БАТ-2: технические характеристики
Проложит дорогу даже там, где её в принципе быть не может
Инженерный танк – путепрокладчик БАТ-2 представляет собой многоцелевой военный бульдозер, созданный на базе тяжёлого многоцелевого артиллерийского тягача МТ-Т. БАТ-2 выпускался в 1980-х / начале 1990-х гг., поставлялся в инженерные и железнодорожные войска Советской Армии, а также в войска гражданской обороны СССР. Своим необычным узнаваемым видом БАТ-2 обязан бульдозерному отвалу. В транспортном положении, для переездов и транспортировки, его отвал поднимается вверх и становится похожим на странный колоссальный молот.
1. Предназначение и эксплуатация этой тяжёлой спецмашины
2. Описание конструкции путепрокладчика
3. Корпус и кабина
4. Ходовая часть
5. Двигатель БАТ-2
6. Бульдозерное рабочее оборудование
7. Рыхлительное оборудование путепрокладчика БАТ-2
8. Крановое оборудование
9. Электрооборудование БАТ-2
10. Гидравлическое оборудование
11. Технические характеристики БАТ-2 в цифрах
Предназначение и эксплуатация этой тяжёлой спецмашины
Тяжёлые путепрокладчики БАТ-2 предназначены для использования в целях перемещения больших объёмов грунта – при устройстве переездов через овраги и рвы; спусков к переправам. Они способны быстро расчистить маршруты движения от кустарников, деревьев и пней, камней, снега и других препятствий; проделать проходы в завалах, в лесных чащах и в развалинах зданий; обустроить для войсковых колонн дорогу там, где её никогда на свете не было.
Также инженерные танки БАТ-2 применимы для укладки массивных бетонных блоков дорожно-мостовых конструкций; для отрывания котлованов, окапывания и самоокапывания техники; для обустройства проходов в той местности, которая была заражена радиоактивными и (или) отравляющими веществами.
Эта тяжёлая спецмашина была создана в качестве замены устаревших путепрокладчиков прежнего поколения, модели БАТ-М.
Описание конструкции путепрокладчика
Основные части данного инженерного танка – это базовая машина (тягач МТ-Т, или «изделие 454») и устанавливаемое на ней рабочее оборудование. В его состав входят оборудование бульдозерное, рыхлительное и крановое, а также механизм отбора мощности, гидравлический привод и электрическое оборудование.
Корпус и кабина
Путепрокладчик БАТ-2 построен на базе цельносварного коробчатого корпуса. Для доступа к агрегатам спецмашины (при техобслуживании и ремонте) в её крыше и днище предусмотрены люки. В передней части корпуса размещена кабина. Её поверхности (как внутренняя, так и внешняя) обшиты. Между обшивкой и корпусом находятся специальные профили и изолирующие материалы. Поэтому кабина БАТ-2 является полностью герметичной. Непосредственно в кабине размещаются два члена экипажа, а также имеются дополнительные места для шестерых человек инженерно-сапёрного отделения.
Подобные БАТ-2 задачи способна успешно решать инженерная машина разграждения ИМР-2, которая может работать и в качестве путепрокладчика. Однако при этом она значительно дороже стоит.
Ходовая часть
Шасси путепрокладчика БАТ-2 создано на базе тягача МТ-Т – с использованием среднего танка Т-64. Основные элементы ходовой части тяжёлой спецмашины БАТ-2 совпадают с этими базовыми изделиями. Конструкция ходовой части является заднемоторной. Её ведущие колёса также размещены сзади. Главного фрикциона и планетарного механизма поворота у машины нет, вместо них установлены две бортовые коробки передач. Гусеничный движитель оборудован резинометаллическими шарнирами.
Двигатель БАТ-2
Инженерные спецмашины БАТ-2 оборудовались дизельными двигателями В-46-4. Это четырёхтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с наддувом от центробежного нагнетателя. Система смесеобразования: непосредственный впрыск дизтоплива. Мощность данного мотора составляет 710 лошадиных сил (это 522 кВт). Диаметр цилиндра – 150 мм, ход поршня – 180 мм. Рабочий объём – 38,88 литров.
Бульдозерное рабочее оборудование
Бульдозерное оборудование предназначается для послойной разработки и перемещения грунтов. Тип данного оборудования – с универсальным отвалом. Располагается бульдозерное оборудование в передней части спецмашины. Её составные части – это обхватывающая рама, толкающая рама, сам бульдозерный отвал, лыжи и механизмы управления.
Бульдозерный отвал может занимать три различных положения для работы. Приведение его в каждый из этих рабочих режимов производится при помощи гидравлического оборудования.
При бульдозерном режиме крылья отвала выставляются в одну линию с его центральной частью. Данный режим используют для рытья грунта.
Для очистки от снегов и прокладывания колонного пути, бульдозерное оборудование переводится в двухотвальный режим.
В режиме грейдерном крылья отвала выставляют в ряд, наискосок в одну из сторон – в целях формирования кювета или серповидного поворота дороги. Для создания постоянной глубины, перед отвалом устанавливается специальная «лыжа», которая копирует особенности рельефа местности.
Обхватывающая рама предназначается для передачи энергии усилия от корпуса спецмашины на толкательную раму. Она имеет П–образную форму и составлена из двух боковых продольных брусьев, которые соединены в передней части корпуса машины поперечной балкой, плюс двух упорных кронштейнов.
Рама толкательная предназначается для передачи усилий, которые возникают при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикреплённые к ней все основные части бульдозерного оборудования. Толкательная рама представляет собою сварную конструкцию коробчатого сечения, сделанную в виде арки.
Бульдозерным отвалом производится послойное срезание и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала являются левое и правое крыло, а также центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковы по своему строению и представляют собою сварную металлоконструкцию.
Лыжа предназначается для регулировки толщины срезаемых слоёв грунта при путепрокладочном положении крыльев отвала. Ею воспринимаются вертикальные нагрузки, которые возникают в ходе разработки грунтов, что частично разгружает гидроцилиндры подъёмного механизма. При передвижении спецмашины вперёд лыжей копируется поверхность местности, с приподнятием или опусканием отвала, поддерживается постоянная толщина срезаемого грунта. Лыжа прикреплена к центральной части отвала и вынесена вперёд. Основными частями лыжи являются кронштейн, опора, цепь и гидравлический цилиндр.
Механизмы управления предназначаются для перемены положения бульдозерного оборудования. В состав механизмов управления входят: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъёма бульдозерного оборудования. В транспортном положении бульдозерное оборудование можно зафиксировать двумя пальцами, путем присоединения балки к корпусу тяжёлой спецмашины, а также двумя винтовыми штангами, соединяющими корпус машины с качающимися стойками. Управление бульдозерным оборудованием производится с пультов управления.
Рыхлительное оборудование путепрокладчика БАТ-2
Оборудование разрыхлительное установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения. Оно предназначается для разрыхления особенно твёрдых и мерзлых верхних слоёв почв. Рабочий элемент рыхлительного оборудования составлен из стойки, наконечника и деталей крепления. Несущим элементом является стойка.
Наконечник, имеющий износоустойчивую наплавку, является переменной частью, которая непосредственно производит отделение и разрушение твёрдых грунтов при передвижениях путепрокладчика.
Привод перемещения рабочего элемента – это параллелограммная конструкция, состоящая из 2-х верхних тяг, рамы, корпуса и 2-х гидравлических цилиндров. Параллелограммной конструкцией обеспечивается постоянный угол резания, вне зависимости от величины заглубления рабочего элемента в грунт. Разрыхление твёрдых и мёрзлых грунтов производится на задней передаче, с задействованием реверса вперёд. Рабочим элементом нарезается несколько продольных борозд на глубину в половину метра, и с расстоянием между ними в 0,7-0,9 метра. При необходимости нарезаются также поперечные борозды, под углами в 50-60 градусов к бороздам продольным.
Крановое оборудование
Крановое оборудование БАТ-2 предназначается для механизации погрузочно-разгрузочных работ. Его наибольшая грузоподъёмность на всех вылетах стрелы составляет две тонны. Максимальный вылет крюка равняется 7,37 м. Высота подъёма крюка – 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы – 5 м.
Основными частями кранового оборудования являются: устройство опорно-поворотное, крановая стрела, механизм поворота, лебёдка грузовая, гидроцилиндр перемены вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудование.
Опорно-поворотное устройство предназначается для крепления кранового оборудования к корпусу спецмашины и передачи статических и динамических нагрузок, которые возникают при работе механизмов. Основные части опорно-поворотного устройства – это основа, опорный подшипник и поворотная платформа.
Крановая стрела предназначается для крепления механизмов и передачи происходящих от перемещений грузов усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из отдельных секций – постоянно неподвижной и выдвижной. Может поворачиваться в все стороны, на все 360 градусов. Механизм поворота выполняет эти манипуляции крановым оборудованием относительно вертикальной оси и его остановки в требуемых положениях. Установлен он сверху на поворотной платформе. В него входят гидромотор, червячный редуктор, стакан, ведомая шестерня и тормоз.
Механизмы безопасности предназначаются для гарантирования безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся: ограничитель грузоподъёмности, а также ограничитель высоты подъёма крюка.
Электрооборудование БАТ-2
Электрооборудование машины предназначается для дистанционного управления работой гидравлического привода, обеспечения работы приборов безопасности, сигнализации, освещения. В составе данного электрооборудования – блок аппаратуры, электрооборудование гидропанели, соединительные платы, вращающееся контактное устройство, концевые переключатели ограничителя грузоподъёмности и ограничителя высоты подъёма крюковой обоймы, подсветка, розетки, крышка, выносной пульт.
Гидравлическое оборудование
Механизм отбора мощности предназначается для привода гидронасосов. Он смонтирован слева, на средней части корпуса базовой машины и составлен из привода редуктора и редуктора гидронасосов. Привод редуктора выполняет роль связующего звена между редуктором лебёдки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебёдки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.
Редуктор гидронасосов представляет собою шестерёнчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления. Он предназначается для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности к гидронасосам. На редукторе установлены 2 гидронасоса модели 210.25 и ещё два – 210.16. Корпус у редуктора является разборным.
В самом редукторе установлен шестерёнчатый насос НШ-10Е3, обеспечивающий подачу масла для подключения фрикционной муфты. Подача масла производится через систему клапанов, размещённых в крышке, в полость под поршень, который установлен в барабане сжимающего диски фрикциона. Сжатием дисков производится соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, объединённого с зубчатым колесом. Оно передаёт крутящий момент на валы гидронасосов.
Гидравлический привод предназначается для управления всем рабочим оборудованием – бульдозерным, разрыхлительным и крановым. С помощью гидропривода осуществляется заглубления и выглубления отвала, перевод оборудования бульдозерного и разрыхлительного оборудования, а также лыжи в рабочее либо в транспортное положение, перекосы отвала, фиксация его крыльев в разнообразных рабочих положениях, подъёмы или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебёдки кранового оборудования.
Основные части гидропривода – это гидробак, два гидронасоса 210.25 и два гидронасоса 210.16, три гидравлические панели, 2 гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, 2 гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, 2 гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, 2 гидравлических цилиндра подъёма бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.
Технические характеристики БАТ-2 в цифрах
- Боевая масса: 39700 кг.
- Экипаж: 2 + 6 человек.
- Габаритные размеры: длина корпуса машины – 9640 мм, её ширина – 4000 мм, высота – 3690 мм.
- Ширина колеи – 2730 мм.
- Дорожный просвет – 425 мм.
- Максимальная скорость по шоссе – 60 км/час.
- Максимальная скорость по пересечённой местности и грунтовым дорогам – 28…35 км/час.
- Запас хода по шоссе – 500 км.
- Техническая производительность при прокладке колонных путей: по пересечённой местности – 6-8 км/час; через кустарники и мелколесье – 2-3 км/час; по снежной целине – 8-15 км/час; через лесные и каменные завалы – 0,2 км/час.
- Техническая производительность при планировке местности, обустройстве спусков, засыпке воронок и рвов – 350-400 м3 / ч.
- Периодичность технического обслуживания, моточасов: – ЕТО 1,5-2 – ТО-1 100 – ТО-2 300.
- Трудоёмкость технического обслуживания, человеко / час: – ТО-1 16-21 – ТО-2 29-30.
- Расход дизтоплива: 275-300 литров на 100 км пробега; 80-100 литров за 1 час работы двигателя.
- Глубина рыхления: не менее 0,5 м.
- Грузоподъёмность кранового оборудования – 2 тонны.
- Максимальный вылет крюка – 7,37 м.
- Высота подъёма крюка – 7,42 м.
- Глубина опускания от опорной поверхности гусеницы – 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка гусенице сбоку – 5,76 м, к стойке разрыхляя оборудования – 3 м , к балке при транспортном положении бульдозерного оборудования – 3,04 м.
- Скорость подъёма и опускания грузов – 0,196-0,04 м/с.
- Тяговое усилие лебёдки – 25 тс.
- Ширина отвала в положении путепрокладчика – 4000 мм, в бульдозерном – 4570 мм, в грейдерном положении – 4300 мм.
- Высота отвала – 1200 мм.
- Размер углубления – 0,450 м, подъёма – 3700 мм.
- Угол перекоса отвала – до 10-ти градусов.
- Удельное давление на грунт – 0,8 кг/см².
оценивших 10, оценка: 4,40 из 5
Смотрите также статьи по теме
- John Deere E380LC стал экскаватором года на конкурсе «Инновации в строительной технике»
- Hitachi ZX 330: технические характеристики
- Кормораздатчик РКТ-10
- Трактор Агромаш 85ТК: отзывы владельцев
- Тяговый класс тракторов: таблица
- Двигатель Д-240: технические характеристики
- Winnum Platform. Цифровой двойник в IIoT
- CLAAS расширяет модельный ряд жаток ORBIS
- Бульдозер Т-330: технические характеристики
- ЗMЗ-406: технические характеристики
- ЛТЗ 155: технические характеристики
- Bobcat S650: технические характеристики