Трелевочный трактор КТ-12
«Котик», кушающий дрова
КТ-12 («Кировский трелёвочный») – это модель трактора для лесного хозяйства, которая выпускалась с 1948-го по 1956-й год на ленинградском Кировском заводе, а затем – и на Минском тракторном заводе. Трактор КТ-12 интересен тем, что он стал первым и удачным опытом разработки и производства газогенераторных спецмашин – с двигателем, работавшим на дровах. У советских лесорубов КТ-12 получил шутливое прозвище «котик».
1. Об истории создания и производства трактора КТ-12
2. Двигатель и газогенераторная установка трактора КТ-12
3. Трансмиссия КТ-12
4. Особенности конструкции
5. Кабина и рабочее оборудование КТ-12
6. Некоторые технические характеристики КТ-12 в цифрах
7. Трелёвочники КТ-12 в деле
В первые же послевоенные годы началось активное восстановление советской индустрии, в том числе и лесозаготовительной промышленности. В частности, начали разрабатываться новые специальные спецмашины для вывоза поваленных деревьев от участков их рубки до мест промежуточного складирования. По своей конструкции трелёвочные тракторы смело можно отнести к седельным тягачам.
Об истории создания и производства трактора КТ-12
Первоначально для трелёвки древесины использовали трактора сельскохозяйственные или общего назначения, оснащая их соответствующими механизмами – лебёдками и стальными канатами. А до 1940-х годов древесину вообще вытаскивали с делянок, как при царе Горохе – лошадками.
Однако же обыкновенные трактора не очень подходили для данной работы. Да и мощности для трелёвки крупного леса у техники общего назначения не всегда хватало. Это в европейской части страны лес ещё более-менее посильный для подобной техники, а вот лес за Уралом и в дальневосточных регионах требовал более сильной и маневренной техники.
Захламлённость леса в некоторых районах, заболоченность и многочисленные осадки дождей и снегопадов требовали для лесной отрасли решительных перемен в тракторостроении специального назначения. Поэтому, с целью устранения недостатков, присущих использованию на лесозаготовках тракторов сельскохозяйственных и общего назначения, в период с 1945-го по 1948-й годы в СССР были развёрнуты работы по изысканию нового варианта компоновки трактора, который был бы специально предназначен для работы на вывозе леса.
В основу разработки была положена идея понизить сопротивление волочению пачки хлыстов или деревьев, путём частичного их расположения прямо на спецмашине. Стартовый вариант трелёвочного трактора, выполненный на базе сельскохозяйственного трактора АТЗ-НАТИ, был разработан уже в 1945-м году, в Центральном конструкторском бюро Министерства лесной промышленности.
Вторым вариантом трелёвочного трактора стала спецмашина, разработанная в 1946 году сектором трелёвки Центрального НИИ механизации и электрификации лесной промышленности. В том же году в ЛТА имени Кирова, на кафедре тяговых машин тоже были начаты работы по созданию специального лесопромышленного трелёвочного трактора. Основным и практически единственным назначением каждой из этих спецмашин должна была стать трелёвка деревьев и (или) хлыстов.
Все эти разработки легли в основу трелёвочного трактора КТ-12, первые десять экземпляров которого были созданы к 7 ноября 1947 года и прошли в праздничной колонне Кировского завода в ходе демонстрации 7 ноября 1947 года. После завершения всех испытаний и приёмки Государственной комиссией, в 1948 году трелёвочник КТ-12 был рекомендован к серийному выпуску, и с января 1949-го поступил в серийное производство.
Его доработка и модернизация продолжалась все годы выпуска модели, вплоть до 1956 года. Доработки эти были направлены на улучшения компоновки трактора, с целью достижения более равномерной загрузки элементов его ходовой системы, а также улучшения устойчивости. Также модернизациям подверглись силовая установка и рама трактора КТ-12. Вместо первоначального мотора ЗИС-21А стал использоваться газовый двигатель ГД-ЗО, длину рамы трактора увеличили. А силовой агрегат с коробкой передач, лебёдка, газогенераторная установка и щит передвинули по этой раме немного вперёд. Данные конструктивные изменения улучшили тягово-эксплуатационные характеристики трелёвочного трактора КТ-12.
Через 1,5-2 года после начала серийного производства правительством было решено, что Кировский завод передаст всю документацию, оснастку, специализированные станки и механизмы Минскому тракторному заводу. На этом предприятии КТ-12 серийно выпускали с 1951-го по 1956 гг. Пока на смену ему не пришли более мощные и современные трелёвочники модели ТДТ-40 – с двигателями, работающими на дизельном топливе. Они также применялись и в вооружённых силах, в качестве эвакуационных спецмашин.
В популярнейшей советской кинокомедии 1961 года «Девчата» можно мимоходом увидеть в кадре трелёвочник КТ-12 (хотя, вполне может быть, что это был и ТДТ-40, созданный и запущенный в производство вслед за КТ-12 (спереди они очень похожи друг на друга).
Первоначальным решением двигателя для серийных КТ-12 стал шестицилиндровый карбюраторный мотор ЗИС-21А мощностью 25.7 кВт (35л.с.), работающий вместе с газогенераторной установкой.
Двигатель и газогенераторная установка трактора КТ-12
Трелёвочник КТ-12 оснащался шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем ЗИС-21А, жидкостного охлаждения. Он обладал мощностью 33,1 килоВатт (45 лошадиных сил) – при 2400 об/мин. Данный двигатель позволял трактору передвигаться по дорогам без нагрузки (от участка до участка) со скоростью 12,3 км/ч. Средняя скорость трактора КТ-12 без нагрузки при движении по пересечённой местности составляла 10 км/ч.
Двигатель производства московского автомобильного завода ЗИС относился к нижнеклапанным силовым агрегатам, имел рабочий объём 5,55 литров и степень сжатия 7,0. В качестве основного топлива для него применялись древесные чурбаки, а пускач работал на автомобильным низкооктановом бензине А-66. Подобное экзотическое решение было применено не случайно, поскольку с обеспечением лесозаготовок топливом длительное время были волне определенные трудности. А дрова в качестве топлива для мотора самым наилучшим образом решали проблему.
В качестве основной системы запуска двигателя применялась электрическая – при помощи стартера, а дублирующей – при помощи пусковой изогнутой рукояти. Двигатель специально оборудовали специальной газовой печкой, которая обогревала в зимние холода блок цилиндров и поддон картера отходящими отработавшими газами.
В технологическую схему газогенераторной установки были включены следующие элементы: газогенератор ХТЗ-12Г (в котором вырабатывался газ при сжигании дровяного топлива); секции грубого очистителя; охладитель тонкой очистки (в котором происходила окончательная очистка газа); смеситель, в котором полученный газ смешивался с воздухом перед его поступлением в двигатель; вентилятор для розжига топлива в газогенераторе.
В тех случаях, когда необходимо было в срочном порядке, за 3 или 4 минуты, вместо обычных десяти, привести в действие газогенераторную установку, можно было использовать пусковой карбюратор, в который поступал пусковой бензин из пускового бензобака. Газогенератор трактора КТ-12 работал по принципам обращённых процессов газификации: отбор газа вёлся из нижней части его корпуса, и это позволяло снизить содержание смолистых веществ в газе.
Двигатель ЗИС-21А мог развивать сравнительно небольшую мощность, поскольку газ обладал меньшей теплотворной способностью, в сравнении с бензином. Максимально возможная продолжительность работы двигателя на одной заправке газогенераторного бункера составляла 2…2,5 часа. Заправочная вместимость бункера газогенератора составляла 0,22 кубометра, ящика для поленьев – 0,95 кубометра. Двигатель расходовал за один час работы приблизительно 0,08 кубометров топлива.
В целом, карбюраторный двигатель рассматривался как промежуточный вариант до создания более пригодного специального силового агрегата.
Основные технические параметры двигателя трелёвочника КТ-12:
- Номинальная мощность – 33 лошадиные силы.
- Наибольшая мощность – 36 лошадиных сил.
- Диаметр цилиндра – 101,6 мм; ход поршня – 114,3 мм.
- Номинальное число оборотов коленчатого вала – 1800 об/мин.
- Степень сжатия – 7,0.
- Средний расход топлива – 40 килограммов за час.
Трансмиссия КТ-12
Механическая трансмиссия трелёвочного трактора КТ-12 состояла из 2х-дискового сцепления сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), пятиступенчатой коробки передач (без синхронизаторов), вала соединительного (полужёсткий тип, с зубчатыми муфтами), одноступенчатой главной передачи, которая состояла из пары прямозубых конических шестерён, и 2-х одноступенчатых бортовых передач с ленточными тормозами (механизмы поворота).
Соединительному валу с зубчатыми муфтами не требовалась повышенная точности при центровке коробки передач с главной передачей. Механизмы поворота трактора обеспечивали его поворот на месте с самым минимальным радиусом, который был равен ширине колеи спецмашины, что составляло 3,1 метра.
Особенности конструкции
Гусеничные движители трактора КТ-12 были четырёхкатковыми, и состояли из мелкозвенчатых гусеничных цепей цевочного зацепления с открытым шарниром, четырёх одинарных катков диаметром по 545 мм, направляющего колеса (сдвоенного, расположенного спереди, с винтовым механизмом натяжения гусеницы), сдвоенного зубчатого венца и сдвоенного ведущего колеса, расположенного сзади, также с зубчатыми венцами.
Каждая из гусеничных цепей состояла из 71 трака 34-сантиметровой ширины с направляющими гребнями и развитыми грунтозацепами. Соединительные пальцы траков гусениц были вставлены в проушины траков со стороны корпуса трактора и держались на месте без шплинтовки при помощи отбойного бруса, который был закреплён на корпусе в его кормовой части. Поскольку применялись съёмные зубчатые венцы как на направляющем, так и на ведущем колёсах, гусеница надёжно удерживалась на своём штатном месте при выполнении поворотов трактором.
Подвеска была зависимой, рессорно-балансирного типа. Каждая из пар опорных катков объединялась в балансирную тележку с пружинным элементом в виде продольно расположенных полуэллиптических рессор. Амортизаторы как на передних, так и на задних узлах подвески трактора КТ-12 не устанавливались.
В целом, конструкция ходовой системы трактора-трелёвочника была позаимствована у трофейного германского артиллерийского тягача RSO («Raupen-schlepper Ost») от компании «Штайр-Даймлер-Пух». Она отличалась катками внушительного диаметра и балансирной подвеской, что позволяло увеличить дорожный просвет и приподнимать подшипниковые узлы катков от поверхности земли.
Чтобы не допускать повреждения трактора от пней и валежника, днище его сделано сплошным и закрытым. Ходовая часть отличается ширококолейностью, дающей поперечную устойчивость технике. Отличная проходимость трактора КТ-12 и его маневренность обуславливалась мелким звеном гусянки, с большим количеством траков.
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, с напряжением в бортовой сети 12 Вольт и с «массой» на корпусе спецмашины. В качестве источников электрической энергии применялись генератор постоянного тока ГА-08 мощностью 190 Ватт (0,258 л. с.) и две стартерные 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-98, соединенные последовательным образом. В составе светотехника трактора-трелёвочника КТ-12 были две фары, установленные в передней части кабины; прожектор, установленный сзади на крыше и плафон внутри кабины. Система зажигания двигателя была батарейной.
Массовые и габаритные показатели у данного трелёвочного трактора были сравнительно скромными. Это позволяло ему без проблем проезжать даже по мостам из дерева, легко преодолевать различный рельеф местности, а также вписываться в её складки и маскироваться. Данные особенности имели немалое значение в случае применения трактора в качестве тягача или гусеничной эвакуационной машины для вооружённых сил.
Кабина и рабочее оборудование КТ-12
Кабина у трелёвочного трактора КТ-12 деревянная, на металлическом каркасе, двухместная, закрытого типа, размещённая спереди, над двигателем. Этакое расположение позволяет механизатору иметь лучший обзор при движении техники, рабочее же оборудование всё выведено за кабину. В передней части корпуса кабины были смонтированы две фары, а сзади, на её крыше — прожектор.
Лебёдкой трактор-трелёвочник КТ-12 оснащался однобарабанной, реверсивной. Она применялась в основном для подтягивания хлыстов древесины. Однако в случаях необходимости её можно было задействовать и для эвакуации техники, которая использовалась на лесозаготовках. В составе погрузочного устройства трактора КТ-12 также коник неподвижный (оборудованный вращающимися роликами) и стальной щит откидной шарнирный, расположенный в наклонном виде.
Лебёдка развивала тяговое усилие на крюке 45 кН (3500 кгс), была снабжена червячным редуктором, чтобы приводить в действие барабан с тросом длиною в 40 метров, и привод от трансмиссии трактора при работающем двигателе.
Некоторые технические характеристики КТ-12 в цифрах
- Масса трактора в заправленном состоянии – 5 800 кг.
- Класс тяги – ЗО кН.
- Усилие тяговое – 3 100 кг.
- Габаритные размеры: длина – 4 505 мм, ширина – 1 900 мм, высота (по кабине) – 2 405 мм.
- Дорожный просвет – 540 мм.
- Минимальный радиус поворота – 3,1 метра.
- Напряжение бортовой сети – 12 Вольт, генератор постоянного тока ГА-08 – 190 Вт, аккумуляторные батареи 3-СТ-98 – 6 Вольт.
- Тяговое усилие на крюке – 45 кН / 3 500 кгс.
- Длина металлического троса лебёдки – 40 метров.
- Угол преодолевания уклонов – 30 градусов.
- Допустимый боковой крен – 20 градусов.
- Удельное давление на грунт – 0,039 МПа.
Трелёвочники КТ-12 в деле
Проходимость данного трактора была очень хорошей для такого типа спецмашин. Он мог преодолевать с полной загрузкой крутые подъёмы на сухом твердом грунте крутизной до 30-ти градусов, рвы шириною до 1,1 метра, эскарп с высотой стенки 0,6 метра, брод с твёрдым грунтом глубиной до 1,0 метра и двигаться по косогору с боковым креном до 20-ти градусов.
Среднее удельное давление на грунт было достаточно небольшим – 0,039 МПа (0,39 кгс/см2), что позволяло трактору с уверенностью передвигаться по слабым грунтам, а дорожный просвет в 540 мм позволял без особенного труда преодолевать вертикальные профильные препятствия – большие камни, пни и тому подобное. Кстати, не лишним будет заметить, что по последним 2-м показателям трелёвочный трактор КТ-12 даже превосходил славившийся отличной проходимостью знаменитый танк Т-34.
По официальным цифрам, применение тракторов-трелёвочников КТ-12 и лебёдок для трелёвки леса ТЛ-З повысило уровень механизации трелёвки с 5,6 процентов в 1940 году до 29 процентов к 1950 году. За создание данной модели специального трактора для трелёвки леса группа конструкторов Кировского завода, во главе со знаменитым изобретателем танков Котиным, была удостоена высоких званий лауреатов Сталинской премии.
Снабжение дизельным топливом во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе уже стало налаживаться, а у газогенераторных механизмов всё-таки было немало существенных недостатков. Таких, как сниженная мощность мотора при работе на газе, дополнительные сложности при эксплуатации и обслуживании, фактор пожароопасности, Вот почему, сыграв важную, своевременную и позитивную роль, трелёвочные трактора КТ-12 прослужили в отечественных лесхозах сравнительно недолго.
Вряд ли до наших дней сохранились их экземпляры в действующем виде: только на постаменте или в музее. Однако до сих пор в любых лесах на просторах России, от западных её границ до Дальнего Востока, можно встретить немного необычный облик трелёвочного трактора ТДТ-55М «Онежец», который сохранил в себе многие черты неказистого «пионера трелёвки» КТ-12.
оценивших 10, оценка: 4,20 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Крутящий момент двигателя: что это такое
- Экскаватор-погрузчик New Holland B80B
- Трактор Massey Ferguson 6713: технические характеристики
- Джон Дир-9430: технические характеристики
- CLAAS открывает Центр цифровых технологий для студентов КубГАУ
- Техосмотр трактора в Гостехнадзоре
- «Лимагрен» объявила о внедрении практик корпоративной социальной ответственности
- На «Золотой осени» подписано соглашение с дилером CLAAS о реализации проекта на 350 млн рублей
- JAC Motors создала в России обособленное подразделение
- Бульдозер Т-330: технические характеристики
- Двигатель внутреннего сгорания: устройство и принцип работы
- LEXION 8700 в прямом эфире