колёсный, полноприводной (4х4) универсально-пропашной трактор, предназначенный для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ повышенной энергоёмкости в растениеводстве и животноводстве. Задняя и передняя навесные системы позволяют создавать комбинированные агрегаты путём установки самых разнообразных сельскохозяйственных машин. Данная модель выпускалась Харьковским тракторным заводом с середины 1990-х по конец 2000-х годов.
1. Технические характеристики ХТЗ-121 в цифрах
2. Двигатель ХТЗ-121
3. Трансмиссия трактора ХТЗ-121
4. Трансмиссия
5. Другие особенности устройства
6. Отзывы о тракторах ХТЗ-121
Главными отличительными свойствами ХТЗ-121 являются серьёзные проходимость и маневренность, превосходные тягово-сцепные качества, простота технического обслуживания и ремонта, надёжность и неприхотливость. ХТЗ-121, запущенный в производство в 1993 году, даже близко не стал таким распространённым, как выпускаемый в Харькове в советские времена Т-150. Но всё же, это была заметная веха в истории знаменитого предприятия.
ХТЗ-121 относится к колёсным тракторам третьего тягового класса, являясь классическим представителем производственной линейки Харьковского тракторного завода и достойным продолжателем дела славного Т-150.
Дополнительным плюсом ХТЗ-121 стала простота конструкции, обслуживания и ремонта, заметно удешевляющие и упрощающие процесс эксплуатации трактора.
Технические характеристики ХТЗ-121 в цифрах
- Длина – 6640 мм.
- Ширина – 2480 мм.
- Высота – 3375 мм.
- Колёсная база – 2860 мм.
- Дорожный просвет – 530 мм.
- Ширина колеи – 2050 мм (на шинах 16,9R38) и 2800 мм – с установкой проставок. На спаренных колёсах 9,5R42 – 1800 и 2700 мм.
- Радиус поворота – 7100 мм.
- Масса трактора эксплуатационная – 8,22 тонны.
- Максимальная скорость – 30,9 км/час.
- Удельный расход дизельного топлива – 230 г/кВт в час (170 г/л.с в час).
- Вместимость топливного бака – 280 литров.
- Тяговое усилие – 30 Кн.
Двигатель ХТЗ-121
На трактора ХТЗ-121 устанавливали модифицированные четырёхцилиндровые рядные дизельные двигатели модели СМД-19Т.02. Данный двухрежимный дизель с промежуточным охлаждением, турбонаддувом и жидкостным охлаждением имеет рабочий объём в 6,3 литра и степень сжатия 16:1.
Мощность этого мотора (номинальная) составляет 111,8 кВт (152 л.с.) Номинальная частота вращения – 1850 об/мин. Диаметр цилиндра данного мотора равен 120 мм, а ход поршня – 140 мм.
Применение промежуточного охлаждения и турбонаддува обеспечило существенное улучшение рабочих параметров мотора СМД-19Т.02, при сохранении значительной степени преемственности в эксплуатации и унификации.
Трансмиссия трактора ХТЗ-121
ХТЗ-121 получил двухдисковое сцепление с проходным валом, обеспечивающим привод вала отбора мощности, и диапазонную «механику» с гидравлическим управлением, дополненную встроенной раздаточной коробкой. Переключение передач в тракторе в пределах диапазона осуществляется под нагрузкой и на ходу.
Количество диапазонов и передач: переднего хода – 4 / 16; заднего хода – 2 / 8.
Главные передачи – конические, с самоблокирующимися дифференциалами. Конечные передачи – планетарные.
Карданная передача в данной модели состоит из двух карданных валов: заднего и переднего мостов. Главные передачи имеют конический тип с межколёсным дифференциалом, автоматической блокировкой, уменьшенным углом спирали и передаточным числом 4,444.
Трактор оснащается планетарным колесным редуктором с задним независимым ВОМом. В отличие от других тракторов Харьковского тракторного завода, на ХТЗ-121 вал отбора мощности есть не только задний независимый двухскоростной – на 540 и 1000 об/мин, но ещё и – одноступенчатый, передний, с частотой вращения в 1000 об/мин.
Другие особенности устройства
Данная модель имеет жёсткую заднюю и балансирную с некрупным отклонением от рамы переднюю подвеску. Рабочая тормозная система в ХТЗ-121 состоит из колодочных механизмов, дополненных пневмоприводом на каждое колесо. Стояночный тормоз относится к ленточному типу и имеет пневмопружинный цилиндр.
Гидросистема ХТЗ-121 раздельно-агрегатная, включающая в себя гидронасос НШ50А-ЗЛ. Навесное гидрооснащение сзади имеет грузоподъёмность в 4,5 тонны, а спереди – в 1,5 тонны. Передние управляемые колёса с гидрообъёмным рулевым управлением.
Навесные устройства, переднее и заднее, – гидравлические, грузоподъёмность их составляет: переднего — 1500 кгс, заднего — 4500 кгс. Работу электрооборудования обеспечивают аккумуляторы 6СТ-182ЭМ – 2 шт.
На тракторе применялись сдвоенные шины, существенно увеличивающие его проходимость. В целом, колея шириной 2,05 метра позволяла использовать этот трактор на крутосклонных рельефах. А дорожный просвет высотой в 0,53 метра и широкопрофильные сдвоенные пневматики полноприводной ходовой части определяли возможность его успешного применения на проблемных участках с переувлажнёнными и заболоченными грунтами.
ХТЗ-121 органично сочетал в себе универсальность применения, доступную (по сравнению с зарубежными аналогами) стоимость, отличные для своего класса тяговые параметры, экономичность обслуживания, широкий ассортимент ремонтных и расходных ресурсов.
Отзывы о тракторах ХТЗ-121
Эксплуатанты таких машин давали высокую оценку надёжности и долговечности отдельных агрегатов и всего трактора в целом, взаимозаменяемости запасных частей, неприхотливости двигателя СМД к горюче-смазочным материалам.
В перечне основных преимуществ совместимость с сельхозмашинами и навесными устройствами коммунального назначения выпуска прошлых лет, возможность эксплуатации трактора в сложных погодно-климатических условиях.
На вспашке до 300 мм работавшие рядом ХТЗ-121 и Т-150 оба показывали отличные результаты, но расход дизтоплива у ветерана Т-150 с ярославским дизелем был существенно ниже. В 121-й модели понравилась компоновка. В кабине достаточно комфортно, но при сильных морозах внутренний объём прогревается долго. К материальной части претензий нет. На протяжении сезона были небольшие проблемы с рулевой гидравликой, в периодической подтяжке нуждался резьбовой крепёж.
Согласно любым подсчётам, ХТЗ-121-й получаются на вспашке дешевле, чем МТЗ-82. Трактор явно неплохой, но по мнению фермеров, характеристики штатного двигателя СМД являются существенно завышенными. После 180 часов наработки появился шум в газораспределительном механизме, по сравнению с прошлым годом увеличивается и расход моторного масла. По мнению некоторых эксплуатантов, лучше было бы руководству ХТЗ вложить средства в доработку хорошо зарекомендовавшего себя харьковского трактора Т-150К.
оценивших 6, оценка: 3,17 из 5
Смотрите также статьи по теме
- CLAAS: новый LEXION 8700 демонстрирует свои возможности на полях России
- Классификация погрузочно-разгрузочных машин
- Гидроусилитель руля: принцип работы
- Комбайн АКРОС 580: технические характеристики
- CLAAS представляет новое поколение двухроторных валкователей LINER 3100 - 2600
- Case Puma 210: технические характеристики
- Мотоблок «Патриот»: технические характеристики
- Volvo BL71: технические характеристики
- МТЗ-1502: технические характеристики
- Трактор Т-70: технические характеристики
- Компания John Deere показала преимущества цифровизации для устойчивого развития агросектора
- «Техника без технологий — деньги на ветер!» На сайте Агросалон появилось расписание деловой программ...