МТЗ-1502: технические характеристики
ТРАКТОР ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКОЙ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬЮ
Беларус МТЗ-1502 – это гусеничный трактор мощностью двигателя 158 л.с., спроектированный для замены устаревших и выведенных из промышленного производства советских тракторов ДТ-75; более современная их версия. Технические характеристики МТЗ-1502 полностью отвечают современным требованиям к подобной спецтехнике. Данный трактор обладает высокой универсальностью. Его можно использовать не только в сельском хозяйстве, но и в строительстве, промышленности, жилищно-коммунальной сфере.
Трактор Беларус МТЗ-1502 пригоден для эксплуатации во всех климатических зонах. За счёт высокой проходимости, он используется для работы на равнинах, в гористой и пересечённой местности, на бездорожье и вязких грунтах. А также – в условиях ограниченной видимости (тёмное время суток, дождь и т.п.).
Предназначение
Агрегатирование с различными видами навесного и прицепного оборудования позволяет выполнять с помощью МТЗ-1502 самый широкий спектр работ. Очень популярным является вариант использования данного трактора как бульдозера, с соответствующим дополнительным оборудованием.
Поэтому, по заказу потребителя, трактор Беларус МТЗ-1502 сразу же с завода комплектуется:
- прямым отвалом с гидроперекосом,
- рыхлителем для предварительной обработки мёрзлых и уплотнённых грунтов для последующей обработки отвалом;
- поворотным отвалом, позволяющим более эффективно проводить поперечную транспортировку грунта для засыпки траншей, укладки насыпи и расчистку территории от снега, мусора, растительности;
- корчевателем для извлечения из грунта камней, пней и их транспортирования на близкие расстояния;
- ВОМ для передачи мощности двигателя и обеспечения привода рабочих органов мелиоративных и сельскохозяйственных машин;
- ЗНУ для обеспечения агрегатирования навесных, полунавесных машин и орудий;
- ТСУ, комплектуемым тяговыми крюком и брусом, для обеспечения агрегатирования прицепных и полуприцепных машин и орудий.
В целом, Беларус МТЗ-1502 предназначен для выполнения следующих промышленных работ –
- перемещения грунтов I и II категории (с предварительным рыхлением мерзлых и уплотненных грунтов),
- рытья и засыпки траншей, возведения насыпей, перемещения щебня и других сыпучих материалов в дорожном, промышленном и жилищном строительстве, в агрегате с прямым отвалом с гидроперекосом и рыхлителем,
- рыхления мёрзлых и уплотнённых грунтов в агрегате с рыхлителем;
- перемещения насыпных материалов, засыпания траншей, разработки лёгких грунтов, проведения планировочных и других работ в агрегате с поворотным отвалом;
- для корчёвки и перемещения пней или крупных камней массой до 1 т за пределы участка или полосы, в агрегате с корчевателем;
- выполнения транспортных работ с прицепами или полуприцепами на слабых и влажных грунтах,
- работы на слабых и влажных грунтах в составе МТА с любыми навесными, полунавесными, мелиоративными, сельскохозяйственными и другими машинами и орудиями, требующими мощность трактора не более 93 кВт (128 л.с.), тяговый класс – не более 4-го, и другими техническими характеристиками, которые в части агрегатируемости сопоставимы с характеристиками трактора МТЗ-1502.
Особенности устройства
Тип трактора: гусеничный, с задним расположением ведущих колёс. Гусеница: металлическая, с РМШ. Ширина составляет 500±4 мм, либо 600±4 мм.
Остовом трактора служит цельная рама, на которой на четырёх резинометаллических амортизаторах установлен силовой агрегат МТЗ-1502: двигатель, корпус сцепления, коробка переключения передач и механизм поворота, образующие все вместе единый блок.
В корпусе сцепления расположены приводы независимого вала отбора мощности и насосов гидросистем трактора и коробки передач, а на корпусе – редуктор насоса ГСП, насос гидросистемы трактора.
Ходовая система поддерживает остов трактора Беларус МТЗ-1502 и преобразует крутящий момент, поступивший на ведущие колёса, в поступательное движение трактора.
Пневмосистемой обеспечивается работа двух тормозных механизмов в режиме рабочего и стояночного тормоза, торможение прицепа по однопроводной схеме. А также она может использоваться и для других целей, где требуется энергия сжатого воздуха.
Гидросистема трактора – раздельно-агрегатная, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией жидкости, обеспечивающая работу механизмов натяжения гусениц, отвала и гидрофицированных рабочих органов агрегатируемого оборудования.
Облицовка обеспечивает защиту узлов и механизмов от посторонних предметов, загрязнений, осадков, и придаёт трактору современный, эстетичный внешний вид.
Ходовая система МТЗ-1502
Ходовая система данного трактора состоит из гусеничного движителя и подвески. Подвеска соединяет раму с осями опорных катков и обеспечивает необходимую плавность хода трактора.
Подвеска торсионная, балансирная, включает в себя четыре двухбалансирные и две однобалансирные каретки с торсионами. Каретки имеют ограничители хода катков, что исключает возможность закручивания цапф и торсионов сверх предельного.
Гусеничный движитель состоит из двух гусениц, двух ведущих колёс, четырёх поддерживающих и двадцати опорных катков, двух механизмов натяжения и двух направляющих колёс.
Каждая гусеница состоит из 62-х траков, соединённых между собой через резинометаллические втулки пальцами с гайками, затяжка которых обеспечивает уплотнение шарниров гусеницы по торцам втулок и увеличивает жесткость соединения.
Передача крутящего момента от ведущих колёс гусенице осуществляется посредством цевочного зацепления.
Направляющее колесо обеспечивает направление движения гусеницы и её укладку под передний опорный каток.
Механизм натяжения обеспечивает предварительное натяжение гусеницы, которое обеспечивает долговечность ее работы, а также компенсирует длину обвода при попадании в движитель посторонних предметов, предотвращая резкое натяжение гусеницы, и, как следствие, выход из строя ходовой системы или конечной передачи.
Механизм натяжения также снижает динамические нагрузки, действующие на трактор при наезде на препятствие. Механизм натяжения расположен внутри рамы, что исключает внешнее механическое воздействие.
Двигатель трактора МТЗ-1502
На тракторе Беларус МТЗ-1502 установлен дизельный двигатель Минского моторного завода ММЗ Д-260.1 S2, соответствующий ТУ РБ 101326441.142-2004.
Тип двигателя – четырёхтактный, шестицилиндровый, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Его мощность составляет: номинальная – 116 кВт; эксплуатационная – 111±2 кВт.
Частота вращения коленчатого вала составляет: номинальная 2100 мин-1; минимальная устойчивая холостого хода – 800 мин-1; максимальная холостого хода – 2270 мин-1.
Удельный расход дизтоплива при эксплуатационной мощности равен 249 г/(кВт ч) Допускаемое отклонение удельного расхода дизтоплива ±3%. Удельный расход масла на угар – 0,2 г/(кВт ч).
Система охлаждения двигателя – закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение двумя клиновыми ремнями от шкива коленчатого вала. Для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат два термостата, установленных на линии нагнетания.
Система смазки – комбинированная (часть деталей смазывается под давлением, часть – разбрызгиванием). Она состоит из масляного картера, масляного насоса, жидкостно-масляного теплообменника, центробежного фильтра и масляного неразборного полнопоточного фильтра с бумажным фильтрующим элементом.
Установленный жидкостно-масляный теплообменник обеспечивает скорейшее достижение оптимальной температуры масла в системе смазки двигателя и поддержание её на необходимом уровне в процессе работы.
Система питания состоит из воздухоподводящего тракта, выпускного коллектора и топливной системы.
Воздухоподводящий тракт состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, охладителя наддувочного воздуха, впускного коллектора и патрубков, соединяющих данные элементы.
Воздухоочиститель сухого типа очищает всасываемый в цилиндры воздух тремя ступенями очистки:
– первая – инерционная очистка воздуха моноциклоном за счет центробежных сил, возникающих при спиралевидном вращении воздуха относительно
оси корпуса;
– вторая и третья – сухая очистка основным и контрольным бумажными
фильтрующими элементами.
Для сигнализации засоренности воздухоочистителя в зоне воздухоподводящего тракта установлен датчик, срабатывающий на разрежение и передающий сигнал к блоку контрольных ламп.
Топливо к двигателю поступает от двух топливных баков через кран топливной системы, фильтры грубой и тонкой очистки.
Пуск двигателя осуществляется стартером. Для облегчения уверенного пуска в условиях низких температур окружающей среды для разогрева воздуха установлены свечи накаливания.
Контроль за работой двигателя осуществляется по комбинации приборов и комбинированному индикатору.
Трансмиссия МТЗ-1502
При нажатии на педаль сцепления, рабочая жидкость из главного цилиндра поступает через трубопровод и рукав в рабочий цилиндр.
Толкатель рабочего цилиндра воздействует через гидроусилитель и тягу на рычаг, связанный через валик с отводкой сцепления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.
Гидроусилитель предназначен для снижения усилия на педали в процессе выключения сцепления, обладает следящим действием и создает дополнительное усилие, пропорционально воздействию на его рабочий цилиндр.
При отпускании педаль и рычаг возвращаются в исходное положение под действием пружин.
Коробка переключения передач – механическая, ступенчатая, диапазонная, с шестернями постоянного зацепления, обеспечивающая переключение четырех передач внутри двух диапазонов переднего и одного диапазона заднего хода (восемь передач переднего и две передачи заднего хода).
Коробка передач трактора оборудована автономной гидросистемой, обеспечивающей смазку и охлаждение узлов КП, а также редуктора насоса ГСП, узлов механизма поворота и тормозных механизмов.
Механизм поворота, управляемый, распределяет поток мощности от коробки передач на правый и левый борт трактора, обеспечивает прямолинейное движение, бесступенчатый плавный поворот на любой передаче и разворот на месте.
ГСП управляет механизмом поворота посредством передачи дополнительного потока мощности от двигателя, и позволяет управлять тяжёлым трактором при помощи рулевого колеса.
Задний мост, установленный жёстко на раме, воспринимает крутящий момент от механизма поворота через два карданных вала, и передаёт его через зубчатые муфты конечным передачам. Третий карданный вал передаёт крутящий момент на вал, обеспечивающий привод вала отбора мощности (устанавливается при комплектации ВОМ по заказу) и насоса автономной гидросистемы заднего моста, обеспечивающего охлаждение подшипников двух ведущих вал-шестерен и включение, выключение ВОМ.
Конечные передачи, состоящие из пары цилиндрических шестерен, передают крутящий момент к ведущим колёсам ходовой системы
Число передач (переднего хода / заднего хода) – 8/4.
Номинальное тяговое усилие равно 40 кН. Наибольшая скорость движения при номинальном тяговом усилии составляет 5,4 км/час.
Гидросистема и пневмосистема
Тип гидросистемы – раздельно-агрегатная, с разомкнутой циркуляцией и полнопоточной фильтрацией рабочей жидкости. Насос шестерённый: НШ 40Д-4. Гидрораспределитель: HC-EX38/5 (60131079LR), Hydrocontrol, Италия.
Количество независимых гидровыводов: две пары. Номинальное давление – 12 МПа. Давление настройки предохранительного клапана: 14±1 МПа. Давление настройки клапана натяжения гусениц – 8 МПа.
Рабочее давление воздуха в пневматической системе: 0,65–0,80 МПа. Наибольшее падение давления воздуха в течение (30±1) мин при исходном положении педалей рабочего и рычага стояночного тормозов – 0,20 МПа.
Механизм поворота
В механизме поворота установлены два суммирующих трехзвенных планетарных дифференциала, состоящих из водила, трёх сателлитов, эпицикла, солнечной шестерни, распределяющие под управлением гидромотора на карданные валы поток мощности, поступивший на входную шестерню от коробки передач.
При прямолинейном движении трактора гидромотор, управляемый ГСП, заторможен и вместе с ним заторможены солнечные шестерни, поэтому эпициклы передают через сателлиты на водила одинаковые по величине и направлению крутящие моменты.
При повороте трактора часть мощности двигателя через гидромотор передается на солнечные шестерни суммирующих дифференциалов, которые начинают вращаться с одинаковой скоростью, но в противоположных направлениях. Дифференциалы суммируют поступившие на их эпициклы и солнечные шестерни частоты вращений, в результате водила вращаются с различной частотой. Величина радиуса поворота трактора зависит от включенной передачи, производительности основного насоса ГСП (регулируется поворотом рулевого колеса) и сопротивления движению трактора.
Шестерня входит в состав отключаемого привода, предусмотренного для отсоединения гидромотора от механизма поворота для осуществления поворотов трактора при буксировке или потере работоспособности ГСП, управляемого рычагом.
Кабина Беларус МТЗ-1502
Кабина у трактора Беларус МТЗ-1502 – одноместная, с защитным жёстким каркасом, термошумовиброизолированная, установленная на раму через четыре резиновых виброизолятора.
Данная кабина соответствует современным тенденциям обеспечения комфортными условиями работы механизатора. Благоприятный микроклимат поддерживается климатической установкой или отопителем (по отдельному заказу потребителя). Для более эффективной работы климатической установки или отопителя по заказу потребителя в кабине МТЗ-1502 устанавливаются рециркуляционные заслонки.
Климатическая установка – модели МТ 81 00 000. Хладопроизводительность – 6,4 кВт. Теплопроизводительность – 8,7 кВт. Хладагент – R134а, газононеразрушающий. Компрессор – SANDEN 7H15.
Некоторые технические характеристики в цифрах
Скорости движения, км/час:
- переднего хода (наименьшая / наибольшая) 2,2/14,9;
- заднего хода (наименьшая / наибольшая) 3,1/7,1
Габаритные размеры в транспортном положении, мм:
- длина 6250±100;
- ширина по гусенице 2100±50 или 2300±502;
- высота по кабине 2950±50.
- База – 2400±30 мм.
- Размер колеи – 1600 мм или 1700 мм.
- Дорожный просвет – как минимум 360 мм.
- Наименьший радиус поворота – 2 м.
- Наибольшие преодолеваемые препятствия: угол подъёма и спуска 20º, угол бокового крена 12º.
- Глубина преодолеваемого брода – 0,8 метра.
- Масса трактора (без рабочего оборудования): конструкционная (сухая) – 12325 кг, или 12845 кг; эксплуатационная – 12760 кг или 13280 кг; эксплуатационная максимально разрешённая – 13760 кг или 14280 кг.
- Удельная конструкционная масса – не более 106 кг.
- Номинальное электронапряжение: генератора – 14 Вольт, системы пуска двигателя – 24 Вольт.
- Наибольшее из средних давлений гусеничных движителей на грунт: 51 или 44,92 кПа.
Рабочее оборудование трактора Беларус МТЗ-1502
В составе рабочего оборудования:
- Прямой отвал с гидроперекосом. Его масса равна 1130 кг, а габаритные размеры таковы: ширина 2916 мм, высота 1175 мм, высота подъёма – не менее 610 мм, заглубление – не менее 400 мм.
- Поворотный отвал. Масса 1735 кг. Габаритные размеры: ширина 3610 мм, высота 1070 мм, высота подъёма – не менее 860 мм, заглубление – не менее 290 мм.
- Корчеватель. Масса 1368 кг. Габаритные размеры: ширина 2510 мм, высота 1650 мм. Заглубление – не менее 450 мм.
- Рыхлитель. Однозубого типа. Масса 541 кг. Высота (габаритный размер) – не более 1635 мм. Высота подъёма – не менее 405 мм. Заглубление – не менее 540 мм.
- Вал отбора мощности. Независимый, четырёхскоростной, с номинальными частотами вращения: 540, 750, 1000, и 1400 об/мин. Направление вращения: по часовой стрелке (со стороны торца хвостовика).
- Тягово-сцепное устройство. Тяговый брус: тип ТСУ-1-Ж. Максимальная вертикальная нагрузка – 16 кН. Расстояние от торца ВОМ до оси присоединительного пальца – 500±10 мм. Расстояние от опорной поверхности до точки сцепки – 370±10 мм. Номинальный диаметр присоединительного пальца – 30 мм. Номинальная высота зева вилки – 65 мм. Номинальная глубина зева вилки от оси шкворня – 70 мм.
- Тяговый крюк: тип ТСУ-3-К. Максимальная вертикальная нагрузка – 18 кН. Расстояние от опорной поверхности до горизонтальной оси зева крюка – от 445 до 940 мм, ступенчато с шагом 65 мм. Расстояние от торца ВОМ до оси крюка – 415±10 мм. Номинальный диаметр рога крюка – 65 мм. Номинальный диаметр отверстия в зеве крюка – 48 мм.
- Жёстко закреплённая скоба. Вертикальная нагрузка – не более 19 кН. Расстояние от опорной поверхности до точки сцепки – 580 мм. Номинальный диаметр присоединительного пальца – 50 мм. Номинальная высота зева вилки – 90 мм. Номинальная глубина зева вилки от оси шкворня – 90 мм.
Номинальная грузоподъёмность, при расположении центра тяжести груза на расстоянии (610±10) мм от оси подвеса – 5900 кг.
Уровень звука внешнего шума трактора не превышает 88 дБА, а уровень звука на рабочем месте оператора при закрытых окнах, дверях и люке не превышает 86 дБА. По уровню общей и локальной вибрации данный трактор не относится к виброопасным машинам.
оценивших 344, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
CLAAS: трактор XERION установил мировой рекорд в сегменте полноприводных машин
Трактор К-710: технические характеристики
CLAAS: Гибридная система обмолота и сепарации отмечает свое 25-летие
Отгрузки комбайнов TUCANO выросли более чем в два раза
Shantui SD16: технические характеристики
Организаторы выставки АГРОСАЛОН встретились с компаниями
ЗМЗ-405: технические характеристики
Секреты успешного овощеводства «Колнаг» на АГРОСАЛОН
9-я Международная специализированная выставка АГРОСАЛОН 2022
ЗМЗ-514 (дизель): технические характеристики
Итоги 9-й Международной специализированной выставки АГРОСАЛОН 2022
CLAAS расширяет стандартную комплектацию тракторов ARION и NEXOS